Файл: Поурочные планы по литературе 10 класс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.05.2024

Просмотров: 3778

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1 введение. Русская литература и русская история на рубеже веков (конец XVIII – начало XIX века)

Ход урока

I. Лекция учителя (краткое содержание).

1. Политическая и общественная обстановка в конце XVIII–начале XIX века

2. Просвещение и культура

3. Расцвет искусства

4. Развитие литературы

II. Проверка составленных учащимися планов (по лекции учителя).

Уроки 2–3 Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление и развитие реализма

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

II. Лекция учителя (краткое содержание).

1. Особенности русского классицизма

2. Своеобразие русского сентиментализма

Уроки 4–5 Гавриил Романович Державин. Краткая характеристика творчества поэта

Ход уроков

II. Вступительное слово учителя о г. Р. Державине.

III. Выразительное чтение оды «Фелица».

IV. Беседа по вопросам:

V. Знакомство со стихотворениями «На взятие Измаила», «На переход Альпийских гор», «Снигирь», «На победы в Италии» (по выбору).

VI. Знакомство со стихотворением «Памятник» (1796).

Уроки 6–7 в. А. Жуковский. Краткая характеристика творчества поэта

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя о в. А. Жуковском.

II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.

1. Формирование личности в. А. Жуковского

2. Творчество в. А. Жуковского

3. В. А. Жуковский – поэт-патриот и в. А. Жуковский – человек

4. В. А. Жуковский – «гений переводов» (а. С. Пушкин)

Уроки 6–7 в. А. Жуковский. Краткая характеристика творчества поэта

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя о в. А. Жуковском.

II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.

1. Формирование личности в. А. Жуковского

2. Творчество в. А. Жуковского

3. В. А. Жуковский – поэт-патриот и в. А. Жуковский – человек

4. В. А. Жуковский – «гений переводов» (а. С. Пушкин)

Урок 8 Произведения в. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» (1812), «Эолова арфа» (1814)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Выразительное чтение стихотворения «Певец во стане русских воинов» (1812).

III. Беседа по вопросам:

IV. Выразительное чтение баллады «Эолова арфа» (1814).

Уроки 9–10 Творческая работа. Анализ стихотворения в. А. Жуковского «Море» («Вечер»)

Ход уроков

Примерный план разбора лирического произведения

Устный зачет (письменный опрос) по творчеству г. Р. Державина и в. А. Жуковского

I. Примерные вопросы к зачету:

II. Заключительное слово учителя.

Уроки 11–12 «Вся жизнь – один прекрасный миг» (Александр Сергеевич Пушкин. Личность поэта. Основные этапы жизненного и творческого пути)

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя.

II. Основные этапы жизненного и творческого пути.

1. Учеба а. С. Пушкина в привилегированном учебном заведении – Царскосельском лицее (1811–1817)

2. А. С. Пушкин в Петербурге (1817–1820)

9. Дуэль и смерть Пушкина

Урок 13 «Все волновало нежный ум» (а. С. Пушкин) (Основные темы и мотивы лирики а. С. Пушкина)

Ход урока

I. Беседа по вопросам домашнего задания:

II. Основные темы и мотивы лирики а. С. Пушкина.

II. Чтение отрывков из оды «Вольность» (1817).

III. Стихотворение «к Чаадаеву» (1818). Чтение наизусть.

IV. Стихотворение «Деревня» (1819). Выразительное чтение.

V. Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» («в Сибирь», 1827). Чтение стихотворения.

Урок 16 «я гимны прежние пою» (а. С. Пушкин)

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Работа над стихотворением «Арион» (1827). Чтение наизусть.

III. Работа над стихотворением «Анчар» (1828). Чтение наизусть.

Урок 17 «и с каждой осенью я расцветаю вновь…» (а. С. Пушкин) (а. С. Пушкин – певец русской природы)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Выразительное чтение отрывков из поэм, стихотворений.

III. Стихотворение «к морю» (1824 г.).

V. Выразительное чтение стихотворений.

Уроки 18–19 «Печаль моя полна тобою…» (а. С. Пушкин) (Стихи а. С. Пушкина о дружбе и любви)

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

II. Вступительное слово учителя о роли дружбы в жизни поэта.

III. Реализация индивидуальных домашних заданий. Выступления учащихся.

IV. Любовная лирика а. С. Пушкина.

Уроки 20–21 «Мой жребий пал: я лиру избираю!» (а. С. Пушкин) (а. С. Пушкин о назначении поэзии и поэта, мотивы смерти и бессмертия в лирике)

Ход уроков

II. Вступительное слово учителя.

III. Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Урок 22 Образ а. С. Пушкина в литературе, живописи и поэзии (внеклассное чтение)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. «Мой Пушкин». Выступления учащихся по прочитанным книгам.

III. Выразительное чтение учителем и учащимися стихотворений о Пушкине.

V. «Что ты знаешь о жизни и творчестве а. С. Пушкина».

Урок 23 «Евгений Онегин» – самое задушевное произведение а. С. Пушкина» (в. Г. Белинский) (Роман а. С. Пушкина «Евгений Онегин». Творческая история романа. Своеобразие жанра. Онегинская строфа»)

Ход урока

I. Рассказ учителя о творческой истории романа.

Часть 1. Предисловие

Часть 2

Часть 3

II. Анализ эпиграфов к каждой главе романа. Сопоставление названий глав и эпиграфов к ним.

III. Чтение главы 1, комментирование.

IV. Знакомство с «онегинской строфой».

Уроки 24–25 «Плоды ума холодных наблюдений и сердца горестных замет» (а. С. Пушкин) (Комментированное чтение глав романа «Евгений Онегин»)

Глава 4.

Глава 5.

Глава 6.

Глава 7.

Глава 8.

Урок 26 «Жизнь без смысла…» (в. Г. Белинский) (Онегин – «лишний человек»)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Реализация домашнего задания.

2. Светская жизнь Онегина.

3. Пребывание Онегина в деревне.

4. Трехлетнее путешествие Онегина и возвращение в светское петербургское общество.

Урок 27 «я так люблю Татьяну милую мою…» (а. С. Пушкин) (Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина)

Ход урока

I. Вступительное слово о героине романа а. С. Пушкина «Евгений Онегин» – Татьяне.

II. Основные этапы жизненного пути Татьяны.

1. Детство и юность героини.

2. Встреча с Онегиным.

6. Татьяна Ларина в финале романа.

Урок 28 Роман а. С. Пушкина «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни» (в. Г. Белинский) (Широта изображения русской действительности в романе)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Выступления учащихся с сообщениями или докладами.

2. Столичное и провинциальное дворянство.

5. Образ автора.

Уроки 29–30 Художественные особенности романа. Своеобразие его жанра. В. Г. Белинский о романе а. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Ход уроков

I. Беседа по вопросам домашнего задания:

II. Композиция романа.

III. Художественное своеобразие произведения Пушкина.

IV. Критические статьи в. Г. Белинского о романе «Евгений Онегин».

Урок 31 «Борис Годунов» а. С. Пушкина – первая подлинно русская трагедия (в. Г. Белинский)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Выступления учащихся с докладами или сообщениями.

2. Царь Борис и Самозванец.

3. Народ и его роль в трагедии.

Урок 32 «Маленькие трагедии»

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Рассказ учащихся о прочитанных пьесах.

III. Чтение пьесы «Моцарт и Сальери».

IV. Беседа по вопросам:

Урок 33 Значение творчества а. С. Пушкина

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Беседа с учащимися.

1. Пушкин и русская литература.

2. Мировая известность и мировое значение Пушкина.

III. Выступления учащихся с выученными стихотворениями современных поэтов о Пушкине.

Уроки 34–35 Контрольное сочинение по творчеству а. С. Пушкина

Уроки 36–37 Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость и слава русской поэзии

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя.

II. Сообщения учащихся.

1. М. Ю. Лермонтов – достойный преемник а. С. Пушкина.

2. Детство и юность поэта. Годы учения в Москве.

3. Переезд в Петербург. Военная служба.

4. На Кавказе.

5. Дуэль с Барантом.

6. Роковая дуэль в Пятигорске у подножия горы Машук.

Урок 38 Основные темы и мотивы в лирике м. Ю. Лермонтова. Тема Родины

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Беседа с учащимися по вопросам:

III. Тема Родины в лирике Лермонтова.

Уроки 39–40 Мотивы свободы и гордого одиночества в лирике м. Ю. Лермонтова. Любовная лирика

Ход уроков

II. Слово учителя.

III. Выразительное чтение стихотворений «Одиночество», «Утес», «Листок», «Сосна», «Когда волнуется желтеющая нива», «Выхожу один я на дорогу…».

IV. Любовная лирика.

V. Прослушивание романсов на стихи Лермонтова.

Урок 42 «Он поэт русский в душе» (в. Г. Белинский) (Лирика м. Ю. Лермонтова в оценке в. Г. Белинского) Подготовка к письменной работе по лирике м. Ю. Лермонтова

Ход урока

I. Беседа по вопросам домашнего задания:

II. Подготовка к домашнему сочинению по лирике м. Ю. Лермонтова.

Уроки 43–44 Идейный замысел романа м. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жанр и композиция

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя.

II. Выяснение первоначальных впечатлений учащихся о романе «Герой нашего времени».

III. Особенности композиции романа.

IV. Отклики на роман м. Ю. Лермонтова «Герой нашего вре- мени».

Урок 45 «Странный человек» Печорин (Анализ содержания глав «Бэла» и «Максим Максимыч»)

Ход урока

I. Опрос по домашнему заданию.

Урок 46 Печорин в «кругу честны́х контрабандистов» («Тамань»)

Ход урока

I. Чтение предисловия к «Журналу Печорина».

IV. Беседа о главном герое.

V. Мастерство Лермонтова.

Урок 47 «История жизни Печорина, написанная им самим» («Княжна Мэри»)

Ход урока

I. Изображение дворянского общества в повести «Княжна Мэри».

II. Печорин и Грушницкий. Анализ эпизода «Дуэль Печорина с Грушницким».

III. Работа с иллюстрациями.

II. Повесть «Фаталист».

III. Композиция повести «Фаталист».

Урок 49 «Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку» (Образ Печорина)

Ход урока

I. Беседа с учащимися о герое романа Лермонтова, составление плана к образу Печорина.

II. Выводы.

III. В. Г. Белинский о романе «Герой нашего времени».

Уроки 50–51 Сочинение по творчеству м. Ю. Лермонтова

Уроки 52–53 н. В. Гоголь – «отец русской реалистической прозы» (в. Г. Белинский) (Очерк жизни и творчества н. В. Гоголя)

Ход уроков

I. Вступительное слово о Гоголе – младшем современнике Пушкина и его великом продолжателе.

II. Работа над иллюстрациями и фотографиями из альбома «н. В. Гоголь».

III. Выступления учащихся.

1. Детские и юношеские годы н. В. Гоголя.

2. В Нежинской гимназии высших наук (1821–1828). Служба в Петербурге.

5. Н. В. Гоголь – драматург.

6. Последние годы жизни н. В. Гоголя.

Уроки 54–55 н. В. Гоголь. «Петербургские повести»

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя.

III. Рассказ о замысле «Шинели».

IV. Беседа по повести «Шинель» (1842).

Урок 56 «Мне хочется… показать хотя бы с одного боку всю Русь» (н. В. Гоголь) (Творческая история «Мертвых душ»)

Ход урока

I. Беседа по вопросам домашнего задания:

II. Сообщение подготовленного ученика или рассказ учителя о замысле «Мертвых душ» и его осуществлении.

III. Поэма «Мертвые души» (1-я глава).

IV. Итоговые вопросы.

Урок 57 Поэма «Мертвые души». Смысл названия. Сюжет и композиция «Мертвых душ»

Ход урока

I. «Мертвые души». Смысл названия поэмы.

II. Композиция «Мертвых душ».

III. Обмен впечатлениями о прочитанных дома главах поэмы.

III. Разговор о сущности сатирического типа.

Урок 60 Чичиков и губернское общество

Ход урока

I. Чичиков как новый «герой» эпохи.

II. Губернское общество.

Урок 61 Тема народа и родины в поэме «Мертвые души». Лирические отступления

Ход урока

I. Прослушивание докладов (или сообщений) с последующим обсуждением.

III. Выразительное чтение наизусть выученного отрывка.

IV. Лирические отступления в поэме.

Урок 62 Развитие речи. Подготовка к сочинению по поэме н. В. Гоголя «Мертвые души»

Урок 63 «колумб замоскворечья» (очерк жизни и творчества а. Н. Островского)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество а. Н. Островского

II. Объяснение нового материала.

1. Этапы творческого пути а. Н. Островского

2. А. Н. Островский в 70–80-е годы

Урок 64 творческая история пьесы «гроЗа». Основной конфликт и расстановка действующих лиц в «грозе»

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Творческая история «Грозы»

II. Рассказ подготовленного ученика о сюжете «Грозы».

III. Объяснение нового материала.

Основной конфликт и система художественных образов

IV. Беседа с учащимися по вопросам:

Урок 65 город калинов и его обитатели

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Чтение по ролям I действия (5–9-е явления).

III. Беседа с учащимися по вопросам:

Уроки 66–67 быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в пьесе островского «гроза»

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя. Быт и нравы «темного царства»

II. Сообщения учащихся о молодых героях пьесы.

III. Чтение и обсуждение продолжения пьесы «Гроза» («Что стало с жителями Калинова после самоубийства Катерины?»)

Урок 68 сила и слабость характера катерины. Статья н. Добролюбова «луч света в темном царстве»

Ход урока

I. Беседа с учащимися по вопросам:

II. Обсуждение статьи н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».

III. Обсуждение смысла названия драмы «Гроза».

Урок 69 драма а. Н. Островского «бесприданница»

Урок 70 очерк жизни и творчества и. А. Гончарова. Три романа – «обыкновенная история», «обломов», «обрыв»

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество и. А. Гончарова

II. Рассказы учащихся о жизни и творчестве и. А. Гончарова.

III. Краткий пересказ содержания романа «Обыкновенная история».

II. Беседа с учащимися по содержанию романа.

Урок 72 обломов и штольц. Сравнительная характеристика

Ход урока

Обломов и Штольц

Урок 73 «необыкновенное мастерство гончарова рисовать женские характеры» (в. Г. Белинский) (женские образы в романе и. А. Гончарова «обломов»)

Ход урока

I. Беседа с учащимися по вопросам:

II. Обсуждение высказываний критиков о героинях Гончарова.

III. Реализация индивидуального задания.

Уроки 74–75 очерк жизни и творчества и. С. Тургенева

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество и. С. Тургенева

II. Проверка домашнего задания.

III. Реализация индивидуальных заданий.

1. Роман «Рудин» (1856)

2. Роман «Дворянское гнездо» (1858)

3. Роман «Накануне» (1859)

IV. Работа учащихся над стихотворениями в прозе.

Последние годы жизни и. С. Тургенева

Уроки 76–77 роман и. С. Тургенева «отцы и дети». История создания. Характеристика эпохи 60-х годов XIX Века

Ход уроков

I. Беседа с учащимися по вопросам:

II. Реализация индивидуального задания.

История написания романа

III. Анализ содержания романа «Отцы и дети».

Уроки 78–79 е. Базаров в среде кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев

Ход уроков

I. Опрос учащихся.

III. Анализ содержания IV главы романа. Приезд Базарова в Марьино.

IV. Содержание и анализ X главы романа.

Урок 80 дружба и любовь в жизни героев (по роману и. С. Тургенева «отцы и дети»)

Ход урока

I. Беседа с учащимися по теме «Взаимоотношения Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова».

II. Диспут или беседа с учащимися на тему «Любовь в жизни героев».

Урок 81 художественная сила последних сцен романа и. С. Тургенева «отцы и дети» (глава 27 и эпилог)

Ход урока

I. Индивидуальные сообщения учащихся по теме «Базаров и родители» или беседа по вопросам:

III. Беседа с учащимися по вопросам:

Урок 82 споры вокруг романа и. С. Тургенева «отцы и дети». Современники об «отцах и детях»

Ход урока

I. Повторение изученного.

II. Обсуждение высказываний русских критиков о романе «Отцы и дети».

III. Реализация домашнего индивидуального задания.

Урок 83 необычная судьба ф. И. Тютчева – человека и поэта

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество ф. И. Тютчева

II. Сообщения учащихся о детстве и юности поэта, о начале литературной деятельности, о длительной службе на чужбине.

О женщинах ф. И. Тютчева

Урок 84 основные темы и мотивы творчества ф. И. Тютчева

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Объяснение нового материала.

Основные темы и мотивы лирики Тютчева

Уроки 85–86 «стихи пленительные фета» (а. Жемчужников)

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество а. А. Фета

II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.

1. Начало жизненного пути а. А. Фета

2. Основные этапы творческой биографии а. А. Фета

3. А. А. Фет – поэт «чистого искусства»

Урок 87 основные темы и мотивы творчества а. А. Фета. Художественное своеобразие его поэзии

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирических произведений Фета.

Уроки 88–89 н. А. Некрасов – поэт «мести и печали» (Очерк жизни и творчества с обобщением ранее изученных произведений)

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество н. А. Некрасова

II. Рассказы учащихся о жизни и творчестве н. А. Некрасова с обобщением ранее изученных произведений.

6. Стихи и поэмы н. А. Некрасова в 60–70-е годы. Работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо»

7. «Я лиру посвятил народу своему». Последние годы жизни н. А. Некрасова

Уроки 90–91 Лирика н. А. Некрасова

Ход уроков

I. Беседа с учащимися по вопросам:

II. Объяснение нового материала.

Основные темы и мотивы лирики н. А. Некрасова

Урок 92 Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Объяснение нового материала.

Творческая история «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция поэмы-эпопеи

Урок 93 Жизнь народа и образы крестьян в поэме н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова

III. Прослушивание рефератов или сообщений по темам.

Урок 94 Жизненный подвиг н. Г. Чернышевского

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Писатель-демократ н. Г. Чернышевский

II. Рассказы учащихся о биографии н. Г. Чернышевского.

1. Детство и юность (1828–1846)

2. В Петербургском университете

3. Н. Г. Чернышевский – преподаватель Саратовской гимназии (1851–1853)

4. Диссертация «Эстетическое отношение искусства к действительности»

5. Знакомство н. Г. Чернышевского с н. А. Некрасовым (1853). Работа в «Современнике» (1854–1862)

6. Чернышевский в Петропавловской крепости. Гражданская казнь

7. В ссылке (1864–1883)

Проблематика романа

IV. Беседа с учащимися по содержанию романа.

Урок 96 «Новые люди» в романе н. Г. Чернышевского. «Особенный человек», его жизненные принципы

Ход урока

I. Беседа с учащимися по вопросам:

II. Сообщение учащихся о главных героях романа.

III. Прослушивание и рецензирование докладов (или сообщений).

Уроки 97–98 «я писатель, в этом мое призвание» (м. Е. Салтыков-Щедрин) (Очерк жизни и творчества м. Е. Салтыкова-Щедрина)

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество м. Е. Салтыкова-Щедрина

1. Детство и юность будущего писателя

2. Начало литературной деятельности

3. «Губернские очерки» (1856–1857)

4. М. Е. Салтыков-Щедрин на государственной службе

5. Работа м. Е. Салтыкова-Щедрина в «Современнике» и «Отечественных записках»

6. Создание произведений «История одного города» (1869–1870); «Господа Головлевы» (1875–1880); «Пошехонская старина» (1887–1889); «Сказки (для детей изрядного возраста)»

7. Сказки «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869)

Урок 99 м. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»

Ход урока

I. Беседа по домашнему заданию.

II. Беседа с учащимися по содержанию романа «История одного города» (1869–1870).

Урок 100 Роман «Господа Головлевы» – «эпизоды из жизни одной семьи» (м. Е. Салтыков-Щедрин)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Творческая история романа «Господа Головлевы»

II. Беседа с учащимися по содержанию романа.

Уроки 101–102 «Истинный кровопивец» (Образ Иудушки Головлева)

Ход уроков

I. Беседа с учащимися по вопросам:

II. Работа над образом Иудушки Головлева.

Уроки 103–104 «Сказки (для детей изрядного возраста)»

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя. Сказки Салтыкова-Щедрина

II. Определение основных тем сказок.

III. Работа над литературными терминами.

IV. Анализ сказок Салтыкова-Щедрина.

1. «Премудрый пискарь» (1882–1883)

2. «Вяленая вобла»

3. «Медведь на воеводстве» (1884)

V. Объяснение нового материала.

Художественное своеобразие сказок

Уроки 105–106 Встреча с ф. М. Достоевским, мыслителем, художником и человеком (Очерк жизни и творчества)

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество ф. М. Достоевского

II. Беседа с учащимися о жизни и личности ф. М. Достоевского.

III. Краткий пересказ содержания романов ф. М. Достоевского.

6. Романы ф. М. Достоевского «Бесы» (1871–1872), «Подросток» (1875)

Урок 107 История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Петербург в изображении ф. М. Достоевского

Ход урока

История создания романа «Преступление и наказание»

Часть I – подготовка и совершение преступления.

Часть II – влияние этого преступления на душу Раскольникова.

II. Беседа с учащимися по теме «Петербург Достоевского».

Уроки 108–109 Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Путь к преступлению

Ход уроков

I. Беседа о героях романа «Преступление и наказание».

II. Беседа с учащимися по теме «Преступление Раскольникова».

Часть IV, главы 1–2

Урок 110 «Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе

Ход урока

I. Беседа с учащимися.

II. Выступления учащихся с докладами или сообщениями.

Часть III, глава 5,

II. Работа над содержанием романа.

Урок 112 Урок развития речи. Подготовка к сочинению по творчеству ф. М. Достоевского

Уроки 113–114 «Толстой – это целый мир» (м. Горький) (Жизненный и творческий путь л. Н. Толстого)

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество л. Н. Толстого (1828–1910)

II. Рассказы учащихся о жизни л. Н. Толстого, богатой событиями.

1. Детство, отрочество и юность писателя

2. Л. Н. Толстой на Кавказе. Начало литературной деятельности

3. Педагогическая деятельность л. Н. Толстого

4. Литературная деятельность л. Н. Толстого до и после идейного перелома. Религиозно-этические взгляды писателя

5. «Весь мир, вся земля смотрит на него…» (м. Горький)

Урок 115 «Правда» войны в «Севастопольских рассказах» л. Н. Толстого

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Работа над содержанием «Севастопольских рассказов».

1. «Севастополь в декабре»

2. «Севастополь в мае»

3. «Севастополь в августе 1855 года»

Урок 116 «я старался писать историю народа» (л. Н. Толстой) (История создания романа-эпопеи «Война и мир». Особенности жанра и композиции. Смысл названия)

Ход урока

История создания романа-эпопеи «Война и мир»

II. Выступления учащихся с индивидуальными заданиями.

1. О заглавии романа

2. О жанре

3. О композиции и сюжете

4. Система образов в романе-эпопее

Урок 117 «Вечер Анны Павловны был пущен…» («Высший свет» в романе л. Н. Толстого «Война и мир». Анализ сцен из I тома , I части)

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Работа над эпизодом «в петербургском салоне а. П. Шерер» (т. I., ч. I, гл. 1–5).

III. Работа над эпизодом «в доме графа Безухова» (т. I, ч. I, гл. 7, гл. 18–21).

Урок 118 в доме Ростовых. В имении Болконских (Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «в имении Болконских Лысые Горы»)

III. Работа над эпизодом «в имении Болконских Лысые Горы».

Уроки 119–120 Изображение войны 1805–1807 гг. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя. Война в романе

Урок 121 «надо жить, надо любить, надо верить» (л. Н. Толстой) (усвоение содержания II тома романа «война и мир»)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Пересказ сцены «Приезд князя Андрея Болконского в Лысые Горы. Рождение сына. Смерть жены» (т. II, ч. I, гл. 9).

III. Пересказ сцены «Вступление Пьера Безухова в масонство» (или беседа).

IV. Выразительное чтение из III части гл. 1 (Грустные мысли князя Андрея при виде старого дуба.), гл. 2 (Ночь в Отрадном.), гл. 3 (Вторая встреча с дубом.)

V. Пересказ сцены «Первый бал Наташи Ростовой» (т. II, ч. III, гл. 15–17).

VI. Пересказ «Сцены охоты», эпизодов «Игра дядюшки на гитаре и пляска Наташи Ростовой» (т. II, ч. IV, гл. 6, 7).

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

II. Чтение и комментирование текста (т. III, ч. I, гл. 1.; т. III, ч. II, гл. 1).

IV. Рассказы учащихся о Бородинской битве и ее значении в жизни России и в жизни героев романа (т. III, ч. II).

Урок 124 «дубина народной войны поднялась со всею своею грознОю... Силой» (л. Н. Толстой) (партизанская война. Платон каратаев и тихон щербатый)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Работа с учащимися по содержанию т. IV «Войны и мира».

Урок 125 «нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (л. Н. Толстой) (образы кутузова и наполеона)

Ход урока

I. Опрос по домашнему заданию.

II. Слово учителя.

III. Обсуждение образов Кутузова и Наполеона.

Уроки 126–127 путь исканий главных героев л. Н. Толстого. Андрей болконский и пьер безухов

Ход уроков

I. Реализация индивидуальных заданий учащихся.

II. Беседа с учащимися по теме «Путь исканий главных героев л. Н. Толстого».

Урок 128 женские образы в романе «война и мир»

Ход урока

I. Слово учителя о толстовском критерии красоты.

II. Беседа с учащимися по вопросам:

III. Прослушивание сообщений или докладов учащихся.

Урок 129 развитие речи. Подготовка к сочинению по творчеству л. Н. Толстого

Урок 130 тайна личности а. П. Чехова (очерк жизни и творчества писателя)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя об общественно-политической жизни России в 80-е годы хiх в.

II. Беседа с учащимися по вопросам:

III. Объяснение нового материала. Очерк жизни и творчества Антона Павловича Чехова (1860-1904)

Урок 131 «его врагом была пошлость» (рассказы «человек в футляре», «крыжовник», «о любви»)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Работа над содержанием «маленькой трилогии» Чехова.

«Человек в футляре»

«Крыжовник»

«О любви»

Урок 132 рассказы а. П. Чехова «ионыч», «палата № 6»

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

III. Работа над содержанием рассказа «Палата № 6» (1892).

Урок 133 «пусть на сцене все будет... Как в жизни» (а. П. Чехов) (чехов – драматург)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Выступления учащихся о прочитанных самостоятельно пьесах «Чайка», «Дядя Ваня».

III. Объяснение нового материала. Основные черты новаторства чеховской драматургии

IV. Работа над содержанием пьесы «Вишневый сад» (1903).

II. Объяснение нового материала.

1. Своеобразие конфликта

2. Принципы группировки действующих лиц

III. Выступления учащихся с сообщениями или докладами. (Реализация домашнего задания.)

Ход уроков

Эпиграф к уроку:

Из него выйдет большой талант.

В. В. Капнист

I. Вступительное слово о Гоголе – младшем современнике Пушкина и его великом продолжателе.

Николай Васильевич Гоголь (1809–1852) – писатель-сатирик и реалист, нежный лирик и романтик, смелый критик и публицист.

Обратившись к важнейшим общественным проблемам своего времени, Гоголь стал одним из величайших писателей-реалистов в русской и мировой литературе (великий Гоголь в творчестве шел от романтического к реалистическому изображению жизни). Восхищаясь его талантом, Чернышевский писал: «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России».

II. Работа над иллюстрациями и фотографиями из альбома «н. В. Гоголь».

Рассмотрите портреты и фотографии, иллюстрации из фотоальбома «Н. В. Гоголь».

Вопрос: А каким вы представляете себе писателя?

Вот каким увидели Гоголя известные романисты.

С. Т. Аксаков: «Наружность Гоголя так переменилась, что его можно было не узнать: следов не было прежнего, гладко выбритого и обстриженного франтика в модном фраке! Прекрасные белокурые густые волосы лежали у него почти по плечи; красивые усы… довершали перемену; все черты лица получили совсем другое значение; особенно в глазах, когда он говорил, выражались доброта, веселость и любовь ко всем; когда же он молчал или задумывался, то сейчас изображалось в них серьезное устремление к чему-то высокому… Самая фигура Гоголя в сюртуке сделалась благообразнее. Шутки Гоголя, которых передать нет никакой возможности, были так оригинальны и забавны, что неудержимый смех одолевал всех, кто его слушал; сам же он всегда шутил, не улыбаясь».

Г. П. Данилевский: «Среднего роста, плотный и с совершенно здоровым цветом лица, он был одет в темно-коричневое длинное пальто и в темно-зеленый бархатный жилет, наглухо застегнутый до шеи, у которой, поверх атласного черного галстука, виднелись белые, мягкие воротнички рубахи. Его длинные каштановые волосы прямыми космами спадали ниже ушей, слегка загибаясь над ними. Тонкие, темные, шелковые усики чуть прикрывали полные, красивые губы… Небольшие карие глаза глядели ласково, но осторожно и не улыбаясь, даже тогда, когда он говорил что-либо веселое и смешное. Длинный, сухой нос придавал этому лицу и этим сидевшим по его сторонам осторожным глазам что-то птичье, наблюдавшее и вместе добродушно-горделивое…»


III. Выступления учащихся.

1. Детские и юношеские годы н. В. Гоголя.

Родился 20 марта 1809 г. в местечке Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского, а детские годы провел в имении родителей Васильевке Миргородского уезда. Отец будущего писателя – Василий Афанасьевич – один из зачинателей украинской комедии. Мать Гоголя, Мария Ивановна, любила и хорошо исполняла народные песни.

Недалеко от Васильевки располагалась Диканька (к которой впоследствии писатель приурочил происхождение своих рассказов). Край был овеян преданиями и легендами. Центр края – Кибинцы, имение богатого помещика Д. П. Трощинского, родственника Гоголей. В имении Трощинского была прекрасная библиотека, а также крепостной театр и оркестр. Именно там юный Гоголь впервые познакомился с театром, слушал музыку, видел шумное общество, а впоследствии и играл в домашних спектаклях.

С 1818 по 1819 гг. юный Гоголь учится в Полтавском уездном училище.


2. В Нежинской гимназии высших наук (1821–1828). Служба в Петербурге.

1 мая 1821 г. Гоголя определили в открывшуюся в г. Нежине Гимназию высших наук, одну из лучших в украинской провинции. Гимназия несколько напоминала Царскосельский лицей. Огромное воздействие на гимназистов оказывали прогрессивные преподаватели: инспектор Гимназии профессор политических наук Н. Г. Белоусов (на занятиях внушал гимназистам мысли о свободе, равенстве и неприкосновенности человеческой личности), директор Гимназии профессор математики К. В. Шапалинский (впоследствии обвиненный в создании тайного общества), профессор словесности и французского языка И. Я. Ландражин, профессор немецкой словесности Ф. И. Зингер. Преподаватели давали своим воспитанникам читать сочинения французских просветителей, а также запрещенные произведения К. Ф. Рылеева, А. Н. Радищева, А. С. Пушкина.

Годы учения Гоголя в Гимназии совпали с большими общественно-политическими событиями в России и на Украине: поражение восстания декабристов в Петербурге и жестокая расправа с его участниками; выступление украинских крестьян против закрепощения в Белой Церкви; восстание Черниговского полка.

В 1827 г. в Гимназии возникло «дело о вольнодумстве», в котором были обвинены любимые преподаватели Гоголя. (На допросе Гоголь дал показания в пользу Белоусова.) «Дело о вольнодумстве» закончилось «отрешением от должности» и высылкой из г. Нежина прогрессивных профессоров Гимназии.

В последние годы учебы проявляется разносторонняя художественная одаренность Гоголя: он много читает, пишет, занимается живописью, учится играть на скрипке, увлекается театром, блестяще исполняет в спектаклях комические роли.

Шестнадцатилетний Гоголь мечтал посвятить свою жизнь государственной деятельности (а не литературе!). Вот что он написал в письме своему дяде П. П. Косяровскому: «…Я перебирал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном. На юстиции… Неправосудие, величайшее в свете несчастье, более всего разрывало мне сердце» [5, с. 102].

В декабре 1828 г. Гоголь отправился в Петербург, чтобы осуществить свои планы: служить народу и государству. Но его ждали разочарования: он не мог найти подходящего места службы. Поэма «Ганс Кюхельгартен» (Гоголь опубликовал ее под псевдонимом В. Алов) не имела успеха. Неудача постигла писателя при попытке поступить в Александринский театр. И только в конце 1829 г. Гоголь устроился в один из департаментов переписчиком бумаг. Затем около года прослужил помощником столоначальника в Департаменте уделов.


Н. В. Гоголь о службе: «…Все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в бездельных, ничтожных трудах…» [5, с. 104]. Он возненавидел службу и при первой возможности навсегда расстался с карьерой чиновника.

В 1830 г. Гоголь познакомился с А. Дельвигом, В. Жуковским, П. Плетневым, а 20 мая 1831 г. на вечере у Плетнева был представлен Пушкину.

3. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832).

Анализ учащимися прочитанных рассказов из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», чтение понравившихся эпизодов.

Создавая рассказ, Гоголь широко использовал произведения народного творчества, почерпнув оттуда невероятные сюжеты, образы, характеры, меткие народные слова, песни, предания. В письмах к матери он просил ее описать хороводные игры, национальные костюмы, свадьбы, обычаи.

Но не фантастика, не народные сказания, а жизнь и характер украинского народа – основное содержание «Вечеров…».

«Вечера на хуторе близ Диканьки» ценны тем, что Гоголь показал в них красоту духовной сущности народа, его мечты о вольной и счастливой жизни. В многочисленных персонажах он запечатлел такие черты народного характера, как ум, благородство, сметливость, удаль.

Высокую оценку «Вечерам…» дал Пушкин: «Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства и чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился».

4. Сборник «Миргород» (1835).

Сборник повестей под названием «Миргород» имеет подзаголовок: «Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

I часть сборника – повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба».

II часть сборника – повести «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Выступления учащихся о прочитанных произведениях.

Сборник «Миргород» – новое явление в русской литературе. Глубина отрицания современной ему пошлой жизни и утверждение положительных гражданско-патриотических идей дали возможность Белинскому назвать Гоголя «главою литературы» и преемником Пушкина.


5. Н. В. Гоголь – драматург.

Гоголь любил театр. Театр, по его мнению, великая школа, глубоко его назначение, «он целой толпе, целой тысяче народа за одним разом читает живой и полезный урок» [15, с. 622].

«Женитьба» (начал писать в 1833 г., окончательный вариант был создан в 1842 г.) – одна из лучших комедий на семейно-бытовую тему. Гоголь показал характерное для купеческой среды опошление любви и брака.

«Ревизор» (1836). 7 октября 1835 г. Гоголь обратился к Пушкину: «Сделайте милость, дайте сюжет; духом будет комедия из пяти актов, и клянусь – будет смешнее черта». Пушкин поделился с Гоголем одним из своих сюжетов.

Премьера «Ревизора» состоялась 19 апреля 1836 года в Петербурге на сцене Александринского театра. Комедия вызвала большой шум и яростные споры.

Беседа с учащимися (или небольшие доклады) по вопросам:

1) Как изображена провинция в комедии «Ревизор»?

2) Каковы основные черты чиновничества царской России?

3) Что сближает Хлестакова с городничим и его семейством?

4) Зачем автор вводит в финале пьесы сцену чтения письма Хлестакова и сообщения жандарма о приезде настоящего ревизора? Каково назначение «немой сцены»?

5) Расскажите об особенностях композиции комедии «Ревизор».

6) В чем бессмертие комедии Гоголя?

Все, что происходит в провинциальном городе, затерянном в глуши («хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь»), знакомо всей России. Современный мир предстает в комедии не только смешным, но и страшным. Вершителем судеб является городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Убежденный взяточник и казнокрад, отъявленный мошенник и невежда, он олицетворяет в городе закон.

Гоголевские герои не совершают никаких «леденящих душу поступков». Просто они даже не подозревают, что можно жить по-другому. Они не знают, что существуют такие понятия, как честь, достоинство, правда.

Мир чиновничества и обывателей разоблачает сам себя своими поступками и речами…

Глубина проникновения писателя в действительность поразительна!

6. Последние годы жизни н. В. Гоголя.

С июня 1836 г. по апрель 1848 г. Гоголь живет за границей (в Риме, Париже), но не теряет связи с соотечественниками и Родиной (дважды приезжает в Россию).

1837 год. В Париже Гоголь узнает о смерти великого Пушкина. (Гоголь в письме к другу: «Все мое высшее наслаждение исчезло вместе с ним… Когда я творил, я видел перед собой только Пушкина… Несколько раз принимался я за перо – и перо падало из рук моих. Невыразимая тоска!»)