ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.05.2024

Просмотров: 262

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

72. 1. Происхождение дизайна как особой сферы человеческой деятельности

2.Социальная функция дизайна

3.Дизайн как средство массовой коммуникации

4.Научно-техническое и художественное начало в дизайне

5.Эстетические принципы дизайна

6.Объект дизайнерского проектирования

7. Красота и польза в продукте дизайна

8.Особенности проектирования изделий технического назначения и изделий с преобладанием художественно-образных качеств

9.Особенности художественного образа в дизайне

10.Требов-я технической эстетики к проектированию массовой промышленной продукции

11. Экспертиза промышленных изделий

12. Учет при проектировании изделий требований эргономики

13. Социальные требования к проектированию промышленных изделий

14. Функциональные факторы формообразования промышленных изделий

15.Влияние используемого материала и технологии на формообразование изделий

16. Конструктивные факторы формообразования промышленных изделий

17. Эстетические факторы формообразования промышленных изделий

18. Готовое изделие и конструкция

19. Основные этапы процесса дизайнерского проектирования

20.Основные методы дизайнерского проектирования

21. Особенности группы методов проектир-я, когда проектировщик представляется как «черный ящик»

22.Особенности методов групп проектирования, когда проектировщик представляется как прозрачный ящик

23. Методы исследования структуры дизайнерской проблемы

24. Методы расширения области поиска проектных решений

25. Стратегии проектирования

26. «Мозговая атака» - метод группового генерирования большого количества дизайнерских идей

27. Синектика - метод направления спонтанной активности мозга на исследование и преобразование проектной ситуации

28. Ликвидация тупиковых ситуаций - метод дизайнерского поиска идей в случае, если область поиска не дала приемлемого результата

29. Составление морфологических карт - метод расширения области поиска решений дизайнерской проектной проблемы

30. Анализ взаимосвязанных областей решений как один из методов исследования структуры дизайнерской проблемы

31. Проектирование новых функций как метод создания радикально новой конструкции, способной привести к новым моделям поведения и спроса

32. Основные типы проектных задач

33.Особенности проектирования простейших предметов и механических устройств

34.Особенности проектирования приборов и механизмов со сложной пластической формой и объемно-пространственной структурой

35.Особенности проектир-я крупногабаритного промышл-го и лабораторного оборудования

36.Особенности проектирования средств транспорта

37.Особенности проектирования комплекса промышленных изделий

38. Особенности проектирования средовых объектов

39.Особенности и формы символизации предметных объектов

40. Вещь как знак

41.Эстетическая организация формы как способов кодирования психологических и социально-культурных значений

42. Семантика мира вещей и дизайна

43 Этапы художественно-конструкторского анализа промышленных изделий

44.Факторы связи объекта дизайнерского проектирования с окружающей средой

45.Влияние окруж-й среды на объёмно-пространств-е решение и композицонные особенности дизайн-объекта

46. Влияние окруж-й среды на выбор материала, отделку, обработку и цветовое решение дизайн-объекта

47. Влияние окружающей среды на образный и стилевой характер объекта

48. Стандарт как элемент системы проектирования

49. Эстетическая информация и стандарт

50. Стандарт как средство гармонизации в структуре дизайн-объекта

51. Стандарт и качество изделия

52. Эргономика как наука и её значение для дизайнерского проектирования

53.Принципы и методы эргономики

54. Основные компоненты производственной среды

55. Роль технической эстетики в формировании производственного интерьера

Предметная среда жилого дома эпохи Возрождения

Пространственная среда предмета

Этот метод можно использовать на любой стадии проектир-я. Его можно также использовать для генерирования информации или формулирования восприятия анкеты. 6-ть чел. за 1,5 часа могут выдвинуть – 150 идей.

27. Синектика - метод направления спонтанной активности мозга на исследование и преобразование проектной ситуации

Цель: направить спонтанную активность мозга и нервную систему на исследование, и преобразование проектной проблемы, используя различные аналоги.

План действий:

1. тщательно подобрать группу специалистов в качестве самостоятельного отдела разработки

2. предоставить группе попрактиковаться в использовании аналогов для ориентации спонтанной активности мозга и нервной системы на решение предложенных проблем

3. передать группе сложные проблемы, кот. не могут решить основные организации и представить ей достаточ. время для их решения

4. представ-ть работы группы основн. организац-м для оценки и внедрения.

Использование аналогов 4-х типов:

A. прямые аналоги (их часто наход. в биологич. системах, решающих сходные проблемы).

B. субъектные аналоги (конструктор представляет себе, как можно использ-ть своё свойство, благо для достиж-я искомого результата).

C. символические аналоги (это поэтич. метафоры и сравнения, в кот. характеристики одного предмета отождествляют с характер. др).

D. фантастич-е аналоги (представить себе вещи такими, какими не явл-ся, но какими бы мы их хотели видеть).

Задача синектики состоит в том, чтобы выявить общие решения некот-х пробл-м. Синектическая группа не расположена данными, кот. позволили быть ей судить о целесообразном изготовлении предметов. Этот метод имеет своей целью ликвидир-ть серьёзные несоответствия во внутр-й структуре существующих решений, направлений. На удовлетворение во внутрен-й структуре сущ-т решения, направленные на удовлетворение некот. осознанной потребности.


28. Ликвидация тупиковых ситуаций - метод дизайнерского поиска идей в случае, если область поиска не дала приемлемого результата

Цель: найти новое направления поиска, если очевидная область поиска не дала приемлемого решения.

План действий: имеется ряд способов измен-ть подход решения проблемы, когда в тупике:

I. Правило преобразования, котор. можно подвергнуть имеющееся неудовлетворительное решение или какие-нибудь его части.

II. Поиск новых взаимосвязанных между частями имеющихся неудовлетворенных решений.

III. Переоценка проектной ситуации.

Напр.: Если перед проектировщиком стоит проблема, предотвратить образования луж на тротуарах вокруг зданий во время сильных ливней, он берет за основу, такой заведомо непригодный способ, как естественное испарение воды из луж, и смотрит, какие синонимы к следующему слову – испариться – имеются. Он найдёт след. выражения – исчезнуть, скрыться, улетучиться, выветриться, выдохнуться, рассосаться и т.д. Это сразу же натолкнёт на ряд идей решения проблемы: Н: выражение «скрыться» может навести на мысль о перфорированном настиле; «улетучиться» - об отсасывания воды с помощью очистной машины; «рассосаться» - на мысль об использовании пористого покрытия.

Сущ-т следующие способы ликвидации тупиковой ситуации:

1. записать условие, позволяющее реализовать решение

2. записать последствия, кот. возникнут при отсутствии решения

3. можно выйти из затруднения неоднократно возвращ-сь к первичной функцион-й потребности, кот. обязательно должна быть удовлетворёна, чтобы проект вообще был принят.

Рекомендации по решению проблем:

разделить на части и выделить основную проблему

предположить, что проблема решена и вернуться от последствий назад, к основной структуре

использовать каждую логическую методику

использовать типологический метод для изуч. структуры

использовать метод аналогии

найти возможный алгоритм, т.е. метод для облегчения вычисления

сделать «дикие» произвольные предложения

взять правдоподобное, но заведомо непривычное решение и раскритиковать его

взять невозможное решение и раскритиковать его

отрицать, что проблема вообще существует

отвлечь себя, предаться приятному занятию

29. Составление морфологических карт - метод расширения области поиска решений дизайнерской проектной проблемы

Цель: расширить поиск решений проектной проблемы.


План действий:

1. определить функции приемлемых вариантов, для способности выполнения данной задачи

2. перечислить на карте широкий спектр частных решений, т.е. альтернативных средств осуществления каждой функции

3. выбрать по 1-му частичному решению для каждой функции

Морфологические карты предназначены для стимулир-я решения и гарантирование того, что ни одно новое возможное решение проектной проблемы не будет упущено. Преимущество состоит в том, что для оформления матрицы требуется немного времени.

Основная трудность заключается в определении функции, кот. была бы:

1. существенна для любого решения

2. независима друг от друга

3. охватывающая все аспекты проблемы

4. немногочисленна, что бы можно было составить матрицу допускающеую быстрое решение

Принцип отбора оптим-х решений заключается в том, чтобы из каждого ряда выбрать именно то решение, кот. получает наивысшее колич-во очков, по некоторым критериям успеха: вес, стоимость, стабильность и т.д.

Недостатки метода: как для выявления функций, так и для поиска приемлемой комбинации решений требуется знание структуры и проблемы, которую сам метод не раскрывает.

Преимущество: он позволяет проекту расширить проблемы.

Этот метод успешно применяется для поиска решений ряда новых проектных проблем самого различного характера.


30. Анализ взаимосвязанных областей решений как один из методов исследования структуры дизайнерской проблемы

Цель: выявить и оценить все совместимые комбинации, частности решений проектной проблемы; анализ взаимосвязанных областей решения; рассмотрение вопросов несовместимости комплекса целей в пределах одной работы, посредством выявления и оценки всех совместимых комбинаций частичных решений проектной проблемы.

План действий:

1. Выявить несколько возможных вариантов в каждой области решений.

2.Указать, какие варианты несовместимы друг с другом (для этой цели используются методики матриц и сетей)

3. Перечислить все наборы вариантов, которые можно объединять друг с другом, не опасаясь их несовместимости.

4. При наличии единого количественного критерия для выбора вариантов (например, стоимость) найти совместимые наборы вариантов, наилучшим образом удовлетворяющие данному критерию.

5. Эскизное предложение по выбранному критерию.

31. Проектирование новых функций как метод создания радикально новой конструкции, способной привести к новым моделям поведения и спроса

Это, когда переходит на совершенно новый уровень решения, осуществления данной конструкции, когда в случае, неких тупиковых ситуаций, есть некоторое насыщение функций. Подход к созданию совершенно новой конструкции, которая вывела бы решение на новый уровень.

Пример:

От поршневого двигателя к реактивному двигателю .

1.  Выявить функции каждого конкретного элемента существующего решения

Элементы ------- Вспомогательные функции

Поршневой двигатель -------- Преобразование энергии горения жидкого топлива в энергию механического движения

Пропеллер ------- Преобразование энергии механического движения в силу тяги

2.  Охарактеризовать осн. функцию, для кот. указанные функции явл. вспомогательными.

«Преобразование энергии жидкого топлива в силу тяги».

3.   Охарактеризовать изменения осн. функции, кот. могут привести к улучшению данной проектной ситуации.

«Создание более высокой силы тяги при большем к. п. д. и более высоких скоростях полета».

4.   Объединить решения 2 и 3 пунктов для получения новой основной функции.

«Преобразование энергии жидкого топлива в большую силу тяги при высоких скоростях воздушного потока».

5.   Найти альтернативные решения разделения новой осн. функции на вспомогательные и закрепить каждую из них за новыми конкретными элементами.


В реактивном двигателе осуществлено объединение элементов существующих конструкций газотурбинного и реактивного двигателей, что дает следующие элементы и вспомогательные функции:

Новые вспомогательные функции ---------- Новые элементы

Всасывание воздуха ------- Впускное сопло

Ускорение воздуха ------ Компрессор

Преобразование топлива в газовый поток с высокой скоростью частиц ------- Камеры сгорания

Преобразование части энергии газа в энергию компрессора ------- Турбина

Направление газового потоками преобразование его энергии в силу тяги ------- Выхлопное сопло

32. Основные типы проектных задач

Проектные задачи могут быть разных типов:

1. Проектирование простейших предметов и механических устройств.

а) Проектирование простейших, главным образом бытовых, предметов;

б) Проектирование несложных механических устройств.

2. Проектирование приборов и механизмов со сложной пластической формой

и объемно-пространственной структурой.

а) Проектирование приборов;

б) Проектирование передвижных ручных механизмов;

в) Проектирование самодвижущихся машин и механизмов

3. Проектирование крупногабаритного промышленного или лабораторного оборудования.

В пределах цеха машины связаны между собой определенным производственным процессом, поэтому при их проектировании учитывается связь между смежным оборудованием.

4. Проектирование средств транспорта

Специфические особенности проектной задачи здесь состоят в том, что нужно найти связь наружных и внутренних форм, уяснить особенности их масштаба и формообразования, применения материалов.

5. Проектирование в комплексе предметных объектов

При формообразовании здесь используется принцип подобия формы, в некоторых случаях – выделение главного элемента. Одна из труднейших задач создания ансамбля - это правильное масштабное решение малых и больших объемов при сохранении единства их формы.

6. Проектирование предметной среды

В сферу деят-ти дизайнера входит проектирование производственных, жилых и общественных интерьеров. Существует некоторая типология пространства, в том числе внутреннего (интерьерного). Здесь, во-первых, выделяется пространство, развивающееся в глубину. Во-вторых, выделяется пространство, развивающееся фронтально. В-третьих, выделяется концентрическое пространство, кот. развивается вокруг какого-то объекта, имеющего, как правило, определенное предназначение.