Файл: Методичка - ПсихПедПрактика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.05.2024

Просмотров: 390

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Ф.З. Сиафетдинова

Оглавление

Введение

I. Основные требования к организации психолого-педагогической практики.

Формирование профессиональной психолого-педагогической компетентности

1.1. Способности к конструктивной деятельности выражаются в умении:

1.2. Профессиональная коммуникативность формируется посредством:

1.3. Организаторские способности складываются из умения:

1.4. Развитие научно-исследовательских навыков происходит в процессе:

1.5. Функции методиста по педагогике и психологии заключаются в следующей деятельности:

II. Психолого-педагогическое содержание, методы, формы психолого-педагогической практики

2.1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой школы

2.2. Изучение

2.3. Воспитательная работа в классе в качестве помощника классного руководителя проводится следующим образом:

2.4. Выполнение методической и исследовательской работы:

III. Система психолого-педагогических заданий

V. В помощь студенту-практиканту

5.1. Схема психолого-педагогического анализа урока.

5.2. Схема психолого-педагогической характеристики личности ученика.

4. Общественная деятельность и активность.

5. Направленность личности учащегося и специальные способности.

6. Дисциплинированность.

5.3. Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива.

3. Содержание и характер коллективной деятельности:

Краткие методические указания по изучению коллектива класса.

5.4. Структура плана воспитательной работы классного руководителя.

1. Титульный лист:

2. На второй странице отражаются:

5.5. Примерная тематика и формы организации внеклассных воспитательных мероприятий.

2. Эстетическое воспитание.

3. Трудовое воспитание.

Рекомендации к подготовке внеклассного мероприятия.

5.7. Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия и его оценка.

5.8. Примерный план-конспект урока биологии в 11 классе с решением воспитательных задач*

5.9. Примеры педагогических ситуаций, возникающих на уроке или вне его и рекомендации к их анализу.

5.10. Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания.

5.11. Рекомендации по работе с учащимися, имеющими девиантное поведение.

2. Вопросы для беседы с трудным учеником:

5.12. Типичные ошибки студента – практиканта

5.13. Рекомендации по самоконтролю и самоанализу психолого-педагогической деятельности.

5.14. Карточка учета сформированности профессионально-значимых качеств личности студента.

5.15. Обсуждаем итоги педагогической практики.

Приложение 1. Методики психологического исследования личности учащегося

Исследование особенностей мышления по методу пм Равена

Соответствие баллов коэффициенту интеллекта (iq) по методу пм Равенна

Распределение количественного показателя

Здоровье Счастье Ум Характер Удача Семейное Учеба

1.8. Опросник «Акцент 2-90»

1.9. Проективная методика «Рисунок человека»

1.10. Проективная методика «Несуществующее животное»,

1.11. Проективная методика «Дерево-тест»

Список показателей компьютерного варианта интерпретации Дерева- теста.

1.12. Тест выбора цвета (м. Люшер)

Психологическое значение цвета.

1.13. Методика «Ценностные ориентации» (м.Рокич) Приложение 2. Методики психологического исследования коллектива учащихся

2.1. Опросник д.Кейрси

Опросник кейерси

2.2. Тест с.Розенцвейга

2. Тревожность:

3.2. Методика исследования «Незаконченные предложения»(Сакс и Леви)

Приложение 4. Классификация психологического инструментария

Выбор данного метода психодиагностического исследования обусловлен, во-первых, необходимостью отслеживания эмоционального состояния клиента; во-вторых, данными, под­тверждающие гипотезу, о чувствительности теста к малейшим изменениям актуального состояния и может быть полезен для изучения лич­ностных особенностей и, в-третьих, тем, что два основных психологи­ческих измерения: активность - пассив­ность и гетерономность - автономность (см. табл.1), используемые в разработанной М. Люшером теории личности помогают определять характер динамики движения основных и дополнительных цветов в предпочитаемых позициях и на бессознательном уровне. Устойчивость основных цветов на предпочитаемых и/или игнорируемых позициях, соответственно могут нести информацию об экзистенциальных проблемах либо о наличии патологических факторов, что может служить прогностическим показателем для выбора способа психологической коррекции.

После выбора испытуемым цветовой карточки, она убирается из поля зрения испытуемого и следует продолжение инструкции: "Хорошо, а теперь выберите из оставшихся". Эта инструкция повторяется до тех пор, пока перед испытуемым не останется одна цветовая карточка.

В предлагаемом варианте методики данная процедура производится пять раз подряд, без перерыва между выборами. После этого испытуемому предлагается вспомнить самое радостное событие в своей жизни и указать на цвет, который к нему подходит из восьми представленных. После выбора цвета, просим выбрать из оставшихся, и так далее, до тех пор, пока не останется последняя цветовая карточка. Этот выбор обозначается как "+"– событие. Затем предлагаем испытуемому вспомнить самое неприятное, горестное событие в своей жизни и выбрать цвет из представленных восьми, наиболее подходящий к нему. Процедура выбора аналогична процедуре"+"события и обозначается"-" – событие. Во время исследования заполняется бланк слева направо.

Цветовые карточки предъявляются испытуемому на белом фоне. Карточки раскладываются в случайном порядке, на примерно равном удалении от испытуемого (полукругом). Требований к освещенности нет. Размеры карточек от 1,25 x1,25 см, до 5,0x7,0 см. Поверхность гладкая, матовая. Незначительные отклонения оттенков цвета в наборе от эталона не изменяют статистически значимо усредненных результатов группового обследования. Однако точно определить границы допустимых колебаний оттенков цветов не представляется возможным.


Цифровые обозначения цветов:

  1. темно-синий.

  2. зеленый (сине-зеленый или темно бирюзовый).

  3. красный (оранжево).

  4. желтый (ярко).

  5. фиолетовый (малиновый).

  6. коричневый.

  7. черный.

  1. серый (светло).

Таблица №1

Схема определения значения цветов в МВЦ Люшера.

Характеристика

Признаков

Пассивные,

ориентированны субъективно

Активные,

ориентированны объективно

Детерминированные

гетерономно-объектно

Синий

Желтый

Детерминированные

автономно-субъектно

Зеленый

Красный

Таблица № 2

п/п

Цвет

Интерпретация

Положение в начале

Положение в конце

1

Темно-синий

Культ покоя

Острая нужда в покое

2

Сине-зеленый

Чем ближе к началу, тем больше нервное напряжение

Перенапряжение нервной системы, работоспособность основана на воле

3

Оранжево-красный

Физическая активность

Пассивность, нездоровье или хроническая усталость, работоспособность основана на желании получить результат

4

Ярко желтый

Воображение, уход от проблем

Разочарование, работоспособность основана на интересе к работе

5

Лилово-

фиолетовый

Разум подменяется чувствами

6

Светло-коричневый

Физиологический дискомфорт, уход в быт, чрезмерная забота о здоровье или внешности

7

Черный

Нарастающее чувство угрозы

0

Серый

Нарастание социальной отгороженности


Психологическая интерпретация по­лученного ряда субъективного предпочте­ния цвета опирается, во-первых, на пред­положение о том, что каждому цвету при­суще определенное символическое значе­ние: синий - потребность в удовлетворенности, спокойствии, устойчивой положительной привязанности; зеленый — потребность в самоутверждении, упор­ство, настойчивость, гибкость волевых проявлений в сложных условиях; красный — потребность активно действовать и добиваться успеха, характеризует силу воли и чувство удовлетворенности к достижению цели, стремление к доминированию; желтый - потребность в перспективе, надежде на лучшее, мечты, конформность. Отвергаемые цвета могут рассматриваться как источник стресса.


Психологическое значение цвета.

"1"(первый) синий: Символизирует состояние покоя, потребность в отды­хе, расслаблении, эмоциональной стабильности, гармонии, потребность в аффилиации, определенной пассивности, сенситивности, самопожертвовании, доверии. По-видимому, можно предположить наличие интровертивного компонента в синем цвете, как потребность отнять либидо у объекта, занять пассивно-созерцательную позицию. Синий, темно-синий цвет - это символ неба. Первобытный человек мог видеть небо лишь в спокойном состоянии - лежа на спине, что соответст­вует состоянию глубокого отдыха, чувству безопасности окружения. Отсюда, по-видимому, и исходит значение синего цвета.

"2"(второй) зеленый: Символизирует победу весны над зимой, появление зеленых листьев после долгой зимы путем проявления силы. Это зеленый цвет растений, пробивающих себе путь в скалах. Зеленый цвет символизирует волевое усилие, напряжение, высокий уровень притязаний, стремление к самовыражению, власти, уверенность в себе, упорство в достижении цели, жажда жизни. Зеленый цвет выполняет защитную и регулирующую функции. Защитная функция выражается в инициации построения ряда психологических защитных механизмов: рационализации, проекции, сверхценных и доминирующих идей. Является компонентом и организатором соп­ротивления против вытесненных запретных желаний, тенденций и инстинк­тов. Это крепость, которая стоит между сознанием и подсознанием, филь­труя и распределяя тенденции, отбрасывая те, которые угрожают самооценке и адекватному образу своего "Я". Макс Люшер указывал: "Напря­женность зеленого цвета подобно плотине, за которой накапливается, не получив разрядки возбуждение". Предпочтение зеленого цвета выявляет скрупулезность, критический анализ, логическую последовательность, т.е. - "все то, что приводит к абстрактному формализму".

"3"(третий) красный: Символизирует цвет крови, плодов. Отражает потребность в спонтанной самореализации, несдерживаемой активности, стремление к самоопределению, независимости, возбуждение, ощущение полноты жизни, лидерству, успеху, желания всех благ, агрессивность. Появление красного цвета на ведущих позициях, как и всякого друго­го цвета, обусловлено неосознанными мотивами, определяющими поведенчес­кие паттерны. В соответствии с этим предположением можно предположить, что красный цвет выходит на ведущие позиции в связи со стремлением уйти от трех видов страха (Люшер):


1. Страх перед опустошенностью, ведет к потребности в привязанности и одновременно желание отторгнуть ее.

2. Страх не быть значимым, ценимым другими, потеря жизненных ориентиров, авторитета в глазах окружающих.

3. Страх перед изоляцией, страх оказаться на "обочине" жизни.

"4" (четвертый) ЖЕЛТЫЙ: Отражает потребность в социальной активности, раскован­ность, потребность видеть и ощущать перспективу, жить эмоционально насыщенной жизнью. Развита фантазия, мечтательность, относительная внушаемость, потребность в ощущении свободы и принятия референтной группой. При всей радужности надежд и устремлений за желтым цветом на ведущих позициях стоит готовность к активации психологических защит­ных механизмов, в частности – вытеснения. Проявление тенденций стоящих за желтым цветом возможно при способности эффективно устранять тревогу в основном за счет вытеснения. Однако на наш взгляд процесс вытеснения в некоторых случаях может быть вторичен по отношению к механизму регресса. По-видимому, необходимое условие проявление жизнерадостно-инфантильных тенденций желтого цвета возможно при вытеснении отрицательных сигналов исходящих от окружения, что возможно при относительной сла­бости процессов рефлексии. Рефлексичность развивается по мере созрева­ния личности и приобретения ей не только позитивного жизненного опы­та, но и негативного. Чем меньше возраст, человека в условиях психи­ческой нормы, тем меньше развита способность к рефлексии. Чтобы про­цесс вытеснения был полноценным личность должна регрессировать в своем развитии на более раннюю ступень своего психического развития и осу­ществить запуск защитного механизма вытеснения, в условиях рефлексии ослабленной регрессом. Эти стадии часто происходят быстро и незаметно для окружающих, однако регресс является социально неэффективным меха­низмом, так как он включает филогенетические формы защитных механиз­мов, которые не обеспечивают социально оптимальных форм реагирования.

"5"(пятый) фиолетовый, малиновый: Содержит в себе свойства и синего и крас­ного, объединяя "победность" красного и "капитуляцию" синего", симво­лизируя тождество, т.е. нечто в виде мистического союза, высокая степень чувствительной близости, ведущая к полному слиянию субъекта и объекта, волшебство, магия и зачарованность, стремление восхищать других, способность к интуитивному и сенситивному постижению, нереаль­ность желаний и безответственность". В этом случае можно сравнить свойства желтого цвета и фиолетового: желтый - это путь к инфантильным фантазиям, а фиолетовый - это их содержание. Нетривиальность, неор­динарность, желание быть объектом внимания, нетрадиционность поступ­ков, доверие к необычным вещам, непознанным явлениям, ориентировка и опора на интуицию. Эти свойства чаще всего проявляются у подростков в период пубертата. Их можно рассматривать как реакцию на "вхождение в большую жизнь". Можно предположить, что паттерны поведения стоящие за фиолетовым цветом призваны участвовать в процессе адаптации индивида к новым, меняющимся условием внешней среды, тогда вытеснение фиолетового цвета может снижать адаптационные возможности.