ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 3735
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Лекция учителя (краткое содержание).
1. Политическая и общественная обстановка в конце XVIII–начале XIX века
II. Проверка составленных учащимися планов (по лекции учителя).
I. Проверка домашнего задания.
II. Лекция учителя (краткое содержание).
1. Особенности русского классицизма
2. Своеобразие русского сентиментализма
Уроки 4–5 Гавриил Романович Державин. Краткая характеристика творчества поэта
II. Вступительное слово учителя о г. Р. Державине.
III. Выразительное чтение оды «Фелица».
VI. Знакомство со стихотворением «Памятник» (1796).
Уроки 6–7 в. А. Жуковский. Краткая характеристика творчества поэта
I. Вступительное слово учителя о в. А. Жуковском.
II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.
1. Формирование личности в. А. Жуковского
2. Творчество в. А. Жуковского
3. В. А. Жуковский – поэт-патриот и в. А. Жуковский – человек
4. В. А. Жуковский – «гений переводов» (а. С. Пушкин)
Уроки 6–7 в. А. Жуковский. Краткая характеристика творчества поэта
I. Вступительное слово учителя о в. А. Жуковском.
II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.
1. Формирование личности в. А. Жуковского
2. Творчество в. А. Жуковского
3. В. А. Жуковский – поэт-патриот и в. А. Жуковский – человек
4. В. А. Жуковский – «гений переводов» (а. С. Пушкин)
Урок 8 Произведения в. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» (1812), «Эолова арфа» (1814)
I. Вступительное слово учителя.
II. Выразительное чтение стихотворения «Певец во стане русских воинов» (1812).
IV. Выразительное чтение баллады «Эолова арфа» (1814).
Уроки 9–10 Творческая работа. Анализ стихотворения в. А. Жуковского «Море» («Вечер»)
Примерный план разбора лирического произведения
Устный зачет (письменный опрос) по творчеству г. Р. Державина и в. А. Жуковского
I. Примерные вопросы к зачету:
II. Заключительное слово учителя.
I. Вступительное слово учителя.
II. Основные этапы жизненного и творческого пути.
1. Учеба а. С. Пушкина в привилегированном учебном заведении – Царскосельском лицее (1811–1817)
2. А. С. Пушкин в Петербурге (1817–1820)
Урок 13 «Все волновало нежный ум» (а. С. Пушкин) (Основные темы и мотивы лирики а. С. Пушкина)
I. Беседа по вопросам домашнего задания:
II. Основные темы и мотивы лирики а. С. Пушкина.
II. Чтение отрывков из оды «Вольность» (1817).
III. Стихотворение «к Чаадаеву» (1818). Чтение наизусть.
IV. Стихотворение «Деревня» (1819). Выразительное чтение.
V. Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» («в Сибирь», 1827). Чтение стихотворения.
Урок 16 «я гимны прежние пою» (а. С. Пушкин)
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа над стихотворением «Арион» (1827). Чтение наизусть.
III. Работа над стихотворением «Анчар» (1828). Чтение наизусть.
Урок 17 «и с каждой осенью я расцветаю вновь…» (а. С. Пушкин) (а. С. Пушкин – певец русской природы)
I. Вступительное слово учителя.
II. Выразительное чтение отрывков из поэм, стихотворений.
III. Стихотворение «к морю» (1824 г.).
V. Выразительное чтение стихотворений.
Уроки 18–19 «Печаль моя полна тобою…» (а. С. Пушкин) (Стихи а. С. Пушкина о дружбе и любви)
I. Проверка домашнего задания.
II. Вступительное слово учителя о роли дружбы в жизни поэта.
III. Реализация индивидуальных домашних заданий. Выступления учащихся.
IV. Любовная лирика а. С. Пушкина.
II. Вступительное слово учителя.
III. Выразительное чтение и анализ стихотворений.
Урок 22 Образ а. С. Пушкина в литературе, живописи и поэзии (внеклассное чтение)
I. Вступительное слово учителя.
II. «Мой Пушкин». Выступления учащихся по прочитанным книгам.
III. Выразительное чтение учителем и учащимися стихотворений о Пушкине.
V. «Что ты знаешь о жизни и творчестве а. С. Пушкина».
I. Рассказ учителя о творческой истории романа.
II. Анализ эпиграфов к каждой главе романа. Сопоставление названий глав и эпиграфов к ним.
III. Чтение главы 1, комментирование.
IV. Знакомство с «онегинской строфой».
Урок 26 «Жизнь без смысла…» (в. Г. Белинский) (Онегин – «лишний человек»)
I. Вступительное слово учителя.
II. Реализация домашнего задания.
3. Пребывание Онегина в деревне.
4. Трехлетнее путешествие Онегина и возвращение в светское петербургское общество.
Урок 27 «я так люблю Татьяну милую мою…» (а. С. Пушкин) (Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина)
I. Вступительное слово о героине романа а. С. Пушкина «Евгений Онегин» – Татьяне.
II. Основные этапы жизненного пути Татьяны.
6. Татьяна Ларина в финале романа.
I. Вступительное слово учителя.
II. Выступления учащихся с сообщениями или докладами.
2. Столичное и провинциальное дворянство.
I. Беседа по вопросам домашнего задания:
III. Художественное своеобразие произведения Пушкина.
IV. Критические статьи в. Г. Белинского о романе «Евгений Онегин».
Урок 31 «Борис Годунов» а. С. Пушкина – первая подлинно русская трагедия (в. Г. Белинский)
I. Вступительное слово учителя.
II. Выступления учащихся с докладами или сообщениями.
3. Народ и его роль в трагедии.
I. Вступительное слово учителя.
II. Рассказ учащихся о прочитанных пьесах.
III. Чтение пьесы «Моцарт и Сальери».
Урок 33 Значение творчества а. С. Пушкина
I. Вступительное слово учителя.
1. Пушкин и русская литература.
2. Мировая известность и мировое значение Пушкина.
III. Выступления учащихся с выученными стихотворениями современных поэтов о Пушкине.
Уроки 34–35 Контрольное сочинение по творчеству а. С. Пушкина
Уроки 36–37 Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость и слава русской поэзии
I. Вступительное слово учителя.
1. М. Ю. Лермонтов – достойный преемник а. С. Пушкина.
2. Детство и юность поэта. Годы учения в Москве.
3. Переезд в Петербург. Военная служба.
6. Роковая дуэль в Пятигорске у подножия горы Машук.
Урок 38 Основные темы и мотивы в лирике м. Ю. Лермонтова. Тема Родины
I. Вступительное слово учителя.
II. Беседа с учащимися по вопросам:
III. Тема Родины в лирике Лермонтова.
Уроки 39–40 Мотивы свободы и гордого одиночества в лирике м. Ю. Лермонтова. Любовная лирика
V. Прослушивание романсов на стихи Лермонтова.
I. Беседа по вопросам домашнего задания:
II. Подготовка к домашнему сочинению по лирике м. Ю. Лермонтова.
Уроки 43–44 Идейный замысел романа м. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жанр и композиция
I. Вступительное слово учителя.
II. Выяснение первоначальных впечатлений учащихся о романе «Герой нашего времени».
III. Особенности композиции романа.
IV. Отклики на роман м. Ю. Лермонтова «Герой нашего вре- мени».
Урок 45 «Странный человек» Печорин (Анализ содержания глав «Бэла» и «Максим Максимыч»)
I. Опрос по домашнему заданию.
Урок 46 Печорин в «кругу честны́х контрабандистов» («Тамань»)
I. Чтение предисловия к «Журналу Печорина».
Урок 47 «История жизни Печорина, написанная им самим» («Княжна Мэри»)
I. Изображение дворянского общества в повести «Княжна Мэри».
II. Печорин и Грушницкий. Анализ эпизода «Дуэль Печорина с Грушницким».
III. Композиция повести «Фаталист».
I. Беседа с учащимися о герое романа Лермонтова, составление плана к образу Печорина.
III. В. Г. Белинский о романе «Герой нашего времени».
Уроки 50–51 Сочинение по творчеству м. Ю. Лермонтова
I. Вступительное слово о Гоголе – младшем современнике Пушкина и его великом продолжателе.
II. Работа над иллюстрациями и фотографиями из альбома «н. В. Гоголь».
1. Детские и юношеские годы н. В. Гоголя.
2. В Нежинской гимназии высших наук (1821–1828). Служба в Петербурге.
6. Последние годы жизни н. В. Гоголя.
Уроки 54–55 н. В. Гоголь. «Петербургские повести»
I. Вступительное слово учителя.
III. Рассказ о замысле «Шинели».
IV. Беседа по повести «Шинель» (1842).
I. Беседа по вопросам домашнего задания:
III. Поэма «Мертвые души» (1-я глава).
Урок 57 Поэма «Мертвые души». Смысл названия. Сюжет и композиция «Мертвых душ»
I. «Мертвые души». Смысл названия поэмы.
III. Обмен впечатлениями о прочитанных дома главах поэмы.
III. Разговор о сущности сатирического типа.
Урок 60 Чичиков и губернское общество
I. Чичиков как новый «герой» эпохи.
Урок 61 Тема народа и родины в поэме «Мертвые души». Лирические отступления
I. Прослушивание докладов (или сообщений) с последующим обсуждением.
III. Выразительное чтение наизусть выученного отрывка.
IV. Лирические отступления в поэме.
Урок 62 Развитие речи. Подготовка к сочинению по поэме н. В. Гоголя «Мертвые души»
Урок 63 «колумб замоскворечья» (очерк жизни и творчества а. Н. Островского)
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество а. Н. Островского
II. Объяснение нового материала.
1. Этапы творческого пути а. Н. Островского
2. А. Н. Островский в 70–80-е годы
Урок 64 творческая история пьесы «гроЗа». Основной конфликт и расстановка действующих лиц в «грозе»
I. Вступительное слово учителя. Творческая история «Грозы»
II. Рассказ подготовленного ученика о сюжете «Грозы».
III. Объяснение нового материала.
Основной конфликт и система художественных образов
IV. Беседа с учащимися по вопросам:
Урок 65 город калинов и его обитатели
I. Проверка домашнего задания.
II. Чтение по ролям I действия (5–9-е явления).
III. Беседа с учащимися по вопросам:
Уроки 66–67 быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в пьесе островского «гроза»
I. Вступительное слово учителя. Быт и нравы «темного царства»
II. Сообщения учащихся о молодых героях пьесы.
Урок 68 сила и слабость характера катерины. Статья н. Добролюбова «луч света в темном царстве»
I. Беседа с учащимися по вопросам:
II. Обсуждение статьи н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».
III. Обсуждение смысла названия драмы «Гроза».
Урок 69 драма а. Н. Островского «бесприданница»
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество и. А. Гончарова
II. Рассказы учащихся о жизни и творчестве и. А. Гончарова.
III. Краткий пересказ содержания романа «Обыкновенная история».
II. Беседа с учащимися по содержанию романа.
Урок 72 обломов и штольц. Сравнительная характеристика
I. Беседа с учащимися по вопросам:
II. Обсуждение высказываний критиков о героинях Гончарова.
III. Реализация индивидуального задания.
Уроки 74–75 очерк жизни и творчества и. С. Тургенева
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество и. С. Тургенева
II. Проверка домашнего задания.
III. Реализация индивидуальных заданий.
2. Роман «Дворянское гнездо» (1858)
IV. Работа учащихся над стихотворениями в прозе.
Последние годы жизни и. С. Тургенева
I. Беседа с учащимися по вопросам:
II. Реализация индивидуального задания.
III. Анализ содержания романа «Отцы и дети».
Уроки 78–79 е. Базаров в среде кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев
III. Анализ содержания IV главы романа. Приезд Базарова в Марьино.
IV. Содержание и анализ X главы романа.
Урок 80 дружба и любовь в жизни героев (по роману и. С. Тургенева «отцы и дети»)
I. Беседа с учащимися по теме «Взаимоотношения Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова».
II. Диспут или беседа с учащимися на тему «Любовь в жизни героев».
Урок 81 художественная сила последних сцен романа и. С. Тургенева «отцы и дети» (глава 27 и эпилог)
I. Индивидуальные сообщения учащихся по теме «Базаров и родители» или беседа по вопросам:
III. Беседа с учащимися по вопросам:
Урок 82 споры вокруг романа и. С. Тургенева «отцы и дети». Современники об «отцах и детях»
II. Обсуждение высказываний русских критиков о романе «Отцы и дети».
III. Реализация домашнего индивидуального задания.
Урок 83 необычная судьба ф. И. Тютчева – человека и поэта
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество ф. И. Тютчева
Урок 84 основные темы и мотивы творчества ф. И. Тютчева
I. Проверка домашнего задания.
II. Объяснение нового материала.
Основные темы и мотивы лирики Тютчева
Уроки 85–86 «стихи пленительные фета» (а. Жемчужников)
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество а. А. Фета
II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.
1. Начало жизненного пути а. А. Фета
2. Основные этапы творческой биографии а. А. Фета
3. А. А. Фет – поэт «чистого искусства»
Урок 87 основные темы и мотивы творчества а. А. Фета. Художественное своеобразие его поэзии
I. Проверка домашнего задания.
II. Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирических произведений Фета.
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество н. А. Некрасова
6. Стихи и поэмы н. А. Некрасова в 60–70-е годы. Работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо»
7. «Я лиру посвятил народу своему». Последние годы жизни н. А. Некрасова
Уроки 90–91 Лирика н. А. Некрасова
I. Беседа с учащимися по вопросам:
II. Объяснение нового материала.
Основные темы и мотивы лирики н. А. Некрасова
Урок 92 Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция
I. Проверка домашнего задания.
II. Объяснение нового материала.
Творческая история «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция поэмы-эпопеи
III. Прослушивание рефератов или сообщений по темам.
Урок 94 Жизненный подвиг н. Г. Чернышевского
I. Вступительное слово учителя. Писатель-демократ н. Г. Чернышевский
II. Рассказы учащихся о биографии н. Г. Чернышевского.
1. Детство и юность (1828–1846)
2. В Петербургском университете
3. Н. Г. Чернышевский – преподаватель Саратовской гимназии (1851–1853)
4. Диссертация «Эстетическое отношение искусства к действительности»
5. Знакомство н. Г. Чернышевского с н. А. Некрасовым (1853). Работа в «Современнике» (1854–1862)
6. Чернышевский в Петропавловской крепости. Гражданская казнь
IV. Беседа с учащимися по содержанию романа.
Урок 96 «Новые люди» в романе н. Г. Чернышевского. «Особенный человек», его жизненные принципы
I. Беседа с учащимися по вопросам:
II. Сообщение учащихся о главных героях романа.
III. Прослушивание и рецензирование докладов (или сообщений).
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество м. Е. Салтыкова-Щедрина
1. Детство и юность будущего писателя
2. Начало литературной деятельности
3. «Губернские очерки» (1856–1857)
4. М. Е. Салтыков-Щедрин на государственной службе
5. Работа м. Е. Салтыкова-Щедрина в «Современнике» и «Отечественных записках»
7. Сказки «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869)
Урок 99 м. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»
I. Беседа по домашнему заданию.
II. Беседа с учащимися по содержанию романа «История одного города» (1869–1870).
Урок 100 Роман «Господа Головлевы» – «эпизоды из жизни одной семьи» (м. Е. Салтыков-Щедрин)
I. Вступительное слово учителя. Творческая история романа «Господа Головлевы»
II. Беседа с учащимися по содержанию романа.
Уроки 101–102 «Истинный кровопивец» (Образ Иудушки Головлева)
I. Беседа с учащимися по вопросам:
II. Работа над образом Иудушки Головлева.
Уроки 103–104 «Сказки (для детей изрядного возраста)»
I. Вступительное слово учителя. Сказки Салтыкова-Щедрина
II. Определение основных тем сказок.
III. Работа над литературными терминами.
IV. Анализ сказок Салтыкова-Щедрина.
1. «Премудрый пискарь» (1882–1883)
3. «Медведь на воеводстве» (1884)
V. Объяснение нового материала.
Художественное своеобразие сказок
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество ф. М. Достоевского
II. Беседа с учащимися о жизни и личности ф. М. Достоевского.
III. Краткий пересказ содержания романов ф. М. Достоевского.
6. Романы ф. М. Достоевского «Бесы» (1871–1872), «Подросток» (1875)
История создания романа «Преступление и наказание»
Часть I – подготовка и совершение преступления.
Часть II – влияние этого преступления на душу Раскольникова.
II. Беседа с учащимися по теме «Петербург Достоевского».
Уроки 108–109 Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Путь к преступлению
I. Беседа о героях романа «Преступление и наказание».
II. Беседа с учащимися по теме «Преступление Раскольникова».
Урок 110 «Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе
II. Выступления учащихся с докладами или сообщениями.
II. Работа над содержанием романа.
Урок 112 Урок развития речи. Подготовка к сочинению по творчеству ф. М. Достоевского
Уроки 113–114 «Толстой – это целый мир» (м. Горький) (Жизненный и творческий путь л. Н. Толстого)
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество л. Н. Толстого (1828–1910)
II. Рассказы учащихся о жизни л. Н. Толстого, богатой событиями.
1. Детство, отрочество и юность писателя
2. Л. Н. Толстой на Кавказе. Начало литературной деятельности
3. Педагогическая деятельность л. Н. Толстого
5. «Весь мир, вся земля смотрит на него…» (м. Горький)
Урок 115 «Правда» войны в «Севастопольских рассказах» л. Н. Толстого
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа над содержанием «Севастопольских рассказов».
3. «Севастополь в августе 1855 года»
История создания романа-эпопеи «Война и мир»
II. Выступления учащихся с индивидуальными заданиями.
4. Система образов в романе-эпопее
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа над эпизодом «в петербургском салоне а. П. Шерер» (т. I., ч. I, гл. 1–5).
III. Работа над эпизодом «в доме графа Безухова» (т. I, ч. I, гл. 7, гл. 18–21).
III. Работа над эпизодом «в имении Болконских Лысые Горы».
Уроки 119–120 Изображение войны 1805–1807 гг. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения
I. Вступительное слово учителя. Война в романе
I. Вступительное слово учителя.
III. Пересказ сцены «Вступление Пьера Безухова в масонство» (или беседа).
V. Пересказ сцены «Первый бал Наташи Ростовой» (т. II, ч. III, гл. 15–17).
I. Проверка домашнего задания.
II. Чтение и комментирование текста (т. III, ч. I, гл. 1.; т. III, ч. II, гл. 1).
I. Вступительное слово учителя.
II. Работа с учащимися по содержанию т. IV «Войны и мира».
I. Опрос по домашнему заданию.
III. Обсуждение образов Кутузова и Наполеона.
Уроки 126–127 путь исканий главных героев л. Н. Толстого. Андрей болконский и пьер безухов
I. Реализация индивидуальных заданий учащихся.
II. Беседа с учащимися по теме «Путь исканий главных героев л. Н. Толстого».
Урок 128 женские образы в романе «война и мир»
I. Слово учителя о толстовском критерии красоты.
II. Беседа с учащимися по вопросам:
III. Прослушивание сообщений или докладов учащихся.
Урок 129 развитие речи. Подготовка к сочинению по творчеству л. Н. Толстого
Урок 130 тайна личности а. П. Чехова (очерк жизни и творчества писателя)
I. Вступительное слово учителя об общественно-политической жизни России в 80-е годы хiх в.
II. Беседа с учащимися по вопросам:
III. Объяснение нового материала. Очерк жизни и творчества Антона Павловича Чехова (1860-1904)
Урок 131 «его врагом была пошлость» (рассказы «человек в футляре», «крыжовник», «о любви»)
I. Вступительное слово учителя.
II. Работа над содержанием «маленькой трилогии» Чехова.
Урок 132 рассказы а. П. Чехова «ионыч», «палата № 6»
I. Вступительное слово учителя.
III. Работа над содержанием рассказа «Палата № 6» (1892).
Урок 133 «пусть на сцене все будет... Как в жизни» (а. П. Чехов) (чехов – драматург)
I. Вступительное слово учителя.
II. Выступления учащихся о прочитанных самостоятельно пьесах «Чайка», «Дядя Ваня».
III. Объяснение нового материала. Основные черты новаторства чеховской драматургии
IV. Работа над содержанием пьесы «Вишневый сад» (1903).
II. Объяснение нового материала.
2. Принципы группировки действующих лиц
III. Выступления учащихся с сообщениями или докладами. (Реализация домашнего задания.)
Уроки 78–79 е. Базаров в среде кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев
Цели: работа над содержанием романа, анализ глав II, IV, X; обратить внимание учащихся на происхождение Е. Базарова, его поведение в гостях, отношение к братьям Кирсановым; опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова, определить «победителя» в этих спорах.
Ход уроков
I. Опрос учащихся.
Вопросы:
1. Расскажите об истории создания романа «Отцы и дети». Кому посвятил Тургенев свое произведение?
2. Есть ли прототипы у героев романа? Кто они?
3. Какой общественный конфликт лежит в основе романа «Отцы и дети»?
4. Какова позиция писателя в споре либеральных дворян и разночинцев-демократов?
5. В чем суть основного конфликта романа? Как это отражено в произведении?
6. Как вы понимаете смысл названия романа?
7. Расскажите об эпохе 60-х годов XIX века (на материале романа).
II. Анализ содержания II главы романа. Встреча Евгения Базарова с Николаем Петровичем Кирсановым (чтение в лицах).
Вопросы:
1. Как одет Евгений Базаров? Что значит «балахон с кистями»? (Балахон – просторная одежда. Появление Базарова в таком балахоне в среде Кирсановых – вызов аристократическим условностям.)
2. Внешность Базарова. На что обратил внимание Николай Петрович? («Обнаженная красная рука» Базарова – рука человека, привыкшего к физическому труду.)
3. Как Базаров представился? («Евгений Васильев» – это простонародная форма. Так представлялись крестьяне.)
4. Почему при встрече с Николаем Петровичем Базаров не сразу подал ему руку? (А вдруг рука его повиснет в воздухе? Ведь аристократ Николай Петрович мог бы и не подать руки.)
III. Анализ содержания IV главы романа. Приезд Базарова в Марьино.
Вопросы:
1. Какое впечатление производит усадьба Марьино?
2. Как ведет себя Базаров? Николай Петрович? (Николай Петрович старается не замечать развязные манеры гостя.)
3. Павел Петрович Кирсанов. Его внешность, манеры. (Внешность поражает изысканностью.) Тургенев сочувствует герою или иронизирует над ним?
4. Какую оценку братьям Кирсановым дал Базаров?
5. Чем занимались в Марьино Евгений Базаров? Аркадий? («Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Жизнь дворян проходит в безделье, а содержанием жизни Базарова является труд, даже в гостях он продолжает свои естественнонаучные занятия.)
6. Каково отношение Павла Петровича Кирсанова к Базарову? («Павел Петрович всеми силами души возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем».)
7. Как относятся к Базарову простые люди?
8. Базаров – «нигилист». Как объясняет Аркадий значение этого слова? В чем сущность базаровского нигилизма? (Ко всему относиться с критической точки зрения, не принимая ничего на веру. Нигилизм – особое мировоззрение, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил, принципов.)
Базаров и Кирсановы Николай Петрович и Павел Петрович – люди разные. Базаров – «нигилист» и демократ, человек, прошедший суровую школу труда и лишений. Кирсановы – люди «старого века». Между ними не может быть примирения и единства. Столкновение неизбежно.
IV. Содержание и анализ X главы романа.
(В главе преобладает диалог. Тургенев – мастер диалогов.)
План:
1. Выразительное чтение диалогов героев в лицах.
2. Проследить, что говорят герои и как они говорят. (Как вы понимаете слово «принцип» и почему так яростно спорят герои о принципах? Объясните точку зрения спорящих. Что стоит за принципами: требования жизни или традиции? Прав ли П. Кирсанов, упрекая молодежь в беспринципности? Как относятся герои к существующему строю? Можно ли Базарова считать революционером? В чем слабая сторона политических взглядов Базарова? Убеждают ли спорящие друг друга?)
3. Взгляды на природу и искусство. Выявление авторской позиции. Присоединяется ли Тургенев к заявлению Базарова о том, что природа не храм, а мастерская? Отрицает ли он полностью кредо Базарова? Каким описанием природы заканчивает автор роман и почему?
Схватка Павла Петровича с Базаровым происходит за вечерним чаем. Герои спорят о русском народе, о принципах и деятельности нигилистов, об искусстве и природе, о дворянстве и аристократии. Каждая реплика Базарова направлена против какого-либо общепризнанного принципа. (П. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам, верить в них. Е. Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов нельзя жить, Базаров отвечает: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, подумаешь, сколько иностранных и… бесполезных слов!» Павел Петрович умиляется отсталостью русского народа и упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист парирует упрек: «Что ж, коли он заслуживает презрения!» Положение народа у Базарова вызывает гнев. Герой видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Базаров восклицает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!» 60-е годы XIX века – годы новых открытий в области естествознания, химии, медицины. Многие передовые деятели той эпохи увлекались этими науками. Таким образом, в этот период бурного развития науки и технической мысли нередко наблюдалась среди части общества недооценка искусства. Такие крайности присущи были и Базарову. Базаров признавал только то, что полезно его делу. Критерий пользы – та исходная позиция, с которой герой подходил к различным явлениям жизни и искусству.)
В поединках Е. Базарова с П. Кирсановым истина не рождалась. Участниками спора двигало не стремление к ней, а взаимная нетерпимость. Оба героя были не вполне справедливы по отношению друг к другу.
Домашнее задание.
1. Роман «Отцы и дети» дочитать до конца.
2. Ответить на вопросы:
1) Отношение героев к любви, женщине вообще.
2) Е. Базаров и Анна Сергеевна Одинцова.
3) История любви П. П. Кирсанова к княгине Р.
4) Счастливы ли Аркадий и Катя?
Урок 80 дружба и любовь в жизни героев (по роману и. С. Тургенева «отцы и дети»)
Цели: разобрать взаимоотношения Базарова и Аркадия Кирсанова, постараться понять неизбежность разрыва между героями, «уловить» социальную обусловленность разрыва; выяснить, какое место занимает любовь в жизни героев романа, способны ли они на сильные чувства, выдержат ли испытания любовью; показать глубокие внутренние различия Базарова и Одинцовой при некотором сходстве их натур; раскрыть (в столкновении Базарова с Одинцовой) превосходство Базарова над дворянами в сфере чувств.
Ход урока
I. Беседа с учащимися по теме «Взаимоотношения Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова».
Вопросы:
1. Чтение и анализ текста со слов: «…Мы прощаемся навсегда… для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость…»
2. Как в этих словах характеризует Базаров жизнь революционеров?
3. Почему Аркадий примкнул к нигилистам? («Молодая смелость да молодой задор», Базарова же толкает на борьбу «дерзость» и «злость».)
4. Искренне ли А. Кирсанов вначале разделяет взгляды Базарова?
5. Почему, несмотря на желание, Аркадий не может сделаться «сильным, энергическим»?
6. Почему друзья разошлись? Есть ли последователи у Базарова? (Образованные и обеспеченные либеральные дворяне стремятся к комфорту (нравственному и физическому). Им хочется чувствовать, что они прогрессивные люди. Но когда приходится действовать, самовлюбленность и эгоизм делают их неспособными к последовательной борьбе («…ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя бранить…» – говорит Базаров Аркадию). Аркадий – временный попутчик Базарова. Аркадий Кирсанов не привык к трудностям, в борьбе с которыми вырабатывается характер, идеи Базарова не были глубоко прочувствованы им.)
7. Какова роль Кукшиной и Ситникова в раскрытии идей нигилизма?
II. Диспут или беседа с учащимися на тему «Любовь в жизни героев».
Для Тургенева способность человека любить – критерий его состоятельности. Своих героев писатель обязательно проводит через это испытание.
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Какими изображает автор чувства Николая Петровича, их силу и глубину?
2. Как вы оцениваете историю любви Павла Петровича? (В памяти Павла Петровича княгиня Р. запечатлелась как «непонятный, почти бессмысленный… образ». Тургенев подчеркивает ее «небольшой ум», истеричность поведения. Павел Петрович потерпел крах в любви. Он «терзался и ревновал, не давал ей «покою, таскался за ней повсюду…» Куда девались его самоуважение и гордость?)
3. Одна из проблем романа – конфликт Базарова с миром дворянства. Взаимоотношения героя с Одинцовой – лишь разветвление этого конфликта. Каковы взгляды Базарова на любовь и женщин вообще? (У Базарова преобладает цинически-потребительский взгляд на женщину. До встречи с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров никого не любил, поэтому у него сложилось превратное представление об этом чувстве.)