Файл: Поурочные планы по литературе 9 класс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.05.2024

Просмотров: 1720

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1 вводный

Ход урока

I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.

III. Обзор курса литературы 9 класса.

IV. Заключительное слово учителя.

Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы

Ход урока

I. Повторение изученного в 5–8 классах.

II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».

III. Итог урока.

II. Изучение нового материала.

III. Итог уроков.

III. Итог урока.

Жанры классицизма

II. Итог урока.

Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения

Жанрово-стилевая реформа

III. Итог урока.

II. Реализация домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

Урок 10

II. Итог урока.

Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Обобщение по уроку.

Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»

Ход урока

I. Изучение нового материала.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 15

III. Письменная проверочная работа.

IV. Итог урока.

II. Защита литературных газет.

III. Лекция «Романтизм как литературное направление».

Уроки 18–19

Ход урока

I. Экспресс-опрос.

III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».

IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».

VI. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Изучение нового материала.

III. Итог урока.

Урок 22

III. Итог урока.

III. Итог урока.

III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.

Урок 25 «…Картина нравов, и галерея живых типов… и комедия» (по статье и. А. Гончарова «Мильон терзаний»)

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Контрольная работа (тест).

Урок 26

Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба

Ход урока

I. Изучение нового материала.

II. Итог урока.

Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».

III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».

IV. Заключительное слово учителя.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Практическая часть.

III. Письменная работа.

III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».

II. Итог урока.

II. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина

Ответы к тесту

Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов

Ход урока

I. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».

II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».

III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».

IV. Итог урока.

Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Реализация домашнего задания.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 47

Ответы к тесту

III. Итог урока.

Урок 48

III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?

II. Сочинение-миниатюра: «Почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова и заканчивает Плюшкиным?»

II. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»

Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»

Ход урока

I. Изучение нового материала.

Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Написание сочинения-миниатюры «Почему главным действующим лицом пьесы Островский сделал Любима Торцова?»

Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»

Ход урока

I. Работа по теме урока.

Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).

II. Работа по теме урока.

III. Итог уроков.

II. Итог урока.

III. Итог урока.

III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».

II. Итог уроков.

Урок 64

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

III. Итог уроков.

II. Итог уроков.

Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину

Ход мероприятия

Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог уроков.

II. Реализация домашнего задания.

III. Продолжение работы над новым материалом.

IV. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог урока.

Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

Уроки 88–89 знакомство с творчеством а. Т. Твардовского

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог уроков.

Уроки 90–91

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

Уроки 92–93

III. Итог урока.

Какая из поставленных и сыгранных Печориным «пьес» ему больше всего удалась? В какой из ролей он показывает свое истинное лицо?

Домашнее задание:

1) повторить биографию Гоголя по учебнику;

2) индивидуальное задание: сообщение «Интересно о Гоголе».

Урок 48

страницы жизни и творчества Н. в. гоголя

Цели: повторить (обзорно) биографию Гоголя; обобщить изученное ранее («Вечера на хуторе…», «Ревизор»).

Ход урока

I. Реализация домашнего задания.

1. Обсуждение статей в учебнике.

2. Сообщение учащегося «Интересно о Гоголе» с кратким обзором книг о писателе.

II. Работа по теме урока.

1. Беседа.

– Что особенно интересно, дорого вам у Гоголя?

– Что вам говорят слова «Нежинский лицей»? и даже одно из них: «лицей»? А если поставить рядом два имени: Пушкин и Гоголь… сопоставьте их судьбы.

– Сравните страницы Гоголя с произведениями его предшественников. Что таится для вас за тремя совершенно различными художественными мирами: пушкинским, лермонтовским, гоголевским?

– Вспомните «страшное» у Гоголя. Героическое на гоголевских страницах?

– А лирическое и трагическое у Гоголя?

2. Викторина.

– Узнаете ли вы Гоголя и его гениальных современников?

– Проверим себя, насколько мы чувствуем индивидуальность, неповторимость художника.

Итак, викторина «узнай автора».

Слушая тот или иной фрагмент, не забудьте о пушкинском лаконизме, сдержанности, динамике; лермонтовской экспрессии повествования, романтической загадочности сюжета и характера, метафоричности описания; гоголевской неторопливости и обстоятельности повествования, щедрости словесной живописи, шири и усложненности фразы.

1) Кому принадлежат эти слова (автор произведения)?

«Вот люди! все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, – а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!» (М. Ю. Лермонтов.)

2) Чьи это стихи?

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,


И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость.

(А. С. Пушкин.)

3) Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

(А. С. Пушкин.)

4) Кому принадлежат эти слова о Пушкине:

«Со смертью Пушкина остановилось движение поэзии нашей вперед. Это, однако же, не значит, чтобы дух ее угаснул; напротив, он, как гроза, невидимо накопляется вдали… Уже явились и теперь люди не без талантов. Но все еще находится под сильным влиянием гармонических звуков Пушкина; еще никто не может вырваться из этого заколдованного, им очерченного круга и показать свои собственные силы…» (Н. В. Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями».)

Это фрагмент из пока еще не знакомых вам «выбранных мест из переписки с друзьями». А насколько хорошо вы знаете уже изученные произведения Н. В. Гоголя?

5) Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»? («На зеркало неча пенять, коли рожа крива».)

6) Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»? (Императору Николаю I.)

7) Где находится город, в котором происходят события пьесы «Ревизор»? (Где-то между Пензой и Саратовом.)

8) О каком герое повести «Тарас Бульба» эти слова, чей это портрет?

«Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости… ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его». (Остап.)

9) Наблюдая за трапезой Пацюка, Вакула разинул рот от удивления, и вареник «прыгнул» ему в рот. Вакула оттолкнул вареник, так как:

– не любил это кушанье;

постился в канун Рождества;

– испугался колдовства.

10) Назовите имя пасечника, от лица которого ведется рассказ в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». (Рудый Панько.)


III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?

Домашнее задание:

1) читать повесть «Шинель»;

2) подготовиться к семинару по «Петербургским повестям»:

1-я группа. История создания цикла «Петербургские повести».

2-я группа. «Невский проспект»: "…две полярные стороны одной и той же жизни"» (В. Белинский).

3-я группа. Фантастическое и реальное в повести «Нос».

4-я группа. Чему служит человек искусства? (По повести «Портрет».)

Урок 49

«Мертвые души». история создания, особенности сюжета, система образов

Цели: познакомить с историей создания поэмы, рассмотреть особенности сюжета, систему образов, композицию.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

«Мертвые души» – вершинное творение Гоголя, выросшее из анекдотического эпизода, рассказанного Пушкиным, – подобно тому, как складывался и замысел «Ревизора».

Интересно включить материал о следующей версии: Гоголь ориентировал свое произведение на эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте, что определило трехчастную структуру поэмы. Первая часть (I том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» российской действительности; во второй части (II том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через «чистилище», чтобы в третьей (III том) изобразить их в «раю». однако законченным оказался только I том.

2. Сообщение учащегося «История создания «Мертвых душ».

3. Беседа с учащимися.

– Как объяснить, что в творчестве Гоголя столь счастливую роль играл житейский эпизод, граничащий с анекдотом? Можно ли всерьез отнестись к тому, что некто разбогател, скупая «Мертвые души», – попросту оформляя «купчие» на умерших крестьян? С чего бы Гоголю ухватиться за эти рассказы и создать… «Мертвые души» – роман, названный писателем поэмой? И вновь: с чего бы это? Вот сколько загадок задает нам таинственная книга Гоголя с внушающим ужас заглавием – «Мертвые души»!

«Гоголем невозможно начитаться!» – признался однажды Ираклий Андроников, посвятив статью одной странице Гоголя.

4. Чтение учителем (или подготовленным учеником) этюда И. Андроникова «Одна страница» (В «Избранном» И. Андроникова «Я хочу рассказать вам…»).


5. Беседа о прослушанном.

– Удивлены? Ведь Андроников был безумно влюблен в поэзию Лермонтова, ей отдал всю свою творческую жизнь литературоведа. Гоголю же он посвятил только одну работу, да к тому же – об одной лишь его странице. Это все равно что написать статью об одной лермонтовской строке! И начал Андроников свое эссе о Гоголе признанием, напоминающим строки из его работ о Лермонтове: «Гоголем невозможно начитаться…» И эти слова произнесены по поводу «Мертвых душ»! Последуем и мы его примеру.

6. Чтение учителем первых страниц поэмы.

Беседа.

«В ворота гостиницы губернского города NN…»

– Превратите мысленно страницу Гоголя в рисунок. Как выглядели бы у нас гостинца, да и сам город NN, но особенно – бричка и ее владелец?

– Почему сравнительно легко и удачно получился ваш «рисунок»? Почему вы столь подробно выписывали каждую гоголевскую мелочь?

– В чем тайна искусства Гоголя?

– И все-таки… самая интригующая деталь, тайна первой страницы? Да, это господин, сидевший в бричке… Почему Гоголь «умолчал» его имя?

– А как вы отнеслись к странному – ни к селу ни к городу – разговору двух мужиков о бричке, вернее о ее… колесе? И существенно ли это уточнение?

Отмечаем неторопливое, завораживающее движение гоголевской фразы, искусство детали: подробность, разворачивающаяся в картину; сравнение, становящееся уподоблением, как своеобразие поэтики Гоголя; мастерство «овеществленного» портрета; замедленная «съемка» как гоголевский прием. Указываем на художественный смысл внешне незатейливого и кажущегося «бессмысленным» эпизода, отдаленно намекающего на последующее; прием умолчания; интригующе-детективное начало «Мертвых душ»: «тайна занимательности».

7. Работа с опорной схемой.

– Какова же композиция «Мертвых душ»?

Композиционные звенья поэмы

Первое

Второе

Третье

2–6-я главы

7–10-я главы

11-я глава

1-я глава – «вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором (приезд Чичикова в губернский город NN, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры).


2–6-я главы – изображение жизни российских помещиков.

7–10-я главы – изображение губернского города NN; в его же пределах завершается характеристика владельцев усадеб, но центральное место – мир чиновников.

– Как помещики и чиновники воплощают социальное зло, высшая степень которого проявляется в «Повести о капитане Копейкине»?

11-я глава – повествование о жизненной судьбе «сюжетообразующего» героя поэмы – Чичикова.

8. Аналитический пересказ главы «Чичиков у Манилова».

Отметить построение главы, способы проявления авторской позиции, детали, использованные при описании портрета, пейзажа, интерьера.