ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 3737
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Лекция учителя (краткое содержание).
1. Политическая и общественная обстановка в конце XVIII–начале XIX века
II. Проверка составленных учащимися планов (по лекции учителя).
I. Проверка домашнего задания.
II. Лекция учителя (краткое содержание).
1. Особенности русского классицизма
2. Своеобразие русского сентиментализма
Уроки 4–5 Гавриил Романович Державин. Краткая характеристика творчества поэта
II. Вступительное слово учителя о г. Р. Державине.
III. Выразительное чтение оды «Фелица».
VI. Знакомство со стихотворением «Памятник» (1796).
Уроки 6–7 в. А. Жуковский. Краткая характеристика творчества поэта
I. Вступительное слово учителя о в. А. Жуковском.
II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.
1. Формирование личности в. А. Жуковского
2. Творчество в. А. Жуковского
3. В. А. Жуковский – поэт-патриот и в. А. Жуковский – человек
4. В. А. Жуковский – «гений переводов» (а. С. Пушкин)
Уроки 6–7 в. А. Жуковский. Краткая характеристика творчества поэта
I. Вступительное слово учителя о в. А. Жуковском.
II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.
1. Формирование личности в. А. Жуковского
2. Творчество в. А. Жуковского
3. В. А. Жуковский – поэт-патриот и в. А. Жуковский – человек
4. В. А. Жуковский – «гений переводов» (а. С. Пушкин)
Урок 8 Произведения в. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» (1812), «Эолова арфа» (1814)
I. Вступительное слово учителя.
II. Выразительное чтение стихотворения «Певец во стане русских воинов» (1812).
IV. Выразительное чтение баллады «Эолова арфа» (1814).
Уроки 9–10 Творческая работа. Анализ стихотворения в. А. Жуковского «Море» («Вечер»)
Примерный план разбора лирического произведения
Устный зачет (письменный опрос) по творчеству г. Р. Державина и в. А. Жуковского
I. Примерные вопросы к зачету:
II. Заключительное слово учителя.
I. Вступительное слово учителя.
II. Основные этапы жизненного и творческого пути.
1. Учеба а. С. Пушкина в привилегированном учебном заведении – Царскосельском лицее (1811–1817)
2. А. С. Пушкин в Петербурге (1817–1820)
Урок 13 «Все волновало нежный ум» (а. С. Пушкин) (Основные темы и мотивы лирики а. С. Пушкина)
I. Беседа по вопросам домашнего задания:
II. Основные темы и мотивы лирики а. С. Пушкина.
II. Чтение отрывков из оды «Вольность» (1817).
III. Стихотворение «к Чаадаеву» (1818). Чтение наизусть.
IV. Стихотворение «Деревня» (1819). Выразительное чтение.
V. Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» («в Сибирь», 1827). Чтение стихотворения.
Урок 16 «я гимны прежние пою» (а. С. Пушкин)
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа над стихотворением «Арион» (1827). Чтение наизусть.
III. Работа над стихотворением «Анчар» (1828). Чтение наизусть.
Урок 17 «и с каждой осенью я расцветаю вновь…» (а. С. Пушкин) (а. С. Пушкин – певец русской природы)
I. Вступительное слово учителя.
II. Выразительное чтение отрывков из поэм, стихотворений.
III. Стихотворение «к морю» (1824 г.).
V. Выразительное чтение стихотворений.
Уроки 18–19 «Печаль моя полна тобою…» (а. С. Пушкин) (Стихи а. С. Пушкина о дружбе и любви)
I. Проверка домашнего задания.
II. Вступительное слово учителя о роли дружбы в жизни поэта.
III. Реализация индивидуальных домашних заданий. Выступления учащихся.
IV. Любовная лирика а. С. Пушкина.
II. Вступительное слово учителя.
III. Выразительное чтение и анализ стихотворений.
Урок 22 Образ а. С. Пушкина в литературе, живописи и поэзии (внеклассное чтение)
I. Вступительное слово учителя.
II. «Мой Пушкин». Выступления учащихся по прочитанным книгам.
III. Выразительное чтение учителем и учащимися стихотворений о Пушкине.
V. «Что ты знаешь о жизни и творчестве а. С. Пушкина».
I. Рассказ учителя о творческой истории романа.
II. Анализ эпиграфов к каждой главе романа. Сопоставление названий глав и эпиграфов к ним.
III. Чтение главы 1, комментирование.
IV. Знакомство с «онегинской строфой».
Урок 26 «Жизнь без смысла…» (в. Г. Белинский) (Онегин – «лишний человек»)
I. Вступительное слово учителя.
II. Реализация домашнего задания.
3. Пребывание Онегина в деревне.
4. Трехлетнее путешествие Онегина и возвращение в светское петербургское общество.
Урок 27 «я так люблю Татьяну милую мою…» (а. С. Пушкин) (Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина)
I. Вступительное слово о героине романа а. С. Пушкина «Евгений Онегин» – Татьяне.
II. Основные этапы жизненного пути Татьяны.
6. Татьяна Ларина в финале романа.
I. Вступительное слово учителя.
II. Выступления учащихся с сообщениями или докладами.
2. Столичное и провинциальное дворянство.
I. Беседа по вопросам домашнего задания:
III. Художественное своеобразие произведения Пушкина.
IV. Критические статьи в. Г. Белинского о романе «Евгений Онегин».
Урок 31 «Борис Годунов» а. С. Пушкина – первая подлинно русская трагедия (в. Г. Белинский)
I. Вступительное слово учителя.
II. Выступления учащихся с докладами или сообщениями.
3. Народ и его роль в трагедии.
I. Вступительное слово учителя.
II. Рассказ учащихся о прочитанных пьесах.
III. Чтение пьесы «Моцарт и Сальери».
Урок 33 Значение творчества а. С. Пушкина
I. Вступительное слово учителя.
1. Пушкин и русская литература.
2. Мировая известность и мировое значение Пушкина.
III. Выступления учащихся с выученными стихотворениями современных поэтов о Пушкине.
Уроки 34–35 Контрольное сочинение по творчеству а. С. Пушкина
Уроки 36–37 Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость и слава русской поэзии
I. Вступительное слово учителя.
1. М. Ю. Лермонтов – достойный преемник а. С. Пушкина.
2. Детство и юность поэта. Годы учения в Москве.
3. Переезд в Петербург. Военная служба.
6. Роковая дуэль в Пятигорске у подножия горы Машук.
Урок 38 Основные темы и мотивы в лирике м. Ю. Лермонтова. Тема Родины
I. Вступительное слово учителя.
II. Беседа с учащимися по вопросам:
III. Тема Родины в лирике Лермонтова.
Уроки 39–40 Мотивы свободы и гордого одиночества в лирике м. Ю. Лермонтова. Любовная лирика
V. Прослушивание романсов на стихи Лермонтова.
I. Беседа по вопросам домашнего задания:
II. Подготовка к домашнему сочинению по лирике м. Ю. Лермонтова.
Уроки 43–44 Идейный замысел романа м. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жанр и композиция
I. Вступительное слово учителя.
II. Выяснение первоначальных впечатлений учащихся о романе «Герой нашего времени».
III. Особенности композиции романа.
IV. Отклики на роман м. Ю. Лермонтова «Герой нашего вре- мени».
Урок 45 «Странный человек» Печорин (Анализ содержания глав «Бэла» и «Максим Максимыч»)
I. Опрос по домашнему заданию.
Урок 46 Печорин в «кругу честны́х контрабандистов» («Тамань»)
I. Чтение предисловия к «Журналу Печорина».
Урок 47 «История жизни Печорина, написанная им самим» («Княжна Мэри»)
I. Изображение дворянского общества в повести «Княжна Мэри».
II. Печорин и Грушницкий. Анализ эпизода «Дуэль Печорина с Грушницким».
III. Композиция повести «Фаталист».
I. Беседа с учащимися о герое романа Лермонтова, составление плана к образу Печорина.
III. В. Г. Белинский о романе «Герой нашего времени».
Уроки 50–51 Сочинение по творчеству м. Ю. Лермонтова
I. Вступительное слово о Гоголе – младшем современнике Пушкина и его великом продолжателе.
II. Работа над иллюстрациями и фотографиями из альбома «н. В. Гоголь».
1. Детские и юношеские годы н. В. Гоголя.
2. В Нежинской гимназии высших наук (1821–1828). Служба в Петербурге.
6. Последние годы жизни н. В. Гоголя.
Уроки 54–55 н. В. Гоголь. «Петербургские повести»
I. Вступительное слово учителя.
III. Рассказ о замысле «Шинели».
IV. Беседа по повести «Шинель» (1842).
I. Беседа по вопросам домашнего задания:
III. Поэма «Мертвые души» (1-я глава).
Урок 57 Поэма «Мертвые души». Смысл названия. Сюжет и композиция «Мертвых душ»
I. «Мертвые души». Смысл названия поэмы.
III. Обмен впечатлениями о прочитанных дома главах поэмы.
III. Разговор о сущности сатирического типа.
Урок 60 Чичиков и губернское общество
I. Чичиков как новый «герой» эпохи.
Урок 61 Тема народа и родины в поэме «Мертвые души». Лирические отступления
I. Прослушивание докладов (или сообщений) с последующим обсуждением.
III. Выразительное чтение наизусть выученного отрывка.
IV. Лирические отступления в поэме.
Урок 62 Развитие речи. Подготовка к сочинению по поэме н. В. Гоголя «Мертвые души»
Урок 63 «колумб замоскворечья» (очерк жизни и творчества а. Н. Островского)
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество а. Н. Островского
II. Объяснение нового материала.
1. Этапы творческого пути а. Н. Островского
2. А. Н. Островский в 70–80-е годы
Урок 64 творческая история пьесы «гроЗа». Основной конфликт и расстановка действующих лиц в «грозе»
I. Вступительное слово учителя. Творческая история «Грозы»
II. Рассказ подготовленного ученика о сюжете «Грозы».
III. Объяснение нового материала.
Основной конфликт и система художественных образов
IV. Беседа с учащимися по вопросам:
Урок 65 город калинов и его обитатели
I. Проверка домашнего задания.
II. Чтение по ролям I действия (5–9-е явления).
III. Беседа с учащимися по вопросам:
Уроки 66–67 быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в пьесе островского «гроза»
I. Вступительное слово учителя. Быт и нравы «темного царства»
II. Сообщения учащихся о молодых героях пьесы.
Урок 68 сила и слабость характера катерины. Статья н. Добролюбова «луч света в темном царстве»
I. Беседа с учащимися по вопросам:
II. Обсуждение статьи н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».
III. Обсуждение смысла названия драмы «Гроза».
Урок 69 драма а. Н. Островского «бесприданница»
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество и. А. Гончарова
II. Рассказы учащихся о жизни и творчестве и. А. Гончарова.
III. Краткий пересказ содержания романа «Обыкновенная история».
II. Беседа с учащимися по содержанию романа.
Урок 72 обломов и штольц. Сравнительная характеристика
I. Беседа с учащимися по вопросам:
II. Обсуждение высказываний критиков о героинях Гончарова.
III. Реализация индивидуального задания.
Уроки 74–75 очерк жизни и творчества и. С. Тургенева
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество и. С. Тургенева
II. Проверка домашнего задания.
III. Реализация индивидуальных заданий.
2. Роман «Дворянское гнездо» (1858)
IV. Работа учащихся над стихотворениями в прозе.
Последние годы жизни и. С. Тургенева
I. Беседа с учащимися по вопросам:
II. Реализация индивидуального задания.
III. Анализ содержания романа «Отцы и дети».
Уроки 78–79 е. Базаров в среде кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев
III. Анализ содержания IV главы романа. Приезд Базарова в Марьино.
IV. Содержание и анализ X главы романа.
Урок 80 дружба и любовь в жизни героев (по роману и. С. Тургенева «отцы и дети»)
I. Беседа с учащимися по теме «Взаимоотношения Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова».
II. Диспут или беседа с учащимися на тему «Любовь в жизни героев».
Урок 81 художественная сила последних сцен романа и. С. Тургенева «отцы и дети» (глава 27 и эпилог)
I. Индивидуальные сообщения учащихся по теме «Базаров и родители» или беседа по вопросам:
III. Беседа с учащимися по вопросам:
Урок 82 споры вокруг романа и. С. Тургенева «отцы и дети». Современники об «отцах и детях»
II. Обсуждение высказываний русских критиков о романе «Отцы и дети».
III. Реализация домашнего индивидуального задания.
Урок 83 необычная судьба ф. И. Тютчева – человека и поэта
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество ф. И. Тютчева
Урок 84 основные темы и мотивы творчества ф. И. Тютчева
I. Проверка домашнего задания.
II. Объяснение нового материала.
Основные темы и мотивы лирики Тютчева
Уроки 85–86 «стихи пленительные фета» (а. Жемчужников)
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество а. А. Фета
II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.
1. Начало жизненного пути а. А. Фета
2. Основные этапы творческой биографии а. А. Фета
3. А. А. Фет – поэт «чистого искусства»
Урок 87 основные темы и мотивы творчества а. А. Фета. Художественное своеобразие его поэзии
I. Проверка домашнего задания.
II. Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирических произведений Фета.
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество н. А. Некрасова
6. Стихи и поэмы н. А. Некрасова в 60–70-е годы. Работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо»
7. «Я лиру посвятил народу своему». Последние годы жизни н. А. Некрасова
Уроки 90–91 Лирика н. А. Некрасова
I. Беседа с учащимися по вопросам:
II. Объяснение нового материала.
Основные темы и мотивы лирики н. А. Некрасова
Урок 92 Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция
I. Проверка домашнего задания.
II. Объяснение нового материала.
Творческая история «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция поэмы-эпопеи
III. Прослушивание рефератов или сообщений по темам.
Урок 94 Жизненный подвиг н. Г. Чернышевского
I. Вступительное слово учителя. Писатель-демократ н. Г. Чернышевский
II. Рассказы учащихся о биографии н. Г. Чернышевского.
1. Детство и юность (1828–1846)
2. В Петербургском университете
3. Н. Г. Чернышевский – преподаватель Саратовской гимназии (1851–1853)
4. Диссертация «Эстетическое отношение искусства к действительности»
5. Знакомство н. Г. Чернышевского с н. А. Некрасовым (1853). Работа в «Современнике» (1854–1862)
6. Чернышевский в Петропавловской крепости. Гражданская казнь
IV. Беседа с учащимися по содержанию романа.
Урок 96 «Новые люди» в романе н. Г. Чернышевского. «Особенный человек», его жизненные принципы
I. Беседа с учащимися по вопросам:
II. Сообщение учащихся о главных героях романа.
III. Прослушивание и рецензирование докладов (или сообщений).
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество м. Е. Салтыкова-Щедрина
1. Детство и юность будущего писателя
2. Начало литературной деятельности
3. «Губернские очерки» (1856–1857)
4. М. Е. Салтыков-Щедрин на государственной службе
5. Работа м. Е. Салтыкова-Щедрина в «Современнике» и «Отечественных записках»
7. Сказки «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869)
Урок 99 м. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»
I. Беседа по домашнему заданию.
II. Беседа с учащимися по содержанию романа «История одного города» (1869–1870).
Урок 100 Роман «Господа Головлевы» – «эпизоды из жизни одной семьи» (м. Е. Салтыков-Щедрин)
I. Вступительное слово учителя. Творческая история романа «Господа Головлевы»
II. Беседа с учащимися по содержанию романа.
Уроки 101–102 «Истинный кровопивец» (Образ Иудушки Головлева)
I. Беседа с учащимися по вопросам:
II. Работа над образом Иудушки Головлева.
Уроки 103–104 «Сказки (для детей изрядного возраста)»
I. Вступительное слово учителя. Сказки Салтыкова-Щедрина
II. Определение основных тем сказок.
III. Работа над литературными терминами.
IV. Анализ сказок Салтыкова-Щедрина.
1. «Премудрый пискарь» (1882–1883)
3. «Медведь на воеводстве» (1884)
V. Объяснение нового материала.
Художественное своеобразие сказок
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество ф. М. Достоевского
II. Беседа с учащимися о жизни и личности ф. М. Достоевского.
III. Краткий пересказ содержания романов ф. М. Достоевского.
6. Романы ф. М. Достоевского «Бесы» (1871–1872), «Подросток» (1875)
История создания романа «Преступление и наказание»
Часть I – подготовка и совершение преступления.
Часть II – влияние этого преступления на душу Раскольникова.
II. Беседа с учащимися по теме «Петербург Достоевского».
Уроки 108–109 Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Путь к преступлению
I. Беседа о героях романа «Преступление и наказание».
II. Беседа с учащимися по теме «Преступление Раскольникова».
Урок 110 «Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе
II. Выступления учащихся с докладами или сообщениями.
II. Работа над содержанием романа.
Урок 112 Урок развития речи. Подготовка к сочинению по творчеству ф. М. Достоевского
Уроки 113–114 «Толстой – это целый мир» (м. Горький) (Жизненный и творческий путь л. Н. Толстого)
I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество л. Н. Толстого (1828–1910)
II. Рассказы учащихся о жизни л. Н. Толстого, богатой событиями.
1. Детство, отрочество и юность писателя
2. Л. Н. Толстой на Кавказе. Начало литературной деятельности
3. Педагогическая деятельность л. Н. Толстого
5. «Весь мир, вся земля смотрит на него…» (м. Горький)
Урок 115 «Правда» войны в «Севастопольских рассказах» л. Н. Толстого
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа над содержанием «Севастопольских рассказов».
3. «Севастополь в августе 1855 года»
История создания романа-эпопеи «Война и мир»
II. Выступления учащихся с индивидуальными заданиями.
4. Система образов в романе-эпопее
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа над эпизодом «в петербургском салоне а. П. Шерер» (т. I., ч. I, гл. 1–5).
III. Работа над эпизодом «в доме графа Безухова» (т. I, ч. I, гл. 7, гл. 18–21).
III. Работа над эпизодом «в имении Болконских Лысые Горы».
Уроки 119–120 Изображение войны 1805–1807 гг. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения
I. Вступительное слово учителя. Война в романе
I. Вступительное слово учителя.
III. Пересказ сцены «Вступление Пьера Безухова в масонство» (или беседа).
V. Пересказ сцены «Первый бал Наташи Ростовой» (т. II, ч. III, гл. 15–17).
I. Проверка домашнего задания.
II. Чтение и комментирование текста (т. III, ч. I, гл. 1.; т. III, ч. II, гл. 1).
I. Вступительное слово учителя.
II. Работа с учащимися по содержанию т. IV «Войны и мира».
I. Опрос по домашнему заданию.
III. Обсуждение образов Кутузова и Наполеона.
Уроки 126–127 путь исканий главных героев л. Н. Толстого. Андрей болконский и пьер безухов
I. Реализация индивидуальных заданий учащихся.
II. Беседа с учащимися по теме «Путь исканий главных героев л. Н. Толстого».
Урок 128 женские образы в романе «война и мир»
I. Слово учителя о толстовском критерии красоты.
II. Беседа с учащимися по вопросам:
III. Прослушивание сообщений или докладов учащихся.
Урок 129 развитие речи. Подготовка к сочинению по творчеству л. Н. Толстого
Урок 130 тайна личности а. П. Чехова (очерк жизни и творчества писателя)
I. Вступительное слово учителя об общественно-политической жизни России в 80-е годы хiх в.
II. Беседа с учащимися по вопросам:
III. Объяснение нового материала. Очерк жизни и творчества Антона Павловича Чехова (1860-1904)
Урок 131 «его врагом была пошлость» (рассказы «человек в футляре», «крыжовник», «о любви»)
I. Вступительное слово учителя.
II. Работа над содержанием «маленькой трилогии» Чехова.
Урок 132 рассказы а. П. Чехова «ионыч», «палата № 6»
I. Вступительное слово учителя.
III. Работа над содержанием рассказа «Палата № 6» (1892).
Урок 133 «пусть на сцене все будет... Как в жизни» (а. П. Чехов) (чехов – драматург)
I. Вступительное слово учителя.
II. Выступления учащихся о прочитанных самостоятельно пьесах «Чайка», «Дядя Ваня».
III. Объяснение нового материала. Основные черты новаторства чеховской драматургии
IV. Работа над содержанием пьесы «Вишневый сад» (1903).
II. Объяснение нового материала.
2. Принципы группировки действующих лиц
III. Выступления учащихся с сообщениями или докладами. (Реализация домашнего задания.)
2. Мировая известность и мировое значение Пушкина.
Имя поэта рано сделалось известным европейскому читателю. Переводы его стихотворений появились в 1823 году и были высоко оценены критикой и читателями. Но мировое признание к Пушкину пришло позднее.
Пушкин – родоначальник одного из самых выдающихся явлений искусства слова – русского реализма.
Подлинный реализм, идейное богатство, народность, человечность и современная художественная форма – это тот вклад, который внес поэт в сокровищницу мировой литературы.
III. Выступления учащихся с выученными стихотворениями современных поэтов о Пушкине.
Домашнее задание.
Подготовиться к написанию контрольного сочинения по творчеству А. С. Пушкина.
Уроки 34–35 Контрольное сочинение по творчеству а. С. Пушкина
Примерные темы:
1. Стихотворение А. С. Пушкина «Вновь я посетил…». (Восприятие, истолкование, оценка.)
2. Стихотворение А. С. Пушкина «Мадонна». (Восприятие, истолкование, оценка.)
3. А. С. Пушкин – певец русской природы.
4. «…В мой жестокий век восславил я свободу…» (Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина.)
5. Роман Пушкина «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни».
6. «Онегин, добрый мой приятель…» (Отношение А. С. Пушкина к своему герою.)
7. Татьяна и Онегин. Поединок долга и чувства.
8. Финальное объяснение Онегина и Татьяны. (Анализ эпизода из главы 8 романа Пушкина «Евгений Онегин».)
9. Именины Татьяны Лариной. (Анализ эпизода из главы 5 романа Пушкина «Евгений Онегин».)
10. Проблема воспитания в романе Пушкина «Евгений Онегин».
11. Онегин и Ленский. Сравнительная характеристика.
12. Татьяна и Ольга Ларины.
13. Чем привлекает меня образ Татьяны.
14. Мой Пушкин.
Домашнее задание.
Подготовить сообщения (по группам):
1. Лермонтов и его стихотворение «Смерть Поэта». (История написания, выразительное чтение, анализ.)
2. Детство и юность поэта. Стихи «Нищий», «Жалобы турка», «Желание», «Совет» и другие.
3. Переезд Лермонтова в Петербург. Стихи «Парус», «Нет, я не Байрон».
4. Рассказ о пребывании Лермонтова на Кавказе. Поэма «Мцыри», фрагменты.
5. Дуэль с Барантом и Мартыновым.
Уроки 36–37 Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость и слава русской поэзии
Цели: охарактеризовать эпоху 30-х годов XIX века; пробудить интерес учащихся к личности и творчеству М. Ю. Лермонтова; повторить ранее изученные произведения поэта.
Наглядные пособия: портреты М. Ю. Лермонтова разных художников; выставка книг – произведений поэта.
Ход уроков
Эпиграф к уроку:
Глубокий и могучий ум! Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого.
В. Г. Белинский о Лермонтове
I. Вступительное слово учителя.
М. Ю Лермонтов (1814–1841гг.) – великий поэт, прозаик, драматург, талантливый живописец и скульптор, спортсмен, шахматист, способный музыкант. Его творчество – высшая точка развития русской поэзии после-пушкинского периода.
С именем М. Ю. Лермонтова связывается понятие «30-е годы XIX века». Это время двадцатипятилетнего правления одного из самых жестоких русских самодержцев – Николая I. Зловещая расправа над декабристами, деспотизм и произвол, нетерпимость ко всякому проявлению независимости, по словам А. И. Герцена, «глубокое отчаяние и всеобщее уныние» царили в России. Но в то же время нарастал народный гнев, проявлялось стихийное недовольство крестьян.
На развитие русской общественной мысли значительное влияние оказало национально-освободительное движение в Европе. «Да, очевидно, что Лермонтов – поэт совсем другой эпохи и его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества» (В. Г. Белинский).
Творчество М. Ю. Лермонтова отразило новый этап эволюции общественного сознания.
Литературная жизнь Лермонтова – от ученических опытов до «Героя нашего времени» – продолжалась неполных 13 лет (1828–1840 гг.), за которые им было написано более 400 стихотворений, 6 драм, около 30 поэм и 3 романа. В. Г. Белинский дал такую оценку Лермонтову: «Он всевластный обладатель царства явлений жизни, он воспроизводит их, как истинный художник; он поэт русский в душе – в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни; он глубоко знаком и с внутренним миром души…»
II. Сообщения учащихся.
1. М. Ю. Лермонтов – достойный преемник а. С. Пушкина.
Начало поэтической славы. Чтение стихотворения «Смерть Поэта» (1837 г.). Отзыв Лермонтова на трагическую гибель Пушкина («Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова», – писал Герцен).
Как Лермонтов выразил свое восхищение гением Пушкина и свою скорбь о нем? Каково отношение Лермонтова к светскому обществу? Какую роль в сознании русского общества и в жизни самого поэта сыграло это стихотворение?
Стихи потрясли Россию. Лермонтов разоблачил заговор вокруг Пушкина, он указал на вдохновителей подлого убийства – это реакционные верхи дворянства, «против мнений» которых «восстал» Поэт. Лермонтов предрекал, что их ждет суд истории.
2. Детство и юность поэта. Годы учения в Москве.
Детство прошло в Тарханах Пензенской губернии. Родители: армейский капитан Ю. П. Лермонтов и М. М. Лермонтова, урожденная Арсеньева, принадлежащая к богатому и влиятельному роду Столыпиных. После ранней смерти матери М. Ю. Лермонтова воспитывала бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. «Старушка Арсеньева боготворила внука своего Лермонтова… «Она жила им одним», – рассказывали очевидцы. Отцу было запрещено вмешиваться в воспитание сына.
Учеба в Благородном пансионе при Московском университете, а затем в Московском университете (1830–1832 гг). «Москва не безмолвная громада камней холодных… Нет! У нее есть своя душа, своя жизнь» (М. Ю. Лермонтов).
Чтение стихотворений «Нищий» (1830 г.), «Ангел» (1831 г.), «Желание» (1831 г.), «Ужасная судьба отца и сына» (1831 г.), «Жалобы турка» (1829 г.), «Совет» (1830 г.), «Гроза» (1830 г.). Лермонтов не публиковал свои ранние стихи (кроме «Весны» и «Паруса»). Поэт воспринимал их как ученические опыты, предназначенные лишь для себя.
3. Переезд в Петербург. Военная служба.
Из письма М. Ю. Лермонтова П. М. Верещагиной: «Поступаю в школу гвардейских подпрапорщиков. Если бы вы могли догадаться, сколько огорчений мне это причиняет…» Годы учебы в школе поэт назвал «страшными годами».
Чтение стихотворений «Парус» (1832 г.), «Нет, я не Байрон» (1832 г.)
4. На Кавказе.
Ссылка на Кавказ дала возможность увидеть новых людей, обогатила впечатлениями. Для Лермонтова Кавказ – символ красоты и свободы.
Поэма «Мцыри» (1837 г.). Главная тема поэмы – изображение смелой и сильной личности, юноши, рвущегося на свободу, на родину.
Выразительное чтение глав из «Мцыри».
5. Дуэль с Барантом.
Лермонтов был переведен в Тенгинский пехотный полк, который тогда воевал с горцами. Сражение при реке Валерик. Лермонтов держался мужественно и бесстрашно, но в наградах ему было отказано. Из книги М. Сизовой «Из пламя и света»*: «Лермонтову начинало казаться, что он всегда так жил: в боях, в переходах, с постоянным чувством опасности и подстерегающей на каждом шагу смерти…»
Чтение стихотворений «Валерик» (1840 г.), «И скучно и грустно» (1840 г.)
6. Роковая дуэль в Пятигорске у подножия горы Машук.
Поводом для дуэли послужила небольшая ссора Лермонтова с бывшим товарищем по юнкерской школе Мартыновым. Лермонтов не собирался стрелять в Мартынова, о чем и сказал своему секунданту. Но поединок состоялся. «Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед… В правом боку дымилась рана, пуля пробила сердце и легкое… Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу» (Из воспоминаний секунданта Лермонтова князя Васильчикова).
Лермонтов был похоронен в Пятигорске 17 июля 1841 г., в апреле 1842 г. его прах был перевезен в поместье Тарханы.
Домашнее задание (по группам).
1. «Смерть Поэта» (наизусть). Какую роль в сознании русского общества и в жизни Лермонтова сыграло это стихотворение?
2. Выразительное чтение стихотворения «1-е января». Сопоставительный анализ стихотворений «Смерть Поэта» и «1-е января» (тема, идея, основной конфликт, стихотворный размер, особенности рифмы, средства и приемы художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, антитезы и т. д.).
3. Стихотворение «Родина» (наизусть). Устный анализ стиха.
Урок 38 Основные темы и мотивы в лирике м. Ю. Лермонтова. Тема Родины
Цели: познакомить учащихся с основными темами и мотивами в лирике М. Ю. Лермонтова; показать, в чем разница между темой и мотивом лирического произведения; проанализировать стихи поэта, главная тема которых – любовь к родине («Бородино», «Родина», «Два великана» и другие); помочь учащимся понять «странную» любовь Лермонтова к родине.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
«Поэзия Лермонтова – поэзия глубокой мысли, гражданского долга и жажды жизни. Его стихи согреты чувством великой любви к народу». (Н. И. Громов).
Ю. В. Лебедев, М. Б. Кузнецова [8] выделяют основные темы и мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова.
Основные мотивы в лирике Лермонтова:
1. Свобода в самых разных ее проявлениях, мятежные страсти.
2. Борьба и протест. Символ борьбы – парус.
3. Неволя и узничество.
4. Бездействие «потерянного» поколения.
5. Одиночество, странничество, изгнанничество.
6. Земля и небо.
7. Скрытое лицо (маска).
Основные темы в лирике Лермонтова:
1. Тема Родины.
2. Тема поэта и поэзии.
3. Тема природы.
4. Тема любви.
5. Тема Наполеона.
Главная тема – человеческая личность в процессе ее развития.
II. Беседа с учащимися по вопросам:
1. В чем вы видите разницу между темой и мотивом лирического произведения?
2. Какую роль в сознании русского общества и в жизни Лермонтова сыграло стихотворение «Смерть Поэта»?
3. Стихотворения «Смерть Поэта» и «Как часто пестрою толпою окружен…» Почему возможно их сопоставление? (Выразительное чтение.)
В чем различие образов высшего света в данных стихотворениях? (В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…» светское общество осуждается прежде всего с нравственных и эстетических позиций. В стихотворении «Смерть Поэта» – с политических: придворное общество во главе с царем преступно, так как подвергает поэтов преследованиям, убивает тех, кто восстает «против мнений света».)
III. Тема Родины в лирике Лермонтова.
Поэт много размышлял о судьбе России, о ее истории и современности. В прошлом своей Родины Лермонтов находил ответы на многие вопросы современности. Он любил Родину высокой любовью, он хотел счастья своей стране и народу. Он ненавидел тех, кто держал родную страну в «цепях рабства». «Жалоба турка», «Два великана», «Поле Бородина», «Бородино» – блестящие стихи.