ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 3732
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Лекция учителя (краткое содержание).
1. Политическая и общественная обстановка в конце XVIII–начале XIX века
II. Проверка составленных учащимися планов (по лекции учителя).
I. Проверка домашнего задания.
II. Лекция учителя (краткое содержание).
1. Особенности русского классицизма
2. Своеобразие русского сентиментализма
Уроки 4–5 Гавриил Романович Державин. Краткая характеристика творчества поэта
II. Вступительное слово учителя о г. Р. Державине.
III. Выразительное чтение оды «Фелица».
VI. Знакомство со стихотворением «Памятник» (1796).
Уроки 6–7 в. А. Жуковский. Краткая характеристика творчества поэта
I. Вступительное слово учителя о в. А. Жуковском.
II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.
1. Формирование личности в. А. Жуковского
2. Творчество в. А. Жуковского
3. В. А. Жуковский – поэт-патриот и в. А. Жуковский – человек
4. В. А. Жуковский – «гений переводов» (а. С. Пушкин)
Уроки 6–7 в. А. Жуковский. Краткая характеристика творчества поэта
I. Вступительное слово учителя о в. А. Жуковском.
II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.
1. Формирование личности в. А. Жуковского
2. Творчество в. А. Жуковского
3. В. А. Жуковский – поэт-патриот и в. А. Жуковский – человек
4. В. А. Жуковский – «гений переводов» (а. С. Пушкин)
Урок 8 Произведения в. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» (1812), «Эолова арфа» (1814)
I. Вступительное слово учителя.
II. Выразительное чтение стихотворения «Певец во стане русских воинов» (1812).
IV. Выразительное чтение баллады «Эолова арфа» (1814).
Уроки 9–10 Творческая работа. Анализ стихотворения в. А. Жуковского «Море» («Вечер»)
Примерный план разбора лирического произведения
Устный зачет (письменный опрос) по творчеству г. Р. Державина и в. А. Жуковского
I. Примерные вопросы к зачету:
II. Заключительное слово учителя.
I. Вступительное слово учителя.
II. Основные этапы жизненного и творческого пути.
1. Учеба а. С. Пушкина в привилегированном учебном заведении – Царскосельском лицее (1811–1817)
2. А. С. Пушкин в Петербурге (1817–1820)
Урок 13 «Все волновало нежный ум» (а. С. Пушкин) (Основные темы и мотивы лирики а. С. Пушкина)
I. Беседа по вопросам домашнего задания:
II. Основные темы и мотивы лирики а. С. Пушкина.
II. Чтение отрывков из оды «Вольность» (1817).
III. Стихотворение «к Чаадаеву» (1818). Чтение наизусть.
IV. Стихотворение «Деревня» (1819). Выразительное чтение.
V. Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» («в Сибирь», 1827). Чтение стихотворения.
Урок 16 «я гимны прежние пою» (а. С. Пушкин)
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа над стихотворением «Арион» (1827). Чтение наизусть.
III. Работа над стихотворением «Анчар» (1828). Чтение наизусть.
Урок 17 «и с каждой осенью я расцветаю вновь…» (а. С. Пушкин) (а. С. Пушкин – певец русской природы)
I. Вступительное слово учителя.
II. Выразительное чтение отрывков из поэм, стихотворений.
III. Стихотворение «к морю» (1824 г.).
V. Выразительное чтение стихотворений.
Уроки 18–19 «Печаль моя полна тобою…» (а. С. Пушкин) (Стихи а. С. Пушкина о дружбе и любви)
I. Проверка домашнего задания.
II. Вступительное слово учителя о роли дружбы в жизни поэта.
III. Реализация индивидуальных домашних заданий. Выступления учащихся.
IV. Любовная лирика а. С. Пушкина.
II. Вступительное слово учителя.
III. Выразительное чтение и анализ стихотворений.
Урок 22 Образ а. С. Пушкина в литературе, живописи и поэзии (внеклассное чтение)
I. Вступительное слово учителя.
II. «Мой Пушкин». Выступления учащихся по прочитанным книгам.
III. Выразительное чтение учителем и учащимися стихотворений о Пушкине.
V. «Что ты знаешь о жизни и творчестве а. С. Пушкина».
I. Рассказ учителя о творческой истории романа.
II. Анализ эпиграфов к каждой главе романа. Сопоставление названий глав и эпиграфов к ним.
III. Чтение главы 1, комментирование.
IV. Знакомство с «онегинской строфой».
Урок 26 «Жизнь без смысла…» (в. Г. Белинский) (Онегин – «лишний человек»)
I. Вступительное слово учителя.
II. Реализация домашнего задания.
3. Пребывание Онегина в деревне.
4. Трехлетнее путешествие Онегина и возвращение в светское петербургское общество.
Урок 27 «я так люблю Татьяну милую мою…» (а. С. Пушкин) (Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина)
I. Вступительное слово о героине романа а. С. Пушкина «Евгений Онегин» – Татьяне.
II. Основные этапы жизненного пути Татьяны.
6. Татьяна Ларина в финале романа.
I. Вступительное слово учителя.
II. Выступления учащихся с сообщениями или докладами.
2. Столичное и провинциальное дворянство.
I. Беседа по вопросам домашнего задания:
III. Художественное своеобразие произведения Пушкина.
IV. Критические статьи в. Г. Белинского о романе «Евгений Онегин».
Урок 31 «Борис Годунов» а. С. Пушкина – первая подлинно русская трагедия (в. Г. Белинский)
I. Вступительное слово учителя.
II. Выступления учащихся с докладами или сообщениями.
3. Народ и его роль в трагедии.
I. Вступительное слово учителя.
II. Рассказ учащихся о прочитанных пьесах.
III. Чтение пьесы «Моцарт и Сальери».
Урок 33 Значение творчества а. С. Пушкина
I. Вступительное слово учителя.
1. Пушкин и русская литература.
2. Мировая известность и мировое значение Пушкина.
III. Выступления учащихся с выученными стихотворениями современных поэтов о Пушкине.
Уроки 34–35 Контрольное сочинение по творчеству а. С. Пушкина
Уроки 36–37 Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость и слава русской поэзии
I. Вступительное слово учителя.
1. М. Ю. Лермонтов – достойный преемник а. С. Пушкина.
2. Детство и юность поэта. Годы учения в Москве.
3. Переезд в Петербург. Военная служба.
6. Роковая дуэль в Пятигорске у подножия горы Машук.
Урок 38 Основные темы и мотивы в лирике м. Ю. Лермонтова. Тема Родины
I. Вступительное слово учителя.
II. Беседа с учащимися по вопросам:
III. Тема Родины в лирике Лермонтова.
Уроки 39–40 Мотивы свободы и гордого одиночества в лирике м. Ю. Лермонтова. Любовная лирика
V. Прослушивание романсов на стихи Лермонтова.
I. Беседа по вопросам домашнего задания:
II. Подготовка к домашнему сочинению по лирике м. Ю. Лермонтова.
Уроки 43–44 Идейный замысел романа м. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жанр и композиция
I. Вступительное слово учителя.
II. Выяснение первоначальных впечатлений учащихся о романе «Герой нашего времени».
III. Особенности композиции романа.
IV. Отклики на роман м. Ю. Лермонтова «Герой нашего вре- мени».
Урок 45 «Странный человек» Печорин (Анализ содержания глав «Бэла» и «Максим Максимыч»)
I. Опрос по домашнему заданию.
Урок 46 Печорин в «кругу честны́х контрабандистов» («Тамань»)
I. Чтение предисловия к «Журналу Печорина».
Урок 47 «История жизни Печорина, написанная им самим» («Княжна Мэри»)
I. Изображение дворянского общества в повести «Княжна Мэри».
II. Печорин и Грушницкий. Анализ эпизода «Дуэль Печорина с Грушницким».
III. Композиция повести «Фаталист».
I. Беседа с учащимися о герое романа Лермонтова, составление плана к образу Печорина.
III. В. Г. Белинский о романе «Герой нашего времени».
Уроки 50–51 Сочинение по творчеству м. Ю. Лермонтова
I. Вступительное слово о Гоголе – младшем современнике Пушкина и его великом продолжателе.
II. Работа над иллюстрациями и фотографиями из альбома «н. В. Гоголь».
1. Детские и юношеские годы н. В. Гоголя.
2. В Нежинской гимназии высших наук (1821–1828). Служба в Петербурге.
6. Последние годы жизни н. В. Гоголя.
Уроки 54–55 н. В. Гоголь. «Петербургские повести»
I. Вступительное слово учителя.
III. Рассказ о замысле «Шинели».
IV. Беседа по повести «Шинель» (1842).
I. Беседа по вопросам домашнего задания:
III. Поэма «Мертвые души» (1-я глава).
Урок 57 Поэма «Мертвые души». Смысл названия. Сюжет и композиция «Мертвых душ»
I. «Мертвые души». Смысл названия поэмы.
III. Обмен впечатлениями о прочитанных дома главах поэмы.
III. Разговор о сущности сатирического типа.
Урок 60 Чичиков и губернское общество
I. Чичиков как новый «герой» эпохи.
Урок 61 Тема народа и родины в поэме «Мертвые души». Лирические отступления
I. Прослушивание докладов (или сообщений) с последующим обсуждением.
III. Выразительное чтение наизусть выученного отрывка.
IV. Лирические отступления в поэме.
Урок 62 Развитие речи. Подготовка к сочинению по поэме н. В. Гоголя «Мертвые души»
Урок 63 «колумб замоскворечья» (очерк жизни и творчества а. Н. Островского)
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество а. Н. Островского
II. Объяснение нового материала.
1. Этапы творческого пути а. Н. Островского
2. А. Н. Островский в 70–80-е годы
Урок 64 творческая история пьесы «гроЗа». Основной конфликт и расстановка действующих лиц в «грозе»
I. Вступительное слово учителя. Творческая история «Грозы»
II. Рассказ подготовленного ученика о сюжете «Грозы».
III. Объяснение нового материала.
Основной конфликт и система художественных образов
IV. Беседа с учащимися по вопросам:
Урок 65 город калинов и его обитатели
I. Проверка домашнего задания.
II. Чтение по ролям I действия (5–9-е явления).
III. Беседа с учащимися по вопросам:
Уроки 66–67 быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в пьесе островского «гроза»
I. Вступительное слово учителя. Быт и нравы «темного царства»
II. Сообщения учащихся о молодых героях пьесы.
Урок 68 сила и слабость характера катерины. Статья н. Добролюбова «луч света в темном царстве»
I. Беседа с учащимися по вопросам:
II. Обсуждение статьи н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».
III. Обсуждение смысла названия драмы «Гроза».
Урок 69 драма а. Н. Островского «бесприданница»
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество и. А. Гончарова
II. Рассказы учащихся о жизни и творчестве и. А. Гончарова.
III. Краткий пересказ содержания романа «Обыкновенная история».
II. Беседа с учащимися по содержанию романа.
Урок 72 обломов и штольц. Сравнительная характеристика
I. Беседа с учащимися по вопросам:
II. Обсуждение высказываний критиков о героинях Гончарова.
III. Реализация индивидуального задания.
Уроки 74–75 очерк жизни и творчества и. С. Тургенева
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество и. С. Тургенева
II. Проверка домашнего задания.
III. Реализация индивидуальных заданий.
2. Роман «Дворянское гнездо» (1858)
IV. Работа учащихся над стихотворениями в прозе.
Последние годы жизни и. С. Тургенева
I. Беседа с учащимися по вопросам:
II. Реализация индивидуального задания.
III. Анализ содержания романа «Отцы и дети».
Уроки 78–79 е. Базаров в среде кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев
III. Анализ содержания IV главы романа. Приезд Базарова в Марьино.
IV. Содержание и анализ X главы романа.
Урок 80 дружба и любовь в жизни героев (по роману и. С. Тургенева «отцы и дети»)
I. Беседа с учащимися по теме «Взаимоотношения Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова».
II. Диспут или беседа с учащимися на тему «Любовь в жизни героев».
Урок 81 художественная сила последних сцен романа и. С. Тургенева «отцы и дети» (глава 27 и эпилог)
I. Индивидуальные сообщения учащихся по теме «Базаров и родители» или беседа по вопросам:
III. Беседа с учащимися по вопросам:
Урок 82 споры вокруг романа и. С. Тургенева «отцы и дети». Современники об «отцах и детях»
II. Обсуждение высказываний русских критиков о романе «Отцы и дети».
III. Реализация домашнего индивидуального задания.
Урок 83 необычная судьба ф. И. Тютчева – человека и поэта
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество ф. И. Тютчева
Урок 84 основные темы и мотивы творчества ф. И. Тютчева
I. Проверка домашнего задания.
II. Объяснение нового материала.
Основные темы и мотивы лирики Тютчева
Уроки 85–86 «стихи пленительные фета» (а. Жемчужников)
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество а. А. Фета
II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.
1. Начало жизненного пути а. А. Фета
2. Основные этапы творческой биографии а. А. Фета
3. А. А. Фет – поэт «чистого искусства»
Урок 87 основные темы и мотивы творчества а. А. Фета. Художественное своеобразие его поэзии
I. Проверка домашнего задания.
II. Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирических произведений Фета.
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество н. А. Некрасова
6. Стихи и поэмы н. А. Некрасова в 60–70-е годы. Работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо»
7. «Я лиру посвятил народу своему». Последние годы жизни н. А. Некрасова
Уроки 90–91 Лирика н. А. Некрасова
I. Беседа с учащимися по вопросам:
II. Объяснение нового материала.
Основные темы и мотивы лирики н. А. Некрасова
Урок 92 Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция
I. Проверка домашнего задания.
II. Объяснение нового материала.
Творческая история «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция поэмы-эпопеи
III. Прослушивание рефератов или сообщений по темам.
Урок 94 Жизненный подвиг н. Г. Чернышевского
I. Вступительное слово учителя. Писатель-демократ н. Г. Чернышевский
II. Рассказы учащихся о биографии н. Г. Чернышевского.
1. Детство и юность (1828–1846)
2. В Петербургском университете
3. Н. Г. Чернышевский – преподаватель Саратовской гимназии (1851–1853)
4. Диссертация «Эстетическое отношение искусства к действительности»
5. Знакомство н. Г. Чернышевского с н. А. Некрасовым (1853). Работа в «Современнике» (1854–1862)
6. Чернышевский в Петропавловской крепости. Гражданская казнь
IV. Беседа с учащимися по содержанию романа.
Урок 96 «Новые люди» в романе н. Г. Чернышевского. «Особенный человек», его жизненные принципы
I. Беседа с учащимися по вопросам:
II. Сообщение учащихся о главных героях романа.
III. Прослушивание и рецензирование докладов (или сообщений).
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество м. Е. Салтыкова-Щедрина
1. Детство и юность будущего писателя
2. Начало литературной деятельности
3. «Губернские очерки» (1856–1857)
4. М. Е. Салтыков-Щедрин на государственной службе
5. Работа м. Е. Салтыкова-Щедрина в «Современнике» и «Отечественных записках»
7. Сказки «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869)
Урок 99 м. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»
I. Беседа по домашнему заданию.
II. Беседа с учащимися по содержанию романа «История одного города» (1869–1870).
Урок 100 Роман «Господа Головлевы» – «эпизоды из жизни одной семьи» (м. Е. Салтыков-Щедрин)
I. Вступительное слово учителя. Творческая история романа «Господа Головлевы»
II. Беседа с учащимися по содержанию романа.
Уроки 101–102 «Истинный кровопивец» (Образ Иудушки Головлева)
I. Беседа с учащимися по вопросам:
II. Работа над образом Иудушки Головлева.
Уроки 103–104 «Сказки (для детей изрядного возраста)»
I. Вступительное слово учителя. Сказки Салтыкова-Щедрина
II. Определение основных тем сказок.
III. Работа над литературными терминами.
IV. Анализ сказок Салтыкова-Щедрина.
1. «Премудрый пискарь» (1882–1883)
3. «Медведь на воеводстве» (1884)
V. Объяснение нового материала.
Художественное своеобразие сказок
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество ф. М. Достоевского
II. Беседа с учащимися о жизни и личности ф. М. Достоевского.
III. Краткий пересказ содержания романов ф. М. Достоевского.
6. Романы ф. М. Достоевского «Бесы» (1871–1872), «Подросток» (1875)
История создания романа «Преступление и наказание»
Часть I – подготовка и совершение преступления.
Часть II – влияние этого преступления на душу Раскольникова.
II. Беседа с учащимися по теме «Петербург Достоевского».
Уроки 108–109 Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Путь к преступлению
I. Беседа о героях романа «Преступление и наказание».
II. Беседа с учащимися по теме «Преступление Раскольникова».
Урок 110 «Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе
II. Выступления учащихся с докладами или сообщениями.
II. Работа над содержанием романа.
Урок 112 Урок развития речи. Подготовка к сочинению по творчеству ф. М. Достоевского
Уроки 113–114 «Толстой – это целый мир» (м. Горький) (Жизненный и творческий путь л. Н. Толстого)
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество л. Н. Толстого (1828–1910)
II. Рассказы учащихся о жизни л. Н. Толстого, богатой событиями.
1. Детство, отрочество и юность писателя
2. Л. Н. Толстой на Кавказе. Начало литературной деятельности
3. Педагогическая деятельность л. Н. Толстого
5. «Весь мир, вся земля смотрит на него…» (м. Горький)
Урок 115 «Правда» войны в «Севастопольских рассказах» л. Н. Толстого
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа над содержанием «Севастопольских рассказов».
3. «Севастополь в августе 1855 года»
История создания романа-эпопеи «Война и мир»
II. Выступления учащихся с индивидуальными заданиями.
4. Система образов в романе-эпопее
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа над эпизодом «в петербургском салоне а. П. Шерер» (т. I., ч. I, гл. 1–5).
III. Работа над эпизодом «в доме графа Безухова» (т. I, ч. I, гл. 7, гл. 18–21).
III. Работа над эпизодом «в имении Болконских Лысые Горы».
Уроки 119–120 Изображение войны 1805–1807 гг. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения
I. Вступительное слово учителя. Война в романе
I. Вступительное слово учителя.
III. Пересказ сцены «Вступление Пьера Безухова в масонство» (или беседа).
V. Пересказ сцены «Первый бал Наташи Ростовой» (т. II, ч. III, гл. 15–17).
I. Проверка домашнего задания.
II. Чтение и комментирование текста (т. III, ч. I, гл. 1.; т. III, ч. II, гл. 1).
I. Вступительное слово учителя.
II. Работа с учащимися по содержанию т. IV «Войны и мира».
I. Опрос по домашнему заданию.
III. Обсуждение образов Кутузова и Наполеона.
Уроки 126–127 путь исканий главных героев л. Н. Толстого. Андрей болконский и пьер безухов
I. Реализация индивидуальных заданий учащихся.
II. Беседа с учащимися по теме «Путь исканий главных героев л. Н. Толстого».
Урок 128 женские образы в романе «война и мир»
I. Слово учителя о толстовском критерии красоты.
II. Беседа с учащимися по вопросам:
III. Прослушивание сообщений или докладов учащихся.
Урок 129 развитие речи. Подготовка к сочинению по творчеству л. Н. Толстого
Урок 130 тайна личности а. П. Чехова (очерк жизни и творчества писателя)
I. Вступительное слово учителя об общественно-политической жизни России в 80-е годы хiх в.
II. Беседа с учащимися по вопросам:
III. Объяснение нового материала. Очерк жизни и творчества Антона Павловича Чехова (1860-1904)
Урок 131 «его врагом была пошлость» (рассказы «человек в футляре», «крыжовник», «о любви»)
I. Вступительное слово учителя.
II. Работа над содержанием «маленькой трилогии» Чехова.
Урок 132 рассказы а. П. Чехова «ионыч», «палата № 6»
I. Вступительное слово учителя.
III. Работа над содержанием рассказа «Палата № 6» (1892).
Урок 133 «пусть на сцене все будет... Как в жизни» (а. П. Чехов) (чехов – драматург)
I. Вступительное слово учителя.
II. Выступления учащихся о прочитанных самостоятельно пьесах «Чайка», «Дядя Ваня».
III. Объяснение нового материала. Основные черты новаторства чеховской драматургии
IV. Работа над содержанием пьесы «Вишневый сад» (1903).
II. Объяснение нового материала.
2. Принципы группировки действующих лиц
III. Выступления учащихся с сообщениями или докладами. (Реализация домашнего задания.)
Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения…
Павел Петрович [Кирсанов], человек холостой… до бесконечности погруженный в заботы о франтовстве, но непобедимый диалектик, на каждом шагу поражает Базарова и своего племянника…»
На доске записываются некоторые высказывания из статьи Антоновича, учащимся предлагается оспорить мнение критика.
– «Новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении».
– Тургенев «главного своего героя… презирает и ненавидит от всей души», а «отцам отдает полное преимущество и старается возвысить их…»
– Базаров «совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости». Павел Петрович «на каждом шагу поражает Базарова».
– Базаров «ненавидит всех»… «ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце».
4. Николай Николаевич Страхов – литературный критик, автор напечатанной в журнале «Время» (1862) статьи «И. С. Тургенев. "Отцы и дети"». Статья посвящена разоблачению нигилизма как якобы оторванной от русской жизни теории.
Критик считал, что Базаров – образ человека, пытающегося подчинить себе «силы жизни», его породившие и над ним властвующие. Поэтому герой отрицает любовь, искусство, красоту природы – это силы жизни, примиряющие человека с окружающим его миром. Базаров ненавидит примирение, он жаждет борьбы. Страхов подчеркивает величие Базарова. Отношение Тургенева, по мнению Страхова, и к отцам и к детям одинаково. «Эта одинаковая мера, эта общая точка зрения у Тургенева есть жизнь человеческая, в самом широком и полном ее значении».
III. Реализация домашнего индивидуального задания.
Чтение письменного ответа на вопрос «Чем интересен роман Тургенева «Отцы и дети» и его герой сегодняшнему читателю?».
Домашнее задание.
1. Сочинение по роману Тургенева «Отцы и дети». (Срок написания – неделя).
Примерные темы:
1) Смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети».
2) Русское дворянство в изображении Тургенева.
3) В чем сила и художественная привлекательность Базарова?
4) Что я люблю и чего не принимаю в Базарове?
5) «Значит, вы все отрицаете?» (Базаров и Павел Петрович Кирсанов.)
6) Отношение к женщинам героев романа.
7) Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети».
8) «Лишние люди» в литературе XIX века и «новый герой» И. С. Тургенева.
9) Анализ эпизода из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (по выбору учащихся).
2. Биография поэта Ф. И. Тютчева.
3. Чтение стихотворений поэта.
Урок 83 необычная судьба ф. И. Тютчева – человека и поэта
Цели: пробудить у учащихся интерес к судьбе Тютчева; раскрыть духовный мир поэта; выяснить, каково было отношение к поэту его современников.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество ф. И. Тютчева
Федор Иванович Тютчев (1803–1873) – поэт-мыслитель, чей голос не умолкал на протяжении многих десятилетий и без которого, по словам великого Л. Н. Толстого, «нельзя жить». Лучшие стихи Тютчева и сейчас волнуют читателей своей красотой, глубиной и силой мысли. Поэт не создает поэм, его стихи – короткие. Вся поэзия – чуть больше четырехсот лирических фрагментов. Фрагмент – ведущий жанр лирики Ф. И. Тютчева. И это не случайно. Лишь на мгновение открывается единство души человеческой и души природы. Это мгновение и отражается в лирических фрагментах поэта.
Н. А. Добролюбов: Тютчеву «доступны и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни».
Мы знаем слова поэта, обращенные к убитому Пушкину:
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет…
Или еще одно тютчевское стихотворение:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить;
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Знамениты романсы на стихи Тютчева: «Я помню время золотое…» (1836), «Я встретил вас – и все былое…» (1870), посвященные Амалии Лерхенфельд, в которую поэт был влюблен.
Романсы можно прослушать в записи.
В чем же необычность судьбы Ф. И. Тютчева – человека и поэта?
II. Сообщения учащихся о детстве и юности поэта, о начале литературной деятельности, о длительной службе на чужбине.
Поэт родился в 1803 г. в культурной стародворянской семье среднего достатка, где сильны были патриархальные начала. Детство провел в усадьбе Овстуга Орловской губернии, Москве и подмосковном имении Троицком. Иван Николаевич Тютчев – отец поэта, был гостеприимным хозяином-помещиком. Екатерина Львовна – мать поэта – умная и впечатлительная, но несколько нервная, имела сильное влияние на сына.
Домашним образованием Тютчева руководил поэт-переводчик С. Е. Раич, приобщивший своего воспитанника к литературному творчеству. С 12 лет Тютчев занимался переводами.
С 1819 по 1821 гг. Тютчев учился в Московском университете на словесном отделении. В студенческие годы участвовал в литературной жизни университета, но политикой почти не интересовался. К революционным выступлениям молодежи относился отрицательно.
С 1821 г. Тютчев поступил на службу в Коллегию иностранных дел, далее переехал в Мюнхен, где началась его карьера дипломатического чиновника.
За границей поэт прожил 22 года. Его мучило одиночество, оторванность от друзей, от России.
Успех в творчестве обеспечили напечатанные в «Современнике» в 1836 г. стихи под заголовком «Стихи, присланные из Германии». 24 стихотворения поэта были прочитаны и одобрены П. А. Вяземским и В. А. Жуковским. Вопрос об отношении к стихам Пушкина остается спорным и по сей день, но Россия узнала о Тютчеве благодаря Пушкину и его журналу «Современник».
1850 год знаменателен в творческой биографии поэта. Н. А. Некрасов опубликовал в «Современнике» 92 стихотворения Тютчева. Читающая Россия по-настоящему узнала Тютчева! Его дарование с особой силой сказалось в лирике природы и в лирике любви.
III. Выразительное чтение стихотворений поэта (по выбору учащихся).
IV. Сообщение учителя (краткие сведения).
О женщинах ф. И. Тютчева
1826 г. – женитьба на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон. В 1838 году умирает жена поэта, не пережив трагедии – пожара на судне «Николай I» (на этом судне она с детьми возвращалась из России). Поэт тяжело пережил горе, поседел за одну ночь.
Вскоре поэт женился вторично на красавице Эрнестине Дёрнберг, урожденной Пфеффель.
В 1850 г. начался роман Тютчева с Е. Денисьевой, 24-летней девушкой, родственницей инспектрисы Смольного института, в котором воспитывались дочери поэта. Денисьева самоотверженно и преданно любила Тютчева. Их 14-летняя связь обсуждалась и осуждалась высшим петербургским обществом. На трех детях лежало клеймо «незаконности». Денисьева умерла от чахотки в 1864 г. Пережитую трагедию поэт запечатлел в стихах. «Денисьевский цикл» – вершина любовной лирики в русской и мировой литературе. «Дни сочтены, утрат не перечесть», – написал Тютчев, видя, как быстро редеет круг дорогих и близких ему людей.
Домашнее задание (по группам).
1-я группа: Выучить наизусть стихотворения (по выбору) «Не то, что мните вы, природа!», «День и ночь», «Смотри, как на речном просторе…», «В небе тают облака…».
2-я группа: «О чем ты воешь, ветр ночной?..», «Листья», «Пожары», «От жизни той, что бушевала здесь…».
3-я группа: «О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Люблю глаза твои, мой друг…», «Русской женщине».
Определить тему, основную мысль выученного стихотворения, в чем родство природы и человека, а в чем трагическая разница. Почему любовь в лирике Тютчева трагична?
Урок 84 основные темы и мотивы творчества ф. И. Тютчева
Цели: выделить основные темы и мотивы лирики Тютчева; путем чтения и анализа стихотворений попытаться понять художественный мир поэта; формировать навыки самостоятельного анализа лирического произведения.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Опрос по вопросам:
1. Расскажите о жизненном и творческом пути Ф. И. Тютчева. Что необычного в судьбе поэта?
2. Расскажите о людях, повлиявших на творческую судьбу Ф. И. Тютчева. (С. Е. Раич – поэт-переводчик, руководивший домашним воспитанием Тютчева.
А. С. Пушкин – в 1836 г. великий поэт по совету Жуковского и Вяземского опубликовал в «Современнике» сборник «Стихи, присланные из Германии».
Н. А. Некрасов – в 1850 г. издал в «Современнике» 92 стихотворения Тютчева, написал статью о поэте.
Генрих Гейне – с немецким поэтом и переводчиком Тютчев сблизился в Германии. И хотя их политические убеждения были во многом различны – Тютчеву были чужды революционные идеи, – это не мешало их дружбе.
Женщины Тютчева – им посвящал поэт страстные и трепетные стихи о любви. Любовь у Тютчева, с одной стороны, «очарование», «чудесный плен», «союз души с душой родной!», с другой стороны – любовь – «борьба неравных двух сердец», «буйная слепота».
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.)
3. Прав ли И. С. Тургенев, отозвавшийся о Ф. И. Тютчеве как преемнике пушкинских традиций в литературе?
4. Подумайте, что делает Ф. И. Тютчева поэтом близким и нужным нам.
II. Объяснение нового материала.
Лекция учителя (краткое изложение).