ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.05.2024

Просмотров: 281

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

72. 1. Происхождение дизайна как особой сферы человеческой деятельности

2.Социальная функция дизайна

3.Дизайн как средство массовой коммуникации

4.Научно-техническое и художественное начало в дизайне

5.Эстетические принципы дизайна

6.Объект дизайнерского проектирования

7. Красота и польза в продукте дизайна

8.Особенности проектирования изделий технического назначения и изделий с преобладанием художественно-образных качеств

9.Особенности художественного образа в дизайне

10.Требов-я технической эстетики к проектированию массовой промышленной продукции

11. Экспертиза промышленных изделий

12. Учет при проектировании изделий требований эргономики

13. Социальные требования к проектированию промышленных изделий

14. Функциональные факторы формообразования промышленных изделий

15.Влияние используемого материала и технологии на формообразование изделий

16. Конструктивные факторы формообразования промышленных изделий

17. Эстетические факторы формообразования промышленных изделий

18. Готовое изделие и конструкция

19. Основные этапы процесса дизайнерского проектирования

20.Основные методы дизайнерского проектирования

21. Особенности группы методов проектир-я, когда проектировщик представляется как «черный ящик»

22.Особенности методов групп проектирования, когда проектировщик представляется как прозрачный ящик

23. Методы исследования структуры дизайнерской проблемы

24. Методы расширения области поиска проектных решений

25. Стратегии проектирования

26. «Мозговая атака» - метод группового генерирования большого количества дизайнерских идей

27. Синектика - метод направления спонтанной активности мозга на исследование и преобразование проектной ситуации

28. Ликвидация тупиковых ситуаций - метод дизайнерского поиска идей в случае, если область поиска не дала приемлемого результата

29. Составление морфологических карт - метод расширения области поиска решений дизайнерской проектной проблемы

30. Анализ взаимосвязанных областей решений как один из методов исследования структуры дизайнерской проблемы

31. Проектирование новых функций как метод создания радикально новой конструкции, способной привести к новым моделям поведения и спроса

32. Основные типы проектных задач

33.Особенности проектирования простейших предметов и механических устройств

34.Особенности проектирования приборов и механизмов со сложной пластической формой и объемно-пространственной структурой

35.Особенности проектир-я крупногабаритного промышл-го и лабораторного оборудования

36.Особенности проектирования средств транспорта

37.Особенности проектирования комплекса промышленных изделий

38. Особенности проектирования средовых объектов

39.Особенности и формы символизации предметных объектов

40. Вещь как знак

41.Эстетическая организация формы как способов кодирования психологических и социально-культурных значений

42. Семантика мира вещей и дизайна

43 Этапы художественно-конструкторского анализа промышленных изделий

44.Факторы связи объекта дизайнерского проектирования с окружающей средой

45.Влияние окруж-й среды на объёмно-пространств-е решение и композицонные особенности дизайн-объекта

46. Влияние окруж-й среды на выбор материала, отделку, обработку и цветовое решение дизайн-объекта

47. Влияние окружающей среды на образный и стилевой характер объекта

48. Стандарт как элемент системы проектирования

49. Эстетическая информация и стандарт

50. Стандарт как средство гармонизации в структуре дизайн-объекта

51. Стандарт и качество изделия

52. Эргономика как наука и её значение для дизайнерского проектирования

53.Принципы и методы эргономики

54. Основные компоненты производственной среды

55. Роль технической эстетики в формировании производственного интерьера

Предметная среда жилого дома эпохи Возрождения

Пространственная среда предмета

Ряд одинаковых колонн. Одна колонна производит меньше впечатление по сравнению с множеством колонн. В данном случае повтор одинак-х элементов не сводит кол-во информации к нулю, а увеличивает его. А если представить ряд разных колонн логич-я информация возрастает во много раз, а эстетич-я уменьшается. Это не целостная колоннада, а разные колонны поставленные в один ряд.

50. Стандарт как средство гармонизации в структуре дизайн-объекта

С помощью стандарта можно гармонизовать структуру дизайн-объекта, т.к. можно привести к единому знаменателю визуальную форму, ввести связанные между собой элементы формы, а если форма состоит из раздробленных эл-ов, это приводит к ухудшению уровня объекта.

Среди кибернетиков наметилось два противоположных течения. Одни считают, что каждый элемент системы должен с самого начала выполнять строго определенные функции. Здесь предполагается четкая, заранее продуманная программа действий. Другие исходят из прямо противоположной точки зрения. Они полагают, что необходимо отказаться от строгой определенности в конструкции машин. Необходимо отказаться от строгого разделения труда между машинами. Система должна состоять из очень большого числа пусть даже ненадежных элементов, с неопределенными вначале функциями.

Существует модуль, которому должны соответствовать все размеры изделий. Величина изделий должна быть кратной модулю. В результате, мы получаем ряды, несколько похожие на первый и второй наши ряды. Применительно к модульной системе в первом случае модуль будет равен 1, во втором - 5. Иначе говоря, модульная система требует строго упорядоченных рядов. Однако архитектор Георгий Борисовский доказал, что беспорядочный ряд цифр в модульной системе может быть лучше, чем приведенный в строгий порядок. Здесь прослеживается аналогия с цифровым рядом, обозначающим счет монет.

Однако беспорядок должен соседствовать с порядком, иначе он нарушает гармонию. Вот пример. Кирпичная стена сама по себе не отличается особыми эстетическими достоинствами. Но существует так называемая «дикая кладка», которая интересна сама по себе. В ней есть некая своеобразная красота. Так, стены и башни Соловецкого монастыря сложены из огромных камней самой неопределенной и беспорядочной формы. Несмотря на всю видимую неупорядоченность, она очень гармонична. Однако здесь нет полного беспорядка. При всей своей беспорядочности, каменная кладка подчиняется определенной закономерности. Она всюду имеет одинаковую толщину, в ней четко прослеживаются горизонтальные рады и т.д. Это элементы порядка. Здесь единство порядка и беспорядка. Стоит нарушить эту гармонию, и беспорядок может уничтожить порядок.


Порядок и беспорядок должны составить одну пару. И не просто пару, а пару гармоническую, составить единство. В этом специфика архитектуры, дизайна и искусства вообще. Этому должны подчиняться и стандарты в дизайне.


51. Стандарт и качество изделия

- В гос-х стандартах отражён и зафиксирован ряд требований технической эстетики и производственной технологию. Стандартизация играет важную роль в обеспечении качества промышл-х изделий и обеспечении экономии затрат общественно полезного труда на их производство. Стандартизация – это экономия труда, времени и средств, метод, устанавливающий чёткие требования к качеству изделия. В СССР действовала Единая система государственных стандартов (ГОСТ), охватывавшая общесоюзные и республиканские межотраслевые и отраслевые стандарты. ГОСТ определяет стандарты различных видов: технических условий, параметров изделий, конструкций, методов испытаний, правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

 Действующий стандарт – это закон для современного производства. Задача проектировщика заключается в том, чтобы, применяя стандарты, создавать вещи, не только современные в функц-м и технико–экономическом отношении, но и отвечающие современным эстетич-м требованиям.

Требования потребителей, предъявляемые к изделиям массового спроса, должны включаться в номенклатурно-техническую документацию. Только полный и всесторонний анализ потребительских свойств, системный подход к исследованию различных аспектов производства и потребления изделий обеспечивает разработку необходимого объёма требований, представляющих практическую ценность для производства и потребителей.

52. Эргономика как наука и её значение для дизайнерского проектирования

- Эргономика - (с греч. закон, работа) – науч. дисциплина, изучающая чел-ка в конкретных усл-х его деят-ти, связанной с использованием машин и других технических средств. В задачу эргономики входит разработка методов учёта человеческих факторов при моделировании действующих и создании новой техники и технологии, а также соответствующих условий труда. Эргономика рассматривает технический и человеческий аспекты в неразрывной связи, она существует на стыке психологии, физиологии, гигиены труда и анатомии. Эргономика решает задачи рациональной организации деят-ти людей в системе «человек-машина» (СЧМ), целесообразного распределения функций между человеком и машиной, определения критериев оптимизации СЧМ с учётом возможностей и особенностей работающего человека, разрабатывает типологии таких систем.

53.Принципы и методы эргономики

- Общая цель эргономики - единство 3-х аспектов исследования и проектир-я: 1) повышения эффективности деят-ти и соответственно функционир-я человеческих систем; 2) охраны здоровья; 3) развития личности людей, участвующих в трудовом процессе.


Методологической базой эргономики является системный подход. Возможно использование в эргономич-х исследованиях методов различных наук (социол-я, психология, физиология, гигиена труда, кибернетика), происходит определённая трансформация используемых методов, приводящих к созданию новых методических приемов исследования. Главной проблемой явл. координация различных методологических приёмов при решении той или иной эргономической задачи и синтез полученных при решении с их помощью результатов. Методы исследования в эргономике условно могут быть разделены на 2 группы: аналитические и экспериментальные. Более конкретно можно выделить следующие осн. методы эргономики:

- методы наблюдения и опроса (целенаправленное и систематизированное рассмотрение исследуемого объекта, фиксируются результаты);

- оценки функц-х состояний (физиологическая – состояние тонуса сосудов, величина диаметра зрачка и т.д., психологическая – исследование утомления и динамики работоспособности);

- моделирования (предметное, предметно-математическое, знаковое и математическое);

- использования компьютера в эргономич-х исследованиях (решение уравнений, кот. не удаётся решить аналитически, с большим количеством связей и уравнений)


54. Основные компоненты производственной среды

- Производственная среда – объемно-пространственная организация, участвующая в процессе труда. Элементы, окруж-е чел. на производстве, служат одной цели – созданию оптим-х условий для выпуска продукции и для плодотворной деят-ти чел.. Все элементы производственной среды могут быть разделены на 3 комплекса: производственное оборудование, архитектурно-строительные элементы (освещение, отопление, кондиционеры и т.д.) и средства информации (информация по технике безопасности, информация заводской и цеховой администрация и общественная организация)

55. Роль технической эстетики в формировании производственного интерьера

- Производственный интерьер – это внутреннее пространство производственного здания, цеха. Выявление существенных элементов способствует лучшей организации деят-ти людей, экономии времени, утомляемости рабочих. Выявление функциональной роли объёмно-пространственного окружения служит основой компоновки интерьера. Для повыш. культуры производственных помещений необходимо: размещать рабочие места в завис-ти от усл. естественного освещения, чётко выделять зоны проходов, проездов, складирования материалов и зону отдыха, обеспечивать чистоту и порядок на каждом рабочем месте, освобождение стен от ненужной коммуникации. Осн. роль дизайнера найти такие средства, кот. будут объединять архитектурно-строительные конструкции и оборудования и человека. Характер производственной работы имеет решающее значение при выборе цветов и их сочетаний. 3 задачи цвета в произв. интерьере: обеспечение оптимальных физиологических условий зрительной работы, обеспечение псих-х усл. для чел. на рабочем месте; композиционная задача (исключение монотонности и создание в цехе радостной и спокойной цветовой гаммы. Планировка помещений и рабочих мест должна обеспечивать последовательность технологического процесса и предусматривать возможность его изменения.

Предметная среда жилого дома эпохи Возрождения

Для искусства раннего периода Возрождения были характерны простота и ясность, воплощенные в переосмысленные античные формы. Наряду с характерными для этого периода центрально-купольными зданиями культового назначения очень типичными постройками являются монументальные постройки замкового типа - палаццо. Строились они для разбогатевших представителей торгово-финансового сословия (палаццо Строцци, Питти). За монументальным, выложенным бутовыми квадрами фасадом такого сооружения находился обычно закрытый, окруженный аркадами двор, минуя который посетитель оказывается в богато убранных парадных залах и покоях дворца. Интерьеры дворцов поражали монументальностью пространственных эффектов, великолепием мраморных лестниц, богатством декоративного убранства. Гостиные и спальни флорентийской и венецианской знати обставлялись дорогой мебелью, исполненной в духе античности. На юге жилые помещения обычно очень просторные, пол, стены и даже дверные рамы облицованы мрамором, деревом обшивался лишь потолок (бревенчатый или кессонный).