ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 1731
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.
III. Обзор курса литературы 9 класса.
IV. Заключительное слово учителя.
Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
I. Повторение изученного в 5–8 классах.
II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».
II. Изучение нового материала.
Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения
II. Реализация домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»
Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»
III. Письменная проверочная работа.
II. Защита литературных газет.
III. Лекция «Романтизм как литературное направление».
III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».
IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».
II. Изучение нового материала.
III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.
II. Контрольная работа (тест).
Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба
Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)
I. Вступительное слово учителя.
II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».
III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».
IV. Заключительное слово учителя.
III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».
Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина
Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов
Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы
III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».
II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».
III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».
Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики
II. Реализация домашнего задания.
III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?
II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»
Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»
Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии
Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»
Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского
I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).
III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».
Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину
Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»
II. Реализация домашнего задания.
III. Продолжение работы над новым материалом.
Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»
– Покажите на примерах из текста, что Островского действительно интересует жизнь русского общества, русского человека.
Домашнее задание: прочитать страницы пьесы, помещенные в учебнике; подготовить выборочное воспроизведение пьесы.
Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии
Цели: учить анализировать драматическое произведение; повторить композицию пьесы, отметить конфликт в драматическом произведении.
Ход урока
I. Работа по теме урока.
1. Опорная беседа по содержанию.
1) Как называется та часть пьесы, которая знакомит нас с местом и временем действия, представляет основных героев и их взаимоотношения, но в которой нет еще завязки, не обозначился конфликт?
2) Зачем Островский создает такую развернутую экспозицию?
3) Какой момент пьесы можно считать кульминацией?
4) Какова развязка? Чем объяснить ее случайность?
5) Каких героев можно считать основными, каких – второстепенными?
2. Чтение фрагментов.
– Какие события изображены в этих фрагментах?
– Каков конфликт пьесы?
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – противоборство, столкновение, в литературном произведении воплощенное в сюжете.
Следует различать жизненные и художественные конфликты.
Почему Гордей Торцов выступает «злодеем» и под чьим влиянием он находится? По каким причинам Островский дает ему возможность исправиться?
3. Выразительное чтение по ролям (индивидуальное задание): явл. 10, 11, 13.
II. Итог урока.
– Почему главным героем пьесы Островский сделал Любима Торцова?
– Какого героя в русской жизни нашел Островский?
– Какие герои пьесы олицетворяют ее конфликт?
– Счастливо или печально завершается комедия и почему?
Домашнее задание: ответить на вопросы: «народные песни в пьесе: их роль», «Роль Л. Торцова в развитии сюжета».
Урок 54
Любим торцов – главный герой пьесы
Цели: обучать анализу драматического произведения; показать роль народной песни в пьесе.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Выразительное чтение песен из комедии.
– Кого из героев пьесы назвали «песенной героиней»?
– Докажите с помощью текста, что вся душа Любы как бы «прокомментирована лирическими песнями».
– Почему народная песня играет такую важную роль в раскрытии образа героини?
– Как в пьесе проявляется любовь драматурга к русским нравам и обычаям?
2. Работа над образом Любима Торцова.
Стоит с поднятой головой,
Бурнус напялив обветшалый,
С растрепанною бородой,
Несчастный, пьяный, исхудалый,
Но с русской чистою душой…
А. Григорьев
– Что можно сказать о характере героя по его речи?
– Почему пьяница Любим Торцов воплощает пробуждающееся чувство сопротивления самодурству?
– Можно ли утверждать, что с образом Любима Торцова связано авторское отношение к жизни?
– Почему поэт А. Григорьев утверждал, что у Любима Торцова «русская чистая душа»?
(Идеалы народной нравственности Островский видел в патриархальных формах национальной жизни. Но драматург показывает, что идиллия патриархальной семьи Торцовых доведена до высокого напряжения. Поэтический мир народной культуры и нравственности, созданный Островским, противостоит самодурству, но и уязвим перед лицом современной «цивилизации». Защитить его оказывается в состоянии лишь Любим Торцов, обретший горький жизненный опыт за его пределами и потому сумевший активно вмешаться в ход событий, направив их к счастливой развязке.)
3. Выразительное чтение (монолог Любима Торцова из 3-го действия) и беседа по прочитанному.
– Какова главная мысль монолога?
– Какую роль он играет в развитии конфликта пьесы?
– Каково эмоциональное состояние героя? Как оно выражается?
– Можно ли по речи героя судить об отношении автора к нему?
II. Написание сочинения-миниатюры «Почему главным действующим лицом пьесы Островский сделал Любима Торцова?»
Учитель. Подводя итог работы над пьесой, отмечаем, что в драме нет прямого отношения автора к герою, но оно показано через ремарки, речевую характеристику самого героя и других действующих лиц. Сюжет максимально сжат, так как предполагает, что действие развертывается на глазах зрителей (в этом и особенность драматического произведения – оно предназначено для постановки на сцене).
С помощью диалогов и монологов сюжет движется, обнажая перед нами внутренние (в душе героя) и внешние (социально-политические, социально-бытовые) конфликты.
Время действия ограничено, поэтому развивается действие стремительно. Конфликт спрессован, обострен, именно он ведет к кульминации и дает ответ, почему тот или иной персонаж является главным героем пьесы.
Попытайтесь порассуждать, почему же именно пьяницу Любима Островский сделал главным действующим лицом. Чтобы сочинение получилось убедительным, логически завершенным, можно использовать следующий план:
1) Место комедии в творчестве Островского.
2) Сюжет и конфликт, воплощенный в сюжете.
3) Роль Любима Торцова в развитии сюжета.
4) Речь героя – важнейшее средство раскрытия его характера.
5) Отношение автора к герою, выражение с помощью этого персонажа авторского отношения к жизни.
Домашнее задание:
1) прочитать статью о Ф. М. Достоевском;
2) индивидуальное сообщение (см. следующий урок);
3) прочитать повесть «Белые ночи».
Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»
Цели: проследить жизненный путь писателя; сделать обзор романов; обменяться впечатлениями о прочитанной повести «Белые ночи».
Ход урока
I. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя.
Ф. М. Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как писатель-философ, потому что в центре его романов всегда стояла философская проблематика. Раскрытие этой проблематики объясняет глубокий интерес писателя к тайнам внутреннего мира человека, к психологическому анализу его личности. Его герои обычно сосредоточены на разрешении какой-либо философской проблемы, их не интересует бытовая сторона жизни. «Русские мальчики», как обычно называл Достоевский своих любимых героев, переполнены идеями и страстями. Основу конфликтов в его романах составляет внутренняя борьба в душах героев и борьба этих героев, раздираемых противоречиями, между собой. Суть этой борьбы – решение вопроса о добре и зле.
Современному миру, поправшему вечные духовные ценности, забывшему о нравственных идеалах, Достоевский противопоставляет идеал Христа, понимаемый им как духовная красота, которая спасет мир.
Герои Достоевского мучаются проблемами, которые волновали самого автора. Нам следует уделить особое внимание общественной позиции писателя, истокам его философии. Сведения о жизни Федора Михайловича помогут воссоздать общественно-политическую картину жизни России во время создания «Преступления и наказания» – одного из самых сложных в мировой литературе романов.
2. Сообщение учащегося о жизни и творчестве писателя.
Отец писателя – Михаил Андреевич Достоевский – принадлежал к дворянскому роду Ртищевых. Одному из его предков было даровано село Достоево в Подольской губернии, откуда и происходит его фамилия.
Мать его – Мария Федоровна, урожденная Нечаева.
Михаил Андреевич окончил Медико-хирургическую академию, воевал против Наполеона в 1812 г., а выйдя в отставку, поселился в Москве, где был назначен на должность лекаря Мариинской больницы для бедных. Здесь 30 октября (11 ноября) 1821 г. родился Ф. М. Достоевский.
В 1838 г. юноша поступил в Главное (Петербургское) военно-инженерное училище, которое окончил в 1843 г., после чего был зачислен в Петербургскую инженерную команду. В 1837 г. умерла мать Мария Федоровна, а в 1839 г. скоропостижно скончался отец от апоплексического удара. Это известие настолько потрясло будущего писателя, что с ним случился нервный припадок, который усугубился слухами о том, что отец умер не своей смертью, а был убит мужиками. Болезнь развилась в эпилепсию, которая мучила писателя всю жизнь.
Унизительная бедность, занятие нелюбимым делом – все это подтолкнуло Федора Михайловича выйти в отставку, чтобы всецело посвятить себя литературной работе.
В 1846 г. увидело свет первое оригинальное произведение Достоевского «Бедные люди», принесшее автору необычайный успех. Оно привело в восторг Белинского, а также писателей, составлявших круг «натуральной школы».
Образ Петербурга, образ «маленького человека», тема психологической двойственности человеческой личности, возникшие в «Бедных людях», продолжатся в произведениях 40-х гг.: «Двойник» (1846 г.), «Белые ночи» (1848 г.), «Неточка Незванова» (1846–1849 гг.).
Итак, год 1849-й… «Подвергнуть смертной казни расстрелянием»… За что? Почему?
3. Составление плана-конспекта по жизни и творчеству писателя.