ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 3750
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Лекция учителя (краткое содержание).
1. Политическая и общественная обстановка в конце XVIII–начале XIX века
II. Проверка составленных учащимися планов (по лекции учителя).
I. Проверка домашнего задания.
II. Лекция учителя (краткое содержание).
1. Особенности русского классицизма
2. Своеобразие русского сентиментализма
Уроки 4–5 Гавриил Романович Державин. Краткая характеристика творчества поэта
II. Вступительное слово учителя о г. Р. Державине.
III. Выразительное чтение оды «Фелица».
VI. Знакомство со стихотворением «Памятник» (1796).
Уроки 6–7 в. А. Жуковский. Краткая характеристика творчества поэта
I. Вступительное слово учителя о в. А. Жуковском.
II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.
1. Формирование личности в. А. Жуковского
2. Творчество в. А. Жуковского
3. В. А. Жуковский – поэт-патриот и в. А. Жуковский – человек
4. В. А. Жуковский – «гений переводов» (а. С. Пушкин)
Уроки 6–7 в. А. Жуковский. Краткая характеристика творчества поэта
I. Вступительное слово учителя о в. А. Жуковском.
II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.
1. Формирование личности в. А. Жуковского
2. Творчество в. А. Жуковского
3. В. А. Жуковский – поэт-патриот и в. А. Жуковский – человек
4. В. А. Жуковский – «гений переводов» (а. С. Пушкин)
Урок 8 Произведения в. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» (1812), «Эолова арфа» (1814)
I. Вступительное слово учителя.
II. Выразительное чтение стихотворения «Певец во стане русских воинов» (1812).
IV. Выразительное чтение баллады «Эолова арфа» (1814).
Уроки 9–10 Творческая работа. Анализ стихотворения в. А. Жуковского «Море» («Вечер»)
Примерный план разбора лирического произведения
Устный зачет (письменный опрос) по творчеству г. Р. Державина и в. А. Жуковского
I. Примерные вопросы к зачету:
II. Заключительное слово учителя.
I. Вступительное слово учителя.
II. Основные этапы жизненного и творческого пути.
1. Учеба а. С. Пушкина в привилегированном учебном заведении – Царскосельском лицее (1811–1817)
2. А. С. Пушкин в Петербурге (1817–1820)
Урок 13 «Все волновало нежный ум» (а. С. Пушкин) (Основные темы и мотивы лирики а. С. Пушкина)
I. Беседа по вопросам домашнего задания:
II. Основные темы и мотивы лирики а. С. Пушкина.
II. Чтение отрывков из оды «Вольность» (1817).
III. Стихотворение «к Чаадаеву» (1818). Чтение наизусть.
IV. Стихотворение «Деревня» (1819). Выразительное чтение.
V. Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» («в Сибирь», 1827). Чтение стихотворения.
Урок 16 «я гимны прежние пою» (а. С. Пушкин)
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа над стихотворением «Арион» (1827). Чтение наизусть.
III. Работа над стихотворением «Анчар» (1828). Чтение наизусть.
Урок 17 «и с каждой осенью я расцветаю вновь…» (а. С. Пушкин) (а. С. Пушкин – певец русской природы)
I. Вступительное слово учителя.
II. Выразительное чтение отрывков из поэм, стихотворений.
III. Стихотворение «к морю» (1824 г.).
V. Выразительное чтение стихотворений.
Уроки 18–19 «Печаль моя полна тобою…» (а. С. Пушкин) (Стихи а. С. Пушкина о дружбе и любви)
I. Проверка домашнего задания.
II. Вступительное слово учителя о роли дружбы в жизни поэта.
III. Реализация индивидуальных домашних заданий. Выступления учащихся.
IV. Любовная лирика а. С. Пушкина.
II. Вступительное слово учителя.
III. Выразительное чтение и анализ стихотворений.
Урок 22 Образ а. С. Пушкина в литературе, живописи и поэзии (внеклассное чтение)
I. Вступительное слово учителя.
II. «Мой Пушкин». Выступления учащихся по прочитанным книгам.
III. Выразительное чтение учителем и учащимися стихотворений о Пушкине.
V. «Что ты знаешь о жизни и творчестве а. С. Пушкина».
I. Рассказ учителя о творческой истории романа.
II. Анализ эпиграфов к каждой главе романа. Сопоставление названий глав и эпиграфов к ним.
III. Чтение главы 1, комментирование.
IV. Знакомство с «онегинской строфой».
Урок 26 «Жизнь без смысла…» (в. Г. Белинский) (Онегин – «лишний человек»)
I. Вступительное слово учителя.
II. Реализация домашнего задания.
3. Пребывание Онегина в деревне.
4. Трехлетнее путешествие Онегина и возвращение в светское петербургское общество.
Урок 27 «я так люблю Татьяну милую мою…» (а. С. Пушкин) (Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина)
I. Вступительное слово о героине романа а. С. Пушкина «Евгений Онегин» – Татьяне.
II. Основные этапы жизненного пути Татьяны.
6. Татьяна Ларина в финале романа.
I. Вступительное слово учителя.
II. Выступления учащихся с сообщениями или докладами.
2. Столичное и провинциальное дворянство.
I. Беседа по вопросам домашнего задания:
III. Художественное своеобразие произведения Пушкина.
IV. Критические статьи в. Г. Белинского о романе «Евгений Онегин».
Урок 31 «Борис Годунов» а. С. Пушкина – первая подлинно русская трагедия (в. Г. Белинский)
I. Вступительное слово учителя.
II. Выступления учащихся с докладами или сообщениями.
3. Народ и его роль в трагедии.
I. Вступительное слово учителя.
II. Рассказ учащихся о прочитанных пьесах.
III. Чтение пьесы «Моцарт и Сальери».
Урок 33 Значение творчества а. С. Пушкина
I. Вступительное слово учителя.
1. Пушкин и русская литература.
2. Мировая известность и мировое значение Пушкина.
III. Выступления учащихся с выученными стихотворениями современных поэтов о Пушкине.
Уроки 34–35 Контрольное сочинение по творчеству а. С. Пушкина
Уроки 36–37 Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость и слава русской поэзии
I. Вступительное слово учителя.
1. М. Ю. Лермонтов – достойный преемник а. С. Пушкина.
2. Детство и юность поэта. Годы учения в Москве.
3. Переезд в Петербург. Военная служба.
6. Роковая дуэль в Пятигорске у подножия горы Машук.
Урок 38 Основные темы и мотивы в лирике м. Ю. Лермонтова. Тема Родины
I. Вступительное слово учителя.
II. Беседа с учащимися по вопросам:
III. Тема Родины в лирике Лермонтова.
Уроки 39–40 Мотивы свободы и гордого одиночества в лирике м. Ю. Лермонтова. Любовная лирика
V. Прослушивание романсов на стихи Лермонтова.
I. Беседа по вопросам домашнего задания:
II. Подготовка к домашнему сочинению по лирике м. Ю. Лермонтова.
Уроки 43–44 Идейный замысел романа м. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жанр и композиция
I. Вступительное слово учителя.
II. Выяснение первоначальных впечатлений учащихся о романе «Герой нашего времени».
III. Особенности композиции романа.
IV. Отклики на роман м. Ю. Лермонтова «Герой нашего вре- мени».
Урок 45 «Странный человек» Печорин (Анализ содержания глав «Бэла» и «Максим Максимыч»)
I. Опрос по домашнему заданию.
Урок 46 Печорин в «кругу честны́х контрабандистов» («Тамань»)
I. Чтение предисловия к «Журналу Печорина».
Урок 47 «История жизни Печорина, написанная им самим» («Княжна Мэри»)
I. Изображение дворянского общества в повести «Княжна Мэри».
II. Печорин и Грушницкий. Анализ эпизода «Дуэль Печорина с Грушницким».
III. Композиция повести «Фаталист».
I. Беседа с учащимися о герое романа Лермонтова, составление плана к образу Печорина.
III. В. Г. Белинский о романе «Герой нашего времени».
Уроки 50–51 Сочинение по творчеству м. Ю. Лермонтова
I. Вступительное слово о Гоголе – младшем современнике Пушкина и его великом продолжателе.
II. Работа над иллюстрациями и фотографиями из альбома «н. В. Гоголь».
1. Детские и юношеские годы н. В. Гоголя.
2. В Нежинской гимназии высших наук (1821–1828). Служба в Петербурге.
6. Последние годы жизни н. В. Гоголя.
Уроки 54–55 н. В. Гоголь. «Петербургские повести»
I. Вступительное слово учителя.
III. Рассказ о замысле «Шинели».
IV. Беседа по повести «Шинель» (1842).
I. Беседа по вопросам домашнего задания:
III. Поэма «Мертвые души» (1-я глава).
Урок 57 Поэма «Мертвые души». Смысл названия. Сюжет и композиция «Мертвых душ»
I. «Мертвые души». Смысл названия поэмы.
III. Обмен впечатлениями о прочитанных дома главах поэмы.
III. Разговор о сущности сатирического типа.
Урок 60 Чичиков и губернское общество
I. Чичиков как новый «герой» эпохи.
Урок 61 Тема народа и родины в поэме «Мертвые души». Лирические отступления
I. Прослушивание докладов (или сообщений) с последующим обсуждением.
III. Выразительное чтение наизусть выученного отрывка.
IV. Лирические отступления в поэме.
Урок 62 Развитие речи. Подготовка к сочинению по поэме н. В. Гоголя «Мертвые души»
Урок 63 «колумб замоскворечья» (очерк жизни и творчества а. Н. Островского)
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество а. Н. Островского
II. Объяснение нового материала.
1. Этапы творческого пути а. Н. Островского
2. А. Н. Островский в 70–80-е годы
Урок 64 творческая история пьесы «гроЗа». Основной конфликт и расстановка действующих лиц в «грозе»
I. Вступительное слово учителя. Творческая история «Грозы»
II. Рассказ подготовленного ученика о сюжете «Грозы».
III. Объяснение нового материала.
Основной конфликт и система художественных образов
IV. Беседа с учащимися по вопросам:
Урок 65 город калинов и его обитатели
I. Проверка домашнего задания.
II. Чтение по ролям I действия (5–9-е явления).
III. Беседа с учащимися по вопросам:
Уроки 66–67 быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в пьесе островского «гроза»
I. Вступительное слово учителя. Быт и нравы «темного царства»
II. Сообщения учащихся о молодых героях пьесы.
Урок 68 сила и слабость характера катерины. Статья н. Добролюбова «луч света в темном царстве»
I. Беседа с учащимися по вопросам:
II. Обсуждение статьи н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».
III. Обсуждение смысла названия драмы «Гроза».
Урок 69 драма а. Н. Островского «бесприданница»
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество и. А. Гончарова
II. Рассказы учащихся о жизни и творчестве и. А. Гончарова.
III. Краткий пересказ содержания романа «Обыкновенная история».
II. Беседа с учащимися по содержанию романа.
Урок 72 обломов и штольц. Сравнительная характеристика
I. Беседа с учащимися по вопросам:
II. Обсуждение высказываний критиков о героинях Гончарова.
III. Реализация индивидуального задания.
Уроки 74–75 очерк жизни и творчества и. С. Тургенева
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество и. С. Тургенева
II. Проверка домашнего задания.
III. Реализация индивидуальных заданий.
2. Роман «Дворянское гнездо» (1858)
IV. Работа учащихся над стихотворениями в прозе.
Последние годы жизни и. С. Тургенева
I. Беседа с учащимися по вопросам:
II. Реализация индивидуального задания.
III. Анализ содержания романа «Отцы и дети».
Уроки 78–79 е. Базаров в среде кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев
III. Анализ содержания IV главы романа. Приезд Базарова в Марьино.
IV. Содержание и анализ X главы романа.
Урок 80 дружба и любовь в жизни героев (по роману и. С. Тургенева «отцы и дети»)
I. Беседа с учащимися по теме «Взаимоотношения Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова».
II. Диспут или беседа с учащимися на тему «Любовь в жизни героев».
Урок 81 художественная сила последних сцен романа и. С. Тургенева «отцы и дети» (глава 27 и эпилог)
I. Индивидуальные сообщения учащихся по теме «Базаров и родители» или беседа по вопросам:
III. Беседа с учащимися по вопросам:
Урок 82 споры вокруг романа и. С. Тургенева «отцы и дети». Современники об «отцах и детях»
II. Обсуждение высказываний русских критиков о романе «Отцы и дети».
III. Реализация домашнего индивидуального задания.
Урок 83 необычная судьба ф. И. Тютчева – человека и поэта
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество ф. И. Тютчева
Урок 84 основные темы и мотивы творчества ф. И. Тютчева
I. Проверка домашнего задания.
II. Объяснение нового материала.
Основные темы и мотивы лирики Тютчева
Уроки 85–86 «стихи пленительные фета» (а. Жемчужников)
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество а. А. Фета
II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.
1. Начало жизненного пути а. А. Фета
2. Основные этапы творческой биографии а. А. Фета
3. А. А. Фет – поэт «чистого искусства»
Урок 87 основные темы и мотивы творчества а. А. Фета. Художественное своеобразие его поэзии
I. Проверка домашнего задания.
II. Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирических произведений Фета.
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество н. А. Некрасова
6. Стихи и поэмы н. А. Некрасова в 60–70-е годы. Работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо»
7. «Я лиру посвятил народу своему». Последние годы жизни н. А. Некрасова
Уроки 90–91 Лирика н. А. Некрасова
I. Беседа с учащимися по вопросам:
II. Объяснение нового материала.
Основные темы и мотивы лирики н. А. Некрасова
Урок 92 Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция
I. Проверка домашнего задания.
II. Объяснение нового материала.
Творческая история «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция поэмы-эпопеи
III. Прослушивание рефератов или сообщений по темам.
Урок 94 Жизненный подвиг н. Г. Чернышевского
I. Вступительное слово учителя. Писатель-демократ н. Г. Чернышевский
II. Рассказы учащихся о биографии н. Г. Чернышевского.
1. Детство и юность (1828–1846)
2. В Петербургском университете
3. Н. Г. Чернышевский – преподаватель Саратовской гимназии (1851–1853)
4. Диссертация «Эстетическое отношение искусства к действительности»
5. Знакомство н. Г. Чернышевского с н. А. Некрасовым (1853). Работа в «Современнике» (1854–1862)
6. Чернышевский в Петропавловской крепости. Гражданская казнь
IV. Беседа с учащимися по содержанию романа.
Урок 96 «Новые люди» в романе н. Г. Чернышевского. «Особенный человек», его жизненные принципы
I. Беседа с учащимися по вопросам:
II. Сообщение учащихся о главных героях романа.
III. Прослушивание и рецензирование докладов (или сообщений).
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество м. Е. Салтыкова-Щедрина
1. Детство и юность будущего писателя
2. Начало литературной деятельности
3. «Губернские очерки» (1856–1857)
4. М. Е. Салтыков-Щедрин на государственной службе
5. Работа м. Е. Салтыкова-Щедрина в «Современнике» и «Отечественных записках»
7. Сказки «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869)
Урок 99 м. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»
I. Беседа по домашнему заданию.
II. Беседа с учащимися по содержанию романа «История одного города» (1869–1870).
Урок 100 Роман «Господа Головлевы» – «эпизоды из жизни одной семьи» (м. Е. Салтыков-Щедрин)
I. Вступительное слово учителя. Творческая история романа «Господа Головлевы»
II. Беседа с учащимися по содержанию романа.
Уроки 101–102 «Истинный кровопивец» (Образ Иудушки Головлева)
I. Беседа с учащимися по вопросам:
II. Работа над образом Иудушки Головлева.
Уроки 103–104 «Сказки (для детей изрядного возраста)»
I. Вступительное слово учителя. Сказки Салтыкова-Щедрина
II. Определение основных тем сказок.
III. Работа над литературными терминами.
IV. Анализ сказок Салтыкова-Щедрина.
1. «Премудрый пискарь» (1882–1883)
3. «Медведь на воеводстве» (1884)
V. Объяснение нового материала.
Художественное своеобразие сказок
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество ф. М. Достоевского
II. Беседа с учащимися о жизни и личности ф. М. Достоевского.
III. Краткий пересказ содержания романов ф. М. Достоевского.
6. Романы ф. М. Достоевского «Бесы» (1871–1872), «Подросток» (1875)
История создания романа «Преступление и наказание»
Часть I – подготовка и совершение преступления.
Часть II – влияние этого преступления на душу Раскольникова.
II. Беседа с учащимися по теме «Петербург Достоевского».
Уроки 108–109 Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Путь к преступлению
I. Беседа о героях романа «Преступление и наказание».
II. Беседа с учащимися по теме «Преступление Раскольникова».
Урок 110 «Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе
II. Выступления учащихся с докладами или сообщениями.
II. Работа над содержанием романа.
Урок 112 Урок развития речи. Подготовка к сочинению по творчеству ф. М. Достоевского
Уроки 113–114 «Толстой – это целый мир» (м. Горький) (Жизненный и творческий путь л. Н. Толстого)
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество л. Н. Толстого (1828–1910)
II. Рассказы учащихся о жизни л. Н. Толстого, богатой событиями.
1. Детство, отрочество и юность писателя
2. Л. Н. Толстой на Кавказе. Начало литературной деятельности
3. Педагогическая деятельность л. Н. Толстого
5. «Весь мир, вся земля смотрит на него…» (м. Горький)
Урок 115 «Правда» войны в «Севастопольских рассказах» л. Н. Толстого
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа над содержанием «Севастопольских рассказов».
3. «Севастополь в августе 1855 года»
История создания романа-эпопеи «Война и мир»
II. Выступления учащихся с индивидуальными заданиями.
4. Система образов в романе-эпопее
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа над эпизодом «в петербургском салоне а. П. Шерер» (т. I., ч. I, гл. 1–5).
III. Работа над эпизодом «в доме графа Безухова» (т. I, ч. I, гл. 7, гл. 18–21).
III. Работа над эпизодом «в имении Болконских Лысые Горы».
Уроки 119–120 Изображение войны 1805–1807 гг. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения
I. Вступительное слово учителя. Война в романе
I. Вступительное слово учителя.
III. Пересказ сцены «Вступление Пьера Безухова в масонство» (или беседа).
V. Пересказ сцены «Первый бал Наташи Ростовой» (т. II, ч. III, гл. 15–17).
I. Проверка домашнего задания.
II. Чтение и комментирование текста (т. III, ч. I, гл. 1.; т. III, ч. II, гл. 1).
I. Вступительное слово учителя.
II. Работа с учащимися по содержанию т. IV «Войны и мира».
I. Опрос по домашнему заданию.
III. Обсуждение образов Кутузова и Наполеона.
Уроки 126–127 путь исканий главных героев л. Н. Толстого. Андрей болконский и пьер безухов
I. Реализация индивидуальных заданий учащихся.
II. Беседа с учащимися по теме «Путь исканий главных героев л. Н. Толстого».
Урок 128 женские образы в романе «война и мир»
I. Слово учителя о толстовском критерии красоты.
II. Беседа с учащимися по вопросам:
III. Прослушивание сообщений или докладов учащихся.
Урок 129 развитие речи. Подготовка к сочинению по творчеству л. Н. Толстого
Урок 130 тайна личности а. П. Чехова (очерк жизни и творчества писателя)
I. Вступительное слово учителя об общественно-политической жизни России в 80-е годы хiх в.
II. Беседа с учащимися по вопросам:
III. Объяснение нового материала. Очерк жизни и творчества Антона Павловича Чехова (1860-1904)
Урок 131 «его врагом была пошлость» (рассказы «человек в футляре», «крыжовник», «о любви»)
I. Вступительное слово учителя.
II. Работа над содержанием «маленькой трилогии» Чехова.
Урок 132 рассказы а. П. Чехова «ионыч», «палата № 6»
I. Вступительное слово учителя.
III. Работа над содержанием рассказа «Палата № 6» (1892).
Урок 133 «пусть на сцене все будет... Как в жизни» (а. П. Чехов) (чехов – драматург)
I. Вступительное слово учителя.
II. Выступления учащихся о прочитанных самостоятельно пьесах «Чайка», «Дядя Ваня».
III. Объяснение нового материала. Основные черты новаторства чеховской драматургии
IV. Работа над содержанием пьесы «Вишневый сад» (1903).
II. Объяснение нового материала.
2. Принципы группировки действующих лиц
III. Выступления учащихся с сообщениями или докладами. (Реализация домашнего задания.)
Наглядные пособия: портрет А. А. Фета; грамзапись романсов и песен на стихи поэта.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам:
1. Что, по вашему мнению, необычно в жизни и творчестве Фета?
2. Каковы взаимоотношения поэта с собратьями по перу? Почему Фет «разорвал» отношения с журналом «Современник»?
3. В чем суть теории «чистого искусства»?
4. Что поражало современников в поступках и характере Фета?
(Двойственность: Фет – проникновенный лирик и поклонник красоты во всех ее проявлениях, и Фет – жесткий и расчетливый хозяин больших поместий, яростный защитник помещичьих интересов.)
5. Каковы основные темы и мотивы лирики Фета? (Фету были чужды душевные бури и тревоги. Его можно назвать певцом природы и любви. Любовь в изображении Фета – олицетворение и печали, и треволнений, и легкой радости. Любовная лирика отличается богатством оттенков, нежностью и душевной теплотой.
Поэтична и музыкальна пейзажная лирика Фета. Он умел «очеловечить» природу, найти в ней отзвук своим настроениям.
У Фета есть стихи об искусстве, о роли поэта и поэзии: «Одним толчком согнать ладью живую…», «На стоге сена ночью южной…» и др. Искусство, по мнению Фета, не должно быть связано с жизнью. Истинная поэзия доступна только избранным.)
II. Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирических произведений Фета.
1. Чтение стихотворения «Шепот, робкое дыханье…».
Это стихотворение – «визитная карточка» А. Фета.
Беседа с учащимися по вопросам:
1) О чем стихотворение?
2) Каковы особенности поэтического языка? (В стихотворении нет цельного образа. Какие-то смутные очертания да неясные звуки… Поэт передает неповторимость происходящего. Все стихотворение – одно большое сложное предложение, состоящее из цепочки назывных. Стихотворение, в котором нет ни одного глагола! По словам великого Л. Толстого, «каждое выражение – картина».)
2. Индивидуальное сообщение учащегося.
Вопрос и задание:
1) Почему именно стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» вызвало большое количество споров и насмешек?
2) Прочитайте стихотворные пародии на это произведение Фета.
Критике подверглось содержание стихотворения, а не поэтическое мастерство Фета. Вот одна из пародий.
Сатира «Беседа с Музой» (1863)
– Стой! – прервала Муза, –
Вникнет
В эту песнь сонмважных лиц,
И как раз тебе он крикнет:
Цыц! Цыц! Цыц!
Скажут: песня не из лестных…
Навлечешь как раз их гнев,
Лучше пой, брат, про прелестных
Дев, дев, дев.
Обратись к луне, природе,
Пой утехи юных лет –
Ведь поет же в этом роде
Фет, Фет, Фет.
В. Богданов
3. Выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения Фета.
Вопросы:
1) В чем проявляется мастерство А. А. Фета в изображении тончайших душевных состояний человека?
2) Какие стихотворения Фета посвящены теме любви? Кому они адресованы?
3) В чем своеобразие пейзажной лирики Фета? [13. С. 98].
4. Индивидуальное сообщение «А. А. Фет – поэт-музыкант».
Одним из первых было положено на музыку композитором Варламовым стихотворение «На заре ты ее не буди…». Чувства женщины переданы Фетом с исключительной художественной выразительностью.
Прослушивание романсов и песен на стихи Фета.
Выводы. Муза Фета служила идеалам красоты и любви. Поэт «умел подмечать тонкие, едва уловимые проявления жизни природы и человеческих переживаний» [25]. Необычные сочетания простых русских слов, пронизанные музыкой ритма, заставляли читателей проникнуться настроениями поэта. Поэтические смелость и простоту Фета в изображении природы и человека высоко оценили передовые читатели.
Домашнее задание.
1. Сочинение (срок написания – 10 дней). Примерные темы:
1) Русская природа в лирике Ф. И. Тютчева.
2) Как понимает А. А. Фет назначение поэзии?
3) Каким я представляю себе А. А. Фета (Ф. И. Тютчева)?
4) Мое любимое стихотворение Ф. И. Тютчева (А. А. Фета). (Восприятие, истолкование, оценка.)
2. Подготовиться к опросу (викторине) по творчеству А. А. Фета и Ф. И. Тютчева.
3. Индивидуальные задания:
1) Почему Н. А. Некрасова называют поэтом «мести и печали»? Очерк жизни и творчества (с анализом ранее пройденных произведений: «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» и др.).
2) Выразительное чтение отрывков из произведений Н. А. Некрасова.
Уроки 88–89 н. А. Некрасов – поэт «мести и печали» (Очерк жизни и творчества с обобщением ранее изученных произведений)
Цели: вспомнить основные факты биографии поэта, повлиявшие на формирование его мировоззрения; показать, какова роль Белинского в судьбе Некрасова; охарактеризовать деятельность Некрасова как редактора и издателя журналов «Современник», «Отечественные записки».
Ход уроков
Эпиграфы к урокам:
Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других, мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе нашей такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова.
А. В. Луначарский
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество н. А. Некрасова
Николай Алексеевич Некрасов (1821–1876) – поэт-гражданин. В его творчестве отразилась целая эпоха развития русской литературы и русской общественной жизни. Основная тема его произведений – изображение жизни русского народа. Поэт выступает как страстный защитник и выразитель народных интересов. Н. Некрасов: «Важно только одно – любить народ, родину, служить им сердцем и душой». Напряженно размышляет поэт о судьбе русского народа, его духовных силах, его настоящем и будущем.
Одной из самых ярких примет некрасовской поэзии является злободневность.
Огромная заслуга в формировании Некрасова как поэта и общественного деятеля принадлежит В. Г. Белинскому. Именно он первым оценил поэтические опыты начинающего поэта. В 1841 г. Н. Некрасов сказал: «Моя встреча с Белинским была для меня спасением». И это так. На долгие годы они стали друзьями и соратниками. Белинский ценил в Некрасове острый критический ум, поэтический талант, глубокое знание народной жизни и организаторские способности.
В суровых условиях, в упорном сопротивлении обстоятельствам складывался не только характер поэта, но и оттачивалось мастерство Некрасова – руководителя передовых литературных сил, редактора журналов «Современник», а затем и «Отечественных записок». Заслуга его в том, что, обладая редкой проницательностью, он выступал в роли «первооткрывателя» новых литературных имен. Некрасов «угадывал» талантливых писателей, оказывал им всестороннюю помощь…
Через некрасовские журналы прошли известные И. Тургенев, А. Гончаров, великий Л. Толстой; в некрасовских журналах были опубликованы стихи Ф. Тютчева, раскрылся критический талант Н. Чернышевского и Н. Добролюбова. Можно сказать, что работа Некрасова в качестве редактора – беспримерный литературный подвиг.
Н. Г. Чернышевский был убежден, что «его [Некрасова] слава будет бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов… он действительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума. И, как поэт, он, конечно, выше всех русских поэтов».
II. Рассказы учащихся о жизни и творчестве н. А. Некрасова с обобщением ранее изученных произведений.
1. Детство и юность Некрасова
Родился в 1821 г. в местечке Немирове, на Украине, в дворянской семье. Детство прошло в селе Грешнево, неподалеку от Ярославля, на берегу Волги. «Судьбе угодно было, чтобы я пользовался крепостным хлебом только до шестнадцати лет».
В Петербурге. «Восемь лет боролся я с нищетой, видел лицом к лицу голодную смерть».
2. «Мечты и звуки» (1840)
«Мечты и звуки» – первый подражательный сборник стихов. Знакомство с В. Г. Белинским. Отзыв Белинского о сборнике «Мечты и звуки»: «Знакомые и истертые чувствованьица, общие места, гладкие стишки…» Великий критик помог Некрасову «найти себя».
3. Стихотворение «В дороге» (1845)
Образ дороги становится излюбленным образом поэзии Некрасова.
В. Г. Белинский Некрасову после прослушивания стихотворения: «Да знаете ли вы, что вы поэт, и поэт истинный?» А ведь Некрасову всего 24 года!
4. Редакторская и издательская деятельность Н. А. Некрасова
С 1847–1865 гг. Н. А. Некрасов – редактор журнала «Современник», а с 1868–1876 гг. – совместно с М. Е. Салтыковым-Щедриным издает «Отечественные записки». Некрасов был чрезвычайно требователен к своей работе и творчеству. Эти журналы «почти безраздельно властвовали над умами той эпохи».
5. Поэзия Н. А. Некрасова в 50-е годы
Сборник «Стихотворения Н. А. Некрасова» (1856). Первый раздел сборника – стихи о народной судьбе. Образ дороги. Второй раздел – сатирическое изображение недругов народа. Третий раздел – рождение «новых людей», борцов за народное счастье. Четвертый раздел – любовная лирика.
Характер сборника определялся вступлением, роль которого сыграло знаменитое стихотворение «Поэт и гражданин» (1856). В нем Некрасов выразил свои взгляды на роль поэта и поэзии. Поэт должен быть гражданином, верным сыном своей родины и народа.
Выразительное чтение стихотворения, анализ.
Лучшие произведения Некрасова, опубликованные в сборнике: «Колыбельная песня», «Еду ли ночью…», поэма «Саша», «Песня Еремушке», «Размышления у парадного подъезда».
«Размышления у парадного подъезда».
Чтение стихотворения.
Стихотворение впервые напечатал А. Герцен в «Колоколе» с примечанием: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить».