ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 1698
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.
III. Обзор курса литературы 9 класса.
IV. Заключительное слово учителя.
Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
I. Повторение изученного в 5–8 классах.
II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».
II. Изучение нового материала.
Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения
II. Реализация домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»
Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»
III. Письменная проверочная работа.
II. Защита литературных газет.
III. Лекция «Романтизм как литературное направление».
III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».
IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».
II. Изучение нового материала.
III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.
II. Контрольная работа (тест).
Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба
Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)
I. Вступительное слово учителя.
II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».
III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».
IV. Заключительное слово учителя.
III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».
Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина
Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов
Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы
III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».
II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».
III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».
Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики
II. Реализация домашнего задания.
III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?
II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»
Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»
Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии
Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»
Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского
I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).
III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».
Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину
Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»
II. Реализация домашнего задания.
III. Продолжение работы над новым материалом.
Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»
Но о дальнейшей судьбе тургеневских героев мы не знаем, а Бунин оригинален в том, что показывает встречу героев через 30 лет. И мы узнаем, как сложилась их судьба.
Сближает эти произведения мотив несчастной любви. Отказавшись от любви, герои не находят личного счастья. Причина отказа – в разном социальном положении.
– В чем необычность героинь? (Обе необычны, имеют яркую внешность, сильный характер. Полюбив, «тургеневская девушка» способна первой сказать о своих чувствах, любовь ее – глубокое чувство. Полюбив Николая Алексеевича в юности, Надежда из «Темных аллей» несет свою неразделенную любовь как тяжкую ношу.)
– В чем общий мотив произведений? (Возвышенность и поэтичность первой любви.)
– Как воплощает этот мотив каждый из авторов? (У Тургенева любовь окрыляет, поднимает над миром. По Бунину: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его, – цените их, живите ими». И любовь в понимании писателя – это зарница: вспыхнула и погасла.)
– Что общего в изображении характеров? (Произведения сближает психологизм в изображении характеров героев.)
– Какие средства используют авторы для передачи душевного состояния героев? (Оба автора используют прием пейзажа.)
2) С повестью Достоевского «Белые ночи».
– Что общего в повести и новелле? (И там и здесь звучит мотив первой любви. Это чувство у героев возвышенное, но их любовь – несчастная.)
– В чем различия? (У Бунина причина несчастной любви – в неравенстве социального положения. У Достоевского – любовь мечтателя не является взаимной.)
– В чем различия в описании и судьбе женских образов? (Юная Настенька из «Белых ночей» не просто мечтает о любви. Главное для нее – стать счастливой в жизни, создать семью с любимым человеком. Разочаровавшись в своем любимом, она готова остаться с мечтателем, понимая, что с человеком, который ее любит, ей будет гораздо проще и легче в жизни. А героиня Бунина, не получив взаимности в любви, находит иное применение своим внутренним силам. Она не сломалась. Жизнь ее нельзя назвать пустой и бессмысленной.)
– В чем разница подходов авторов к оценке любовной ситуации? (У Достоевского особый тип героя – «мечтатель поневоле». Таким его сделала тяжелая действительность, спасения от которой он ищет в чистых и возвышенных чувствах. Поэтому и любовь у него романтическая, оторванная от реальности. Герою Достоевского близка надежда из «Темных аллей». Она также верит в бесконечность любовного чувства, поэтому при всей своей красоте и силе характера она не вышла замуж. Бунин скорее на стороне своего героя – реалистический взгляд на чувства. Ошибся ли Николай Алексеевич, отказавшись от любви и преданности Надежды? Писатель отрицательно отвечает на этот вопрос.)
II. Итог уроков.
Домашнее задание:
1) прочитать одну новеллу из сборника «Темные аллеи» и дать ее письменный анализ;
2) аналитический пересказ статьи учебника о М. Булгакове (с. 111–113);
3) индивидуальное задание (сообщение о жизни и творчестве Булгакова).
Материал можно взять в книге: М. Булгаков «Я хотел служить народу». Проза. Пьесы. Письма. Образ писателя. – М.: Педагогика, 1991. (См. статью В. Лакшина «Булгакиада».)
Уроки 68–69
М. а. БУЛГАКОВ: жизнь и судьба. художественные особенности повести «собачье сердце»
Цели: учить работать со статьей учебника; сделать обзор содержания повести «Собачье сердце», отметить ее художественные особенности.
Ход уроков
I. Проверка домашнего задания.
1. Аналитический пересказ статьи учебника о М. Булгакове – «Каким я представляю Булгакова».
2. Сообщение учащегося.
Рассказ о драматической писательской судьбе М. Булгакова и судьбе некоторых его книг.
II. Работа по теме урока.
1. Слово учителя о М. Булгакове и его повести «Собачье сердце».
М. А. Булгаков родился в Киеве, в семье профессора Киевской духовной академии; учился в гимназии, увлекался театром, пересмотрел все спектакли.
– Как это увлечение повлияло на творчество Булгакова? (Булгаков – автор ярких драматических произведений.)
В 1916 г. с отличием окончил медицинский факультет Киевского университета и полтора года служил в земской больнице села Никольского Смоленской губернии. Об этом времени он рассказывает в автобиографической повести «Записки юного врача».
– Единственный ли это прецедент в русской литературе, когда врач становится писателем? (Нет, не единственный. Врачами были и Чехов – любимый писатель Булгакова, и Вересаев, с которым Булгакова связывала многолетняя личная и творческая дружба.)
Критик Леопольд Авербах (прообраз Берлиоза в «Мастере и Маргарите») утверждал, что фантастические повести Булгакова – «злая сатира на советскую страну, откровенное издевательство над ней, прямая враждебность». Булгаков же не считал себя противником нового, считал, что помогает ему, помогает правдой. Хорош тот врач (а Булгаков и был врачом), который не только поставит диагноз, но и постарается прогнозировать течение болезни.
Сатирические произведения Булгакова, несомненно, слишком откровенно критиковали советскую власть и, конечно, не могли быть опубликованы. Автор так и не увидел напечатанной свою повесть «Собачье сердце», в которой писатель по-новому повернул тему ответственности науки перед живой жизнью. Рукопись вместе с дневником была изъята сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 г. Впоследствии рукопись вернули в обмен на то, что Булгаков забрал свое заявление о выходе из Всероссийского союза писателей.
– О чем же идет речь в повести? (О непредсказуемых последствиях научных открытий, о том, что эксперимент, имеющий дело с неадекватным человеческим сознанием, опасен.)
Научная интуиция и здравый смысл дают сбой, когда профессор пересаживает уличной дворняге гипофиз человека. По прихоти науки возникает чудовищный гомункулус с собачьим нравом и замашками хозяина жизни. Булгаков с большим скептицизмом смотрел на попытки искусственного и ускоренного воспитания «нового человека».
2. Пересказ повести по группам.
Повесть состоит из 8 глав и эпилога. попытаемся пересказать ее (по группам).
1-я группа – I глава. «Показался гражданин, а не товарищ, и даже вернее всего – господин».
2-я группа – II глава. «Боже! Пропал Калабуховский дом!».
3-я группа – III глава. «Разруха не в клозетах, а в головах».
4-я группа – IV глава. «Эх, доктор Борменталь, жаль пса, ласковый был».
5-я группа – V глава. «Перед нами новый организм».
6-я группа – VI глава. «Дорогой доктор, я измучился за эти две недели больше, чем за последние 14 лет. Вот ведь тип, я вам доложу…».
7-я группа – VII глава. «Ей-богу, я, кажется, решусь».
8-я группа – VIII глава. «Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак».
9-я группа – эпилог. «То есть он говорил? Это еще не значит быть человеком».
Предложенные цитаты должны пояснить, на что вам следует обратить внимание при аналитическом пересказе.
3. Дискуссия на тему: «Шариков смешон или опасен?»
Вопросы:
1) Какие пороки сконцентрировались в двуногом существе?
2) Чем опасно его желание «взять все и поделить»?
3) К чему привела полученная Шариковым великая возможность произносить членораздельные звуки?
4) В чем смысл финала повести?
Итак, профессор Преображенский, выведя новую породу человека, хочет воздействовать на Шарикова словами, но безрезультатно. А вот у Швондера – идейного антагониста Преображенского – это получилось сразу, и Шариков понял, что он «труженик», потому что не нэпман и не профессор, живущий в семи комнатах и имеющий 40 пар штанов. «Труженик» уже потому, что у него нет собственности, а работать, по его мнению, не нужно – достаточно «взять все да поделить». Швондер, другим путем «выведенный» новый человек, борется за душу Шарикова, прививая ему нахрапистость, наглость, высокомерие к культуре. Хочу мять цветы – и буду, хочу мочиться мимо унитаза – мое право, хочу сделать политическую карьеру в государстве Швондеров – потесню кого-нибудь и сделаю. Вот плоды революционного «окультуривания» масс. Булгаков солидарен с Преображенским: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь, вместо того чтобы идти параллельно с природой, форсирует вопрос и поднимает завесу: «На, получай Шарикова и ешь его с кашей».
Симптом духовной катастрофы в Советской России налицо – делает вывод своим произведением писатель.
4. Анализ художественных особенностей повести.
1) «Говорящие» фамилии – традиционный прием писателей-сатириков. Попытайтесь «расшифровать» их.
2) В повести несколько рассказчиков. Кто выступает рассказчиками?
3) Символика повести, точная хронология. Проследите ее.
– С какими православными праздниками совпадают «рождение» и «смерть» Шарикова? Как с этой точки зрения высвечивается символика повести?
– Какие события в повести описаны реалистически, а какие – фантастически?
– Где изображение становится гротескным?
– В каких сатирических произведениях русской литературы вы встречались с таким приемом?
4) Сюжет повести позволяет автору использовать прием речевой характеристики. Проследите его использование на примере речи Шарикова.
5) Повествованию свойственна афористичность. Найдите такие примеры в речи как отрицательных, так и положительных героев.
6) Некоторые образы повести стали нарицательными. Какие это образы?