ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.05.2024

Просмотров: 287

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

72. 1. Происхождение дизайна как особой сферы человеческой деятельности

2.Социальная функция дизайна

3.Дизайн как средство массовой коммуникации

4.Научно-техническое и художественное начало в дизайне

5.Эстетические принципы дизайна

6.Объект дизайнерского проектирования

7. Красота и польза в продукте дизайна

8.Особенности проектирования изделий технического назначения и изделий с преобладанием художественно-образных качеств

9.Особенности художественного образа в дизайне

10.Требов-я технической эстетики к проектированию массовой промышленной продукции

11. Экспертиза промышленных изделий

12. Учет при проектировании изделий требований эргономики

13. Социальные требования к проектированию промышленных изделий

14. Функциональные факторы формообразования промышленных изделий

15.Влияние используемого материала и технологии на формообразование изделий

16. Конструктивные факторы формообразования промышленных изделий

17. Эстетические факторы формообразования промышленных изделий

18. Готовое изделие и конструкция

19. Основные этапы процесса дизайнерского проектирования

20.Основные методы дизайнерского проектирования

21. Особенности группы методов проектир-я, когда проектировщик представляется как «черный ящик»

22.Особенности методов групп проектирования, когда проектировщик представляется как прозрачный ящик

23. Методы исследования структуры дизайнерской проблемы

24. Методы расширения области поиска проектных решений

25. Стратегии проектирования

26. «Мозговая атака» - метод группового генерирования большого количества дизайнерских идей

27. Синектика - метод направления спонтанной активности мозга на исследование и преобразование проектной ситуации

28. Ликвидация тупиковых ситуаций - метод дизайнерского поиска идей в случае, если область поиска не дала приемлемого результата

29. Составление морфологических карт - метод расширения области поиска решений дизайнерской проектной проблемы

30. Анализ взаимосвязанных областей решений как один из методов исследования структуры дизайнерской проблемы

31. Проектирование новых функций как метод создания радикально новой конструкции, способной привести к новым моделям поведения и спроса

32. Основные типы проектных задач

33.Особенности проектирования простейших предметов и механических устройств

34.Особенности проектирования приборов и механизмов со сложной пластической формой и объемно-пространственной структурой

35.Особенности проектир-я крупногабаритного промышл-го и лабораторного оборудования

36.Особенности проектирования средств транспорта

37.Особенности проектирования комплекса промышленных изделий

38. Особенности проектирования средовых объектов

39.Особенности и формы символизации предметных объектов

40. Вещь как знак

41.Эстетическая организация формы как способов кодирования психологических и социально-культурных значений

42. Семантика мира вещей и дизайна

43 Этапы художественно-конструкторского анализа промышленных изделий

44.Факторы связи объекта дизайнерского проектирования с окружающей средой

45.Влияние окруж-й среды на объёмно-пространств-е решение и композицонные особенности дизайн-объекта

46. Влияние окруж-й среды на выбор материала, отделку, обработку и цветовое решение дизайн-объекта

47. Влияние окружающей среды на образный и стилевой характер объекта

48. Стандарт как элемент системы проектирования

49. Эстетическая информация и стандарт

50. Стандарт как средство гармонизации в структуре дизайн-объекта

51. Стандарт и качество изделия

52. Эргономика как наука и её значение для дизайнерского проектирования

53.Принципы и методы эргономики

54. Основные компоненты производственной среды

55. Роль технической эстетики в формировании производственного интерьера

Предметная среда жилого дома эпохи Возрождения

Пространственная среда предмета

Снова начинают возводиться загородные дома, прототипом для которых послужили римские виллы, а также новые типы общественных построек: ратуши, склады, больницы, театры.

В основе художественного метода лежит стремление к спокойным, уравновешенным пропорциям в рамках строго линейных композиций. Мерой гармоничности форм служит правило золотого сечения. В эпоху Ренессанса формообразование носит уже рациональный, планомерный характер: предметы зарождаются сначала на бумаге, в виде проектов, и лишь затем по этим проектам выполняются в материале.

Образ жилого пространства на картинах художников того времени поражает своей безыскусностью. Гладкие стены комнат, тонкие карнизы и тяги, балки по потолку, иногда подкрашенные, иногда с легкой позолотой, совсем немного резьбы и лепки. Характерно, что детали архитектуры внутри помещений мало отличались от тех, что украшали фасады зданий, а само пространство интерьера мало отличалось от внешнего. Эти пространства были как бы взаимно связаны. Не случайно, изображая на полотне помещение, художник непременно раскрывал окна или двери, а выходя во внешнее пространство, как бы заглядывал в окна. Ренессансная мебель превосходит средневековую не только количеством и разнообразием, но и большей индивидуальностью решений отдельных предметов. Все более дает себя знать и повышающееся художественное чутье заказчиков. Дорогая мебель с богатой отделкой становится своего рода символом социального положения ее владельца. Ренессансную мебель характеризуют четкая форма, ясное построение и повышенное использование в оформлении архитектурных элементов.

В комнатах той поры располагалось, чаще всего вдоль стен, только самое необходимое: табуреты, скамья или кресло, невысокий, иногда встроенный в стену шкаф и сундук. Вещи (как и мебель) можно было перемещать в пределах комнаты или убрать вовсе — облик интерьера при этом не изменялся. Вообще типов мебели было немного, а назначение каждого предмета всегда очевидно. По внешнему виду сундука или ларя, например, можно безошибочно определить, что это именно полезная емкость, а не что-нибудь иное. Такой сундук (в котором обычно хранилось приданое невесты) закрывался тяжелой крышкой.

Украшения росписью или резьбой вовсе не противоречили практическому назначению этого предмета, а заимствованная из архитектуры профилировка только подчеркивала его строение. В Сиене и Флоренции изготавливались кассоне — это и сундук для хранения или перевозки вещей, и скамья, и традиционная принадлежность свадебного приданого невесты. Сундуки богато украшались резьбой, инкрустацией, росписью. В середине XV века появляется уменьшенная разновидность кассоне — кассета, позднее - касса-панка, ларь-скамья со спинкой и подлокотниками, для почетных гостей, предок современного дивана Приземистый, с двумя-четырьмя дверцами, посудный шкаф представлял собой нечто среднее между сундуком и шкафом. Кровати были высокими, с приступкой и балдахином или задергивающимися занавесками, с высоко приподнятым изголовьем. Наиболее часто встречаются два типа столов: один — прямоугольной формы с толстой столешницей, покоящейся на двух массивных устоях, в пластике которых чувствуется влияние древнеримских мраморных столов (флорентийский тип); сюда же относятся и четырехопорные болонские столы. Другой тип — центральный, или одноопорный, со столешницами круглой, шести- или восьмиугольной формы. Однако в повседневной жизни наи- более распространенной формой обеденного стола по-прежнему остаются козлы с покоящимся на них дощатым настилом.


Распространенным видом сидений были табуреты с расходящимися книзу ножками. Но встречались и более сложные и нарядные Х-образные кресла. Их отличали изящество и конструктивная изысканность, такие кресла могли изготовить только очень искусные мастера. Также распространены были стулья с опорами из пластин, обычно покрытых резьбой, и прямой высокой спинкой.

Очень характерными для итальянских купеческих домов были так называемые кассапоне — помесь сундука и кресла. Сидевший на таком кресле человек мог, приподнявшись, спрятать под сиденье деньги или драгоценности и усесться опять. Все эти сиденья не были уж очень комфортабельными и не располагали к длительному сидению. По-видимому, в этом особенно и не нуждались — жизнь была бурной, подвижной, она протекала больше на улицах и площадях, чем в четырех стенах.


Пространственная среда предмета

Мы редко воспринимаем предметы обособленно: они обычно образуют группы, комплексы или так называемую предметную среду. И эта среда имеет иногда свою очень определенную характеристику. Примером может служить комната гоголевского Собакевича или Плюшкина, кабинет гончаровского Обломова. И стены, и вещи, да и само объединяющее их пространство носят отпечаток личности человека, места, времени.

Свой характер, но уже не столь личностный, имеет и предметная среда производственного предприятия или учреждения. Среда со своими особенностями может быть и вне стен дома: парк культуры и отдыха с его аттракционами, детская игровая площадка среди домов. Только здесь само пространство, вода и зелень, деревья и кусты играют на меньшую роль, чем предметы.

Окружающие нас вещи редко бывают ровесниками: рядом с только что приобретенным столом могут висеть часы столетней давности, в старом книжном шкафу — недавно изданные книги. Предметы умирают, на их место появляются новые, и этот процесс обновления вещей идет непрерывно. Можно ощутить печать времени на обыкновенной чашке, хотя не всегда осознанно и не всегда определенно. Но в нашем быту не так уж много старинных вещей — в большинстве своем они в музеях и собраниях коллекционеров.

Когда мы видим в выставочной витрине громадные щипцы прошлого века, которыми кололи сахар, то в нашем представлении выплывает обернутая синей бумагой сахарная голова, стол в трактире с громадным чайником, сияющий медью самовар. Но не обязательно столетья должны отделять нас от того или иного предмета, чтобы он в наших глазах выглядел устаревшим: люстра или радиоприемник пятидесятых годов уже заявляют о своей давности.

Многие хорошо знакомые нам вещи имеют своих далеких предков. Какую удивительную эволюцию пережили стулья и кресла — необходимая принадлежность быта.

Инкрустированное египетское кресло превратилось у древних греков в строгое конструктивное сиденье. Это сиденье по прошествии веков приобрело пышность барокко, а затем сложность и изысканность рококо с его непременной позолотой, тончайшей резьбой и белым левкасом. Как и почему так изменялись со временем эти предметы? Они ведь были примерно одного и того же материала?

Это происходило оттого, что каждый из предметов был органически связан со своим временем, с культурой своего времени и прежде всего с техникой и искусством (архитектурой, скульптурой и живописью). Каждая эпоха выдвигала на первый план одно, отодвигала другое, усиливала одни влияния и ослабляла другие.


Техника и искусство до эпохи Возрождения были большей части нераздельны, и поэтому стилевое единство всех окружающих вещей было полным и органичным.

Отделение техники произошло только в XVII— XVIII веках и приобрело парадоксальные формы в середине века, когда уже законченное изделие украшали. С этим было связано появление двух специальностей — инженера и художника. Нетрудно представить себе, какой отпечаток на мир вещей наложили эти изменившиеся условия и как радикально изменилось положение с появлением дизайнерского проектирования, характерного своей слитностью технических и эстетических начал.

Архитектура всегда вмещала в себя предметный мир, он был, по существу, ее дополнением. Между стенами дома и бытовыми предметами — мебелью или посудой — всегда была глубокая внутренняя связь. Органична была связь предмета и скульптуры, живописи. Удивительно, например, сходство формы египетского сундука и египетской скульптуры, древнегреческие статуи имели тот же пластический характер, что и керамические сосуды того времени.

Живопись оставляла свой живой след на греческой вазе и египетской туалетной ложечке, стенке сундука и каминном экране. И предметы, и скульптура, и живопись связывала орнаментика — в эпоху ремесленного производства она была единой и существенной его частью.

Таким образом, познав эволюцию предметного мира прошлого, можно лучше ориентироваться в проблемах сегодняшнего дня.