Файл: Поурочные планы по литературе 9 класс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.05.2024

Просмотров: 1672

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1 вводный

Ход урока

I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.

III. Обзор курса литературы 9 класса.

IV. Заключительное слово учителя.

Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы

Ход урока

I. Повторение изученного в 5–8 классах.

II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».

III. Итог урока.

II. Изучение нового материала.

III. Итог уроков.

III. Итог урока.

Жанры классицизма

II. Итог урока.

Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения

Жанрово-стилевая реформа

III. Итог урока.

II. Реализация домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

Урок 10

II. Итог урока.

Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Обобщение по уроку.

Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»

Ход урока

I. Изучение нового материала.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 15

III. Письменная проверочная работа.

IV. Итог урока.

II. Защита литературных газет.

III. Лекция «Романтизм как литературное направление».

Уроки 18–19

Ход урока

I. Экспресс-опрос.

III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».

IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».

VI. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Изучение нового материала.

III. Итог урока.

Урок 22

III. Итог урока.

III. Итог урока.

III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.

Урок 25 «…Картина нравов, и галерея живых типов… и комедия» (по статье и. А. Гончарова «Мильон терзаний»)

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Контрольная работа (тест).

Урок 26

Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба

Ход урока

I. Изучение нового материала.

II. Итог урока.

Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».

III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».

IV. Заключительное слово учителя.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Практическая часть.

III. Письменная работа.

III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».

II. Итог урока.

II. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина

Ответы к тесту

Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов

Ход урока

I. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».

II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».

III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».

IV. Итог урока.

Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Реализация домашнего задания.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 47

Ответы к тесту

III. Итог урока.

Урок 48

III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?

II. Сочинение-миниатюра: «Почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова и заканчивает Плюшкиным?»

II. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»

Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»

Ход урока

I. Изучение нового материала.

Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Написание сочинения-миниатюры «Почему главным действующим лицом пьесы Островский сделал Любима Торцова?»

Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»

Ход урока

I. Работа по теме урока.

Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).

II. Работа по теме урока.

III. Итог уроков.

II. Итог урока.

III. Итог урока.

III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».

II. Итог уроков.

Урок 64

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

III. Итог уроков.

II. Итог уроков.

Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину

Ход мероприятия

Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог уроков.

II. Реализация домашнего задания.

III. Продолжение работы над новым материалом.

IV. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог урока.

Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

Уроки 88–89 знакомство с творчеством а. Т. Твардовского

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог уроков.

Уроки 90–91

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

Уроки 92–93

III. Итог урока.

«Когда же возвратился домой, нашел у себя его записку, в которой он опять просил моего заступления, потому что ему грозит опасность. Долго ожидая меня, написал он, на том же листке, чудные стихи «Ветка Палестины», которые по внезапному вдохновению исторглись в моей образной при виде палестинских пальм, привезенных мною с Востока…» – писал А. Н. Муравьев.

По воспоминаниям Э. А. Шан-Гирей, пальмовая ветка была подарена Муравьевым Лермонтову и хранилась в «ящике под стеклом».

2) Выразительное чтение стихотворения «Ветка Палестины» и беседа по его содержанию.

– Какие вопросы задает герой пальмовой ветке? Помогают ли они понять его душевное состояние?

– Ветка – поэтический символ. Как вы его понимаете?

– Известно, что восточные мотивы в русской поэзии связаны с провозглашением стойкости и личного мужества. Можно ли утверждать это на примере данного стихотворения?

3) Анализ стихотворения.

Учитель. Конкретная ситуация в этом стихотворении отражена в образах христианской новозаветной мифологии. Они предопределены местом написания стихотворения и устойчивыми символами Священного Писания и религиозной обрядности. С пальмовыми ветвями и восклицаниями «осанна!» («спасение!») встречали Христа при въезде его в Иерусалим; в Иордане крестился Иисус (отсюда эпитет «чистых» в значении «освященных истинной верой»); с образами «мира и отрады» сопряжены евангельские представления о прощении и спасении. Этим христианским мотивам сопричастен образ «божьей рати лучшего воина», терпящего страдания, духовно непреклонного, твердого в вере.

За «судьбами» ветки пальмы, людей встает судьба поэта, и обращение к ветке обретает характер обращения к себе. Вопросы скрывают и одновременно приоткрывают путь душевному беспокойству поэта, причем сквозь интимность и уединенность общения проступает христианская заинтересованность («Скажи…», «Поведай…»). Поэт, в отличие от благостного мира образной, пребывает в ином – тревожном – бытии, он не знает «мира и отрады» и по контрасту с веткой («заботой тайною хранима») – беззащитен. Вопросы, адресуемые ветке, проясняют причины самоуглубленности и заостряют внимание на тягостном душевном состоянии поэта, угадывающего в «историях» ветки, пальмы и людей превратности своей предстоящей судьбы.

Лермонтов переводит мифологию в философско-психологический план и придает стихотворению символическое звучание, благодаря которому в нем совместились идеальные порывы души с предощущением новых катаклизмов, повлекшим ноты тоски и грусти. Рядом с этими мотивами отчетливо слышны иные: как бы ни был поэт подавлен ожидаемыми гонениями, образы ветки и «воинов с безоблачным челом» живут в нем, ибо «мир и отрада» достигаются жертвами, и покоя достоин лишь тот, кто с честью выдерживает удары судьбы.


4. Чтение и анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива».

Беседа по его содержанию.

– Какое душевное состояние переживает лирический герой? С чем это связано?

– Является ли картина природы целостной? Почему она представлена в виде разрозненных сюжетов?

– Какие строчки являются главными в стихотворении? Как в них подчеркивается особая ценность слияния с природой и вместе с тем – временность этого состояния души?

Учитель. Зрелый Лермонтов, вопреки многим своим произведениям, в ряде стихотворений утверждает гармонию и на земле, и на небесах…

«Когда волнуется желтеющая нива…» (1837 г.) – одно из них. Оно разделено на строфы (5–6-стопный ямб), но синтаксически они не изолированы, а составляют одно 16-строчное разветвленное сложноподчиненное предложение. Хотя 3 первые строфы объединены анафорой «Когда…», говорится в стихотворении о разных временах года: «желтеющая нива», «малиновая слива» – осень, «ландыш серебристый» – весна, «зеленый листок» – скорее начало лета. То есть ощущение жизни, описываемое Лермонтовым, приходит к нему независимо от времени года, но художественное сообщение о нем подготавливается постепенно. С первой же строфы, по меткому замечанию академика М. Л. Гаспарова, начинается одушевление неодушевленного: нива «волнуется», слива «прячется», ландыш «кивает головой», ключ «играет и лепечет». эпитеты «смутный сон», «таинственная сага» (древняя песня), «мирный край» – дематериализованы. В I строфе дан один момент времени, во II – временной разнобой, в III – временных указаний нет, все обобщено. Таким образом, в первых трех строфах (придаточные с «Когда…») речь идет о «мире», постепенно одушевляемом и индивидуально воспринимаемом. В центре последней строфы (главная часть предложения, начинающаяся с «Тогда…») – «Я и Бог».

Впервые прозвучало слово «тревога». Теперь движение поэтической мысли идет в обратном направлении, от души к мирозданию: ближний мир – земля, дальний – небеса. Снятие тревоги приводит к утверждению в мироздании прекрасного и совершенного. Последний стих наделен 4-стопным ямбом, весомым при его краткости. И мы словно уходим из мира внешнего, углубляемся во внутренний.

5. Чтение и анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» (1841 г.).

Учитель. В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» осуществилась мечта Лермонтова – слияние со всем мирозданием. Ночной пейзаж конкретизируется как горный, кавказский («кремнистый путь»). Одиночество героя – это и реальный штрих (ночью на дороге никого нет), и символ: человек один на один с миром, а «кремнистый» путь – жизненный путь. Мироздание спокойно, величественно и прекрасно. «Сиянье голубое» – свет от луны, от него и путь «блестит». Но «сиянье» несет и символический смысл. На его фоне состояние души героя кажется мрачным, хотя он ни о чем не жалеет, ничего не ждет. Однако это не равнодушие к жизни. Герой ищет «свободы и покоя»! Таких, как в окружающем его мире. Даже «пустыня внемлет Богу, и звезда с звездою говорит». В мироздании нет одиночества.


Поэт хотел бы стать спокойным и вечным, как природа, не потеряв при этом своего «я». Это мечта, фантастика, но слияние с миром словно происходит реально.

В стихотворении неземные звуки обретают воплощение в «сладком голосе», поющем про любовь всегда, «весь день, всю ночь». Вечнозеленым в этой мечте становится склоняющийся, шумящий (у него свои звуки) над поэтом дуб. Вечный покой обретает смысл вечной жизни.

Описанием природы стихотворение и начинается, и заканчивается. Но теперь природа очеловечена, а человек, отрешившийся от суеты, естественен, природен. Гармония побеждает дисгармонию.

Гармония и в стихосложении произведения. В нем 5-стопный хорей выделяет цезуры, небольшие паузы, членящие строку на 2 части. Они не тормозят лирическое высказывание, а, наоборот, облегчают «дыхание» звучащего текста.


II. Итог урока.

Домашнее задание:

1) стихотворение «Выхожу один я на дорогу...» наизусть;

2) подготовить анализ стихотворений «Дума» и «Как часто пестрою толпою окружен…».

Урок 40

философская лирика лермонтова. тема взаимоотношений человека и природы

Цели: продолжить обучение анализу стихотворений; дать понятия «пейзажная миниатюра», «философская лирика», «медитация».

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

В романтической поэзии очень актуальна проблема, включающая вопросы о человеке и природе, месте человека в мире, о соотношении природного и культурного начал в жизни человека.

Для лирики Лермонтова характерен жанр пейзажной миниатюры, а пейзаж часто переходит в философские размышления о жизни, в медитацию. Образы природы часто аллегоричны и символичны, в них раскрывается мир лирического героя.

Наконец, тема природы часто ассоциируется с темой родины. Это также очень характерно для лирики Лермонтова.

2. Чтение наизусть стихотворения «Родина» (домашнее задание).

3. Работа над стихотворением «Ветка Палестины».

1) Выступление учащегося об истории создания стихотворения. (См. Лермонтовская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981.)

Вопрос о датировке этого стихотворения Лермонтова остается открытым. Однако содержание стихотворения в сопоставлении с контекстом жизни Лермонтова заставляет предположить, что наиболее вероятная дата – февраль 1837 г.; после создания «Смерти Поэта» Лермонтову грозила опала, и он искал помощи у А. Н. Муравьева (писатель-мемуарист), который ходатайствовал за него перед А. Н. Мордвиновым, управляющим III отделением.

«Когда же возвратился домой, нашел у себя его записку, в которой он опять просил моего заступления, потому что ему грозит опасность. Долго ожидая меня, написал он, на том же листке, чудные стихи «Ветка Палестины», которые по внезапному вдохновению исторглись в моей образной при виде палестинских пальм, привезенных мною с Востока…» – писал А. Н. Муравьев.

По воспоминаниям Э. А. Шан-Гирей, пальмовая ветка была подарена Муравьевым Лермонтову и хранилась в «ящике под стеклом».

2) Выразительное чтение стихотворения «Ветка Палестины» и беседа по его содержанию.


– Какие вопросы задает герой пальмовой ветке? Помогают ли они понять его душевное состояние?

– Ветка – поэтический символ. Как вы его понимаете?

– Известно, что восточные мотивы в русской поэзии связаны с провозглашением стойкости и личного мужества. Можно ли утверждать это на примере данного стихотворения?

3) Анализ стихотворения.

Учитель. Конкретная ситуация в этом стихотворении отражена в образах христианской новозаветной мифологии. Они предопределены местом написания стихотворения и устойчивыми символами Священного Писания и религиозной обрядности. С пальмовыми ветвями и восклицаниями «осанна!» («спасение!») встречали Христа при въезде его в Иерусалим; в Иордане крестился Иисус (отсюда эпитет «чистых» в значении «освященных истинной верой»); с образами «мира и отрады» сопряжены евангельские представления о прощении и спасении. Этим христианским мотивам сопричастен образ «божьей рати лучшего воина», терпящего страдания, духовно непреклонного, твердого в вере.

За «судьбами» ветки пальмы, людей встает судьба поэта, и обращение к ветке обретает характер обращения к себе. Вопросы скрывают и одновременно приоткрывают путь душевному беспокойству поэта, причем сквозь интимность и уединенность общения проступает христианская заинтересованность («Скажи…», «Поведай…»). Поэт, в отличие от благостного мира образной, пребывает в ином – тревожном – бытии, он не знает «мира и отрады» и по контрасту с веткой («заботой тайною хранима») – беззащитен. Вопросы, адресуемые ветке, проясняют причины самоуглубленности и заостряют внимание на тягостном душевном состоянии поэта, угадывающего в «историях» ветки, пальмы и людей превратности своей предстоящей судьбы.

Лермонтов переводит мифологию в философско-психологический план и придает стихотворению символическое звучание, благодаря которому в нем совместились идеальные порывы души с предощущением новых катаклизмов, повлекшим ноты тоски и грусти. Рядом с этими мотивами отчетливо слышны иные: как бы ни был поэт подавлен ожидаемыми гонениями, образы ветки и «воинов с безоблачным челом» живут в нем, ибо «мир и отрада» достигаются жертвами, и покоя достоин лишь тот, кто с честью выдерживает удары судьбы.

4. Чтение и анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива».

Беседа по его содержанию.

– Какое душевное состояние переживает лирический герой? С чем это связано?