ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 1692
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.
III. Обзор курса литературы 9 класса.
IV. Заключительное слово учителя.
Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
I. Повторение изученного в 5–8 классах.
II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».
II. Изучение нового материала.
Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения
II. Реализация домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»
Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»
III. Письменная проверочная работа.
II. Защита литературных газет.
III. Лекция «Романтизм как литературное направление».
III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».
IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».
II. Изучение нового материала.
III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.
II. Контрольная работа (тест).
Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба
Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)
I. Вступительное слово учителя.
II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».
III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».
IV. Заключительное слово учителя.
III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».
Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина
Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов
Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы
III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».
II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».
III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».
Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики
II. Реализация домашнего задания.
III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?
II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»
Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»
Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии
Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»
Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского
I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).
III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».
Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину
Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»
II. Реализация домашнего задания.
III. Продолжение работы над новым материалом.
Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»
Учитель. Эти красивейшие строки – не из романа, не из поэмы, они – из письма к любимому человеку. И письмо это для Цветаевой обычно, потому что с такой силой и красотой она чувствует всегда. Перед нами стоит трудная задача: попытаться понять, как Марина чувствует и как выражает себя в слове «любовь».
Она любила всю жизнь, многих, по-разному. Сегодня мы не будем останавливаться на фактах, на событиях, и посмотрим сверху на ВСЕ, что зовется Любовью Марины Цветаевой.
Итак, назовем нашу первую страничку «Я – ласточка твоя, Психея…» (название каждой «страницы» урока записывается на доске и в тетрадях.).
– Почему Марину Цветаеву так привлек образ Психеи?
Карточка 4 (IV группа).
1) Внимательно прочтите словарную статью из энциклопедии «Мифы народов мира».
2) Познакомьтесь с цветаевским стихотворением «Психея» и определите, есть ли в этом тексте то, что вы узнали из словаря.
Психея («психэ» с греч. – «душа», «дыхание») – в греческой мифологии олицетворение души. Представлялась на памятниках изобразительного искусства в виде бабочки или летящей птицы. Легенда о Психее, созданная Апулеем и объединившая разные мифы, говорит о странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью. Вот ее краткое содержание.
С помощью Зефира Амур получил в жены царскую дочь Психею. Однако Психея нарушает запрет никогда не видеть лицо супруга. Ночью она, сгорая от любопытства, зажигает светильник и восхищенно смотрит на юного бога, не замечая капли горячего масла, упавшей на нежную кожу Амура. Амур исчезает, и Психея должна вернуть его себе, пройдя много испытаний. Преодолев их, Психея вновь обретает Амура, который просит разрешения у Зевса на брак с возлюбленной.
ПСИХЕЯ
Не самозванка – я пришла домой,
И не служанка – мне не надо хлеба.
Я – страсть твоя, воскресный отдых твой,
Твой день седьмой, твое седьмое небо.
Там на земле мне подавали грош
И жерновов навешали на шею.
– Возлюбленный! – Ужель не узнаешь?
Я ласточка твоя – Психея!..
1918 г.
в стихотворении два мира – Небо и земля. Все, что связано с землей, – отрицается, это тяжкая ноша. В поднебесном мире есть все, что любимо героиней. Небо – ее дом.
Ученица читает два отрывка из писем Марины:
– «Психею (невидимую!) мы любим вечно, потому что невидимое в нас любит – только душа! Психею мы любим психикой, Елену (тело) мы любим глазами, – чуть ли не руками. Психея вне суда рук и глаз».
– «Я не для жизни. У меня все – пожар! Мне больно, понимаете? Я ободранный человек, вы все в броне. У меня на глубине – ни-че-го. Все спадает как кожа, а под кожей – живое мясо или огонь: я – Психея…»
3. Чтение учащимися стихов.
4. Беседа.
– Какие новые страницы «Дневника Психеи» написаны Мариной?
– Какое понятие (слово) повторяется в нижеприведенном письме чаще всего и несет в себе основную идею написанного?
«…Вы действительно дитя мое через боль. Ни на одно из моих писем я не получила ответа. Станьте на минуту мной и поймите: ни строки, ни слова, целый месяц, день за днем, час за часом…
Вначале это был сплошной оправдательный акт: невинен, невинен, невинен, это злое чудо, знаю, ручаюсь, верю! Дождусь, дорвусь. Завтра. Но завтра приходило, письма не было, и еще завтра, и еще, и еще…
О, много было мыслей, возгласов, чувств. И такая боль потери, такая горечь за живую мою душу, такая обида, что – не будь стихов! – я бы бросилась к первому встречному: забыться, загасить, замыть…
…Друг, я не маленькая девочка, больно жгла, обжигалась, больно горела, страдала – все было! – но ТАК разбиваться, как я разбилась о Вас, всем размахом доверия – о стену! – никогда. Я оборвалась с Вас, как с горы».
Ключевое слово отрывка – «боль».
– Итак, мы записываем следующую страницу. дневник: «Так вдалбливаются в любовь». Любовь для Марины была самой настоящей Болью в высоком смысле этого слова. многие из стихов написаны «шрамом на шраме»… В них вся Марина в своей искренности и незащищенности.
5. Чтение отрывка из «Поэмы Конца» (подготовленным учеником).
Движение губ ловлю.
И знаю – не скажет первым.
– Не любите? – Нет, люблю.
– Не любите! – Но истерзан,
Но выпит, но изведен.
(Орлом озирая местность):
– Помилуйте, это– дом?
– Дом – в сердце моем. – Словесность!
Любовь – это плоть и кровь.
Цвет, собственной кровью по́лит.
Вы думаете, любовь –
Беседовать через столик?
Часочек – и по домам?
Как те господа и дамы?
Любовь – это значит…
– Храм?
Дитя, замените шрамом
На шраме! – Под взглядом слуг
И бражников? (Я, без звука:
«Любовь – это значит лук
Натянутый – лук: разлука».)
– Любовь это значит – связь.
Все врозь у нас: рты и жизни…
Отрывок проецируется на доску.
– Обратите внимание на строфы, в которых автор определяет понятие любви.
Давайте выпишем эти цветаевские формулы и поработаем над их смыслом:
1) «Любовь – это плоть и кровь»: кровь как жертва, символ Духа. Плоть и Душа – любовь. Может ли плоть страдать? От любви страдает душа.
2) «Любовь… шрам на шраме». Предельная боль, одна наслаивается на другую. Сердце превращается в сплошной шрам.
3) «Любовь – это значит лук // Натянутый – лук: разлука». Когда натягивают лук, его концы приближаются друг к другу, но не встречаются. «Лук» и «разлука» – этимологически родственные слова.
4) «Любовь, это значит – связь». Духовная и телесная («все врозь у нас: рты и жизни…»). Невозможность связи, рок.
Слово учителя.
Над Мариной всегда висел рок разлуки: часто она была далека от любимого человека, а иногда вообще никогда его не видела. Но любовь для нее – не только боль, разлука, страдание. Это еще и радость, и полет, и источник творчества.
Обратимся вновь к ее письмам.
1-й ученик. «Арлекин! – Так я вас окликаю. Первым в первый раз ищу счастье, а не потери, хочу взять, а не отдать, быть, а не пропасть! Я в Вас чувствую силу, этого со мной никогда не было. Силу любить не всю меня, а лучшую меня, главную меня…
Вы сделали надо мной чудо, я в первый раз ощутила естество неба и земли».
2-й ученик. «Милый друг, Вы вернули меня к жизни… Вы поверили в меня, Вы сказали: «Вы все можете», и я, неверное, все могу… Другие слабые: сочувствовали. Никто не пытался излечить. Это было жестоко. Нужно было или излечить – или убить. Вы меня просто полюбили».
3-й ученик. «Люблю Ваши глаза… Люблю Ваши руки, тонкие и чуть холодные в руке. Внезапность усмешки. О, как Вы глубоко правдивы! Как Вы при всей Вашей изысканности – просты!.. Я сказала Вам: есть – Душа. Вы сказали мне: есть – Жизнь.
Вы – мое спасение и от смерти и от жизни.
Вы – жизнь (Господи, прости меня за мое счастье)…»
Из писем А. Бахраху, 1923 г.
II. Итог уроков.
Мини-реплика (письменно, не более двух фраз, в которые вложить свое понимание главных мыслей урока).
Домашнее задание:
1) выбранные стихи о любви вписать в странички «Дневника Психеи», объяснить свой выбор. Или написать сочинение-миниатюру «Моя Цветаева»;
2) подготовиться к уроку по творчеству А. Ахматовой (по группам).
Уроки 82–83
«Я не плачу, я не жалуюсь, мне СЧАСТЛИВОЙ не бывать…». ранняя лирика А. Ахматовой
Цели: познакомиться с жизнью и ранним периодом творчества А. Ахматовой; проанализировать раннюю лирику поэтессы; услышать своеобразие авторского голоса, осознать ее пророческий дар, предощущение будущей трагедии.
От странной лирики,
Где каждый шаг – секрет,
Где пропасти налево и направо,
Где под ногой, как лист увядший, слава,
По-видимому, мне спасенья нет.
Ход уроков
I. Работа по теме урока.
Оформляем на доске и в тетрадях тему: «Анна Андреевна Ахматова (Горенко), 1889–1966».
1. Слово учителя.
Творчество Анны Андреевны Ахматовой – не просто высший образец «женской» поэзии. Оно являет собой исключительный, ставший возможным только в ХХ в. синтез женственности и мужественности, тонкого чувства и глубокой мысли, эмоциональной выразительности и редкой для лирики изобразительности.
Ахматова – литературное имя поэтессы. Согласно семейной легенде, ее бабушка вела свое происхождение от татарского хана Ахмата.
Татарское, дремучее,
Пришло из ниоткуда,
К любой беде липучее,
Само оно беда…
– О чем четверостишье?
– Современницей каких трагических событий в истории России была Ахматова?
2. Чтение автобиографии «Коротко о себе», оформление таблицы.
В нашем учебнике напечатана с небольшими сокращениями автобиография Анны Андреевны. Как рассказывает о себе Ахматова? Что необычного и привлекательного вы находите в ее жизни? Запись легче будет оформить в виде таблицы:
Дата |
События |
Источник |
Ответ на вопрос |
|
|
|
|
3. Выразительное чтение стихотворений, «защита» своего произведения (домашнее задание).
Учитель. Я предлагаю как бы перелистать страницы ахматовского альбома. задача слушателей – делать краткие заметки по имеющемуся плану, не быть безучастными, чтобы в конце прослушивания понравившихся стихов вы смогли ответить на вопрос:
– Чем очаровывали и продолжают очаровывать наших современников ранние стихи А. Ахматовой?
1) Стихотворение I группы: «Читая «Гамлета».
1
У кладби́ща направо пылил пустырь,
А за ним голубела река.
Ты сказал мне: «Ну что ж, иди в монастырь
Или замуж за дурака…»
Принцы только такое всегда говорят,
Но я эту запомнила речь, –
Пусть струится она сто веков подряд
Горностаевой мантией с плеч.
2
И как будто по ошибке
Я сказала: «Ты…»
Озарила тень улыбки
Милые черты.
От подобных оговорок
Всякий вспыхнет взор…
Я люблю тебя, как сорок
Ласковых сестер.
1909
Эти стихи несут на себе кинематографический отпечаток.
Учащиеся демонстрируют «кадры» киноленты (рисунки, выполненные в серо-голубых тонах.)
Изменение ритма, переход от длинных строк в первой части к коротким, легким во второй создают иллюзию счастья и согласия, но недоговоренность, обозначенная многоточиями, свидетельствует о другом. Светлая печаль сквозит во всем стихотворении.
2) Стихотворение II группы «Песня последней встречи».
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут своей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
1911
Стихотворение названо песней, но в нем гораздо больше от новеллы.