Файл: Поурочные планы по литературе 9 класс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.05.2024

Просмотров: 1661

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1 вводный

Ход урока

I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.

III. Обзор курса литературы 9 класса.

IV. Заключительное слово учителя.

Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы

Ход урока

I. Повторение изученного в 5–8 классах.

II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».

III. Итог урока.

II. Изучение нового материала.

III. Итог уроков.

III. Итог урока.

Жанры классицизма

II. Итог урока.

Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения

Жанрово-стилевая реформа

III. Итог урока.

II. Реализация домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

Урок 10

II. Итог урока.

Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Обобщение по уроку.

Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»

Ход урока

I. Изучение нового материала.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 15

III. Письменная проверочная работа.

IV. Итог урока.

II. Защита литературных газет.

III. Лекция «Романтизм как литературное направление».

Уроки 18–19

Ход урока

I. Экспресс-опрос.

III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».

IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».

VI. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Изучение нового материала.

III. Итог урока.

Урок 22

III. Итог урока.

III. Итог урока.

III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.

Урок 25 «…Картина нравов, и галерея живых типов… и комедия» (по статье и. А. Гончарова «Мильон терзаний»)

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Контрольная работа (тест).

Урок 26

Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба

Ход урока

I. Изучение нового материала.

II. Итог урока.

Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».

III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».

IV. Заключительное слово учителя.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Практическая часть.

III. Письменная работа.

III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».

II. Итог урока.

II. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина

Ответы к тесту

Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов

Ход урока

I. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».

II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».

III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».

IV. Итог урока.

Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Реализация домашнего задания.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 47

Ответы к тесту

III. Итог урока.

Урок 48

III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?

II. Сочинение-миниатюра: «Почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова и заканчивает Плюшкиным?»

II. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»

Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»

Ход урока

I. Изучение нового материала.

Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Написание сочинения-миниатюры «Почему главным действующим лицом пьесы Островский сделал Любима Торцова?»

Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»

Ход урока

I. Работа по теме урока.

Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).

II. Работа по теме урока.

III. Итог уроков.

II. Итог урока.

III. Итог урока.

III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».

II. Итог уроков.

Урок 64

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

III. Итог уроков.

II. Итог уроков.

Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину

Ход мероприятия

Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог уроков.

II. Реализация домашнего задания.

III. Продолжение работы над новым материалом.

IV. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог урока.

Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

Уроки 88–89 знакомство с творчеством а. Т. Твардовского

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог уроков.

Уроки 90–91

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

Уроки 92–93

III. Итог урока.

II. Реализация домашнего задания.

1. Ответ на вопросы:

– Каким представляется вам личность Заболоцкого?

– Что в воспоминаниях современников остановило ваше внимание?

2. Сообщения учащихся о поэте с чтением стихов.

3. Чтение наизусть понравившихся стихов Заболоцкого с комментарием.

III. Продолжение работы над новым материалом.

1. Чтение и анализ стихотворений.

1) «Завещание».

Элегия была написана в 1947 г. Образ природы воплощен в живом и целостном, субъективно окрашенном лирическом переживании. В этих элегических стихах использован отвечающий жанру размер – 5- и 6-стопный ямб.

При всей глубине и серьезности стихотворение отмечено живой интонацией разговора с современником и потомком о главных, жизненно важных вопросах. Это своего рода итог эволюции философской лирики поэта, его многолетних размышлений о человеке и мире, о личном бессмертии.

– В чем же видит смысл жизни автор? Какая философская мысль определяет содержание этого лирического стихотворения? (Лейтмотив стихотворения – утверждение вечно живого, прекрасного, многоцветного, сияющего мира. Именно в нем сохраняются «живая душа», ум, мысли, сознание человека, который остается в природе, «как медленная птица», «как летний дождь».)

2) «Я не ищу гармонии в природе…».

Выразительное чтение стихотворения.

Стихотворение носит программный характер для всего творчества Заболоцкого. Оно открывает раздел «Книга вторая. Стихотворения 1932–1958 гг.» в подготовленном поэтом в 1957 г. собрании своих сочинений. Написанное характерным для философской лирике 5-стопным ямбом, оно опирается на классическую (тютчевскую) традицию и в то же время вступает с ней в полемику.

– Какой мы видим природу у Заболоцкого?

Природа у Заболоцкого живая, бесконечно изменяющаяся, противоречивая. Она в постоянном стихийном, буйном движении, занята, как и человек, тяжким трудом и «бесплодною игрой». Мир ее одухотворен, и это проявляется во всей системе тропов (находим в словаре, зачитываем): эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений. Идя от частного к общему, поэт создает в финале образ природы-матери, пусть лишенной гармонии и разума, но обретающей их в деяниях человеческих. (Ответы подтвердить цитатами.)

2. Самостоятельная работа.


Анализ стихотворений «О красоте человеческих лиц» и «Можжевеловый куст» (по вариантам).

3. Заключительное слово учителя.

При всем многообразии творчества Н. Заболоцкого следует подчеркнуть единство и цельность его художественного мира. Художественно-философское осмысление противоречий бытия, раздумья о человеке и природе в их взаимодействии и единстве, своеобразное поэтическое воплощение современности, истории, «вечных тем» составляют основу этой цельности.

В творчестве Заболоцкого несомненно обновление и развитие русской поэтической мысли (философской лирики XVIII–XIX вв.: Державина, Пушкина, Баратынского, Тютчева). С другой стороны, Заболоцкий активно осваивает опыт поэтов ХХ в. (Мандельштама, Пастернака).

Жизненный и творческий путь Н. А. Заболоцкого по-своему отразил трагические судьбы русской литературы и русских писателей ХХ в. Заболоцкий унаследовал и развил достижения русской поэзии, соединив лучшие традиции литературы прошлого с самым смелым новаторством, характерным для ХХ столетия, по праву заняв место в ряду его поэтов-классиков.


IV. Итог уроков.

Домашнее задание:

1) выучить наизусть понравившееся стихотворение;

2) подготовиться к уроку по творчеству М. Цветаевой.

Уроки 78–79

«Я тоже была, прохожий! прохожий, остановись!..»

Цели: познакомить с основными вехами жизни и творчества М. Цветаевой; определить основные черты личности поэта; создать атмосферу «погружения» в творчество мастера.

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

1. Объявление темы и целей урока.

2. Чтение стихотворения «Идешь, на меня похожий…».

Литературный монтаж.

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала – тоже!

Прохожий, остановись!

Прочти – слепоты куриной

И маков набрав букет –

Что звали меня мариной

И сколько мне было лет.

Демонстрируется портрет М. Цветаевой.

Не думай, что здесь – могила,

Что я появлюсь, грозя…

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились…

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед:

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли…

– И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли.

Коктебель, 3 мая 1913

Учитель. 26 сентября 1882 г., с субботы на воскресенье, в ночь на праздник святого Иоанна Богослова родилась Марина Цветаева.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

16 августа 1916 г.

Демонстрируется портрет Марины с отцом.


Отец Марины, Иван Владимирович Цветаев, был человеком необыкновенно образованным. Он стал создателем и первым директором музея изящных искусств в Москве (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Будучи известным филологом и искусствоведом, именно отец познакомил Марину с историей и культурой Эллады, с ее нравами и обычаями, мифами и легендами. Античный мир постепенно стал неотъемлемой частью духовного мира будущего поэта. Сюжеты и образы античности встречаются во многих цветаевских произведениях.

Звучит музыка Бетховена, на ее фоне демонстрируется портрет матери поэта.

Мария Александровна, мать марины, была музыкантом. Свою жизнь она посвятила детям и музыке. Она была человеком мятежным и страстным. Пылкую романтическую натуру она выплескивала в звуках. «После такой матери мне оставалось одно – стать поэтом», – говорила Марина.

Портрет Марины с Асей.

«Марина Цветаева родилась в семье, – писала ее дочь, – являвшей собой некий союз одиночеств». Еще одним «одиночеством» была Маринина младшая сестра Ася, человек необычайно тонкий, в ком и смогла найти Марина своего первого слушателя, родственную душу.

Портрет Марины за роялем.

Марина росла среди музыки и книг. Любимыми стали для нее немецкие сказки, образ Наполеона, музыка Бетховена; она любила родной Трехпрудный переулок, Москву и воображаемый ею Париж. Таким было ее детство.

В зале

Над миром вечерних видений

Мы, дети, сегодня цари.

Спускаются длинные тени,

Горят за окном фонари,

Темнеет высокая зала,

Уходят в себя зеркала…

Не медлим! Минута настала!

Уж кто-то идет из угла.

Нас двое над темной роялью

Склонилось, и крадется жуть.

Укутаны маминой шалью,

Бледнеем, не смеем вздохнуть.

Посмотрим, что в мире творится

Под пологом вражеской тьмы?

Темнее, чем прежде, их лица, –

Опять победители мы!

Мы цепи таинственной звенья,

Нам духом в борьбе не упасть,

Последнее близко сраженье,

И темных окончится власть.

Мы старших за то презираем,

Что скучны и про́сты их дни…

Мы знаем, что многое знаем

Того, что не знают они!


1908–1910 гг.

Взрослела Марина, а вместе с нею креп и ее талант. В 1910 г., тайком от родителей, она выпустила свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Он стал историей ее законченного детства.

Молитва

Христос и Бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.

Ты мудрый, ты не скажешь строго:

«Терпи, еще не кончен срок!»

ты сам мне подал – слишком много!

Я жажду сразу – всех дорог!

Всего хочу: с душой цыгана

Идти под песни на разбой,

За всех страдать под звук органа

И амазонкой мчаться в бой;

Гадать по звездам в черной башне,

Вести детей вперед, сквозь тень…

Чтоб был легендой – день вчерашний,

Чтоб был безумьем – каждый день!

Люблю и крест, и шелк, и каски,

Моя душа мгновений след…

Ты дал мне детство – лучше сказки,

И дай мне смерть – в семнадцать лет!

Таруса, 26 сент. 1909 г.

Марина была человеком, не любившим своей внешности. Не любила она и говорить о ней. Но мы изменим этому правилу и посмотрим, что пишет о Марине ее дочь в своих воспоминаниях.

Портрет Марины 1925 г.

«Моя мать была невелика ростом – 163 см, с фигурой египетского мальчика. Строгая осанка была у нее: даже склоняясь над письменным столом, она хранила «стальную выправку хребта». Волосы ее, золотисто-каштановые, рано начали седеть. Светлы и немеркнущи были глаза – зеленые, цвета винограда. Лицо было полно постоянного внутреннего напряжения, движения, потаенной выразительности, изменчиво и насыщено оттенками, как небо и вода…» Такой была Марина.

Марина с С. Эфроном. Коктебель.

Они встретились 5 мая 1911 г. на пустынном коктебельском побережье, куда Марина приехала вместе с Асей по приглашению Максимилиана Волошина. Здесь решилась ее судьба… Это произошло в самом начале мая… Она собирала камешки на морском берегу. Он стал помогать ей – красивый грустный юноша с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, марина загадала: «если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж». Конечно же, сердолик этот он нашел сразу, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых. Вложил ей в ладонь розовый крупный камень, который Марина хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день.