ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.05.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт экологии и географии

Отделения географического и экологического образования

Конспект урока по природоведению:

«Жизнь в морях и океанах».

Выполнил: студент 4 курса

02-016 группы

Галиев Н.Н.

Проверила: методист по географии

Бекетова С.И.

Учитель географии: ______________ /Корбиева Л.А /

( подпись )

Казань 2014

Тема: «Жизнь в морях и океанах»

Цель урока:

Образовательная: способствовать формированию представления о разнообразии растений и животных морей и океанов; их распространении: в прибрежной мелководной части, в толще и на дне, в коралловых рифах; создать условия для раскрытия взаимосвязи и приспособленности обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.

Развивающая: продолжить создавать условия для развития интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, обобщать), культуры речи учащихся, инициативы учащихся и умения работать самостоятельно и в коллективе; продолжить способствовать формированию умений обосновывать свой ответ, сопереживать, эмоционально откликаться на происходящее.

Воспитательная: способствовать формированию мировоззренческих идей о целостности и материальности мира, создать условия для воспитания коммуникативности; совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой при выполнении домашнего задания, привлечь внимание детей к экологическим проблемам.

Тип урока: изучение нового материала.

Средства обучения:

  • Компьютер, проектор

  • Презентация «Жизнь в морях и океанах».

  • Учебник Природоведение 5 класс автор Н.И. А.А. Плешаков, Н.И.Сонин, Рабочая тетрадь

Методы обучения: - частично-поисковый (эвристический)

- проблемный

- групповой

- игровой

Основные понятия и термины урока:

    Планктон, активно плавающие организмы, коралловый риф, донное сообщество, глубоководное сообщество.


Опорные знания: Организм, среда обитания.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

t

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь, приступаем к уроку, чтобы работа получилась плодотворной, нам всем необходимо соблюдать следующие правила и законы поведения

Хорошего вам настроения. Кто сегодня в классе дежурный, кто отсутствует?

Закон 0:0 - точности

Закон един, говорит один (уважай говорящего)

Закон инициативы

Не согласен – возражай

Возражаешь – предлагай

Предлагаешь - делай

Закон чистоты (содержи свое рабочее место в чистоте и порядке)

Учитель: Согласны ребята? Тогда начинаем урок

Дети встают, приветствуют учителя.

Дежурный отвечает.

2

2. Актуализация опорных знаний:

Ребята, как называется наша планета?

- А вот если бы об этом спросили инопланетянина, наблюдавшего нашу планету из космоса, возможно, он назвал бы её: ПЛАНЕТА ОКЕАН. Почему?

- Правильно, ведь большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать – планета ОКЕАН

-А, сейчас, мы с вами с помощью интеллектуальной разминки попробуем определить тему урока (слайды 3-8).

1. По волнам гуляет зонтик,

Если встретите – не троньте!

Вот так чудо, вот так диво!

Зонтик жжется как крапива.

2. Он плавает на дне глубоком,

А иногда — у берегов.

Он своим могучим током

Разгоняет тьму врагов.

3. По сути зверь – а с виду рыба,

Огромен, я его боюсь.

А догадаться вы смогли бы,

Кто пищу цедит через ус?

Зубы в пасти: в три ряда.

Это не страсти, а беда.

Этот хищник знаменит,

Тем, что он - "морской бандит".

Мускулисты его скулы,

Остерегайтесь встреч с…

5. Подставляя людям спины

В море нас спасут…

6. Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я - …

-Где же живут эти организмы?

Земля.

Потому что большую часть Земли занимает вода. Много океанов и морей.

Медуза

Скат

Кит

Акулой

Дельфины

Осьминог

Это обитатели морей и океанов.

10

3.Изучение нового материала.

И сегодня мы познакомимся с ними. Попробуйте сформулировать тему нашего урока:

«Жизнь в морях и океанах»

Цели урока

Дать представление о разнообразии живых организмов в морях и океанах, об их распространении.

Раскрыть черты приспособленности обитателей к разнообразным условиям.

Показать необходимоcть защиты вод Мирового океана.

-Кругом вода – с питьем беда. Почему так говорят о море?

-Как вы представляете себе море? Какие чувства у вас вызывает вид моря, звуки моря?

Сегодня я предлагаю вам отправится в путешествие в глубины моря.

Моря и океаны можно сравнить с огромным домом, который заселён от самых верхних до самых нижних этажей.

- Сколько же этажей в этом доме?

- Пять. (Мы ответим на этот вопрос в конце урока)

-На разных этажах этого дома складываются разные природные сообщества.

- Давайте вспомним, что называется природным сообществом?

Откройте учебник стр. 135-137 , у вас в тексте жирным шрифтом выделены сообщества, назовите их.

(сообщество поверхности воды, толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество). Слайд 13.

- Значит сколько здесь этажей.

Знакомство с этими сообществами мы начнём с поверхности воды.

В своих тетрадях начертите таблицу, в первую графу запишите сообщество поверхности воды.

По тексту учебника стр. 135 и слайду заполните другие 2 графы.

- Что интересного в нём?

Вот посмотрите какое странное существо, синий пузырь с красным гребнем. Это военный португальский кораблик. В старину моряки Португалии также ярко раскрашивали свои боевые корабли. Это родственник медуз. В воду у него уходят щупальца, которыми он ловит себе еду: маленьких рачков и рыбок.

Проблема: Как удерживается на воде португальский кораблик?

По поверхности океана плавает парусник. Тело его плоское. Это хищник. Он добывает пищу с помощью щупалец. У него есть матросы-крабики. Захотят крабики есть, спустятся ко дну парусника и поймают среди щупалец рыбку. Рыбы умеют летать? Есть летучие рыбы. Разогнавшись, они выскакивают из воды и парят на своих плавниках над водою.

-На каком же этаже расположилось это сообщество?

Следующее сообщество – сообщество толщи воды. (запишите в 1 графу)..

Здесь обитают планктон и активно плавающие организмы.

Откройте учебники на с.135, в последнем абзаце найдите, что такое планктон? (Множество очень живых существ, свободно парящих в толще воды) Что же помогает им удерживаться в воде?

Проблема: Какие приспособления для жизни в воде имеют активно плавающие организмы? Во-первых у них обтекаемая форма тела. (сельди, акула-молот, дельфины, киты, кальмары)

Что помогает рыбам плавать в толще воды? (плавники, плавательный пузырь)

А у каких рыб из воды торчат зловещие плавники? Самые безобидные – Тигровая и гигантская акулы. Питаются акулы рыбой. У них хорошее обоняние, лучше, чем у собак. Самая страшная для человека – Белая акула.

Белая акула до 6 метров. Охотится по ночам на кальмаров и своих мелких сородичей. На челюстях акулы множество зубов, если они выпадают, за 8 дней вырастают новые «Страшные улыбки». Тёмные, круглые, завораживающие глаза акулы мгновенно распознают добычу. Акулы испытывают постоянный голод, они вечно в движении, если акула перестанет двигаться, она утонет.А вот гигант моря – синий кит

( Синий кит относится к млекопитающим, это не рыба. Его тело до 33 метров, масса дл 130 тонн. Питается синий кит планктоном. Сложно кормить китёнка. За одну кормёжку он съедает 20 вёдер молока, жирного как сметана. Киты совершают ежегодные путешествия от приполюсных пространств к субтропикам и обратно.)

Также в морях множество водорослей. Они тоже имеют крючочки, прицепочки, чтобы удерживаться. Планктон имеет щетинки, выросты.

А что же называется планктоном?

В толще воды складываются цепи питания: водорослями кормятся рачки, рачками – мелкие рыбы, а ими крупные рыбы, кальмары, дельфины. Удивительно, что многие киты, эти гиганты моря, кормятся планктоном.

А на каком бы этаже вы расположили это сообщество?

Следующее сообщество – донное.

Очень богато видами это сообщество. Здесь живут моллюски с красивыми раковинами, морские звёзды, осьминоги, камбала. Они любит прятаться, и для того, чтобы защищаться и для того, чтобы нападать

-Проблема: Что помогает защищаться от врагов?

Осьминоги выбрасывают чернильное пятно.

На каком бы этаже вы расположите это сообщество?

Самое красочнее сообщество и самое красивое– сообщество кораллового рифа. С

Послушайте легенду: согласно древнегреческому приданию, когда Персей отсек голову Медузе Горгоне, ее кровь пролилась на морское дно и проросло красным деревцем – кораллом. Коралловые ветки напоминают толи цветы, толи кусты. До 18 века их считали растениями, позже естествоиспытатель Карл Линней выделил их в класс животных.

В теплых, чистых тропических морях находятся кораллы. Коралл твердый как камень, но на самом деле он создан из тел миллионов маленьких существ. Эти животные коралловые полипы. Каждый из них живет внутри маленькой известковой чашечки. С течением времени часть полипов отмирает, и другие полипы строят свои чашечки поверх старых. Так кораллы продолжают расти вверх к поверхности воды и образует коралловые острова.

-Каким цветом на карте показаны коралловые острова?

Каковы же особенности этого сообщества?

Мир коралловых рифов – это буйство красок: здесь обитают ярко окрашенные креветки, актинии, ,моллюски. Рифы буквально кишат разноцветными рыбами.

Это сообщество располагается между сообществом поверхностные воды и сообществом толщи воды, но не везде, а только в тёплых тропических широтах.

Следующий этаж, который мы посещаем расположен очень глубоко под водой - глубоководное сообщество.

Ведь морское дно не ровное, есть глубоководные места, вот там и рас положилось глубоководное сообщество. Рыбы, обитающие там имеют странные формы.

Каковы же особенности этого сообщества?

Проблема: Как ориентироваться в глубине? (Светящиеся органы)

Питаются эти жители бездны мёртвыми остатками организмов, «падающими» из верхних слоёв воды, а также хищничают, поедая друг друга.

А сейчас мы попробуем расположить этажи океан, начиная со дна

Сообщество поверхности океана - 1 этаж

Сообщество кораллового рифа – 2 этаж

Сообщество толщи воды – 3этаж

Глубоководное сообщество – 4 этаж

Донное сообщество – 5 этаж

Послушайте экологическую сказку. Жил старик со старухой у самого синего моря. Забросил в море дед невод. Пришёл невод обратно с тиной морской, а также со ржавыми банками, бутылками и прочим мусором. Закинул дед невод во второй раз, выловил рваный башмак и лысую резину. В третий раз закинул он невод и поймал золотую рыбку, которая заговорила с ним человеческим голосом: - Не отпускай меня старче в синее море, лучше кинь в аквариум. Там вода чистая. Не хочу быть рыбкой нефтяною, хочу быть золотою. Грустная сказка? На самом деле это правда. Мы, люди, очень много грязи бросаем в океаны и моря. Приносим вред обитателям. Мир океана очень велик и прекрасен. Рассказать обо всех обитателях на одном уроке невозможно. Но охранять его не только возможно, но и необходимо

Потому что морская вода соленая.

Природное сообщество – это совместно обитающие и живущие на одной территории разные по виду растения, животные, микроорганизмы.

Ученики открывают книги.

Пять

Ученики открывают тетради, чертят таблицы.

имеет легкий воздушный пузырь и гребень-парус

Первом

Это хищники моря – акулы. Они бывают и гиганты (20м._ и карлики (15см.).

Планктон в переводе – блуждающий. Планктон – это множество живых существ, парящих в толще воды.

Разнообразная форма, например у скатов она – плоская, окраска под цвет грунта.

Красным

Многие из них светятся : одни таким образом приманивают добычу, а другие защищаются от врагов – выпуская яркое облачко, сбивая с толку хищников. У них зубатые пасти. Это, например, рыба-мешкоглот, большерот.

20

4. Проверка усвоения.

Тест.

1.Что такое планктон?

1)множество живых существ, парящих в толще воды

2)мелкие организмы, на дне морей

3)мельчайшие организмы, парящие на поверхности воды

2. «Отложения известняка, образовавшегося из остатков кораллов и водорослей». Это происходит:

1) на поверхности воды

2)в коралловых рифах

3)на больших глубинах океана

3. О каком сообществе идет речь?

Множество живых существ, активно плавающих в воде. Водоросли, лучевики, рачки - все они мелкие, и обычно имеют на теле выросты, щетинки чтобы вода лучше поддерживала их. Активно плавают различные рыбы, киты, кальмары

1)сообщество кораллового рифа

2)сообщество поверхности воды

3)сообщество толщи воды

4. Найди лишнее:

1)актинии

2)звезды

3)кальмары

5. «То ли цветы, то ли животные?» Карл Линней отнёс их к животным.

1) морская звезда

2)планктон

3) кораллы

Ответы

1 – 1, 2 -2, 3 – 3, 4 – 3, 5 - 3

Прощай же море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы!

Дети выполняют работу.

10

5. Подведение итогов. Сообщение домашнего задания

Дом. Зад.

Прочитать стр. 135 – 137.

Рисунок на тему: «Жизнь в морях и океанах

Спасибо за внимание! До свидания!

До свидания!

3


.

ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт экологии и географии

Отделения географического и экологического образования

Конспект урока по природоведению:

«Как человек появился на Земле»

Выполнил: студент 4 курса

02-016 группы Галиев Н.Н.

Проверила: методист по географии

Бекетова С.И.

Учитель географии: /Корбиева Л.А /

( подпись )

Казань 2014

Тема урока: Как человек появился на Земле

Цели урока:

Обучающая: формировать представление об особенностях современного человека, отличиях человека от животных.

Развивающая: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний. Развивать представление о происхождении человека.

Воспитывающая: формировать навыки самоконтроля, воспитание самостоятельности.

Планируемый результат: формировать познавательные интересы и мотивацию на изучение темы. Уметь анализировать, делать выводы на основе сравнения; давать определение понятиям. Уметь выделять этапы развития человека, называть признаки отличия между древним и современным человеком.

Тип урока: комбинированный.

Использование современных технологий: технология развивающего обучения.

Оборудование: слайд-презентация, таблица «Этапы эволюции человека».


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t

I.

Организационный момент

1

Приветствие учащихся, подготовка к уроку, настраивание учеников на рабочую деятельность.

II.

Изучение нового материала

4

На доске таблица «Этапы эволюции человека» создание проблемы и озвучивание учениками темы данного урока:

- Как вы думаете, какова сегодня нашего уроке?

-Давайте вместе сформулируем цель урока.

Происхождение человека на Земле.

Ответьте на вопросы:

-Какие гипотезы по происхождению человека вы знаете?

-А как вы думаете где живут люди на нашей планете?

 

-Как происходит общение людей между собой?

-всегда ли люди были такими как мы сейчас? Вы хотите это узнать? Давайте попробуем это узнать.

Создаются группы для работы с учебником: 1-я группа отвечает на вопрос: «Как и где появился первый человек?»,

2-я группа: «Кто это человек умелый?»,

3-я группа: «Кто такой неандерталец?»

4-я группа: «Кто были первыми представителями вида Человек разумный?»

-Обсуждение ответов учащихся. Данные записи зачитываются учащимися в слух и выносятся на обсуждение всего класса.

Заполняется таблицу «Особенности современного человека», пользуясь текстом  учебника

1.Признак

2.Особенности современного человека

Объем мозга

В 3 р. Больше, чем у обезьяны; решает сложные задачи.

Общение

1)речь

2)совместная деятельность

3)труд

4)разумное поведение

 

Ученик демонстрирует из учебника рисунок на котором делает сравнение черепа предка человека и современного человека

-Анализ заполнения  таблицы с комментариями

- Как появился человека на Земле.

Предполагаемые ответы учащихся:

Эволюционное происхождене

- Библейское происхождение

- Завезен из космоса.

Предполагаемые ответы учащихся:

- В городах, селах, деревнях. Можно сказать везде, даже в лесу и тропических джунглях.

При помощи языка общения. 

-Поиск ответов в тексте п.24.

Работа в группах, сотрудничество учащихся между собой

-Узнали о предках человека, Слушают и дополняют друг друга.

-Заполняют таблицу пользуясь учебником.

- Ученик демонстрирует из учебника рисунок на котором делает сравнение черепа предка человека и современного человека..

-Сходство и отличия человека и животных.

-Сотрудничество учащихся между собой, работа в парах.

III.

Физкультминутка

24

1.

 - Упражнения для глаз

Сделать спокойный вдох через нос и закрыть глаза. Во время медленного выдоха через нос массировать закрытые веки подушечками ладоней, которые ближе к запястью, в направлении к носу и от носа. На паузе после выдоха, не открывая глаз, положить ладони на глаза, так чтобы к глазам не проникал свет. Задержаться в таком положении сколько возможно, не вдыхая воздух. Затем, не отрывая ладоней от лица, открыть глаза и сделать спокойный вдох через нос. На медленном выдохе через нос открыть лицо, повернув ладони так, чтобы мизинцы были осью вращения.

Вращательные движения глазами: сначала в левый нижний угол, потом на межбровье, потом в правый нижний угол, потом на кончик носа (повторить 3 – 4 раза). Повторить то же, но в обратную сторону.

-выполняют упражнения.

Закрепление

-Организации работы в парах. Каждой паре учащихся дается индивидуальное задание по данной теме.  

Дать определения терминам на с.110

Австралопитек

Человек умелый

Человек разумный

Кроманьонец

Ответить на вопросы на с.110

  1. Назовите, какие виды людей жили раньше на Земле?

  2. Чем отличается кроманьонец от человека умелого?

  3. Как повлияло одомашнивание животных и растений на жизнь людей?

  4. Какими были первые орудия, изготовленные человеком

- Особенные признаки человека.

-Самопроверка таблицы по эталону

-Умение отстаивать свое мнение.

-Записывают под диктовку в тетрадь.

-ответы учащихся.

-ответы учащихся исходя из таблицы

--ответы учащихся исходя из таблицы

--ответы учащихся исходя из таблицы

III

Рефлексия

15

На этом этапе уроке мы с вами еще раз вспомнили о том, откуда берет свои корни человек.

И сейчас давайте с вами докажем, что мы человек - разумный и проверим, как вы усвоили материал.

  1. Какие из представленных обезьян относятся к человекообразным?

А) шимпанзе  Б) бабуин  В) игрунка  

2. Он появился на юге Африки и первым приспособился к жизни на открытых пространствах (австралопитек).

А) кроманьонец  Б) австралопитек  В) неандерталец  

3. Новые условия жизни привели к тому, что он научился сам изготавливать для себя орудия (человек умелый).

А) Человек умелый  Б) австралопитек  В) дриопитек  

4. На стенах своих пещер он оставлял удивительные рисунки, на которых изображались животные, люди и сцены охоты (кроманьонец).

А) австралопитек  Б) неандерталец  В) кроманьонец  

5.  Он укрывался в пещерах или строил хижины, покрытые шкурами животных. Да и сам не прочь был поносить меховые шубки (неандерталец).

А) человек умелый  Б) кроманьонец  В) неандерталец

6. Он первым догадался, что огонь может быть не только врагом, но и другом (человек прямоходящий).

А) человек прямоходящий  Б) австралопитек  В) неандерталец

7. Высокая трава саванн и степей мешала ему осматривать окрестности, и он встал на ноги (австралопитек).

А) человек умелый  Б) кроманьонец  В) австралопитек

8. Этот человек нашел себе замечательного помощника, ставшего самым преданным другом – собаку (кроманьонец).

А) неандерталец  Б) кроманьонец  В) человек умелый

-Теперь мы с вами достаточно хорошо ориентируемся в причинно-следственных связях развития человека как вида.

-Вы уже хорошо понимаете, что изменение окружающих человека факторов может вести за собой изменения в его внешности, умственном и физическом развитии.

- С такими знаниями нетрудно представить себе человека будущего.

--Скажите: какой он человек будущего?

Давайте еще раз сделаем физминутку и оценим себя. Если вам все понравилось – поднимите правую руку, если не понравилось – левую.

Вы все поняли – топните ногой, что то не поняли - хлопните в ладоши.

Тебе помогал сосед по парте: если да пожми ему руку, если нет – подмигни.

Какую оценку ты поставишь себе за урок:

5 – наклон в лево

4 – поклон вниз

3 – повернись вокруг себя

Вот таким образом вы получили еще заряд бодрости на уроке и оценили себя сами.

-Отвечают.

-Умный, изобретательный, хорошо ориентирующийся в любых вопросах.

IV.

Домашнее задание

1

П.24 повторить.

Подготовить сообщение на тему: «Деятельность современного человека в природе»

Творческое задание о гипотезах происхождения человека.