ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.05.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
: Мышление
-
Мышление как процесс
-
Виды мышления
-
Индивидуальные особенности мышления
1. Мышление как процесс
Главное отличие мышления от других познавательных процессов в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, которую надо решить. Мышление – это отражение бытия в виде отдельных вещей, явлений, их свойств и связей между ними в обобщенной форме, в виде законов, сущностей. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, присутствует во всех других познавательных процессах. Мышление раскрывает суть вещей.
Формы мышления:
Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Бывают: конкретные и абстрактные; единичные и общие.
Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Бывают общими, частными и единичными; истинными или ложными.
Умозаключение – это такая связь между мыслями (понятиями) в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение.
Эмоции не только могут искажать, но и стимулировать мышление. Они выполняют эвристическую и регулятивную функцию.
Логические операции: Сравнение. Анализ. Синтез. Абстрагирование. Обобщение. Конкретизация. Систематизация. Классификация. Индукция – движение знания от единичных утверждений к обобщенным положениям. Дедукция – движение мысли от более общего суждения к частному и единичному.
2. Виды мышления
Уровни мышления. 1. Наглядно-действенное. Решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробирования свойств объектов. 2. Наглядно-образное мышление. Связь с практическими действиями еще сохраняется, но не является такой тесной. Чаще практического манипулирования с объектом не требуется, но необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот предмет. 3. Теоретическое мышление. 3.1. Теоретическое образное: материалом для решения задачи являются образы. 3.2. Теоретическое понятийное: человек обращается к понятиям, выполняет действия в уме, его часто называют словесно-логическим. Оба вида теоретического мышления сосуществуют, дополняя друг друга.
1. Классификация по явлению, которое опосредует мыслительный процесс:
1) Предметно-действенное (манипулирование предметом).
2) Наглядно-образное (для размышления используется образ).
3) Теоретическое (образное или понятийное).
2. Классификация по качеству результата
1) Шаблонное. 2) Нешаблонное. Не делится на плохое и хорошее!
3. По типу решения задач:
1)Теоретическое. 2) Эмпирическое.
4. По степени осознанности:
1) Аналитическое. Каждый этап решения мыслительной задачи ясен, к нему можно вернуться, чтобы убедиться в правильности решения задачи.
2) Интуитивное. Характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.
5. По соответствию реальности тех связей и отношений, которые человек отражает: 1) Реалистическое, которое правильно отражает действительность, делает поведение человека разумным. 2) Аутистическое. Дает ложное представление о действительности. Мысли человека при аутистическом мышлении подчиняются не логике и разуму, а аффективным потребностям, отражают их силу и динамику. Аутистическое мышление разворачивается на ассоциациях.
6. Допонятийное и понятийное мышление.
Касается больше детей, сравнивают их мышление с мышлением взрослых. Свойства допонятийного мышления: 1. Эгоцентризм. 2. Отсутствие согласованности объема и содержания. 3. Трансдукция. 4. Синкретизм. 5. Неполнота координации инвариантных характеристик. 6. Неполнота обратимости мыслительных операций. 7. Дефект понимания.
7. По наличию нового продукта.
1)Репродуктивное – воссоздание уже имеющегося продукта, применение готовых знаний и умений. 2)Творческое (или продуктивное). Характеризуется созданием новых связей и отношений.
Творческое мышление – это новообразование в самой познавательной деятельности по его созданию. Особенности творческого мышления одним из первых описал Дж.Гилфорд:
-
Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.
-
Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
-
Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.
-
Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации.
Условия быстрого решения творческой задачи:
1. Отказ от привычного способа решения задачи. 2. Преодоление стереотипа мышления. 3. Вера в себя, несмотря на частые неудачи. 4. Чувство успеха усиливает интеллектуальный потенциал. 5. Наличие оптимальной мотивации и соответствующего уровня эмоционального возбуждения. 6. Обширные разнонаправленные знания. 7. Отсутствие склонности к комформизму. 8. Отсутствие боязни оказаться "белой вороной", казаться глупым или смешным. 9. Не бояться казаться экстравагантным и критиковать мнения других. 10. Не бояться возмездия со стороны критикуемого. 11. Отсутствие завышенной оценки собственных идей (не покажу!). 12. Равноценное развитие как творческого, так и критического мышления.
3. Индивидуальные особенности мышления
Проявляются в том, что по-разному складывается соотношение разных видов и форм мыслительной деятельности. К индивидуальным особенностям также относятся:
1. Самостоятельность – внутренняя свобода выбора задач и способов их решения.
2. Гибкость – заключается в умении изменять намеченный план решения проблемы по ходу ее решения.
3. Быстрота мысли – скорость решения поставленных задач.
4. Широта – способность охватить весь спектр решения задачи.
5. Глубина – способность выбирать для решения наиболее значимые задачи и обеспечивать высокий уровень доказательности решения.
6. Методичность – склонность решения задачи на основе системы приемов и методов.
7. Критичность – склонность к постоянной переоценке полученных решений, отсутствие слепой веры в него.
Типы мышления К. Юнга: 1. Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым. 2. Мыслительный тип. Свойственны рациональность и преобладание левого полушария мозга над правым, приоритет логики над интуицией и чувством.
Стиль мышления – типичная для данного человека система интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, которую он преимущественно использует в процессах мыслительной деятельности.
Виды стилей:
-
Синтетический – в процессах мышления преобладают операции синтеза, когда из отдельных элементов создается целое, обладающее совершенно новым качеством, не повторяющимся своей полной копией в элементах.
-
Аналитический – в мышлении делается акцент на детали, логику, определенность, тщательность и осторожность.
-
Идеалистический – наблюдается склонность к интуитивному мышлению, глобальным оценкам и игнорированию деталей, а так же акцент на мотивы, ценности, цели и потребности.
-
Прагматический – процессы мышления базируются на непосредственном личном опыте и сиюминутной ситуации.
-
Реалистический – мыслительная деятельность опирается больше на эмпирику, чем на теорию. Реально то, что можно увидеть, услышать, к чему можно прикоснуться, что можно понюхать, пережить.
Этапы решения мыслительных задач:
1. Постановка вопроса.
2. Выдвижение гипотезы.
3. Поиск ответа (пользуемся логическими операциями).
4. Поиск вывода.
Недостатки мышления (словесно-логического):
1. Трусость мышления – боязнь новых терминов, новых понятий, которая приводит к тому, что человек эмоционально блокирует воспринимаемую информацию.
2. Пассивность мышления – особенность логики, проявляющаяся во внимании к несущественным фактам и незначимым деталям, опускание главного, основного, при иллюзорном ощущении запоминаемости, уяснения темы.
3. Неоперациональность мышления – человек не умеет переконструировать ту информацию, которую ему предлагают.
4. Неэкономичность мышления – равномерное распределение усилий на усвоение любой предлагаемой информации.
5. Иллюзия мышления – например, трудолюбивое переписывание всего текста. А подумать?
Нарушения мыслительных процессов.
-
Нарушения личностного и мотивационного компонентов мышления влекут за собой: разноплановость мышления; резонерство.
-
Нарушения динамики мышления приводят к: лабильности мышления; инертности (вязкости) мышления; непоследовательности суждений; «соскальзыванию» мыслей.
-
Нарушения регуляции мышления вызывают: «невменяемость»; некритичность мышления; «разорванность» мышления; «ментизм» (необычайное ускорение мыслительных процессов); шперрунг (внезапная остановка мыслительных процессов).
-
Нарушения операциональности мышления вызывают: снижение уровня обобщения; искажение уровня обобщения.
-
Функциональная ригидность мышления (приверженность стереотипным рассуждениям из-за чрезмерной зависимости от накопленного опыта).
-
Бред, или интеллектуальная мономания (мышление, явно противоречащее истине, не поддающееся переубеждению).
Выводы:
-
Мышление – это отражение бытия в виде отдельных вещей, явлений в обобщенной форме, в виде законов, сущностей. Раскрывает суть вещей. Не существует как отдельный психический процесс, присутствует во всех других познавательных процессах.
-
Уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, теоретическое образное, теоретическое понятийное.
-
Виды мышления классифицируют по: качеству результата, типу решения задач, степени осознанности, соответствию реальности, наличию нового продукта, по явлению, которое опосредует мыслительный процесс и делят на допонятийное и понятийное мышление.
-
Индивидуальные особенности мышления проявляются в том, что по-разному складывается соотношение разных видов и форм мыслительной деятельности. Имеется ряд конкретных особенностей: самостоятельность, гибкость и др.
-
Мы выделили стили мышления, обозначили недостатки мышления и показали возможные нарушения мыслительных процессов.