ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 181
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Глава II . Взаимодействие тел (23 ч)
Глава III. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (20 ч)
Глава IV. Работа и мощность. Энергия (12 ч)
Глава I. Физические методы изучения природы (4 ч)
Глава II. «тепловые явления» (20 ч)
Глава III. Электромагнитные явления (28 ч)
Глава IV. Световые явления (12 ч)
Глава I. Законы взаимодействия и движения тел (21 ч)
Глава II. Механические колебания и волны. Звук (11 ч)
Глава 3. «электромагнитное поле» (12 ч)
Глава IV. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (14 ч)
Глава I. Физические методы изучения природы (4 ч)
Уроки 1/1, 2/2. Повторение
ОСУ. Решение тестовых заданий из сборников тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений (см. пояснительную записку).
ДЗ. Индивидуальные задания на усмотрение учителя (из сборников тестовых и текстовых заданий, см. с. 2).
Урок 3/3. Материальность и познаваемость мира. Физические величины и их измерение
ФЗУ. Знать: ступени познания; значение измерений в физике и технике.
Уметь: собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме, проводить наблюдения изучаемых объектов, определять цену деления приборов, предел измерения.
ОСУ. Краткая характеристика разделов, изучаемых в 8-м классе. Ступени познания (наблюдение–гипотеза–эксперимент–теория). Значение измерений в физике и технике. Точность измерений. Основные и производные единицы физических величин. Правило вывода единиц из формул. Измерительные приборы. Прямые и косвенные измерения. Оценка факторов, влияющих на точность измерений.
ДО. Фронтальный эксперимент с различным лабораторным оборудованием (весы, мензурки, амперметры, вольтметры и т.п.) для измерений различных физических величин. ПУ по [1]: объект «Методы изучения природы (предмет «Физика», «Измерение физических величин») – вулкан (видео), гроза (видео), примеры различных физических тел и веществ (рисунок), источники погрешностей при измерениях (анимация).
ДЗ. Индивидуальные задания на усмотрение учителя (из сборников тестовых и текстовых заданий, см. с. 2).
Урок 4/4. Приближённый характер физических теорий
ФЗУ. Знать: все явления в природе взаимосвязаны.
Уметь: объяснять природу конкретных физических явлений, моделируя их в лабораторном эксперименте.
ОСУ. Необходимость упрощения реальных явлений. От чего зависит выбор упрощённой модели? Объяснение конкретных явлений невозможно без опоры на эксперимент.
ДО. ПУ по [1]: объект «Методы изучения природы (моделирование, методы изучения природы)» – аэродинамическая труба как инструмент для моделирования (рисунок), подзорная труба Галилея (3D-модель), заполнение таблицы измерений (анимация), мысленный эксперимент (текст), схема метода научного познания (диаграмма).
ДЗ. Экспериментальное задание: определите температуру воздуха в своей комнате, на улице, температуру собственного тела. Результаты измерений запишите в таблицу.
Глава II. «тепловые явления» (20 ч)
В помощь учителю: интерактивные конспекты, вопросы, справочник и задачи по темам «Дискретное строение вещества», «Тепловые явления», «Агрегатные состояния»; видеофильмы «Кипение», «Кипение перегретой воды», «Плавление», «Температура плавления и давление», «Конвекция», «Теплоперенос жидкости за счёт конвекции», «Теплопроводность и конвекция», «Конвекция в воздухе», «Теплопроводность металлов», «Превращение механической энергии во внутреннюю», «Жидкий азот» – из [2].
Урок 1/5. Тепловое движение. Температура
ФЗУ. Знать: назначение термометра, правила работы с ним. Связь понятий скорости движения молекул и температуры. (Температура характеризует тепловое состояние тела и является мерой средней кинетической энергии его частиц.)
Уметь: измерять температуру, из приведённого списка выделять тепловые явления.
ОСУ. Примеры тепловых явлений. Измерение температуры. Особенности движения молекул в газах, жидкостях и твёрдых телах. Связь между температурой тела и скоростью движения его молекул.
ДО. Движение шарика, подброшенного вверх. Движение шариков в приборе «Модель броуновского движения». ПУ по [1]: объекты «Введение в МКТ и ТД (основные положения МКТ, внутренняя энергия)» – ртутный и электронный термометры (рисунок), термометр спиртовой лабораторный (рисунок), экологические последствия антропогенных тепловых явлений (рисунок), броуновское движение в жидкости (видео), зависимость скорости диффузии от температуры (видео), траектория броуновской частицы (рисунок). ВЛР из [3]: «Температура», «Броуновское движение».
ДЗ. § 1, вопросы к § 1.
Урок 2/6. Внутренняя энергия
ФЗУ. Знать: понятие внутренней энергии.
Уметь: приводить примеры превращения механической энергии тела во внутреннюю энергию в реальных ситуациях.
ОСУ. Превращение энергии в механических процессах (на примере падающего тела). Внутренняя энергия тела.
ДО. Колебания маятников. Падение стального и пластмассового шариков на стальную и покрытую пластилином плиту.
ДЗ. § 2, вопросы к § 2; повторить: механическая работа, единицы работы.
Урок 3/7. Способы изменения внутренней энергии тела
ФЗУ. Знать: основные способы изменения внутренней энергии (совершение работы и теплопередача), изменение внутренней энергии при совершении работы над телом и при совершении работы самим телом.
Уметь: приводить примеры увеличения и уменьшения внутренней энергии тел при их тепловом контакте.
ОСУ. Увеличение внутренней энергии тела путём совершения работы над ним (и её уменьшение при совершении работы телом). Изменение внутренней энергии путём теплопередачи. Анализ наблюдений: нагрев стальной спицы при периодическом перемещении надетой на неё пробки.
ДО. Нагревание тел при совершении работы (трении, ударе). Опыты по рис. 4, 5. Нагревание металлического стержня, опущенного в горячую воду. ПУ по [1]: объект «Внутренняя энергия» – увеличение внутренней энергии при совершении работы (видео), уменьшение внутренней энергии при совершении работы (видео).
ДЗ. § 3, вопросы к § 3; рассказывать материал по ОК, записанному на уроке; задание 1 (с. 10).
Урок 4/8. Виды теплопередачи
ФЗУ. Знать: три вида теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение).
Уметь: называть виды теплопроводности и объяснять, в каких агрегатных состояниях вещества они возможны.
ОСУ. Теплопроводность как один из видов теплопередачи. Разные вещества – разные теплопроводности. Конвекция в жидкостях и газах. Объяснение явления конвекции (с привлечением понятия архимедовой силы). Передача энергии излучением, особенности этого вида теплопередачи.
ДО. Отличие теплопроводностей твёрдых тел, жидкостей и газов. Конвекция в газах и жидкостях по рис. 6–8 учебника. Видеофрагменты из [4]: «Передача тепла за счёт излучения», «Демонстрация процесса теплопроводности»).
ДЗ. § 4–6, ОК; упр. 2, 3.
Урок 5/9. Примеры теплопередачи в природе и технике
ФЗУ. Знать: о применениях знаний законов теплопередачи в быту и технике
Уметь: объяснять тепловые явления, происходящие в природе.
ОСУ. Проявления в природе и использование в технике изученных видов теплопередачи.
ДО. Зависимость степени поглощения и отражения тепловой энергии от цвета и качества поверхности тела (термос, жидкостный манометр и теплоприёмник с зеркальной и чёрной поверхностями). Анимации из [4]: «Дневной и ночной бризы», «Китайский гусь»).
ДЗ. Дополнительное чтение (с. 178–183).
Урок 6/10. Количество теплоты. Единицы количества теплоты
ФЗУ. Знать: понятие количества теплоты.
Уметь: опытным путём доказывать зависимость количества теплоты, необходимого для нагревания тела, от массы тела, рода вещества и изменения температуры.
ОСУ. Количество теплоты. Единицы количества теплоты: джоуль, калория. Расчёт количества теплоты, необхо-димого для нагревания воды (устно). Решение экспери-ментальных задач.
ДО. Зависимость количества теплоты от массы и рода вещества по рис. 14.
ДЗ. § 7, ОК; вопросы к § 7.
Урок 7/11. Удельная теплоёмкость вещества
ФЗУ. Знать: определение удельной теплоёмкости вещества.
Уметь: по таблице определять значения удельной теплоёмкости для конкретных случаев.
ОСУ. Удельная теплоёмкость вещества, её единица. Разбор с привлечением данных табл. 1, качественных задач типа: В каком из двух стаканов, содержащих одинаковое количество кипятка, больше понизится температура после того, как в один опустят алюминиевую, а в другой серебряную ложки, массы которых равны? Какое из тел нагреется до более высокой температуры при получении одинакового количества теплоты: вода массой 1 кг или кирпич такой же массы?
ДО. ПУ по [1]: объект «Количество теплоты» – нагревание двух жидкостей разной теплоёмкости (видео), таблица удельных теплоёмкостей некоторых веществ (диаграмма), калориметр с жидкостью и телом (рисунок).
ДЗ. § 8; вопросы к § 8.
Урок 8/12. Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении
ФЗУ. Знать: формулу расчёта количества теплоты.
Уметь: вычислять энергию, поглощаемую (выделяемую) при нагревании (охлаждении) тел.
ОСУ. Формула расчёта количества теплоты. График зависимости температуры от времени при охлаждении и нагревании.
ДЗ. § 9; упр. 4.
Урок 9/13. ЛР № 1
ФЗУ. Уметь: применять на практике полученные знания.
ОСУ. ЛР «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры», с. 169.
ДЗ. § 9; Л: № 1002–1010, 1015, 1019 – в течение недели решить пять задач по выбору.
Урок 10/14. Решение задач
ФЗУ. Уметь: применять на практике полученные знания.
ОСУ. Решение задач типа Л: № 1011–1014. Подготовка к ЛР № 2 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела». ВЛР из [1] «Количество теплоты».
ДЗ. § 8–9. Ознакомиться с планом выполнения ЛР № 2.
Урок 11/15. ЛР № 2
ФЗУ. Уметь: применять на практике полученные знания.
ОСУ. ЛР «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела», с. 170.
Урок 12/16. Энергия топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах
ФЗУ. Знать: теплота сгорания, от чего она зависит; удельная теплота сгорания, её обозначение и единицы; формула количества теплоты, выделяющегося при сгорании.
Уметь: пользуясь таблицей, сравнивать количества теплоты, выделяющиеся при сгорании различных веществ одинаковой массы; уметь пользоваться формулой расчёта.
ОСУ. Энергия топлива. Классификация видов топлива. Теплота сгорания топлива. Расчёт количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Экологическая проблема современности. Решение задач типа Л: № 1039.
ДО. Плакат «Различные виды топлива» (в том числе и ядерное).
ДЗ. § 10, 11; упр. 5 (2, 3), 6 (1, 2).
Урок 13/17. Агрегатные состояния вещества
ФЗУ. Знать: названия процессов перехода вещества из одного состояния в другое; объяснение различных агрегатных состояний вещества его различным внутренним строением, хотя молекулы в обоих состояниях одни и те же.
Уметь: приводить примеры одного и того же вещества в разных агрегатных состояниях.
ОСУ. Агрегатные состояния вещества. СР: решение задач из сборников тестовых и текстовых задач (30 мин).
ДО. Плавление льда, нагревание и кипение воды; плавление сплава Вуда (становится жидким в руке). ПУ из [1]: объекты «Предмет физики», «Внутренняя энергия», «Агрегатные состояния» – три состояния вещества (фото), гейзеры (видео), кристаллы серы (рисунок), кристаллы золота (фото), литьё расплавленного металла (рисунок), кристаллическая решётка золота (3D-модель). ВЛР по [3]: «Строение вещества».
ДЗ. § 12; вопросы к § 12.
Урок 14/18. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Графики плавления и отвердевания
ФЗУ. Знать: процессы плавления и отвердевания – характеристика изменения агрегатного состояния вещества, постоянство и неизменность температур плавления и отвердевания для кристаллических тел.
Уметь: объяснять механизм процессов отвердевания и плавления, находить на графике интервалы времени, соответствующие этим процессам, а также процессам нагревания и охлаждения; пользуясь таблицей, определять агрегатное состояние вещества при заданной температуре и нормальном атмосферном давлении.
ОСУ. Плавление и отвердевание. Точка плавления. Наблюдение за процессами нагревания и плавления льда, нагревания, остывания и кристаллизации воды, остывания льда. Анализ таблицы температур плавления некоторых веществ. Понятие о температурах плавления и кристаллизации. Анализ вопросов типа: «Расплавится ли нафталин, брошенный в кипящую воду; почему в наружных термометрах используют спирт, а не ртуть? Почему в наружных термометрах используют спирт, а не ртуть?»