Файл: Поурочные планы по литературе 9 класс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.05.2024

Просмотров: 1688

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1 вводный

Ход урока

I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.

III. Обзор курса литературы 9 класса.

IV. Заключительное слово учителя.

Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы

Ход урока

I. Повторение изученного в 5–8 классах.

II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».

III. Итог урока.

II. Изучение нового материала.

III. Итог уроков.

III. Итог урока.

Жанры классицизма

II. Итог урока.

Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения

Жанрово-стилевая реформа

III. Итог урока.

II. Реализация домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

Урок 10

II. Итог урока.

Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Обобщение по уроку.

Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»

Ход урока

I. Изучение нового материала.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 15

III. Письменная проверочная работа.

IV. Итог урока.

II. Защита литературных газет.

III. Лекция «Романтизм как литературное направление».

Уроки 18–19

Ход урока

I. Экспресс-опрос.

III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».

IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».

VI. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Изучение нового материала.

III. Итог урока.

Урок 22

III. Итог урока.

III. Итог урока.

III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.

Урок 25 «…Картина нравов, и галерея живых типов… и комедия» (по статье и. А. Гончарова «Мильон терзаний»)

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Контрольная работа (тест).

Урок 26

Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба

Ход урока

I. Изучение нового материала.

II. Итог урока.

Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».

III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».

IV. Заключительное слово учителя.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Практическая часть.

III. Письменная работа.

III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».

II. Итог урока.

II. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина

Ответы к тесту

Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов

Ход урока

I. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Итог урока.

III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».

II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».

III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».

IV. Итог урока.

Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Реализация домашнего задания.

III. Итог урока.

II. Итог урока.

Урок 47

Ответы к тесту

III. Итог урока.

Урок 48

III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?

II. Сочинение-миниатюра: «Почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова и заканчивает Плюшкиным?»

II. Работа по теме урока.

III. Итог урока.

II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»

Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»

Ход урока

I. Изучение нового материала.

Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Написание сочинения-миниатюры «Почему главным действующим лицом пьесы Островский сделал Любима Торцова?»

Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»

Ход урока

I. Работа по теме урока.

Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).

II. Работа по теме урока.

III. Итог уроков.

II. Итог урока.

III. Итог урока.

III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».

II. Итог уроков.

Урок 64

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

III. Итог уроков.

II. Итог уроков.

Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину

Ход мероприятия

Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог уроков.

II. Реализация домашнего задания.

III. Продолжение работы над новым материалом.

IV. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог уроков.

II. Итог урока.

Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

Уроки 88–89 знакомство с творчеством а. Т. Твардовского

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

II. Итог уроков.

Уроки 90–91

Ход урока

I. Работа по теме урока.

II. Итог урока.

Уроки 92–93

III. Итог урока.

Марина Цветаева обвенчалась с Сергеем Эфроном в январе 1912 г. в Палашевской церкви Рождества Христова перед иконой «Взыскание погибших». Затем их ожидало свадебное путешествие в Париж и Италию.

Портрет Ариадны, дочери марины и Сергея.

В октябре этого же года у Марины и Сергея родилась дочь, ее назвали Ариадной (Алей), в честь героини греческой легенды о Минотавре.

Дочь стала центром внимания и любви Марины:

Ты будешь невинной, тонкой,

Прелестной – и всем чужой.

Стремительной амазонкой,

Пленительной госпожой.

И косы свои, пожалуй,

Ты будешь носить, как шлем,

Ты будешь царицей бала –

И всех молодых поэм.

И многих пронзит, царица,

Насмешливый твой клинок,

И все, что мне – только снится,

Ты будешь иметь у ног.

Все будет тебе покорно,

И все при тебе – тихи.

Ты будешь, как я – бесспорно –

И лучше писать стихи…

Но будешь ли ты – кто знает –

Смертельно виски сжимать,

Как их вот сейчас сжимает

Твоя молодая мать.

5 июня 1914 г.

Позже у них родилась вторая дочь, Ирина, а вскоре началась революция и Гражданская война, и муж Марины оказался за границей.

Судьба распорядилась так, что М. Цветаева провела в России годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны. Этот человек, обладавший даром письма и чувств, наделенный безграничным талантом, любовью к жизни, вынужден был, как и миллионы сограждан, жить среди голода и нищеты, холода и смерти.

Домашний быт был каторжным. Не было денег. Все, что можно было продать, было продано. Все, что можно было сжечь, чтобы не замерзнуть, – сожжено. Ее томила разлука, полная неизвестность о судьбе Сергея. Она отдала дочерей в приют, чтобы хоть как-нибудь спасти от голода. Но голод был и в приюте. Ирина, младшая, умерла. При одной мысли о гибели Сергея Марину пронизывал ужас. Так жила она, каждый день ожидая развязки.

…Марина получила письмо от Сергея только 1 июля 1921 г. «Мой милый друг, Мариночка, получил письмо от Ильи Эренбурга, что Вы живы и здоровы. Прочитав письмо, я обезумел от радости. Наша встреча с Вами была величайшим чудом, еще большим чудом будет наша встреча грядущая…»

Марина записала в дневник: «С сегодняшнего дня – жизнь… Я верю в чудо, Сережа!»


Она еще не знала, что должен пройти год, чтобы в июне 1922 г. они наконец встретились. С июля 1921 г. до мая 1922 г., до приезда в Берлин, марина написала больше 100 стихотворений, поэм.

Гордость и робость – родные сестры,

Над колыбелью, дружные, встали.

«Лоб запрокинув!» – гордость велела.

«Очи потупив!» – робость шепнула.

Так прохожу я – очи потупив –

Лоб запрокинув – Гордость и Робость.

20 сентября 1921 г.

Берлин, Прага, Париж – по этим дорогам прошла вся судьба Марины. Весь сложный путь она была рядом с необыкновенным человеком – Алей, посвятив ей много замечательных стихов.

Когда-нибудь, прелестное созданье,

Я стану для тебя воспоминаньем.

Там, в памяти твоей голубоокой

Затерянным – так далеко-далеко.

Забудешь ты мой профиль горбоносый

И лоб в апофеозе папиросы,

И вечный смех мой, коим всех морочу,

И сотню – на руке моей рабочей –

Серебряных перстней, – чердак-каюту,

Моих бумаг божественную смуту…

Как в страшный год, возвышены Бедою,

Ты – маленькой была, я молодою.

Ноябрь 1919 г.

1 февраля 1925 г. у Марины родился «вымечтанный сын», – Георгий, Мур (так звали его дома).

Портрет Марины и Георгия.

«Если бы мне пришлось сейчас умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю какой-то тоскливою, умиленною, благодарною любовью. Алю бы я жалела за другое и по-другому. Аля бы меня никогда не забыла, мальчик бы меня никогда не вспомнил», – писала Марина.

в последние годы эмиграции М. Цветаева чувствовала особенно сильную тягу к истинно русскому.

Именно тогда, в 30-е годы, она обращается к Пушкинской теме.

Нет, бил барабан перед смутным полком,

Когда мы вождя хоронили:

То зубы царевы над мертвым певцом

Почетную дробь выводили.

Такой уж почет, что ближайшим друзьям –

Нет места. В изглавьи, в изножьи,

И справа, и слева – ручищи по швам –

Жандармские груди и рожи.

Не диво ли – и на тишайшем из лож

Пребыть поднадзорным мальчишкой?

На что-то, на что-то, на что-то похож


Почет сей, почетно – да слишком!

Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,

Монарх о поэте печется!

Почетно-почетно-почетно – архи-

Почетно, – почетно – до черту!

Кого ж это так – точно воры вора?

Пристреленного – выносили?

Изменника? Нет. С проходного двора –

Умнейшего мужа России.

19 июля 1931 г., Медон

в 1936–1937 гг. Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала Ариадна, следом – Сергей Яковлевич. Летом 1939 г. Марина вместе с Георгием вернулась в Россию.

Портрет марины Цветаевой 1939 г.

Именно тогда в нашей стране наступило время жестокого и беспощадного террора. Сергей Яковлевич и Аля были обвинены в измене Родине и арестованы.

Портрет Ариадны и Сергея Эфронов.

Елабуга, куда волею судьбы во время войны была заброшена Марина Ивановна Цветаева, стала последним местом ее жительства.

Заявление в Литфонд.

Чтение текста.

В совет Литфонда

Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда.

М. Цветаева. 26 августа 1941 года

Фотография дома в Елабуге.

Отъединение сына, болезненно переживавшего страшные беды, выпавшие на его долю, резко усугубляло одиночество Марины. Она продолжала работать: готовила сборник, много переводила…

…О черная гора,

Затмившая весь свет!

Пора – пора – пора

Творцу вернуть билет.

Отказываюсь – быть.

В Бедламе нелюдей

Отказываюсь – жить.

С волками площадей

Отказываюсь – выть.

С акулами равнин

Отказываюсь плыть –

Вниз – по теченью спин.

Не надо мне ни дыр

Ушных, ни вещих глаз.

На твой безумный мир

Ответ один – отказ.

Май 1939 г.

У марины не было больше Сергея. Она не знала, что с дочерью. Между нею и сыном вырастала полоса отчуждения. Встреча с читающей Россией не состоялась… 1941 год стал для нее роковым годом. Марина Ивановна Цветаева покончила жизнь самоубийством.

Снова звучит музыка Бетховена.


II. Итог уроков.

Домашнее задание: познакомиться со стихами М. И. Цветаевой; одно стихотворение подготовить на аналитическое чтение.

Уроки 80–81

любовь в жизни и творчестве м. цветаевой. «дневник психеи»

Цели: показать исключительность чувств лирической героини цветаевской лирики и органическую связь ее с философией любви начала ХХ века.

Ход уроков

Звучит песня на стихи М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…».

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Любовь Марины Цветаевой – это любовь такой высоты, до которой не дотягивал ни один ее избранник. Ведь для Марины она равна Безмерности.

А как русские философы начала ХХ века осмысляли значение любви в жизни человека?

2. Работа по карточкам и обмен впечатлениями (по группам).

Карточка 1 (I группа).

1) Прочтите высказывания и ознакомьтесь со справочным материалом об их авторах.

2) Найдите сходные мысли и аргументы у разных авторов.

3) Какую из формулировок вы предлагаете вынести в название карточки?

Любовь есть не только источник творчества, но и сама любовь к человеку есть творчество, есть излучение творческой энергии. Любят ни за что. Любовь есть благодатная излучающая энергия. Величайшая тайна жизни скрыта в том, что удовлетворение получает лишь дающий и жертвующий, а не требующий и поглощающий. Всякое творчество есть любовь… (Н. Бердяев.)

Бердяев Н. А. (1874–1948 гг.) – русский философ. Автор работ по философии, истории, творчеству, любви, русской идее. В основе его концепции лежит понимание личности как средоточения духовных и душевных способностей, осуществляющего связь с миром творчества и свободы.

Любовь открывает для человека новые возможности, просветляет и озаряет его, способствует введению его в Столп Истины… (П. Флоренский.)

Флоренский П. А. (1882–1943 гг.) – русский философ, ученый, священник. Автор работ по математике, физике, семиотике, философии имени. Создатель учения о Софии на материале православной церкви. Основное философское сочинение – «Столп и утверждение Истины».

Карточка 2 (II группа).

1) Прочтите высказывания и ознакомьтесь со справочным материалом об их авторах.


2) Какая мысль вас особенно поразила и чем?

3) Какую формулировку вы предлагаете вынести в название карточки?

Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма… (В. Соловьев.)

Соловьев В. С. (1853–1990 гг.) – русский религиозный философ, поэт, публицист. Оказал большое влияние на русский идеализм и символизм. Автор работ «Смысл любви», «Оправдание добра». Сторонник идеи двойственности мира, «вечной женственности (Софии)…»

Эрос есть влюбленность в жизнь, жажда полноты, жажда полноценности, рождение в красоте, жажда вечной жизни, жажда воплощения, преображения и воскресения, богочеловеческая жажда, жажда рождения Богочеловека, жажда обожания и веры, что «красота спасет мир…» (Б. Вышеславцев.)

Вышеславцев Б. П. (1877–1954 гг.) – русский философ. Автор работы «Этика преображенного Эроса», в которой рассматривается центральная для философа тема – столкновения долга и этики творчества, основанная на открытиях психоанализа.

Карточка 3 (III группа).

1) Прочтите высказывания современного русского литературоведа и философа Г. Гачева о сущности русского Эроса.

2) Подумайте над каждым высказыванием. Какое из них самое значительное и почему?

Сквозь всю русскую литературу проходит высокая поэзия неосуществленной любви.

Жизнь разводит влюбленных для того, чтобы усиливались духовные тяготения и чтобы стягивалась из конца в конец необъятная Русь перекрестными скитаниями рассеянных по ней существ, чтобы, как ветры, гуляли по ней души тоскующих в разлуке.

Вся Русь – распростертый океан любви. Недаром в русском языке самое любовное слово – это не «дорогая» и не «любимая», а «родная», «родненький», т. е. русская любовь между мужчиной и женщиной той же природы, что и любовь к Родине.

Русская любовь – это взаимное истязание, страдание, и в нем – наслаждение. Телесной похоти здесь нет, зато есть похоть духа.

Вопрос:

– Какое место занимала любовь в жизни Цветаевой?

Ученица читает отрывок из письма Цветаевой:

«Вчера вечером я вышла из дома, чтобы снять белье, ибо надвигался дождь. И приняла в свои объятия весь ветер – нет! весь Север! И это был ты. я не взяла его домой, он остался на пороге. Он не вошел в дом, но едва я уснула, он умчал меня с собою в море. И все же это называется только так: я люблю тебя».