ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 1689
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.
III. Обзор курса литературы 9 класса.
IV. Заключительное слово учителя.
Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
I. Повторение изученного в 5–8 классах.
II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».
II. Изучение нового материала.
Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения
II. Реализация домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»
Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»
III. Письменная проверочная работа.
II. Защита литературных газет.
III. Лекция «Романтизм как литературное направление».
III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».
IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».
II. Изучение нового материала.
III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.
II. Контрольная работа (тест).
Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба
Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)
I. Вступительное слово учителя.
II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».
III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».
IV. Заключительное слово учителя.
III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».
Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина
Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов
Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы
III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».
II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».
III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».
Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики
II. Реализация домашнего задания.
III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?
II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»
Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»
Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии
Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»
Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского
I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).
III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».
Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину
Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»
II. Реализация домашнего задания.
III. Продолжение работы над новым материалом.
Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»
II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»
Учитель. По жанру «Мертвые души» – поэма, лироэпическое произведение с элементами романа.
Именно с образом Чичикова связано романное начало.
Помните, первый том начинается с загадки: два мужика обсуждают, доедет колесо чичиковской брички до Москвы или не доедет. Кто же он такой, который в этой бричке находится, кто есть Чичиков – подлец, мелкий бес, а может, «новый человек», предприниматель?
Чичиков как бы соединяет многие образы «Мертвых душ» – и не только потому, что втягивает их в свою аферу: он сочетает в себе черты многих других персонажей, представляет собой самый высокий уровень обобщения. Чичиков – это как бы «тип типов».
Чем же похож хитроумный путешественник на тех, с кем он обделывает свои дела?
Оказывается, Чичиков может быть не менее деликатен, чем Манилов, способен копить добро более упорно, чем Коробочка, может кутнуть не хуже Ноздрева, а в умении жить «прижимист и деловит, как Собакевич, в бережливости не уступит Плюшкину той поры, когда тот еще был мудрым хозяином, и уж безусловно, в искусстве брать взятки перещеголял Ивана Антоновича – «кувшинное рыло».
Но есть в характере Чичикова черта, которая придает всем его свойствам новое значение, делает его первым лицом в галерее подлости.
Какая? Поразительная гибкость, цепкость, приспособляемость к любым обстоятельствам. Уже сама внешность Чичикова – воплощение этого свойства («…не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако же и не так, чтоб слишком молод»).
Пересказ биографии Чичикова с цитированием:
1) детские годы;
2) наставления отца;
3) учеба в училище;
4) служба.
Что же касается службы в таможне, то, согласитесь, гоголевский герой мог бы потягаться с самыми хитроумными из сыщиков и преступников. Кстати, Чичиков совмещал в себе и тех и других: он проявлял дьявольское чутье как таможенный контролер и удивительную изобретательность в контрабандных операциях.
Необыкновенную живучесть выказал гоголевский герой и после двух своих провалов: он ушел, как колобок, от суда, сохранил незапачканным послужной список, даже деньги кое-какие затаил. Прошло немного времени – и вот он уже вновь занят спекуляцией, которая вполне может сделать его «миллионщиком».
Учитель. В чем же «механизм» аферы Чичикова? Какая тут могла быть выгода?
Дело в том, что еще с петровского времени в России проводились ревизии крепостных душ, в результате которых составлялись «ревизские сказки» – списки. За каждую душу мужского пола помещик платил в казну подушную подать. Если в период между ревизиями крестьянин умирал, за него все равно нужно было платить подать, пока он числился в списках. Вот этих-то мертвых, но числившихся живыми крестьян Чичиков и скупал. Их можно было заложить в Опекунском совете как живых и получить за каждую душу в десятки раз больше, чем за нее пришлось заплатить. (Вспомните, самая высокая цена, которую пришлось отдать Чичикову за мертвую душу, – Собакевичу, – 2 с полтиной. А в Опекунском совете могли дать за душу до 250 рублей, т. е. в 100 раз больше.) Разумеется, деньги полагалось вернуть в установленный срок, в противном случае Опекунский совет конфисковал бы крестьян. Но души разрешалось и перезакладывать. К тому же, получив изрядную сумму на определенный срок, можно было пуститься с нею на новые аферы.
Итак, перед нами находчивый мошенник или деловой человек?
Гоголь прямо заявляет, что берет в герои подлеца, а не добродетельного человека, потому что «обратили в рабочую лошадь добродетельного человека, и нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая и кнутом, и всем, чем попало». Гоголь намекает, что добродетельный герой превратился в затасканную фигуру, что это не живой человек («остались только ребра да кожа вместо тела»), а ходячий набор добродетелей. «Нет, пора припрячь и подлеца, – заключает он. – Итак, припряжем подлеца».
что же имеет в виду писатель, называя своего героя подлецом? Обличает ли он Чичикова как нарушителя законов?
Гоголь, конечно же, был за то, чтобы законы, «хотя бы те, которые уже есть», соблюдались.
Но ведь в покупке «мертвых душ» не было прямого нарушения закона: ведь смерть крестьянина не отменяла до очередной ревизии уплаты за него налога в казну. Значит, официально он оставался как бы живым. А живых помещик имел право продавать за любую сумму – это уже было его дело. Чичиков не так уж был далек от правды, когда говорил Манилову: «закон – я немею перед законом». Он нашел лазейку между законами! Конечно, Чичиков пускался и на прямые нарушения законов: брал взятки, утаивал казенные деньги, когда состоял в строительной комиссии, вступал в сделки с контрабандистами. Но вспомните деятельность чиновников в «Ревизоре»! В общем, Чичиков – подлец и мошенник не более чем любой чиновник города N, «знающий дело». Подлость Чичикова – «концентрированное» выражение той морали, которая в кругах, правящих Россией, считалась добродетельной и почтенной.
Чтение-рассуждение «о толстых и тонких».
Вот почему в изображении Чичикова синонимами оказываются столь разные слова: подлец, хозяин, приобретатель. И ключевое тут – слово «приобретатель». «Приобретение – вина всего, – замечает Гоголь, – из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых». Приобретение – своего рода знамение времени: наступила эра буржуа, и ловкие, энергичные, цепкие приобретатели полезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, ту, которую внушал Павлуше его отец: «все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».
Итак, перед нами если и авантюрист, то претендующий на роль «хозяина жизни», если и подлец, то выразитель господствующей общественной морали. Сегодня он еще может потерпеть неудачу («пострадать за правду», как говорил Павел Иванович), но завтра… Как знать, кем будет Чичиков завтра?
– И последний, итоговый вопрос диспута: «живая» душа Чичиков или «мертвая»?
Принимая во внимание, что автор хотел провести своего героя из ада через чистилище в рай, можно предположить, что в представлении Гоголя этот персонаж – «живая» душа. Впрочем, и сам автор, говоря о чичиковской воле к победе над враждебной судьбой, сочувствует герою и дивится его настойчивости. Цель Чичикова – довольство и счастливая семейная жизнь – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства для ее достижения, средства, которыми живут «мертвые» души Гоголя.
Домашнее задание:
1) прочитать статьи в учебнике о Ф. И. Тютчеве (с. 275–277) и А. А. Фете (с. 281–282);
2) одно стихотворение Н. А. Некрасова – наизусть;
3) индивидуальное задание: подготовить сообщение о жизни Н. А. Некрасова.
Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»
Цели: познакомить с биографией драматурга, отметить его роль в создании русского национального театра, место в литературной и идейной борьбе второй половины XIX века.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1. Работа с эпиграфом.
Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь, но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой, русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться "театр Островского"».
А. И. Гончаров
– Какую сторону дара А. Н. Островского отметил А. И. Гончаров?
2. Слово учителя об А. Н. Островском.
Островский пришел в литературу как создатель национально-самобытного театрального стиля, опирающегося в поэтике на фольклорную традицию. Драматургическая деятельность его продолжалась более 40 лет. Особенностью таланта А. Н. Островского является сочетание в нем дарований литератора и театрального деятеля. Он не только создал русский национальный репертуар, но и сформировал нового актера. В театре Островского особое внимание уделяется тексту, в котором заложено все. На основе драматургии этого талантливого человека сложилась школа Малого театра.
– Какую школу жизни прошел Островский? Почему его называли «Колумбом Замоскворечья»? Об этом расскажут мои ассистенты.
А чтобы проникнуть в мир пьес А. Н. Островского, нам следует познакомиться с пьесами различных жанров и тематики.
3. Сообщения учащихся (индивидуальные задания).
1) Служба в Московском совестно́м суде – школе жизни.
2) «Колумб Замоскворечья», пьеса «Банкрот».
3) Вершина зрелого творчества – драма «Гроза».
4) Позднее творчество – «Бесприданница».
4. Чтение статьи учебника (с. 391–393), составление хронологической таблицы.
Этапы биографии и творчества А. Н. Островского.
31 марта (12 апреля) 1823 г. – родился в Замоскворечье в семье чиновника, имевшего частную юридическую практику в купеческой среде.
1840 г. – закончил Первую Московскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета.
1842 г. – бросает учебу в университете.
1843–1845 гг. – служит сначала в Московском совестном суде, а затем в Московском коммерческом суде.
1847–1851 гг. – ранний период творчества. Поиски своего пути. Влияние «натуральной» школы. Пьесы «Свои люди – сочтемся», «Бедная невеста», «Не сошлись характерами», «Утро молодого человека».
1852–1854 гг. – «москвитянинский период». Сотрудничество с журналом «Москвитянин». Славянофильские настроения. Пьеса «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».
1855–1860 гг. – предреформенный период. Сближение с журналом «Современник» и революционерами-демократами. Пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза».
1859 г. – основатель и активный участник «Литературного фонда».
1861–1886 гг. – пореформенный период. Сатирические пьесы, отражающие жизнь пореформенной России: «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы». Исторические пьесы: «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Воевода». Психологические драмы: «Правда – хороша, а счастье лучше», «Последняя жертва», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», пьеса-сказка «Снегурочка».
1865 г. – инициатор создания «Артистического кружка».
1874 г. – инициатор создания «Общества русских драматических писателей и оперных композиторов».
1886 г. – смерть А. Н. Островского.
5. Рассказ учителя о пьесе «Бедность не порок».
Эта пьеса была задумана автором 10 июля 1853 г., а начата 22 августа того же года.
Первоначально она называлась «Гордым бог противится» и должна была состоять из двух актов.
К концу 1853 г. пьеса была закончена, успех превзошел все ожидания.
Ни одна из пьес не вызвала после своего опубликования таких горячих и принципиальных споров, как «Бедность не порок». Представители демократической критики увидели в ней, и прежде всего в образе Любима Торцова, художественное воплощение своих общественных идеалов.
Предназначая пьесу для сцены Малого театра, драматург задолго до окончания комедии распределил ее роли между артистами этого театра.
На сцене Московского Малого театра в течение второй половины XIX в. «Бедность не порок» ставилась чаще других пьес Островского. В представлениях этой комедии участвовали лучшие силы «дома Островского»: М. Н. Ермолова, О. О. Садовская, Павел Васильев – один из лучших исполнителей роли Любима Торцова.
6. Обмен мнениями о прочитанном.
– Н. Добролюбов назвал произведения Островского «пьесами жизни». Как вы понимаете это выражение?