ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.05.2024
Просмотров: 401
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Основные требования к организации психолого-педагогической практики.
Формирование профессиональной психолого-педагогической компетентности
1.1. Способности к конструктивной деятельности выражаются в умении:
1.2. Профессиональная коммуникативность формируется посредством:
1.3. Организаторские способности складываются из умения:
1.4. Развитие научно-исследовательских навыков происходит в процессе:
1.5. Функции методиста по педагогике и психологии заключаются в следующей деятельности:
II. Психолого-педагогическое содержание, методы, формы психолого-педагогической практики
2.1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой школы
2.4. Выполнение методической и исследовательской работы:
III. Система психолого-педагогических заданий
V. В помощь студенту-практиканту
5.1. Схема психолого-педагогического анализа урока.
5.2. Схема психолого-педагогической характеристики личности ученика.
4. Общественная деятельность и активность.
5. Направленность личности учащегося и специальные способности.
5.3. Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива.
3. Содержание и характер коллективной деятельности:
Краткие методические указания по изучению коллектива класса.
5.4. Структура плана воспитательной работы классного руководителя.
2. На второй странице отражаются:
5.5. Примерная тематика и формы организации внеклассных воспитательных мероприятий.
Рекомендации к подготовке внеклассного мероприятия.
5.7. Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия и его оценка.
5.8. Примерный план-конспект урока биологии в 11 классе с решением воспитательных задач*
5.9. Примеры педагогических ситуаций, возникающих на уроке или вне его и рекомендации к их анализу.
5.10. Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания.
5.11. Рекомендации по работе с учащимися, имеющими девиантное поведение.
2. Вопросы для беседы с трудным учеником:
5.12. Типичные ошибки студента – практиканта
5.13. Рекомендации по самоконтролю и самоанализу психолого-педагогической деятельности.
5.14. Карточка учета сформированности профессионально-значимых качеств личности студента.
5.15. Обсуждаем итоги педагогической практики.
Приложение 1. Методики психологического исследования личности учащегося
Исследование особенностей мышления по методу пм Равена
Соответствие баллов коэффициенту интеллекта (iq) по методу пм Равенна
Распределение количественного показателя
Здоровье Счастье Ум Характер Удача Семейное Учеба
1.9. Проективная методика «Рисунок человека»
1.10. Проективная методика «Несуществующее животное»,
1.11. Проективная методика «Дерево-тест»
Список показателей компьютерного варианта интерпретации Дерева- теста.
1.12. Тест выбора цвета (м. Люшер)
Психологическое значение цвета.
3.2. Методика исследования «Незаконченные предложения»(Сакс и Леви)
2.2. Тест с.Розенцвейга
2.3. Тест К.Томаса
2.4. Социометрическое исследование (социограмма)
Приложение 3. Методики психологического исследования семейных отношений
3.1. Проективная методика «Кинетический рисунок семьи»
Кинетический рисунок семьи. В 1972 году предложили новую методику «Кинетический рисунок семьи», которая вскоре получила большое признание.
Модификаторы были неудовлетворенны тем, что традиционное задание «Нарисуй свою семью», как правило, приводит к созданию статистической картинки, в которой все члены семьи располагаются в ряд и повернуты лицом к наблюдателю.
Попытка ввести в действие дополнительный кинетический фактор привела к созданию новой инструкции: «Нарисуй картинку, в которой все члены семьи чем-нибудь заняты».
Методика «Кинетический рисунок семьи» позволяет прояснить внутрисемейную динамику, понять, как испытуемый воспринимает семейные взаимоотношения и каждого члена семьи, и какие чувства испытывает к каждому.
Создавая схему интерпретации теста, авторы выделили четыре значимых уровня анализа:
а) характеристики индивидуальных фигур рисунка;
б) действия персонажей;
в) стиль;
г) символы.
Интерпретация характеристик индивидуальных фигур схожа с интерпретацией фигур в тесте «Нарисуй человека». Принимается во внимание порядок изображения фигур, их расположение по отношению друг к другу. Важно отметить, что характер изображения каждой из фигур следует рассматривать в контексте всей картинки.
Действие персонажей рисунка могут быть весьма разнообразными и отражать как типичные занятия членов семьи, так и наиболее предпочтительные, ожидаемые, желаемые для испытуемого.
В процессе выполнения кинетического рисунка семьи часто изображают своих родителей, выполняющих стереотипные роли, делающих привычные для них домашние дела.
Например, отцов чаще всего изображают читающими, отдыхающими, сидящими у телевизоров и т.д. Мамы – готовят, убирают, гладят. Себя чаще всего изображают за игрой, за едой, за уроками, или помогающими маме.
Если какой-либо член семьи изображается в совершенно отличной манере, по сравнению с тем, как изображаются остальные, то это может отражать его как бы повернутым в другой плоскости.
Действия и объекты, изображенные на рисунке, заключают в себе энергию, созвучную определенным отношениям. «Энергии» или «поля напряжения» могут отражать злобу, зависть, соревнование, стремление к близости, к контактам. Например, две фигуры могут быть изображены смотрящими друг на друга, и это отражает их эмоциональную близость, чувства любви и привязанности.
Использование определенных специфических символов (особенно при выражении чувств) часто встречается у детей, не имеющих возможности свои чувства проявлять открыто.
Например, мячи часто изображаются как символ соревновательных чувств. При сильном выражении чувства соперничества и при условии, когда эти чувства не могут быть открыто проявлены, мяч рисуется подпрыгивающим, скачущим вверх-вниз, а не набрасывающимся от одного к другому.
Огонь, свет – символы тепла обычно рассматриваются как выразители чувств или энергии между двумя людьми. Например, огонь часто символически отражает желание любви в более тесных эмоциональных связях. Однако, возможно, что такие чувства очень часто сопровождаются гневом, из-за того, что потребность в эмоциональных связях не удовлетворяется должным образом. Символ света также символизирует потребность в любви, но без сопровождающего чувства гнева.
Линии наверху листа над рисунком или тяжелые облака обычно рисуются, когда внешний мир воспринимается субъектом как пугающий или полный темноты и беспокойства.
Можно выделить около 40 часто повторяющихся в рисунках символов (например, лестница, вода, кровать и т.д.), которые могут быть проинтерпретированы согласно принципам психоанализа. Однако не следует приписывать символам фиксированные значения, имея в виду, что у них может быть индивидуальный смысл или значение, которое они приобретают в конкретной ситуации (так называемые «социальные» символы).
Интерпретация. Создали детализированное экстенсивное руководство для интерпретации кинетического рисунка семьи, а также разработали специальную шкалу для быстрого оценивания результатов.
Авторы выделили пять симптомокомплексов для оценки теста:
1. Благоприятная семейная ситуация,
2. Тревожность,
3. Конфликтность в семье,
4. Чувство неполноценности,
5. Враждебность в семейной ситуации.
№ |
Баллы
|
∑ |
Симптоматика |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
||
1 |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
- |
- |
- |
|
Благоприятная семейная ситуации |
2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
- |
|
Тревожность |
3 |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
|
Конфликтность |
4 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
- |
- |
|
Чувство неполноценности семейной ситуации |
5 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
- |
- |
- |
- |
|
Враждебность семейной ситуации |
1. Благоприятная семейная ситуацияотражается в рисунке при помощи следующих характеристик:
1. Все члены семьи объединены совместной деятельностью.
2. На рисунке преобладают люди
3. Изображается семья в полном составе.
4. Отсутствуют изолированные члены семьи.
5. Отсутствует штриховка.
6. Хорошее качество линий.
7. Отсутствуют показатели враждебности.
8. Имеет место адекватное расположение людей на листе бумаги.
2. Тревожность:
1. Имеет место штриховка.
2. Прорисована линия основания (пол).
3. Обрисована линия над рисунком.
4. Линии выполняются с сильным нажимом.
5. Имеет место стирание.
6. Проявляется преувеличенное внимание к деталям.
7. На рисунке преобладают вещи.
8. Имеют место двойные и прерывистые линии.
9. Отдельные детали рисунка подчеркиваются.
10. Имеются другие признаки тревожности.
3. Конфликтность в семье:
1. Фигуры на рисунке разделяются барьерами.
2. Отдельные фигуры стираются.
3. У некоторых фигур отсутствуют основные части тела.
4. Отдельные фигуры выделены.
5. Отдельные фигуры изолированы.
6. Неадекватная величина отдельных фигур.
7. Несоответствие рисунка и его словесного описания.
8. Преобладание в рисунке вещей, предметов.
9. Отсутствие на рисунке отдельных членов семьи.
10. Стоящий спиной член семьи.
11. Другие возможные признаки.
4. Чувство неполноценности в семейной ситуации:
1. Автор рисунка непропорционально маленький.
2. Фигуры расположены в нижней части листа.
3. Линии изображены слабые, прерывистые.
4. Изоляция автора от других.
5. Маленькие фигуры.
6. Неподвижная, по сравнению с другими, фигура автора.
7. Отсутствие фигуры автора.
8. Автор стоит спиной.
9. Другие возможные признаки.
5 Враждебность в семейной ситуации:
1. Одна фигура изображена на другом листе или на перевернутой стороне листа.
2. Агрессивная позиция фигуры.
3. Зачеркнутая фигура.
4. Деформированная фигура.
5. Руки раскинуты в сторону.
6. Пальцы длинные, подчеркнутые.
7. Другие возможные признаки.
Модификация, варианты и интерпретация теста «рисунок семьи»
I. Тесты «Рисунок семьи» обычно используются для исследования семейной ситуации и чувств, которые испытывает человек по отношению к членам семьи. Ценность этой процедуры состоит в том, что человек может выразить свои чувства и отношение к членам семьи на символическом уровне, экстериоризировать содержание, которое может быть не вполне осознанным, или то, которое трудно выразить словами. Для него этот путь достаточно безопасен и не представляет угрозы.