ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 3811
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Лекция учителя (краткое содержание).
1. Политическая и общественная обстановка в конце XVIII–начале XIX века
II. Проверка составленных учащимися планов (по лекции учителя).
I. Проверка домашнего задания.
II. Лекция учителя (краткое содержание).
1. Особенности русского классицизма
2. Своеобразие русского сентиментализма
Уроки 4–5 Гавриил Романович Державин. Краткая характеристика творчества поэта
II. Вступительное слово учителя о г. Р. Державине.
III. Выразительное чтение оды «Фелица».
VI. Знакомство со стихотворением «Памятник» (1796).
Уроки 6–7 в. А. Жуковский. Краткая характеристика творчества поэта
I. Вступительное слово учителя о в. А. Жуковском.
II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.
1. Формирование личности в. А. Жуковского
2. Творчество в. А. Жуковского
3. В. А. Жуковский – поэт-патриот и в. А. Жуковский – человек
4. В. А. Жуковский – «гений переводов» (а. С. Пушкин)
Уроки 6–7 в. А. Жуковский. Краткая характеристика творчества поэта
I. Вступительное слово учителя о в. А. Жуковском.
II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.
1. Формирование личности в. А. Жуковского
2. Творчество в. А. Жуковского
3. В. А. Жуковский – поэт-патриот и в. А. Жуковский – человек
4. В. А. Жуковский – «гений переводов» (а. С. Пушкин)
Урок 8 Произведения в. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» (1812), «Эолова арфа» (1814)
I. Вступительное слово учителя.
II. Выразительное чтение стихотворения «Певец во стане русских воинов» (1812).
IV. Выразительное чтение баллады «Эолова арфа» (1814).
Уроки 9–10 Творческая работа. Анализ стихотворения в. А. Жуковского «Море» («Вечер»)
Примерный план разбора лирического произведения
Устный зачет (письменный опрос) по творчеству г. Р. Державина и в. А. Жуковского
I. Примерные вопросы к зачету:
II. Заключительное слово учителя.
I. Вступительное слово учителя.
II. Основные этапы жизненного и творческого пути.
1. Учеба а. С. Пушкина в привилегированном учебном заведении – Царскосельском лицее (1811–1817)
2. А. С. Пушкин в Петербурге (1817–1820)
Урок 13 «Все волновало нежный ум» (а. С. Пушкин) (Основные темы и мотивы лирики а. С. Пушкина)
I. Беседа по вопросам домашнего задания:
II. Основные темы и мотивы лирики а. С. Пушкина.
II. Чтение отрывков из оды «Вольность» (1817).
III. Стихотворение «к Чаадаеву» (1818). Чтение наизусть.
IV. Стихотворение «Деревня» (1819). Выразительное чтение.
V. Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» («в Сибирь», 1827). Чтение стихотворения.
Урок 16 «я гимны прежние пою» (а. С. Пушкин)
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа над стихотворением «Арион» (1827). Чтение наизусть.
III. Работа над стихотворением «Анчар» (1828). Чтение наизусть.
Урок 17 «и с каждой осенью я расцветаю вновь…» (а. С. Пушкин) (а. С. Пушкин – певец русской природы)
I. Вступительное слово учителя.
II. Выразительное чтение отрывков из поэм, стихотворений.
III. Стихотворение «к морю» (1824 г.).
V. Выразительное чтение стихотворений.
Уроки 18–19 «Печаль моя полна тобою…» (а. С. Пушкин) (Стихи а. С. Пушкина о дружбе и любви)
I. Проверка домашнего задания.
II. Вступительное слово учителя о роли дружбы в жизни поэта.
III. Реализация индивидуальных домашних заданий. Выступления учащихся.
IV. Любовная лирика а. С. Пушкина.
II. Вступительное слово учителя.
III. Выразительное чтение и анализ стихотворений.
Урок 22 Образ а. С. Пушкина в литературе, живописи и поэзии (внеклассное чтение)
I. Вступительное слово учителя.
II. «Мой Пушкин». Выступления учащихся по прочитанным книгам.
III. Выразительное чтение учителем и учащимися стихотворений о Пушкине.
V. «Что ты знаешь о жизни и творчестве а. С. Пушкина».
I. Рассказ учителя о творческой истории романа.
II. Анализ эпиграфов к каждой главе романа. Сопоставление названий глав и эпиграфов к ним.
III. Чтение главы 1, комментирование.
IV. Знакомство с «онегинской строфой».
Урок 26 «Жизнь без смысла…» (в. Г. Белинский) (Онегин – «лишний человек»)
I. Вступительное слово учителя.
II. Реализация домашнего задания.
3. Пребывание Онегина в деревне.
4. Трехлетнее путешествие Онегина и возвращение в светское петербургское общество.
Урок 27 «я так люблю Татьяну милую мою…» (а. С. Пушкин) (Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина)
I. Вступительное слово о героине романа а. С. Пушкина «Евгений Онегин» – Татьяне.
II. Основные этапы жизненного пути Татьяны.
6. Татьяна Ларина в финале романа.
I. Вступительное слово учителя.
II. Выступления учащихся с сообщениями или докладами.
2. Столичное и провинциальное дворянство.
I. Беседа по вопросам домашнего задания:
III. Художественное своеобразие произведения Пушкина.
IV. Критические статьи в. Г. Белинского о романе «Евгений Онегин».
Урок 31 «Борис Годунов» а. С. Пушкина – первая подлинно русская трагедия (в. Г. Белинский)
I. Вступительное слово учителя.
II. Выступления учащихся с докладами или сообщениями.
3. Народ и его роль в трагедии.
I. Вступительное слово учителя.
II. Рассказ учащихся о прочитанных пьесах.
III. Чтение пьесы «Моцарт и Сальери».
Урок 33 Значение творчества а. С. Пушкина
I. Вступительное слово учителя.
1. Пушкин и русская литература.
2. Мировая известность и мировое значение Пушкина.
III. Выступления учащихся с выученными стихотворениями современных поэтов о Пушкине.
Уроки 34–35 Контрольное сочинение по творчеству а. С. Пушкина
Уроки 36–37 Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость и слава русской поэзии
I. Вступительное слово учителя.
1. М. Ю. Лермонтов – достойный преемник а. С. Пушкина.
2. Детство и юность поэта. Годы учения в Москве.
3. Переезд в Петербург. Военная служба.
6. Роковая дуэль в Пятигорске у подножия горы Машук.
Урок 38 Основные темы и мотивы в лирике м. Ю. Лермонтова. Тема Родины
I. Вступительное слово учителя.
II. Беседа с учащимися по вопросам:
III. Тема Родины в лирике Лермонтова.
Уроки 39–40 Мотивы свободы и гордого одиночества в лирике м. Ю. Лермонтова. Любовная лирика
V. Прослушивание романсов на стихи Лермонтова.
I. Беседа по вопросам домашнего задания:
II. Подготовка к домашнему сочинению по лирике м. Ю. Лермонтова.
Уроки 43–44 Идейный замысел романа м. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жанр и композиция
I. Вступительное слово учителя.
II. Выяснение первоначальных впечатлений учащихся о романе «Герой нашего времени».
III. Особенности композиции романа.
IV. Отклики на роман м. Ю. Лермонтова «Герой нашего вре- мени».
Урок 45 «Странный человек» Печорин (Анализ содержания глав «Бэла» и «Максим Максимыч»)
I. Опрос по домашнему заданию.
Урок 46 Печорин в «кругу честны́х контрабандистов» («Тамань»)
I. Чтение предисловия к «Журналу Печорина».
Урок 47 «История жизни Печорина, написанная им самим» («Княжна Мэри»)
I. Изображение дворянского общества в повести «Княжна Мэри».
II. Печорин и Грушницкий. Анализ эпизода «Дуэль Печорина с Грушницким».
III. Композиция повести «Фаталист».
I. Беседа с учащимися о герое романа Лермонтова, составление плана к образу Печорина.
III. В. Г. Белинский о романе «Герой нашего времени».
Уроки 50–51 Сочинение по творчеству м. Ю. Лермонтова
I. Вступительное слово о Гоголе – младшем современнике Пушкина и его великом продолжателе.
II. Работа над иллюстрациями и фотографиями из альбома «н. В. Гоголь».
1. Детские и юношеские годы н. В. Гоголя.
2. В Нежинской гимназии высших наук (1821–1828). Служба в Петербурге.
6. Последние годы жизни н. В. Гоголя.
Уроки 54–55 н. В. Гоголь. «Петербургские повести»
I. Вступительное слово учителя.
III. Рассказ о замысле «Шинели».
IV. Беседа по повести «Шинель» (1842).
I. Беседа по вопросам домашнего задания:
III. Поэма «Мертвые души» (1-я глава).
Урок 57 Поэма «Мертвые души». Смысл названия. Сюжет и композиция «Мертвых душ»
I. «Мертвые души». Смысл названия поэмы.
III. Обмен впечатлениями о прочитанных дома главах поэмы.
III. Разговор о сущности сатирического типа.
Урок 60 Чичиков и губернское общество
I. Чичиков как новый «герой» эпохи.
Урок 61 Тема народа и родины в поэме «Мертвые души». Лирические отступления
I. Прослушивание докладов (или сообщений) с последующим обсуждением.
III. Выразительное чтение наизусть выученного отрывка.
IV. Лирические отступления в поэме.
Урок 62 Развитие речи. Подготовка к сочинению по поэме н. В. Гоголя «Мертвые души»
Урок 63 «колумб замоскворечья» (очерк жизни и творчества а. Н. Островского)
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество а. Н. Островского
II. Объяснение нового материала.
1. Этапы творческого пути а. Н. Островского
2. А. Н. Островский в 70–80-е годы
Урок 64 творческая история пьесы «гроЗа». Основной конфликт и расстановка действующих лиц в «грозе»
I. Вступительное слово учителя. Творческая история «Грозы»
II. Рассказ подготовленного ученика о сюжете «Грозы».
III. Объяснение нового материала.
Основной конфликт и система художественных образов
IV. Беседа с учащимися по вопросам:
Урок 65 город калинов и его обитатели
I. Проверка домашнего задания.
II. Чтение по ролям I действия (5–9-е явления).
III. Беседа с учащимися по вопросам:
Уроки 66–67 быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в пьесе островского «гроза»
I. Вступительное слово учителя. Быт и нравы «темного царства»
II. Сообщения учащихся о молодых героях пьесы.
Урок 68 сила и слабость характера катерины. Статья н. Добролюбова «луч света в темном царстве»
I. Беседа с учащимися по вопросам:
II. Обсуждение статьи н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».
III. Обсуждение смысла названия драмы «Гроза».
Урок 69 драма а. Н. Островского «бесприданница»
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество и. А. Гончарова
II. Рассказы учащихся о жизни и творчестве и. А. Гончарова.
III. Краткий пересказ содержания романа «Обыкновенная история».
II. Беседа с учащимися по содержанию романа.
Урок 72 обломов и штольц. Сравнительная характеристика
I. Беседа с учащимися по вопросам:
II. Обсуждение высказываний критиков о героинях Гончарова.
III. Реализация индивидуального задания.
Уроки 74–75 очерк жизни и творчества и. С. Тургенева
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество и. С. Тургенева
II. Проверка домашнего задания.
III. Реализация индивидуальных заданий.
2. Роман «Дворянское гнездо» (1858)
IV. Работа учащихся над стихотворениями в прозе.
Последние годы жизни и. С. Тургенева
I. Беседа с учащимися по вопросам:
II. Реализация индивидуального задания.
III. Анализ содержания романа «Отцы и дети».
Уроки 78–79 е. Базаров в среде кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев
III. Анализ содержания IV главы романа. Приезд Базарова в Марьино.
IV. Содержание и анализ X главы романа.
Урок 80 дружба и любовь в жизни героев (по роману и. С. Тургенева «отцы и дети»)
I. Беседа с учащимися по теме «Взаимоотношения Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова».
II. Диспут или беседа с учащимися на тему «Любовь в жизни героев».
Урок 81 художественная сила последних сцен романа и. С. Тургенева «отцы и дети» (глава 27 и эпилог)
I. Индивидуальные сообщения учащихся по теме «Базаров и родители» или беседа по вопросам:
III. Беседа с учащимися по вопросам:
Урок 82 споры вокруг романа и. С. Тургенева «отцы и дети». Современники об «отцах и детях»
II. Обсуждение высказываний русских критиков о романе «Отцы и дети».
III. Реализация домашнего индивидуального задания.
Урок 83 необычная судьба ф. И. Тютчева – человека и поэта
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество ф. И. Тютчева
Урок 84 основные темы и мотивы творчества ф. И. Тютчева
I. Проверка домашнего задания.
II. Объяснение нового материала.
Основные темы и мотивы лирики Тютчева
Уроки 85–86 «стихи пленительные фета» (а. Жемчужников)
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество а. А. Фета
II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.
1. Начало жизненного пути а. А. Фета
2. Основные этапы творческой биографии а. А. Фета
3. А. А. Фет – поэт «чистого искусства»
Урок 87 основные темы и мотивы творчества а. А. Фета. Художественное своеобразие его поэзии
I. Проверка домашнего задания.
II. Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирических произведений Фета.
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество н. А. Некрасова
6. Стихи и поэмы н. А. Некрасова в 60–70-е годы. Работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо»
7. «Я лиру посвятил народу своему». Последние годы жизни н. А. Некрасова
Уроки 90–91 Лирика н. А. Некрасова
I. Беседа с учащимися по вопросам:
II. Объяснение нового материала.
Основные темы и мотивы лирики н. А. Некрасова
Урок 92 Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция
I. Проверка домашнего задания.
II. Объяснение нового материала.
Творческая история «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция поэмы-эпопеи
III. Прослушивание рефератов или сообщений по темам.
Урок 94 Жизненный подвиг н. Г. Чернышевского
I. Вступительное слово учителя. Писатель-демократ н. Г. Чернышевский
II. Рассказы учащихся о биографии н. Г. Чернышевского.
1. Детство и юность (1828–1846)
2. В Петербургском университете
3. Н. Г. Чернышевский – преподаватель Саратовской гимназии (1851–1853)
4. Диссертация «Эстетическое отношение искусства к действительности»
5. Знакомство н. Г. Чернышевского с н. А. Некрасовым (1853). Работа в «Современнике» (1854–1862)
6. Чернышевский в Петропавловской крепости. Гражданская казнь
IV. Беседа с учащимися по содержанию романа.
Урок 96 «Новые люди» в романе н. Г. Чернышевского. «Особенный человек», его жизненные принципы
I. Беседа с учащимися по вопросам:
II. Сообщение учащихся о главных героях романа.
III. Прослушивание и рецензирование докладов (или сообщений).
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество м. Е. Салтыкова-Щедрина
1. Детство и юность будущего писателя
2. Начало литературной деятельности
3. «Губернские очерки» (1856–1857)
4. М. Е. Салтыков-Щедрин на государственной службе
5. Работа м. Е. Салтыкова-Щедрина в «Современнике» и «Отечественных записках»
7. Сказки «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869)
Урок 99 м. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»
I. Беседа по домашнему заданию.
II. Беседа с учащимися по содержанию романа «История одного города» (1869–1870).
Урок 100 Роман «Господа Головлевы» – «эпизоды из жизни одной семьи» (м. Е. Салтыков-Щедрин)
I. Вступительное слово учителя. Творческая история романа «Господа Головлевы»
II. Беседа с учащимися по содержанию романа.
Уроки 101–102 «Истинный кровопивец» (Образ Иудушки Головлева)
I. Беседа с учащимися по вопросам:
II. Работа над образом Иудушки Головлева.
Уроки 103–104 «Сказки (для детей изрядного возраста)»
I. Вступительное слово учителя. Сказки Салтыкова-Щедрина
II. Определение основных тем сказок.
III. Работа над литературными терминами.
IV. Анализ сказок Салтыкова-Щедрина.
1. «Премудрый пискарь» (1882–1883)
3. «Медведь на воеводстве» (1884)
V. Объяснение нового материала.
Художественное своеобразие сказок
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество ф. М. Достоевского
II. Беседа с учащимися о жизни и личности ф. М. Достоевского.
III. Краткий пересказ содержания романов ф. М. Достоевского.
6. Романы ф. М. Достоевского «Бесы» (1871–1872), «Подросток» (1875)
История создания романа «Преступление и наказание»
Часть I – подготовка и совершение преступления.
Часть II – влияние этого преступления на душу Раскольникова.
II. Беседа с учащимися по теме «Петербург Достоевского».
Уроки 108–109 Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Путь к преступлению
I. Беседа о героях романа «Преступление и наказание».
II. Беседа с учащимися по теме «Преступление Раскольникова».
Урок 110 «Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе
II. Выступления учащихся с докладами или сообщениями.
II. Работа над содержанием романа.
Урок 112 Урок развития речи. Подготовка к сочинению по творчеству ф. М. Достоевского
Уроки 113–114 «Толстой – это целый мир» (м. Горький) (Жизненный и творческий путь л. Н. Толстого)
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество л. Н. Толстого (1828–1910)
II. Рассказы учащихся о жизни л. Н. Толстого, богатой событиями.
1. Детство, отрочество и юность писателя
2. Л. Н. Толстой на Кавказе. Начало литературной деятельности
3. Педагогическая деятельность л. Н. Толстого
5. «Весь мир, вся земля смотрит на него…» (м. Горький)
Урок 115 «Правда» войны в «Севастопольских рассказах» л. Н. Толстого
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа над содержанием «Севастопольских рассказов».
3. «Севастополь в августе 1855 года»
История создания романа-эпопеи «Война и мир»
II. Выступления учащихся с индивидуальными заданиями.
4. Система образов в романе-эпопее
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа над эпизодом «в петербургском салоне а. П. Шерер» (т. I., ч. I, гл. 1–5).
III. Работа над эпизодом «в доме графа Безухова» (т. I, ч. I, гл. 7, гл. 18–21).
III. Работа над эпизодом «в имении Болконских Лысые Горы».
Уроки 119–120 Изображение войны 1805–1807 гг. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения
I. Вступительное слово учителя. Война в романе
I. Вступительное слово учителя.
III. Пересказ сцены «Вступление Пьера Безухова в масонство» (или беседа).
V. Пересказ сцены «Первый бал Наташи Ростовой» (т. II, ч. III, гл. 15–17).
I. Проверка домашнего задания.
II. Чтение и комментирование текста (т. III, ч. I, гл. 1.; т. III, ч. II, гл. 1).
I. Вступительное слово учителя.
II. Работа с учащимися по содержанию т. IV «Войны и мира».
I. Опрос по домашнему заданию.
III. Обсуждение образов Кутузова и Наполеона.
Уроки 126–127 путь исканий главных героев л. Н. Толстого. Андрей болконский и пьер безухов
I. Реализация индивидуальных заданий учащихся.
II. Беседа с учащимися по теме «Путь исканий главных героев л. Н. Толстого».
Урок 128 женские образы в романе «война и мир»
I. Слово учителя о толстовском критерии красоты.
II. Беседа с учащимися по вопросам:
III. Прослушивание сообщений или докладов учащихся.
Урок 129 развитие речи. Подготовка к сочинению по творчеству л. Н. Толстого
Урок 130 тайна личности а. П. Чехова (очерк жизни и творчества писателя)
I. Вступительное слово учителя об общественно-политической жизни России в 80-е годы хiх в.
II. Беседа с учащимися по вопросам:
III. Объяснение нового материала. Очерк жизни и творчества Антона Павловича Чехова (1860-1904)
Урок 131 «его врагом была пошлость» (рассказы «человек в футляре», «крыжовник», «о любви»)
I. Вступительное слово учителя.
II. Работа над содержанием «маленькой трилогии» Чехова.
Урок 132 рассказы а. П. Чехова «ионыч», «палата № 6»
I. Вступительное слово учителя.
III. Работа над содержанием рассказа «Палата № 6» (1892).
Урок 133 «пусть на сцене все будет... Как в жизни» (а. П. Чехов) (чехов – драматург)
I. Вступительное слово учителя.
II. Выступления учащихся о прочитанных самостоятельно пьесах «Чайка», «Дядя Ваня».
III. Объяснение нового материала. Основные черты новаторства чеховской драматургии
IV. Работа над содержанием пьесы «Вишневый сад» (1903).
II. Объяснение нового материала.
2. Принципы группировки действующих лиц
III. Выступления учащихся с сообщениями или докладами. (Реализация домашнего задания.)
Так как стихотворение уже ранее учащимися изучалось, можно вспомнить, как создавалось это произведение, назвать прототипов «владельца роскошных палат».
По воспоминаниям А. Я. Панаевой, Некрасов из окна своей петербургской квартиры увидел пришедших издалека к подъезду богатого дома крестьян, но их… прогнали. За образом владельца богатого дома стоит образ реального человека – графа А. И. Чернышева, более 20 лет служившего николаевскому режиму. Не случайно поэт обронил презрительное – «герой», на счету бывшего военного министра А. И. Чернышева и такое «геройское» дело, как расправа над декабристами.
Исследователи творчества Некрасова установили еще одно обстоятельство. Во время написания стихотворения в «роскошных палатах» жил министр государственных имуществ М. Н. Муравьев, будущий усмиритель польского восстания, которое произойдет через четыре года после написания стихотворения, в 1863 году. Н. Некрасов выступил как бы в роли пророка, заклеймив не только жестокого правителя прошлого, но и вещателя будущего. Но образ «владельца роскошных палат» много шире своих реальных прототипов, это, скорее всего, барин, вельможа, погруженный в роскошь.
Вопрос: Расскажите о мужиках, подошедших к богатому подъезду («…мужики, деревенские русские люди». За ними – вся крестьянская Русь, от лица которой они явились.)
Отрывок «Родная земля». Это размышления, раздумья поэта о судьбах русского народа. («Ты проснешься ль, исполненный сил…».)
6. Стихи и поэмы н. А. Некрасова в 60–70-е годы. Работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо»
(«Коробейники», 1861 г.; «Мороз, Красный нос», 1863 г.; «Железная дорога», 1864 г.; «Рыцарь на час», 1862 г.; «Русские женщины, 1872– 1873 гг.; «Элегия», 1874 г.; «Памяти Добролюбова», 1864 г.).
Стихотворение «Железная дорога».
Чтение стихотворения.
Вопросы:
1) Кто же присваивает себе плоды народного труда?
2) Почему стихотворение «Железная дорога» преследовалось цензурой?
Один из цензоров «Современника» отметил, что стихотворение «является страшной клеветой и возбуждает негодование против высшего правительства».
3) Как в «Железной дороге» сочетается сатира (в изображении угнетателей) с печалью и революционной страстью?
7. «Я лиру посвятил народу своему». Последние годы жизни н. А. Некрасова
«Элегия» (1874).
Чтение стихотворения.
Поэт назвал это стихотворение «самым… задушевным и любимым». Смысл своего творчества поэт видел в служении народу.
Поэт тяжело болен. В дневнике он записал: «Мой дом – постель, мой мир – две комнаты». Но работать продолжал!
Поэма «Кому на Руси жить хорошо», сборник «Последние песни».
Поэтом-гражданином Некрасов оставался до последних дней своей жизни. Еще раз являл он не только силу поэтической энергии, но и могучую силу духа.
Домашнее задание.
Стихотворение выучить наизусть. Письменный анализ. (Восприятие, истолкование, оценка.)
По группам:
1) Стихотворение «В дороге».
2) Стихотворение «Тройка».
3) «Памяти Добролюбова».
4) «Я не люблю иронии твоей…».
Уроки 90–91 Лирика н. А. Некрасова
Цели: показать разносторонность некрасовской лирики, многообразие ее тем, жанров, настроений.
Ход уроков
I. Беседа с учащимися по вопросам:
1. Какие впечатления детства и юности повлияли на мировоззрение и творчество Н. А. Некрасова?
2. Какую роль в жизни поэта сыграла его встреча с В. Г. Белинским?
3. Расскажите о деятельности Некрасова как редактора и журналиста.
4. Что значит, по Некрасову, «быть гражданином»?
На протяжении всего творческого пути у Некрасова было одно желание – донести свое слово до народа, содействовать его пробуждению. Поэт сознательно подчинил свою поэзию не литературным, а общественным задачам: «Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть бойцом». Поэт считал, что каждый честный человек должен быть прежде всего гражданином – это значит отдать всего себя борьбе за народное счастье.
II. Объяснение нового материала.
Слово учителя.
Основные темы и мотивы лирики н. А. Некрасова
Через все творчество Некрасова проходит образ дороги, которая является символом крестного пути России в поисках счастья и смысла жизни.
Нередко в произведениях Некрасова встречается один и тот же мотив – встреча людей различных социальных сословий, которые или пытаются понять друг друга, или же враждебны по отношению друг другу.
Основные темы лирики Некрасова:
1. Тема родины и природы.
(«Тишина», 1857 г.; «Рыцарь на час», 1862 г.; «На Волге», 1860 г.; «Перед дождем», 1846 г.; «Зеленый шум», 1862 г.; «Родина», 1846 г.)
«Родина».
Чтение стихотворения.
Вопрос: Какие воспоминания о детстве поэта отразились в стихотворении?
«Рыцарь на час».
Чтение стихотворения.
Вопросы:
1) Каким настроением проникнуто стихотворение?
2) Каков смысл названия?
3) Какую роль играют в некрасовском стихотворении образ церкви и изображение на ней апостола Павла с мечом?
«Родина», «Рыцарь на час». В стихотворениях отражены тягостные воспоминания поэта о детстве, об отце, матери… Автобиографическая достоверность сочетается с широкими обобщениями. Родина поэта – это Волга, помещичьи угодья, сад, дом. Это и вся Россия. Образ прекрасной, но поруганной родины связан с образом матери.
«Перед дождем», «Зеленый шум».
Чтение стихотворений.
(На примере стихотворений покажите своеобразие некрасовского пейзажа.)
Природа у Некрасова всегда в движении: вот-вот пойдет осенний дождь. Неожиданно поэт переносит читателя из мира природы («Перед дождем») в мир социальных отношений – жандарм везет арестованного по грязной дороге. В стихотворении выражены гнев поэта и сочувствие тому, чей облик угадывается за фигурой жандарма.
В «Зеленом шуме» нарисовать прекрасный весенний пейзаж мог только поэт, безгранично любящий русскую природу.
2. Изображение тяжелой жизни русского народа. (Судьба «маленького человека», судьба женщины-крестьянки.)
(«Поэмы: «Коробейники», 1861 г.; «Мороз, Красный нос», 1861 г. Стихотворения: «В дороге», 1845 г.; «Тройка», 1846 г.; «Еду ли ночью…» и др.)
Реализация домашнего задания: прочитать (наизусть) и проанализировать стихотворения «В дороге», «Тройка». (Если класс слабый, можно предложить после чтения стихотворений беседу по вопросам.)
«В дороге».
Чтение стихотворения.
Вопросы:
1) О какой человеческой драме мы узнаем из стихотворения и что является ее причиной?
2) Что томит Грушу, кроме работы?
3) Почему она плачет – только ли от непосильного труда? На какой портрет глядит она?
4) Виновен ли муж-ямщик, заслуживает ли упрека за то, что не в состоянии понять жену?
«В дороге» – это рассказ о двух поломанных судьбах: рассказчика-ямщика и его жены – несчастной Груши, смолоду по барской прихоти воспитанной в господской семье. Отданная замуж за крестьянина, она как будто «чужая среди своих». «Сам крестьянин предстает как бы в новом качестве, как человек со своей частной судьбой, со своим индивидуальным несчастьем. Общие судьбы народа выражены как частный вариант, личная судьба» [10. С. 153]. В стихотворении возникает образ русской проселочной дороги.
«Тройка».
Чтение стихотворения.
Вопросы:
1) Какое впечатление остается после прочтения стихотворения?
2) Почему Некрасов так горюет из-за судьбы девушки?
3) Какие две жизненные дороги, открывающиеся перед девушкой, рисует поэт?
4) Что несет будущий страшный мир, который мы угадываем в бешеной скачке тройки и хмельном угаре ямщика?
Образ «промчавшейся», «бешеной» тройки, окаймляющей стихотворение, – это символ несбывшейся, неуловимой мечты, ускользающего счастья и надежды. «Знай свое место, холопка!».
3. Тема народного заступничества. Образы вождей революционной демократии в лирике Некрасов.
(«Памяти приятеля», 1853 г.; поэма «В. Г. Белинский», 1855 г.; «Пророк», 1874 г.; «Элегия», 1874 г.; «Памяти Добролюбова», 1864 г. и др.)
Реализация домашнего задания: прочитать наизусть «Памяти Добролюбова», проанализировать стихотворение.
«Памяти Добролюбова».
Чтение стихотворения.
Вопросы:
1) Расскажите о времени написания стихотворения.
Это годы реакции, невероятной жестокости правительства по отношению к недовольным грабительской «крестьянской реформой». Некрасов «теряет» своих друзей-единомышленников. Поэту потребовалось немало мужества, чтобы выстоять в тяжелой борьбе.
2) Каков идеал общественного деятеля, выраженный поэтом в стихотворении?
Это человек, горячо любящий родину, мужественный, сдержанный, готовый отдать свою жизнь за счастье родины и народа. Некрасов скорбит о рано ушедшем друге:
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
4. Тема декабризма. Воспевание подвига декабристок.
Поэма «Дедушка» (1870).
Некрасов обращается к эпохе декабристов. Годы ссылки и каторги не смогли изменить взглядов дедушки-декабриста. Его характер постепенно раскрывается перед внуком Сашей. Юный герой проникается благородством и красотой народолюбивых идеалов дедушки.
Поэма «Русские женщины» (1872–1873).
Состоит их 2 частей: «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская». Некрасов прослеживает жизнь героинь, рассказывает об их характерах. Поэт открывает в лучших женщинах дворянского круга те же качества национального характера, какие он нашел в женщинах-крестьянках. В финале происходит встреча Волконской и Трубецкой и свидание с ссыльными. Поэт потрясен мужеством и стойкостью русских женщин-декабристок.
5. Тема любви.
«Я не люблю иронии твоей…», 1859 г.; «Мы с тобой бестолковые люда…», 1851 г.; «Да, наша жизнь текла мятежно», 1850 г. и др.
Чтение стихотворений.
Вопрос: Что нового внес Некрасов в русскую любовную лирику?
Стихи, посвященные А. Я. Панаевой, воспевают большое чувство. Любимая женщина – друг и помощница в борьбе и трудах. Но в то же время поэт не скрывает «прозу» жизни. Рядом с любящим героем появляется образ независимой героини, иногда своенравной и неуступчивой.
Стихи Некрасова нередко рассказывают о драматических страницах любви.
6. Тема поэта и поэзии.
(«Поэт и гражданин», 1856 г.; «Друзья», 1876 г.; Элегия, 1874 г.; «Сеятелям», 1876 г.)
Вопрос: Как смотрит Некрасов на роль поэта и поэзии в обществе?
Главная задача поэзии – служение родине и народу. Н. Некрасов в письме к Л. Толстому: «В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя, и по возможности заступника за безгласных и приниженных».
Домашнее задание.
1. Прочитать одну из поэм Некрасова (по выбору).
2. Сообщение.