ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 1736
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.
III. Обзор курса литературы 9 класса.
IV. Заключительное слово учителя.
Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
I. Повторение изученного в 5–8 классах.
II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».
II. Изучение нового материала.
Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения
II. Реализация домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»
Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»
III. Письменная проверочная работа.
II. Защита литературных газет.
III. Лекция «Романтизм как литературное направление».
III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».
IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».
II. Изучение нового материала.
III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.
II. Контрольная работа (тест).
Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба
Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)
I. Вступительное слово учителя.
II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».
III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».
IV. Заключительное слово учителя.
III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».
Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина
Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов
Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы
III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».
II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».
III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».
Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики
II. Реализация домашнего задания.
III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?
II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»
Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»
Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии
Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»
Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского
I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).
III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».
Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину
Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»
II. Реализация домашнего задания.
III. Продолжение работы над новым материалом.
Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»
– Является ли картина природы целостной? Почему она представлена в виде разрозненных сюжетов?
– Какие строчки являются главными в стихотворении? Как в них подчеркивается особая ценность слияния с природой и вместе с тем – временность этого состояния души?
Учитель. Зрелый Лермонтов, вопреки многим своим произведениям, в ряде стихотворений утверждает гармонию и на земле, и на небесах…
«Когда волнуется желтеющая нива…» (1837 г.) – одно из них. Оно разделено на строфы (5–6-стопный ямб), но синтаксически они не изолированы, а составляют одно 16-строчное разветвленное сложноподчиненное предложение. Хотя 3 первые строфы объединены анафорой «Когда…», говорится в стихотворении о разных временах года: «желтеющая нива», «малиновая слива» – осень, «ландыш серебристый» – весна, «зеленый листок» – скорее начало лета. То есть ощущение жизни, описываемое Лермонтовым, приходит к нему независимо от времени года, но художественное сообщение о нем подготавливается постепенно. С первой же строфы, по меткому замечанию академика М. Л. Гаспарова, начинается одушевление неодушевленного: нива «волнуется», слива «прячется», ландыш «кивает головой», ключ «играет и лепечет». эпитеты «смутный сон», «таинственная сага» (древняя песня), «мирный край» – дематериализованы. В I строфе дан один момент времени, во II – временной разнобой, в III – временных указаний нет, все обобщено. Таким образом, в первых трех строфах (придаточные с «Когда…») речь идет о «мире», постепенно одушевляемом и индивидуально воспринимаемом. В центре последней строфы (главная часть предложения, начинающаяся с «Тогда…») – «Я и Бог».
Впервые прозвучало слово «тревога». Теперь движение поэтической мысли идет в обратном направлении, от души к мирозданию: ближний мир – земля, дальний – небеса. Снятие тревоги приводит к утверждению в мироздании прекрасного и совершенного. Последний стих наделен 4-стопным ямбом, весомым при его краткости. И мы словно уходим из мира внешнего, углубляемся во внутренний.
5. Чтение и анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» (1841 г.).
Учитель. В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» осуществилась мечта Лермонтова – слияние со всем мирозданием. Ночной пейзаж конкретизируется как горный, кавказский («кремнистый путь»). Одиночество героя – это и реальный штрих (ночью на дороге никого нет), и символ: человек один на один с миром, а «кремнистый» путь – жизненный путь. Мироздание спокойно, величественно и прекрасно. «Сиянье голубое» – свет от луны, от него и путь «блестит». Но «сиянье» несет и символический смысл. На его фоне состояние души героя кажется мрачным, хотя он ни о чем не жалеет, ничего не ждет. Однако это не равнодушие к жизни. Герой ищет «свободы и покоя»! Таких, как в окружающем его мире. Даже «пустыня внемлет Богу, и звезда с звездою говорит». В мироздании нет одиночества.
Поэт хотел бы стать спокойным и вечным, как природа, не потеряв при этом своего «я». Это мечта, фантастика, но слияние с миром словно происходит реально.
В стихотворении неземные звуки обретают воплощение в «сладком голосе», поющем про любовь всегда, «весь день, всю ночь». Вечнозеленым в этой мечте становится склоняющийся, шумящий (у него свои звуки) над поэтом дуб. Вечный покой обретает смысл вечной жизни.
Описанием природы стихотворение и начинается, и заканчивается. Но теперь природа очеловечена, а человек, отрешившийся от суеты, естественен, природен. Гармония побеждает дисгармонию.
Гармония и в стихосложении произведения. В нем 5-стопный хорей выделяет цезуры, небольшие паузы, членящие строку на 2 части. Они не тормозят лирическое высказывание, а, наоборот, облегчают «дыхание» звучащего текста.
II. Итог урока.
Домашнее задание:
1) стихотворение «Выхожу один я на дорогу...» наизусть;
2) подготовить анализ стихотворений «Дума» и «Как часто пестрою толпою окружен…».
Урок 41
судьба поколения 30-х гг. в лирике Лермонтова. ПОДГОТОВКА к классному сочинению
Цели: продолжить обучение анализу стихотворений; дать рекомендации по подготовке к сочинению.
Печально я гляжу на наше поколенье…
М. Ю. Лермонтов
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворения «Выхожу один я на дорогу…».
II. Работа по теме урока.
1. Анализ эпиграфа к уроку и стихотворения «Дума» (1838 г.). Беседа-рассуждение.
Учитель. Вспомним лермонтовское «Бородино», строки, которым когда-то, может быть, и не придали особого значения: их заглушила героика Бородинского сражения: «Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя, богатыри – не вы…»
Как эти строки вы услышали сегодня, на фоне других стихотворений Лермонтова?
Вслушаемся еще раз в его «Думу».
Чтение стихотворения учащимися.
– Каким почувствовали вы лирического героя «Думы»?
– Что делает поистине «железным» стих «Думы»? Почему? Какие строки особенно неумолимы, беспощадны? В чем страстность, поэтическая сила лермонтовского слова?
– Какое изобразительное средство предпочитает поэт? В чем тайна лермонтовского эпитета? И наконец, слова, определяющие тональность и смысл «Думы». Да, «судья и гражданин»!
– Почему так пронзают строки: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови…»
– Как сумел поэт в немногих строках передать холод души?
Составление цитатной характеристики поколения.
1) «Богаты… ошибками отцов»;
2) «К добру и злу постыдно равнодушны»;
3) «Перед опасностью… малодушны»;
4) «Перед властию… рабы»;
5) «Иссушили ум наукою бесплодной»;
6) «И ненавидим мы, и любим мы случайно».
Учитель. Мрачное стихотворение, не правда ли? В нем будто бы и нет поэта, автор не отделяет себя от поколения современников («мы»). Поколение Лермонтова заменило деятельность чтением, познанием, «наукою бесплодной». Обидно, что молодые люди без борьбы отказываются от своих идеалов. Такая жизнь для поэта не жизнь. Однако порокам поколения противопоставляется все-таки некий идеал, и он, конечно же, авторский. Так что автор в «Думе» – это и представитель своего поколения, и противостоящий «толпе угрюмой» обличитель ее. Стихом своим Лермонтов выносит поколению суровый приговор, не дожидаясь суда потомков.
2. Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен…» (1840 г.).
Учитель. Еще отчетливее, прямее дана оценка обществу в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…».
Стихотворение построено на антитезе светского ритуализованного, бездушного развлечения, когда «затверженные речи» производят впечатление дикого шепота, а изящные танцы – шумной пляски, – и воспоминаний автора о детстве в родных местах, на лоне природы, куда он летит «вольный, вольной птицей». На маскарадном балу, где предполагается раскованное поведение, тем не менее господствует поведение условное, искусственное.
Ложную веселость поэту очень хочется «смутить» своим стихом, «объятым горечью и злостью!».
Выступление подготовленного учащегося с анализом стихотворения.
III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
Учитель. Раскрыть тему сочинения глубоко и полно – это значит исчерпать все аргументы, какие могут быть в распоряжении пишущего для обоснования данного тезиса, и развернуть каждый аргумент так, чтобы сделать рассуждение убедительным и ярким.
Учащимся раздаются отксерокопированные планы сочинений-рассуждений по лирике Лермонтова.
I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».
I. Мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя.
1. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» – одно из самых высоких поэтических созданий Лермонтова.
2. Мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя.
1) Композиционно-логическая ясность в построении лирического монолога, раскрывающего тему одиночества героя:
а) риторические вопросы с ответами на них, выражающие чувства грусти, одиночества героя в прошлом, настоящем и будущем, заключены в раму двух картин природы;
б) картины природы, предельно обнажающие мысль об одиночестве героя: первая, контрастируя с переживаниями лирического героя, приводит к мысли о невозможности найти успокоение в общении с природой, вторая показывает успокоенность героя в общении с природой только как мечту, как желание, а не как реальность.
2) Ритмико-мелодическая структура стихотворения раскрывает движение переживаний лирического героя от отчаяния до умиротворенности.
II. Грусть лирического героя светла.
II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».
I. Что побудило Лермонтова написать стихотворение «Смерть Поэта»?
II. Лермонтов – истинно народный поэт, человек большой души, необычайной прямоты и честности.
1. Восхищение поэта светлым гением Пушкина.
2. Глубокая скорбь поэта, вызванная гибелью Пушкина, – частица всенародного горя.
3. Ненависть к его убийцам.
4. Гневный суд поэта над аристократическим Петербургом как проявление неслыханной прямоты и смелости Лермонтова.
III. Что узнала Россия о Лермонтове, прочитав это стихотворение?
III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».
I. Раздумья Лермонтова о судьбах своего поколения.