ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.05.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
В зависимости от системного уровня выделяют следующие типы управления в образовании:
- cтратегическое управление образованием (управление целями образования);
- управление процессами (управление развитием, управление функционированием, инновационное управление и т.д.);
- организационное управление, или управление структурными преобразованиями;
- управление персоналом, управление ресурсами (материально-техническим обеспечением, информационными ресурсами и т.д.).
В зависимости от наличия интеллектуальных процессов в управлении можно зафиксировать тип административного управления, где интеллектуальные процессы сведены к минимуму, и рефлексивного управления, где практически все интеллектуальные процессы присутствуют и являются приоритетными и порождающими исполнительские функции. Для административной системы управления предпочтительная закрытая, иерархическая, вертикальная организация деятельности. Для рефлексивной системы управления — открытая, сетевая, смешанная и демократичная форма организация деятельности.
Можно отметить следующие модели бизнес-образования в России, выделенные в.В.Годиным и дополненные моделью в.И.Маршева.
Life Long Learning – это обучение:
Всех;
Всему;
В любом возрасте.
Существуют три уровня подготовки менеджеров с точки зрения процесса (или последовательности стадий), приобретения компетенций (знаний, умений и навыков) и видов деятельности в процессе обучения и научения:
базовая подготовка в области менеджмента;
повышение квалификации в области менеджмента;
переподготовка в сферу деятельности «менеджмент».
В российской системе образования используются 5 организационных форм или моделей менеджмент-образования, отражающих идеи концепции обучения менеджменту в течение всей жизни.
Модель I. Высшее образование Undergraduate (Basic) Education; Bachelor Graduate; Master of Science; Master of Art
Цель: Развитие личности, вывод на профессиональный уровень специалиста в конкретной области менеджмента.
Назначение: Позволяет занять достойное место на рынке труда в сфере бизнеса и менеджмента.
Документы: Диплом специалиста (5 лет) с присвоением первой квалификации по классификатору специальностей (специалист-практик, работник штабного подразделения. Диплом магистра управления (6 лет) с присвоением академической степени (научный работник, преподаватель, аналитик).
Контингент: Лица с аттестатом о среднем образовании (первое высшее) или с дипломом бакалавра (магистратура).
Формы обучения 1: Первое высшее образование (очное, очно-заочное, экстернат, дистанционное обучение).
Формы обучения 2: Ускоренное (второе) высшее образование (3 года), магистратура (2 года).
Содержание обучения: Определяется государственными стандартами.
Финансирование: Бесплатное (по гарантии Конституции Российской Федерации), частично (до 25% контингента) — платное.
Модель II. Повышение квалификации (Management Training)
Цель: Формирование более квалифицированного руководителя.
Назначение I: Тематическое обучение по вопросам конкретного производства в рамках тематических и проблемных семинаров (от 72 до 100 часов), по месту основной работы.
Документ I: Удостоверение о повышении квалификации (государственное).
Назначение II: Углубленное изучение актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических проблем по профилю профессиональной деятельности в образовательном учреждении повышения квалификации (свыше 100 часов).
Документ II: Свидетельство о повышении квалификации (государственное).
Назначение III: Краткосрочное (до 72 часов) изучение конкретных вопросов, актуальных проблем, методик профессионального характера на семинарах и рабочих сессиях.
Документ III: Сертификат об участии в программе (негосударственный).
Контингент: Руководители и специалисты, желающие повысить квалификацию.
Формы обучения: Очная, очно-заочная (вечерняя, модульная).
Содержание обучения: По усмотрению образовательного учреждения или заказчика.
Финансирование: Платное
Модель III. Профессиональная переподготовка (Executive Development)
Цель: Введение в профессию менеджера.
Документ:Диплом о профессиональной переподготовке (свыше 500 часов), т.е. дополнительное образование без присвоения квалификации.
Контингент: Лица с профессиональным (высшим и средним специальным) образованием и опытом практической работы.
Формы обучения: С отрывом и без отрыва от основной работы.
Содержание обучения: По согласованию с заказчиком.
Финансирование: Как правило – платное.
Модель IV. Мастер делового администрирования (Master of Business Administration, MBA)
Цель: Подготовка профессионального менеджера.
Назначение: Ускорение карьерного роста, содействие успеху в предпринимательстве, начало карьеры менеджера для специалистов.
Документ: Диплом о дополнительном (к высшему) образовании (с 1 июня 2000 г.) с присвоением дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования» (МВА), т. Е. менеджера-дженералиста, руководителя среднего и высшего звена.
Контингент: Лица с дипломом о высшем образовании (по любой специальности) и, как правило, опытом практической работы не менее 2 лет.
Формы обучения: Свыше 1000 академических часов с отрывом от основной работы —1,0 – 1,5 года; без отрыва от основной работы (вечерняя, модульная) — 2 года.
Содержание обучения: Государственные требования к профессиональной переподготовке с присвоением квалификации.
Финансирование: Платное.
Модель V. Lll для менеджеров мсб
LLL: Обучение всех, всегда, всему
LLL менеджменту: Обучение всех, всегда, менеджменту
Назначение: Обеспечить поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира
Документ: Специального, реализующего все принципы LLL, пока нет
Контингент: Любой человек со дня рождения и до окончания жизни
Формы обучения: Любые из возможных с целью достижения поставленных дидактических целей
Содержание обучения: Программы разрабатываются по принципу Тейлор-метода
Финансирование: В зависимости от актуальности и востребованности менеджеров МСБ – от бесплатного до платного
В качестве иллюстрации возможности реализации идеологии «LLL менеджменту» в раннем возрасте приведем три примера.
В штате Небраска США несколько десятилетий существует программа «Junior Achievements», по которой дети с 6 лет обучаются базовым знаниям и научаются элементарным умениям и навыкам в области менеджмента, работая после дневных занятий на реальной фабрике по производству мыла.
В семье известного российского предпринимателя М. Рябушинского два сына в возрасте 11 и 13 лет стали принимать участие в управлении хозяйством отца (торговля сукном в Китай-городе в Москве), ведя ежедневные записи в бухгалтерских книгах.
Таким образом, в результате краткого знакомства с историей менеджмент-образования в России, можно выделить основные подходы ее формирования:
1. Подход «от образования»;
2. Подход от классического менеджмента;
3. Комплексно-методологический подход.
Сформулированы цели и задачи современной системы менеджмент образования в России, изучены особенности подготовки управленческих кадров, изучены особенности моделей менеджмент-образования в России, рассмотрены особенности способов организации управления, а также выявлены цели образования, содержания образования, методы и формы образования, подтверждающие необходимость моделей бизнес-образования в России.