ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.05.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Объектно-ориентированная парадигма программирования.
Объектно-ориентированный анализ
Объектно-ориентированное программирование.
Объектно-ориентированное проектирование.
Классы и объекты в Object Pascal.
Важнейшие принципы объектно-ориентированного программирования.
Создание и уничтожение объектов.
Составляющие класса.
Составляющими класса являются поля, методы, свойства.
Поля
Определение: Полями назывaются инкапсулированные в классе данные. Они аналогичны полям записи. Поля могут быть любого типа, в том числе и классы. Для обращения к полям используются составные имена вида:
<имя объекта>.< имя поля>
Поля класса доступны всем его методам. Поля и методы у разных объектов одного класса одни и те же.
Например:
type
Тcomp=class
re,im:real
end;
Var a:Тcomp;
begin … … …
a.re:= 6.5;
a.im:=-10.5;
… … …
end.
Тcomp – имя класса, содержащего два поля: re и im, a – объект класса Тcomp, ее значениями являются пары вещественных чисел – действительная и мнимые части.
В объектно-ориентированном программировании прямой доступ к полям объекта нежелателен. Чтение и обновление их содержимого должно производится вызовом соответствующих методов. При создании новых классов на базе ранее созданных класс-потомок наследует все поля класса-родителя. Удаление и переопределение полей родителя невозможно. Можно добавлять новые поля в классе-потомке.
Например: type
TPerson = class
fam: string
end;
TStudent = class (TPerson)
grup: integer
end;
Var X:tStudent;
Таким образом, объект х имеет два поля: поле fam, наследуемое от класса TPerson и свое поле grup.
Т.о. чем ниже в дереве иерархии располагается класс, тем больше данных получают в свое распоряжение его объекты. Отметим, что почти все классы имеют имена, начинающиеся с буквы T (от слова Type).
Методы
Метод – это процедура или функция, описанная в классе и предназначенная для операции над полями. Методы описываются как обычные процедуры и функции, но в описании класса записывается лишь заголовок процедуры или функции.
Полные описания методов делаются после того, как завершено описание класса. При этом заголовок метода будет иметь вид:
Procedurе < имя класса>.< имя метода> (<формальные параметры>);
Function <имя класса>.<имя метода> (<формальные параметры>):
< тип функции>;
Разрешено писать сокращенный заголовок метода. Имена полей класса и имена формальных параметров метода класса не должны совпадать.
При вызове метода класса записываются составные имена вида:
< имя объекта>.< имя метода>
и указываются фактические параметры, если этот метод имел формальные параметры.
Например:
Type ТСomp=class
re, im: real; {поля класса ТСomp }
procedure Add(z:Tcomp);
function Modul:real; {методы класса ТСomp }
………
end;
………{полные описания методов }
{затем в разделе var описываются объекты a, b}
Var a, b:ТComp;
Begin
………
a. Add(b);
{объект а вызывает метод Add с фактическим параметром b}
b. Modul;
{объект b вызывает метод Modul }
End.
Так как в Delphi прямой доступ к полям объекта нежелателен, то в классе необходимо создать методы, предусматривающие ввод и вывод значений всех его полей.
Например:
type
ТСomp = class
re,im: real;
… … …
procedure set (x,y: real); {метод ввода значений x,y для полей}
… … …
end;
procedure ТСomp.set;
begin
re:=x;
im:=y;
end;
var a,b: ТСomp;
begin … … …
a.set (-5,10);
b.set (1.3,13.8);
… … …
end.
Объекты
В Delphi объект – динамическая структура. Переменная объект содержит не данные, а ссылку на данные объекта. Поэтому программист должен позаботиться о выделении памяти для этих данных, то есть переменные a,b являются указателями, содержащими адреса объектов. Любая переменная объектного типа есть указатель. Форма обращения к объектам в Object Pascal отличается от формы обращения к динамическим объектам языка Turbo Pascal. Для обращения к полям и методам объекта в Object Pascal не надо использовать «^».
Таким образом класс и объект данного класса описываются:
type
<имя класса> = class (<имя класса – родителя>)
{поля, методы, свойства}
End;
{описания методов класса}
var
<имя объекта>: <имя класса>;
Создание и уничтожение объектов.
В состав любого класса входят два специальных метода: конструктор и деструктор. Эти методы у класса TObject называются Create и Destroy, так же они называются и в большинстве его потомков.
Определение: Конструктор – специальный метод, который распределяет объект в динамической памяти и помещает адрес начальной ячейки памяти в переменную Self, которая автоматически объявляется в классе.
Определение: Деструктор– специальный метод, который удаляет объект из динамической памяти.
Обращение к конструктору должно предшествовать любому обращению к полям и методам объекта. Т.о. объект «появляется на свет» в результате вызова конструктора Create, который инициализирует объект.
Для вызова конструктора необходимо записать:
<имя объекта>:= <имя класса>.<имя конструктора>;
Нужно указать еще и фактические параметры, если есть формальные в описании конструктора.
Например:
MyObject:=TMyClass. Create;
Здесь появляется объект MyObject.
Внимание! Как же так, ведь объекта еще нет, а мы уже вызываем его метод. Обратим внимание на то, что вызывается метод TMyClass.Create, а не MyObject.Creatе.
Для освобождения памяти, занятой объектом, используется специальный метод – деструктор, который обычно имеет имя Destroy.
Доступ к деструктору осуществляется следующим способом:
<имя объекта>.< имя деструктора>;
Например: MyObject.destroy;
По своей форме конструкторы и деструкторы являются процедурами, но объявляются с помощью зарезервированных слов Constructor и Destructor.
Type TMyClass=class
IntField:Integer;
Constructor Create(а:integer);
Destructor Destroy;
end;
Любые поля объекта, а так же методы класса, оперирующие с его полями, могут вызываться только после создания объекта с помощью вызова конструктора:
Var MyObject:tMyClass;
begin MyObject.IntField:=0; {ошибка, объект пока не создан}
MyObject:=TMyClass.Creatе; {создается объект MyObject}
MyObject.IntField:=0;
. . . . .
MyObject. destroy; {уничтожение объекта}
end;
Обращение к деструктору объекта будет ошибочным, если объект не создан конструктором и если адрес объекта nil, поэтому для удаления объекта следует вызвать метод free, который сначала проверяет, не равен ли адрес объекта nil или затем вызывает метод destroy.
Например: MyObject.free; – уничтожение объекта.
Методы destroy, create есть и у общего предка всех классов TObject, поэтому если в классе-потомке не указан конструктор или деструктор, то он наследуется от класса-родителя.
Например:
type
Тcomp = class
re,im:real;
procedure input (x,y:real); { конструктор явно не указан}
. . . . . {он наследуется от класса TObject }
end;
. . . . .
procedure Тcomp.input;
begin re:=x;
im:=y;
end;