ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.05.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Институт экологии и географии

Отделения географического и экологического образования

Конспект урока по природоведению:

««Три среды обитания. Наземно-воздушная среда. Водная среда. Почвенная среда»»

Выполнил: студент 4 курса

02-016 группы

Галиев Н.Н.

Проверила: методист по географии

Бекетова С.И.

Учитель географии: /Корбиева Л.А /

( подпись )

Казань 2014

Тема: «Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда, приспособленность организмов к жизни в ней»

Цель урока: сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с различными средами обитания организмов.

  2. Выяснить особенности приспособления организмов к среде обитания.

  3. Учить систематизировать, выделять главное и существенное.

  4. Формировать познавательный интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, проектор, таблицы, презентация к уроку.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, словесный, частично поисковый, репродуктивный.

Средства обучения: атласы, учебники, иллюстрации природы, презентация в среде POWER POINT, интерактивная доска, компьютер.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t

I.

Организационный момент

1

Добрый день, ребята! Я рад видеть ваши умные и добрые лица! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, пусть в течение урока у всех будет хорошее настроение. Повернитесь и улыбнитесь нашим гостям. Спасибо!

– Здравствуйте!

Ответ дежурного.

Готовятся к уроку.

II.

Актуализация знаний

4

Нам предстоит интересная работа, но прежде мы вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?

Молодцы! А какие царства живой природы вы знаете?

.

Правильно! А теперь проверим, насколько вы усвоил материал прошлого урока. Игра «Кто из какого царства»

Молодцы! Итак, я готов продолжить работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. А вы готовы?

-Спасибо!

Ответы учеников:

-О царствах живой природы.

- Простейшие, бактерии, грибы, растения, животные

-Выполняют задания.

-Да!

III.

Изучение нового материала

24

1.

Тема сегодняшнего урока: Среды

обитания организмов.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? С чем познакомимся?

Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы. Давным-давно случилась такая история . Никто сегодня точно не знает, когда это было, как это было…Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный Путь произошло чудо. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличии от неживых тел Природы обладали необычными свойствами. Что за свойства отличали их от тел неживой природы?

- Правильно, да, вы знаете эти существа. Их зовут живые организмы. До сегодняшнего дня живут они на планете Земля, хоть многие и изменились с тех давних времен, некоторые не дожили до настоящего.

Но и сегодня их немало – 5 миллионов видов! И разные они- и огромные и микроскопические, и мохнатые и перьями покрытые, хищные и безобидные, неподвижные и быстрые.

Почему же все живые организмы разные? Почему отличаются друг от друга?

В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутренне строение, особенности поведения существ. Что же такое среда обитания?

Среда обитания – условия, окружающие организм (запись в тетради). Существует несколько сред обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы.

Но сегодня мы рассмотрим только первые три.

Жизнь в каждой среде имеет свои особенности. Важнейшие факторы неживой природы для любого организма – свет, тепло и влага. С детства нам знакомо: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!».можно сюда добавить кислород – для животного мира, и углекислый газ – для растений. Каково же влияние каждого из них на живые организмы?

Попробуем охарактеризовать каждую из этих сред по следующим показателям:

  • свет

  • температура

  • наличие кислорода

  • влажность

(на доске карточки с обозначениями). Работа по рядам: водная, наземно-воздушная, почвенная с учебниками.

Совместно обсуждается вопрос о факторах природы, заносится в схему.

Итог работы

Характеристика сред

  • Молодцы! У вас хорошо получается.

  • Приспособления организмов к жизни в разных условиях обитания.

Водная среда.

  • обтекаемая форма тела

  • наличие слизи на теле

  • плавники

  • ласты

  • подкожный слой жир

(запись в тетрадь)

Наземно-воздушная среда

-Какие же приспособления растений и животных вы знаете?

Почвенная сред обитания

Для почвенных организмов характерны специфические органы и типы движения, формы тела, прочные и гибкие покровы, редукция глаз и исчезновение пигментов. А еще какие особенности вы знаете?

Предполагаемый ответ: Среды обитания организмов.

Предполагаемый ответ:

-движение

  • размножение

  • раздражимость

  • питание

  • выделение

  • рост и развитие

  • обмен веществ

-Потому что живут в различных условиях обитания.

Предполагаемый ответ : Среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают все необходимое для жизни и в нее же выделяют продукты обмена веществ.

-крылья

-конечности для передвижения по твердой поверхности

-шерсть

-приспособления для экономного расходования воды

-приспособления для опыления растений

  • округлая, червеобразная форма тела способность к изменению толщины тела

  • роющие конечности

  • маленькие глаза или их отсутствие

Закрепление

Дайте определение понятию «среда обитания».

Назовите среды обитания организмов.

Попробуйте населить наши королевства – среды обитания соответствующими живыми организмами.

Для этого необходимо распределить изображения животных, растений, бактерий, грибов по средам обитания.

Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что:

…..

Выводы по уроку.

Спасибо за урок!

Запись домашнего задания

Среда обитания – условия, окружающие организм

-Выполняют задание

-Отвечают

III

Проверочная работа

15

Проверочная работа по теме «Три среды обитания».

По истечению времени собирает работы.

Выполняют проверочную работу.

IV.

Домашнее задание

-Подготовить сообщение об организме или животном каждой среды обитания на усмотрения школьника.

- До свидания!

Записывают домашнее задание в дневник.

- До свидания!


ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт экологии и географии

Отделения географического и экологического образования

Конспект урока по природоведению:

«Жизнь на разных материках».

Выполнил: студент 4 курса

02-016 группы

Галиев Н.Н.

Проверила: методист по географии

Бекетова С.И.

Учитель географии: /Корбиева Л.А /

( подпись)

Казань 2014

Тема: «Жизнь на разных материках»

Цель урока:

Обучающая: - познакомить учащихся со своеобразием растительного и животного мира различных материков Земли;

-развить умения выявлять черты приспособленности к различным условиям среды; осуществлять оперативность в работе.

Развивающая: расширить представления учащихся о многообразии растительного и животного мира;

- формировать умение ценить прекрасное в природе,

Воспитательная: формировать навыки работы в коллективе ( в парах),

- формировать чувство бережного отношения к окружающей природе,

- интереса к предмету через развитие творческой активности учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

Настенная карта «Природные зоны мира», учебник с атласом, таблица для заполнения.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, словесный, частично поисковый, репродуктивный.

Опорные знания: Среды обитания,организмы

Средства обучения: атласы, учебники, иллюстрации природы, презентация в среде POWER POINT, интерактивная доска, компьютер.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

T

I.

Организационный момент

1

Добрый день, ребята! Я рад видеть ваши умные и добрые лица! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, пусть в течение урока у всех будет хорошее настроение. Повернитесь и улыбнитесь нашим гостям. Спасибо!

– Здравствуйте!

Ответ дежурного.

Готовятся к уроку.

II.

Актуализация знаний

4

Мотивация учащихся к учебной деятельности.

-Как вы сегодня добрались до школы?

-Что вас окружало?

-Окружала вас природа. Давайте вспомним: часть природы, в которой живёт организм.

-Как вы думаете, какие следующие вопросы я хочу -вам задать?

-Давайте ответим на эти вопросы

-Какая еще существует среда обитания?

-Мы с вами повторили, вспомнили виды среды обитания живых организмов.

-А теперь отгадаем загадки:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

А я всё терплю и добром плачу.

Детей не имеет,

А всем мать родная.

Чем больше в неё вложишь,

Тем больше она отдаст.

Правильный ответ ( земля или почва)

А кто может жить в почве?

Вопросы :

-Там водятся акулы

-Это лежбище медведя

-Там живут мыши и кроты

-Там обитают птицы

-Ее плетут пауки

-Там водятся и охотятся щуки

-Мы с вами повторили д\з и пройденную на прошлом уроке тему. Молодцы!

-Заканчивается зима. С каждым днем лето приближается, поэтому давайте представим, что наступило лето. Куда бы вы хотели поехать?

-Природа, которая вас будет окружать, она будет точно такая же, как  у нас?

-Где мы можем видеть еще необычную природу?

-Молодцы!

-Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

-Ответы учащихся

-Ответы учащихся

- среда обитания

- Сколько сред обитания существует? Какие?

-Существую три среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная

-Ответы учащихся 1 ряда

- Ответы учащихся 2 ряда

- Ответы учащихся 3 ряда

-Крот,землеройка,черви и тд.

-Водная среда

-Берлога

-Почва

-Воздушная среда

-Паутина

-Река, водная среда.

- Ответы учащихся.

- Ответы учащихся.

-Ответы учащихся.

-«Жизнь на разных материках»

III.

Изучение нового материала

24

1.

-Тему определили. Давайте поставим для себя цель урока. Для чего, зачем на ваш взгляд мы будем изучать эту тему?

Вы сегодня готовы к путешествию по материкам нашей планеты Земля. Тема сегодняшнего урока «Жизнь на разных материках» Записали тему урока в тетрадь. На полях число.

-Подумайте и задайте себе вопрос: «Зачем мы с вами говорим сейчас о природе, о растительности и животных?» 

-Очень хорошо. Тогда давайте определим цель сегодняшнего урока.

-Вы правы, цель сегодняшнего урока: «Рассмотреть органический мир на материках нашей планеты Земля, почему он различен на материках»

Активизация знаний и фиксация затруднения в проблемном действии

Прежде, чем будем рассматривать новую тему, давайте ответим на некоторые вопросы:

«Самый, самый, самый...».

  1. Самый крупный материк на планете?

  2.   2. Самый жаркий материк? 

4. Самый влажный материк? 

5. Самый маленький материк? 

6. Самый холодный материк?  -89,2°С.

7. Самое большое ущелье - Великий Каньон?

8. Сколько всего материков на Земле?  

9. Назовите их. Евразия.

- Вы сегодня просто молодцы.

-Давайте вспомним цель нашего урока.

-Для работы нам потребуется таблица

Какие животные и растения обитают на материках.

-Давайте воспользуемся подсказкой из учебника. Далее ребята заполняют таблицу с помощью учебника стр. 120-123

-Рассматриваем и анализируем заполненную таблицу.

-Определяем  главную причину разнообразия органического мира на материках?

-Примеры животных и растений на материках.

-Как приспособились животные к жизни?

-Причина их обитания в определенном месте?

-Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

-На каком материке водится дикая собака Динго? 

-На каком материке нет змей, но проживают пингвины? 

-На каком материке можно встретить бурого медведя? 

-На каком материке находится «страна бегемотов»? 

-Какой материк является родиной домашней индейки?  -Учащиеся с помощью картинок рассказывают о территории, на которой обитает это животное, и как оно приспособлено к жизни.

Предполагаемый ответ: -изучить организмы, которые обитают на разных материках, выясним как они приспосабливаются к среде обитания.

-Что бы знать, где они находятся.

-Какая и где растительность, и какие животные обитают.

- Растительность и животные мира  на планете, причина их разнообразия.

- Евразия.

- Африка.

- Южная Америка.

- Австралия.

- Антарктида.

– Северная Америка

-6. Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

-Ответы учащихся

-Заполняют таблицу.

- Ответы учащихся.

-Главная причина – это условия климата (климатические условия) и форма рельефа (горы и равнины), среда обитания.

- Австралия.

- Антарктида.

- Евразия.

- Африка.

- Северная Америка.

Закрепление

Повторение пройденного материала

-Учащиеся работают с атласами в учебнике стр.122-123.

-Кроссворд

1. Самые известные растения Австралии.

2. Самые высокие животные на Земле, достигающие 6 м. в высоту.

3. Животное Северной Америки, испускающее отвратительный запах.

4. Самый холодный материк планеты.

5. Африканское растение, которое может накопить до 120 т. воды.

6. Эти животные обитают только в Австралии и носят детёнышей в сумке на животе.

7. Растение, родина, которой – Юго-Восточная Азия.

8. Дерево-гигант, растущее в Северной Америке.

-Какое слово у вас получилось по вертикали?

Что такое виктория рения?

-Правильно это кувшинка с большими листьями.

Вы сегодня молодцы. Со всеми заданиями справились.

III

Проверочная работа

Самостоятельная работа – тестовая работа по новой теме.

Выполняют проверочную работу.

IV.

Домашнее задание

-стр 120-123

-- До свидания!

Записывают домашнее задание в дневник.

- До свидания!


ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт экологии и географии

Отделения географического и экологического образования

Конспект урока по природоведению 5 класс:

«Природные зоны Земли»

Выполнил: студент 4 курса

02-016 группы

Галиев Н.Н.

Проверила: методист по географии

Бекетова С.И.

Учитель географии: /Корбиева Л.А /

( подпись)

Казань 2014

Тема: «Природные зоны Земли»

Цель урока:

Расширить знания учащихся о природных зонах Земли.

Задачи:

1.Научить учащихся показывать природные зоны на карте. 2. Выявить особенности растительного и животного мира в каждой природной зоне ипричины такого распределения зон. 3. Учить учащихся логически мыслить, формулировать выводы, обобщать. 4. Способствовать развитию интереса к предмету.

Тип урока: комбинированный,  использованием ИКТ.

Оборудование:

Настенная карта «Природные зоны мира», учебник с атласом, таблица для заполнения.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, словесный, частично поисковый, репродуктивный.

Опорные знания: Среды обитания, организмы

Средства обучения: атласы, учебники, иллюстрации природы, презентация в среде POWER POINT, интерактивная доска, компьютер.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t

I.

Организационный момент

1

-Прозвенел звонок веселый, начинается урок. -Любознательные дети знать хотят про все на свете. -Это стихотворение о вас?

– Здравствуйте!

-Да, для нас!

II.

Актуализация знаний

4

-Сейчас проверим, как вы потрудились дома. -Для проверки домашнего задания я подготовила тест. -На вопросы вы должны ответить «да» или «нет», т.е. поставить знаки «+» или «-» Время выполнения-5-7 минут Тест 1.Большая панда встречается только в Китае. 2.Рис выращивают в Северной Америке.

3.Баобабы растут только в Евразии. 4.Самое высокое животное на свете жираф обитает в Африке . 5.Небольшой зверек - полосатый скунс- встречается в Южной Америке .

6.В Северной Америке растут деревья-гиганты - секвойя . 7.В Южной Америке на реке Амазонка встречается кувшинка виктория –регия.

8.В Австралии обитает самая большая в мире бабочка – серая агриппа. 9.Только в Антарктиде живут кенгуру . 10.Самые распространенные животные Антарктиды – пингвины.

– да

– нет (в Евразии)

– нет (в Африке)

– да

–нет (в Северной Америке)

- да

–да

– нет (в Южной Америке)

– нет ( в Австралии)

– да

III.

Изучение нового материала

24

1.

-Чтоб урок пошел вам впрок, Активно включайся в работу, дружок. Мы сегодня с вами будем наблюдать , Делать вывод, рассуждать Природные зоны изучать. -Значит, какая тема урока?

В тетради записывают тему урока. -Знакома вам эта тема?

-Значит, будем опираться на знания, которые у вас есть.

1). Работа с картой «Природные зоны мира». Беседа о расположении природных зон, причинах смены зон

2). Изучение природных зон. На севере находится зона тундры.

Учитель показывает зону на карте, уч-ся находят зону тундры на карте учебника. 

- Кто может показать зону тундры на карте?

-Где расположена эта зона?

-Какие климатические условия в этой зоне?

-Благоприятные условия для растений и животных?

-Какие животные и растения здесь есть? Как они приспособились к жизни в таких условиях? Работа с гербарными образцами и таблицей «Тундра»

-Какой природной зоной сменяется зона тундры?

3. Просмотр презентации на компьютере «Природные зоны мира» Найдите на карте природных зон в учебнике природные зоны, о которых вы сейчас смотрели, покажите их на карте. О природной зоне влажных тропических лесов вы сейчас прочитаете в учебнике на странице 127.

Кто расскажет об этой природной зоне? При рассказе использовать таблицу. Работа с учебником. Рассматривание в учебнике рисунков на странице126-127. Учащиеся называют природную зону, называют растения и животных каждой зоны. -У кого есть вопросы о природных зонах?  -Нашли вы ответы на ваши вопросы, которые вас интересовали в начале урока? К вам на урок сегодня пришли 2 девочки - Почемучка и Ответка. Почемучка приготовила для вас вопросы, а Ответка - подсказки. Почемучкины вопросы «Угадай природную зону»:

  1. Зимы здесь холодные. Но хвойные деревья: ель, сосна, пихта - приспособились к таким условиям. Из животных встречаются медведь, волк, лось и другие.

  2. Здесь круглый год тепло и влажно. Это нравится растениям. Эта природная зона самое богатое видами природное сообщество.

  3. В этой природной зоне всегда низкие температуры, почва скована многолетней мерзлотой. Здесь растут мхи, лишайники, карликовые деревья.

  4. Самая засушливая природная зона. В ней растут верблюжья колючка, саксаул; из животных встречаются джейран, варан, верблюд.

  5. В этой природной зоне растут теплолюбивые лиственные деревья: дуб, клен, липа. Животный мир разнообразен.

-Учащиеся работают 3 минуты, затем коллективная проверка.

-Следующее задание- текст «Ловушка»: На севере Евразии расположена зона смешанных лесов. Лесная зона расположена к северу от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые, чем в тундре. Растительный мир в лесной зоне очень беден, так как лес не является домом для растений , животных и грибов. Самой влажной природной зоной Земли является пустыня. В пустынях растут ель, береза, осина, верблюжья колючка, саксаул. Мы живем в зоне пустынь. Озвучивание правильного текста учащимися.

–« Природные зоны Земли.»

-нет.

-Отвечают.

-на севере.

-суровые, мерзлая почва,зима длится около 8-9 месяцев

-нет,неблагоприятные.

-обладают мхи и лишайнки.

-тайга.

-ответ учащихся.

-Да.

-Тайга.

-Тропический лес.

-Тундра.

-Пустыня.

-Широколиственные и смешанные леса.

-нет.

-нет,наоборот.

-не верно, лес яв-ся домом для многих растений

-ет,самой влажной яв-ся тропический лес.

-нет,они произростают в зоне смешанных лесов

Закрепление

 -Какой вывод сделаем по уроку? Учащиеся называют по предложению.Сильный ученик обобщает сказанное.

III

Рефлексия

 Рефлексия. Я узнал…. Я понял…. Мне не понятно… Хочу еще узнать…

-Отвечают.

IV.

Домашнее задание

Домашнее задание: стр. 125-130.