ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 1678
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.
III. Обзор курса литературы 9 класса.
IV. Заключительное слово учителя.
Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
I. Повторение изученного в 5–8 классах.
II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».
II. Изучение нового материала.
Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения
II. Реализация домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»
Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»
III. Письменная проверочная работа.
II. Защита литературных газет.
III. Лекция «Романтизм как литературное направление».
III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».
IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».
II. Изучение нового материала.
III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.
II. Контрольная работа (тест).
Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба
Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)
I. Вступительное слово учителя.
II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».
III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».
IV. Заключительное слово учителя.
III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».
Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина
Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов
Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы
III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».
II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».
III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».
Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики
II. Реализация домашнего задания.
III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?
II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»
Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»
Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии
Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»
Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского
I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).
III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».
Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину
Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»
II. Реализация домашнего задания.
III. Продолжение работы над новым материалом.
Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»
2) повторы: «давным-давно», «молодо и свежо» и т. д.;
3) антитезы (сила – слабость; вера – безверие);
4) риторические вопросы (например: «Кого может обмануть этот агрессивный внешний вид?»);
5) побудительные и восклицательные предложения («Представьте себе…», «Вспомните…» и т. д.);
6) сопоставительные и противопоставительные конструкции («как молодые, так и взрослые люди…»).
– О чем же мы будем писать, размышляя о своем современнике? Рассмотрим основные, ключевые вопросы к теме.
Чем отличается жизнь современного молодого человека?
Какие проблемы свойственны этому поколению? Как они решаются?
Есть ли среди твоих сверстников личности, о которых можно сказать, что они постоянно развиваются?
Справедливы ли упреки взрослых в том, что «молодежь не та пошла»?
Проще или сложнее, по сравнению с веком XIX, стала жизнь твоего сверстника?
Сохранились ли в наше время те идеалы, которые провозглашали молодые люди XIX в.?
III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».
Домашнее задание:
1) завершить работу над сочинением;
2) читать рассказ А. П. Чехова «Анна на шее»;
3) индивидуальное сообщение об А. П. Чехове.
Уроки 62–63
эпоха А. п. чехова. художественное мастерство чехова-рассказчика
Цели: повторить биографию писателя; вспомнить юмористические рассказы, изученные ранее; отметить художественное мастерство Чехова-рассказчика.
Ход уроков
I. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы продолжаем наше знакомство с писателем, о котором М. Горький сказал как-то: «Никто не понимал так ясно и тонко, как он… трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни».
Да, наш рассказ об А. П. Чехове. (Запись темы на доске и в тетради.) Время, а вернее безвременье, 80-х гг. XIX века, когда Чехов входил в литературу, наложило отпечаток на мировоззрение писателя.
80-е гг. XIX в. – эпоха разочарований, эпоха переоценки ценностей, эпоха поисков новых путей развития России. Чехов же не искал никаких новых путей, не изобретал средств спасения. Он просто эту Россию любил, любил искренне, со всеми ее недостатками и слабостями, и рисовал жизнь такой, какая она есть в ее повседневном течении.
В отличие от своих предшественников, героем своих произведений писатель делает не какую-то выдающуюся личность, а самого обыкновенного человека. Его интересует духовный мир человека, погруженного в поток обыденной жизни.
Основной темой творчества зрелого Чехова становится наблюдение за процессом постепенной нравственной деградации, утраты человеком истинных духовных ценностей. При этом для писателя важны не размышления героя, а его эмоции и переживания.
Чехов не дает советов, не поучает читателя и не раскрывает прямо психологическое состояние своих героев (которого они сами порой не понимают), а так воспроизводит это состояние, что читатель, проникаясь настроением героя, ставит себя на его место и чувствует вместе с ним.
Для создания такого настроя писатель часто пользуется приемом несобственно-прямой речи, которая в его произведениях вытеснила столь привычный внутренний монолог.
Чехов не вторгается в глубины человеческого подсознания, а воспроизводит внутренний мир человека косвенно. Такой прием называют приемом скрытого психологизма. Наблюдая за повседневной внутренней жизнью человека, писатель приходит к выводу (и подводит читателя), что смутные, случайные душевные движения, малозначительные факты, постоянно накапливаясь, могут привести к серьезному изменению человеческой личности. В его произведениях изображается то, что происходило и происходит всегда, что может случиться со всяким, а человек интересен писателю именно своей обыкновенностью, своей похожестью на других.
Вспомним этапы биографии и творчества писателя.
2. Сообщение учащегося о Чехове (индивидуальное задание).
3. Составление хронологической таблицы.
Годы |
Основные события жизни и творчества |
17 (29) янв. 1860 |
Родился в Таганроге в купеческой семье |
1868–1879 |
Учеба в Таганрогской гимназии, репетиторство |
1879–1884 |
Учеба на медицинском факультете Московского университета |
1880–1884 |
Первые юмористические рассказы в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Осколки» и др. |
1884 |
Начало медицинской практики |
1888 |
Повесть «Степь» – итог чеховских исканий 80-х гг. |
1890 |
Поездка на Сахалин |
1893–1894 |
Книга «Остров Сахалин» |
1892 |
Поселился в приобретенной подмосковной усадьбе Мелихова. Определяется основная тема творчества – равнодушие, символом которого стал «человек в футляре» |
1898 |
Работа для Московского Художественного театра. Пьеса «Чайка» |
1899 |
Пьеса «Дядя Ваня» |
1901 |
Пьеса «Три сестры». Женитьба на актрисе Художественного театра О. Л. Книппер |
1902 |
Вследствие заболевания туберкулезом переселяется в Ялту |
1903–1904 |
Пьеса «Вишневый сад» |
1904 |
В связи с обострением болезни выезжает на лечение на курорт Баденвейлер (Германия), где скончался 2 (15) июля. Похороны в Москве. |
4. Работа с опорными тезисами.
«Краткость – сестра таланта».
«Искусство писать – это искусство сокращать».
Из писем А. П. Чехова.
Жанр рассказа – малой эпической формы – Чехов довел до совершенства. Просто поражает лаконизм и огромное социальное содержание его рассказов.
– Как этого достигает Чехов? (Записать в тетради.)
1) Заглавие имеет точное идейное звучание.
2) Сюжет строится на остром, необычайном положении.
3) Композиция: экспозиция → очень краткое, динамичное действие → неожиданная развязка, где чаще всего сосредоточена суть рассказа.
4) Художественная деталь заменяет многоречивые описания.
5) Авторская речь: четкость синтаксических конструкций, простота и ясность; речь героев – в соответствии с их характером.
6) Сравнения подсказаны жизнью; эпитеты немногочисленны, новы, органически сочетаются со словами общенародного языка.
7) Афористичность речи как положительных, так и отрицательных персонажей.
8) Наличие подтекста.
Подтекст – способ построения художественного текста, основанный на несовпадении внешнего, прямого смысла слова и его внутреннего значения.
5. Тест по рассказу Чехова «Хамелеон».
1. Главный герой «Хамелеона»:
а) Очумелов;
б) Овсов;
в) Денис Григорьев.
2. В творчестве Чехова важную роль играют внешние детали. На перемену внутреннего состояния полицейского надзирателя указывает:
а) узелок в руке;
б) снятая или накинутая на плечи шинель;
в) корзина с конфискованным крыжовником.
3. Отличительной чертой произведения является:
а) глубокий лиризм;
б) искрящийся юмор, громкий смех;
в) пафос.
4. Жанр произведения:
а) рассказ;
б) очерк;
в) повесть.
5. Автор относится к Очумелову:
а) нейтрально;
б) с сарказмом;
в) с сочувствием.
6. Отношение Очумелова к Хрюкину меняется в связи с тем, что он:
а) разобрался в происшедшем;
б) пожалел золотых дел мастера;
в) узнал, чья собака.
7. Произведение:
а) основано на жизненных ситуациях;
б) является вымыслом;
в) сочетает авторский вымысел и жизненную ситуацию.
8. Особенность произведения:
а) за анекдотической ситуацией скрыт глубокий жизненный смысл;
б) наличие нескольких рассказчиков;
в) высокий лиризм.
9. Смысл названия произведения связан с тем, что:
а) Очумелов то снимает, то надевает шинель;
б) надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску.
Эта викторина по уже знакомому тексту подтверждает правильность наших записей в тетрадях.
6. Анализ рассказов «Тоска» и «Счастье».
1) Слово учителя.
Обратимся теперь к рассказам Чехова 80-х гг. Вся первая половина 80-х гг. в творчестве Чехова связана с юмористикой. вспомните, какой «перевернутой» предстает в рассказе «Толстый и тонкий» тема «маленького человека». Пафос чеховского повествования – не в сочувствии жертве, а в высмеивании чинопочитания, лишающего человека всего человеческого. То же относится и к рассказу «Смерть чиновника».
К середине 80-х гг. в творчестве Чехова наметился некоторый перелом. Все чаще в его произведениях начинают звучать серьезные нотки, появляются рассказы с симптоматичными заглавиями – «Горе», «Тоска», в центре которых – человек, оставшийся один на один со своим горем. Это одиночество отдельного человека отражало общую ситуацию того времени, свидетельствуя о разрыве человеческих и общественных связей, что становится одной из ведущих тем чеховского творчества этого периода.
2) Краткий пересказ одним из учеников рассказа «Тоска» (1886 г.).
В центре рассказа – образ петербургского ночного извозчика Ионы Потапова. У старого Ионы умер сын, и он пытается рассказать о своем горе седокам: сначала военному в шинели, затем компании загулявших молодых людей. Но все равнодушно отмахиваются от него. первый говорит: «Поезжай, поезжай… Эдак мы и до завтра не доедем», вторые заняты разговором о гулянье. Он обращается тогда к молодому извозчику, но и тот отвернулся и заснул. Иона идет дать корму лошади и рассказывает ей: «Так-то, брат кобылочка… Взял и помер зря… Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать… И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить… Ведь жалко?» Рассказ «Тоска» был отнесен Л. Н. Толстым к «первому сорту» чеховских произведений.
В основе рассказа – короткая бытовая сцена, показанная в грустно-лирическом свете. Бытовой случай помогает раскрыть глубокое психологическое содержание, которое неразрывно связано с социальным: писатель заставляет увидеть в личном несчастье людей отражение общей социальной несправедливости.
3) Краткий пересказ рассказа «Счастье» (1887 г.).
Рассказ «Счастье» был написан в 1887 г. Он посвящен Якову Полонскому. Современники писателя видели в рассказе лишь живописные достоинства. Однако сам писатель весной 1888 г. утверждал, что «Счастье» – лучший из всех рассказов, написанных им к этому времени. «Степной субботник, – писал А. П. Чехов брату, Александру Павловичу, – мне самому симпатичен своей темой, которой вы, болваны, не находите».
Тема эта – мечта человека о счастье.
– Как она разработана в рассказе?
В рассказе изображается степь: равнина, ночь, бледная заря на востоке, стадо овец и три человеческие фигуры, рассуждающие о счастье. На этом фоне сосуществуют два повествовательных плана – реально-бытовой и поэтический.
– Как они выражены в повествовании?
Первый заключается в разговорах о погребенных в степи сказочных кладах: «мечты призрачные, туманные, ленивые, вполне под стать степной дремотной обстановке, сонным овечьим мыслям». Второй скрыт в подтексте и проявляется в пейзажных зарисовках, написанных как бы акварельными красками. Это потаенная мечта о человеческом счастье; именно этот второй план повествования определяет истоки поэтичности и драматизма, присутствующих в произведении.
– А каково сюжетное движение в рассказе?
Вместо него мы наблюдаем движение мысли, мысли о счастье.
– Какую роль отводит автор пейзажным зарисовкам?
Поэтическая картина создает настроение, которое выражено в реплике объездчика: «Экая ширь, Господи помилуй! Пойди-ка найди счастье!»
Так сливаются в едином поэтическом образе тема родины и тема народного счастья.
– Найдите в тексте портретные характеристики участников события. Как они характеризуют персонажей?
– Как выражена в рассказе авторская точка зрения на проблему человеческого счастья?
– В чем же заключается мастерство Чехова-рассказчика?