Файл: Поурочные планы по литературе 9 класс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.05.2024

Просмотров: 1722

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1 вводный

Ход урока

I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.

III. Обзор курса литературы 9 класса.

IV. Заключительное слово учителя.

Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы

Ход урока

I. Повторение изученного в 5–8 классах.

II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».

III. Итог урока.

II. Изучение нового материала.

III. Итог уроков.

III. Итог урока.

Жанры классицизма

II. Итог урока.

Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения

Жанрово-стилевая реформа

III. Итог урока.

II. Реализация домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

Урок 10

II. Итог урока.

Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Обобщение по уроку.

Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»

Ход урока

I. Изучение нового материала.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 15

III. Письменная проверочная работа.

IV. Итог урока.

II. Защита литературных газет.

III. Лекция «Романтизм как литературное направление».

Уроки 18–19

Ход урока

I. Экспресс-опрос.

III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».

IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».

VI. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Изучение нового материала.

III. Итог урока.

Урок 22

III. Итог урока.

III. Итог урока.

III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.

Урок 25 «…Картина нравов, и галерея живых типов… и комедия» (по статье и. А. Гончарова «Мильон терзаний»)

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Контрольная работа (тест).

Урок 26

Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба

Ход урока

I. Изучение нового материала.

II. Итог урока.

Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».

III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».

IV. Заключительное слово учителя.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Практическая часть.

III. Письменная работа.

III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».

II. Итог урока.

II. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина

Ответы к тесту

Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов

Ход урока

I. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».

II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».

III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».

IV. Итог урока.

Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Реализация домашнего задания.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 47

Ответы к тесту

III. Итог урока.

Урок 48

III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?

II. Сочинение-миниатюра: «Почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова и заканчивает Плюшкиным?»

II. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»

Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»

Ход урока

I. Изучение нового материала.

Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Написание сочинения-миниатюры «Почему главным действующим лицом пьесы Островский сделал Любима Торцова?»

Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»

Ход урока

I. Работа по теме урока.

Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).

II. Работа по теме урока.

III. Итог уроков.

II. Итог урока.

III. Итог урока.

III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».

II. Итог уроков.

Урок 64

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

III. Итог уроков.

II. Итог уроков.

Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину

Ход мероприятия

Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог уроков.

II. Реализация домашнего задания.

III. Продолжение работы над новым материалом.

IV. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог урока.

Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

Уроки 88–89 знакомство с творчеством а. Т. Твардовского

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог уроков.

Уроки 90–91

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

Уроки 92–93

III. Итог урока.

II. Общая мысль стихотворений «Дума» и «Бородино» – упрек поколению 30-х гг. XIX в.

1. Героизм и мужество участников Отечественной войны 1812 г. в смертельной схватке с врагом – и позорное малодушие поколения 30-х гг.

2. Единодушие и сплоченность героев 1812 г. – и полная разобщенность поколения 30-х гг.

3. Герои войны 1812 г. навсегда останутся в памяти народной – поколение 30-х гг. «потомок оскорбит презрительным стихом».

III. Каким чувством продиктованы Лермонтову эти стихотворения? («Оба стихотворения выражают жалобу Лермонтова «на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел». В. Г. Белинский.)

Сначала эти планы раскрываются устно, а затем анализируются по следующим вопросам:

– Правильно ли определена взаимосвязь между частями рассуждения: вступлением, главной частью, заключением?

– Чем определяются полнота и глубина в раскрытии каждой темы?

– Можно ли вписать эти планы в чистовой вариант сочинения-рассуждения?


IV. Итог урока.

Домашнее задание: составить черновой вариант сочинения.

Уроки 42–43

идейная взаимосвязь стихотворений Лермонтова «дума» и «бородино» (классное сочинение)

Ход уроков

I. Работа с черновиками.

Учащиеся прослушивают и обсуждают несколько вариантов черновых работ; отмечают достоинства и недостатки сочинений, пути исправления ошибок.

II. Редактирование учащимися своих черновиков.

III. Написание белового варианта сочинения.

Домашнее задание: подготовиться к обзору романа «Герой нашего времени»:

1-я группа – «Бэла». Выборочный пересказ с элементами анализа на тему «Печорин в представлении Максима Максимыча».

2-я группа – «Максим Максимыч»: подготовить художественный пересказ портрета Печорина, сохранив композицию описания, введя психологические комментарии автора к отдельным портретным деталям и употребляя авторские метафоры, эпитеты, сравнения.

3-я группа – «Тамань»: сжатый аналитический пересказ повести.

4-я группа – «Княжна мери»: выборочный пересказ, ответить на вопрос: «Прав ли Печорин в истории дуэли с Грушницким?».

5-я группа – «Фаталист»: сжатый пересказ, ответить на вопрос: «Сделался ли Печорин фаталистом?» (словами автора).

Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики

Цели: начать обзор и обсуждение романа Лермонтова; развивать навыки монологической речи; отметить своеобразие поэтики романа.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. беседа: от лирики – к роману.

– В каких стихотворениях Лермонтова таится возможность романа?

– Почему лирические страницы Лермонтова так явно таят в себе роман?

– Какими строками вы бы открыли встречу с лермонтовским романом? И какого романа вы ждете от автора «Думы»?

2. Поиск авторского «ключа» к роману.

1) Чтение и обсуждение «предисловия» к «Герою нашего времени».

– Ваше впечатление от лермонтовского «Предисловия»? Почему оно столь иронично? Как создает автор ироничность, даже язвительность «предисловия»? кто его адресат? Что таит в лермонтовском контексте слово «публика»?

Но в дальнейшем Лермонтов озадачит нас еще больше: вторую часть романа – «Журнал Печорина» – он вновь откроет «Предисловием». Вслушайтесь еще раз в разговор автора с читателем.


2) Чтение и обсуждение «Предисловия к "Журналу Печорина"».

– Вас не удивил такой поворот в романе: он ведь «закончен», поскольку «Печорин… умер», но, оказывается, роман-то, по сути, только начинается, к тому же с нового предисловия. Как вы это объясните? И нужно ли еще одно предисловие?

– Сравните два «предисловия». Почему они столь различны по интонации и смыслу? В какой авторской формуле заключен лермонтовский замысел? Как вы отнеслись к этим «вызывающим» словам автора?

3) чтение и обсуждение первых страниц «Бэлы».

– Вернемся к началу: мы ведь позволили себе неточность (может быть, оправданную), сказав, что роман «начинается» со второго «предисловия»; нет, он, конечно же, начинается с первых страниц первой части, открывающейся повестью «Бэла».

Вслушайтесь в прозу Лермонтова. Как пишет Лермонтов-прозаик? Сравните его стихи и прозаические страницы.

– Что означает «я» в предисловии и в повести?

Чтение со слов «Я ехал на перекладных из Тифлиса…» до «…а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею».

– Меняется ли тон повествования рассказчика?

Обратите внимание на неожиданный стилистический «взлом»: вслед за спокойной, короткой хроникальной фразой «я ехал на перекладных…» – пространный, в долгих, усложненных фразах, пейзаж: «Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет…»

Что же произошло в пределах одной лермонтовской страницы? В чем тайна пейзажа, прерывающего повествование? Оправдан ли пейзаж, причем именно такой – яркий, романтически таинственный и тревожный?

(Отмечаем художественное единство романа и контрастность его поэтики в смене сдержанной, «реалистической» стилистики повествования романтическим пейзажем, предвещающим романтический мир прозаического творения Лермонтова.)


II. Реализация домашнего задания.

1. Выступление учащихся I группы: выборочный пересказ «Бэлы».

– Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста Максима Максимыча?

– Какие страницы повести поставили вас в тупик, вызвали недоумение? Вспомните, например, контрастные эпизоды: незабываемую охоту Печорина – и его испуг, смятение, едва «ставнем стукнет».

– Как встретили в крепости похищение Бэлы и «роман» Печорина? А его жуткий смех, когда Максим Максимыч вспомнил смерть «несчастной Бэлы»? Какие слова Печорина, может быть, объяснят историю с Бэлой, прольют свет на эту загадочную страницу его жизни?

2. Выступление учащихся II группы по повествованию «Максим Максимыч». Художественный пересказ: портрет Печорина.

– Кто из героев дает портрет Печорина? Почему?

– Почему сцена встречи Печорина с Максимом Максимычем заставляет сочувствовать и Печорину тоже?

– В романе есть признание Печорина, которое, казалось бы, могло объяснить его характер, помогло бы понять героя, которому так не везло во мнении окружающих: «Я был готов любить весь мир…» Какие страницы, однако, могут посеять в этом сомнение? Почему, например, он так холоден, безразличен к Максиму Максимычу при их последней встрече?

– В чем тайны художественной выразительности портрета Печорина?

III. Итог урока.

Домашнее задание: подготовиться к комментированному чтению повести «Княжна Мери»; выбрать эпизоды, характеризующие «век Лермонтова».

Урок 45

век Лермонтова в романе

Цели: учить сопоставлять поступки, характеры героев повести с характером Печорина; обучать монологической речи; проанализировать повесть «Княжна Мери».

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Повесть «Княжна Мери» воспринимается как главная повесть в романе. Как вы думаете, почему? Вероятно, потому, что для этой повести характерна сюжетная самодостаточность; она является кульминацией дневника Печорина; в ней больше всего рассуждений о душе и судьбе; в этой повести наиболее подробную разработку получает философское содержание романа.

Но прежде чем начать работу над этой повестью, попытаемся найти «ключ» к лермонтовскому роману и образу Печорина. Вероятно, это признание героя, вмещающее всю его жизнь: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом». Печорин, правда, говорит лишь о молодости, считая ее «бесцветной». Принимаете ли вы такую самооценку? Кстати, о молодости Печорина мы мало что знаем. И все-таки: можно ли ее представить, «домыслить»? Печорин постоянно впадает в самоуничижение: «Я не угадал своего назначения… погнался за приманками страстей пустых и неблагодарных…» Ваше мнение об этих признаниях Печорина?


– Но что это значит – «борьба с собой и светом»? Кто одержал верх в этой борьбе?

– Происходят ли перемены в художественном мире романа – и в Печорине?

Обратимся к «Тамани». Кстати, каков жанр «Тамани»? Случайно ли Лермонтов пишет не рассказ, не повесть, а новеллу? Отвечает ли жанр этой части романа характеру Печорина?

2. Сжатый аналитический пересказ «Тамани» (подготовленным учеником). Беседа по повести «Тамань».

– Кто выступает в качестве рассказчика? Почему?

– В чем тайны поэтичности «Тамани»? (А вы знаете, что Чехов был влюблен в эти страницы?)

– Меняется ли Печорин в «Тамани»? Почему, несмотря на опасности, ему так хорошо, привольно в этом «скверном городишке»?

– Какие признания Печорина показались особенно знаменательными, прямо-таки открытиями Лермонтова?

Вот одно из них: «Я запомнил эту песню от слова до слова».

3. Работа в группах.

Сравните соседние страницы романа: «Тамань» и «Княжна Мери». Где Печорину труднее? И все-таки: продолжается ли по-своему Тамань для Печорина и здесь, среди «водяного общества»?

– Какие страницы повести «ведут» стилистику «Тамани», ее образы? Почему так упорно напоминает она о себе, хотя Печорин оказывается в совершенно ином мире – среди «света», «борьба» с которым и стала его жизнью? Но не забудем: и с самим собой.

– Напоминает ли глава «Княжна Мери» стихи М. Ю. Лермонтова? Сопоставьте: «Как часто пестрою толпою окружен…» и «Княжна Мери». Почему и в главе романа тот же контраст: «мечты своей созданье…» и «железный стих, облитый горечью и злостью…»?

– Какие страницы «Княжны Мери» особенно лиричны, трепетны?

Задания по группам:

I группа. Печорин и Вера… Каким вы увидели, почувствовали героя Лермонтова в этой «романтической» истории?

Как и почему складываются отношения Печорина и Веры?

На что указывает трагическая сцена погони за Верой? Сравните ее со сценой погони в повести «Бэла», обратив внимание на символическое значение образа коня в обоих случаях.

II группа. А история с Мери? Какая запись в дневнике Печорина вас, может быть, удивила? («Зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить не хочу и на которой никогда не женюсь?») Печорин загадочен для самого себя? И все-таки, может быть, можно объяснить его поступки?