ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 1659
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.
III. Обзор курса литературы 9 класса.
IV. Заключительное слово учителя.
Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
I. Повторение изученного в 5–8 классах.
II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».
II. Изучение нового материала.
Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения
II. Реализация домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»
Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»
III. Письменная проверочная работа.
II. Защита литературных газет.
III. Лекция «Романтизм как литературное направление».
III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».
IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».
II. Изучение нового материала.
III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.
II. Контрольная работа (тест).
Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба
Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)
I. Вступительное слово учителя.
II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».
III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».
IV. Заключительное слово учителя.
III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».
Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина
Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов
Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы
III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».
II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».
III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».
Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики
II. Реализация домашнего задания.
III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?
II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»
Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»
Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии
Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»
Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского
I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).
III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».
Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину
Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»
II. Реализация домашнего задания.
III. Продолжение работы над новым материалом.
Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»
Сюжетный центр поэмы – главки 5 и 6: обе посвящены сыну и движению Времени – времени его заключения… Однако в поэме больше говорится об общем, чем о своем, личном: героиня (она же автор) словно никак не может перейти к собственному горю, ее устами «…кричит стомильонный народ».
Лирический сюжет наряду с эпическими элементами и позволяет говорить о «Реквиеме» как о поэме. По родовому принципу она в основном лирическая, по проблематике и основному тону – эпическая. В ней преобладает высокий стиль. Прозаизмы и разговорные слова его не разрушают.
Над лирическим циклом Ахматова работала и в начале 60-х гг. По словам Л. К. Чуковской, «Реквием» заучивался наизусть людьми, которым Ахматова полностью доверяла, а таких было не более десятка. Рукописи, как правило, сжигались. Только в 1962 г., в годы «оттепели», Ахматова решилась передать «Реквием» в редакцию «Нового мира», но там его не приняли. К этому времени поэма имела уже широкое хождение среди читателей в «самиздатовских» списках. Один из списков попал за границу, и впервые (без ведома автора) был опубликован отдельной книгой в Мюнхене (1963 г.). В нашей стране поэма была впервые опубликована в журнале «Октябрь» (1987 г., № 3).
II. Итог урока.
Учитель. Наши уроки по творчеству А. Ахматовой – это лишь первое приобщение к ее стихам, которое продолжится в 11 классе. А пока мне очень хотелось бы, чтобы вы прочитали самостоятельно «Реквием» и подумали, прав ли был критик Ю. Ф. Карякин, когда писал: «Если бы я был учителем сейчас, я бы выпустил детишек с одним, хотя бы с одним прекрасным впечатлением. Я бы их выпустил с глубоким, прекрасным и трагическим впечатлением от «Реквиема». Чтобы полюбили они «Реквием» навсегда, как судьбу России и судьбу женщины, которая оказалась мужественнее миллионов мужчин. И это был бы заряд и сострадания, и мужества».
домашнее задание: индивидуальное задание: сообщение «Шолохов: жизнь и творчество».
Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»
Цели: познакомить (обзорно) с биографией М. А. Шолохова; выявить смысл названия повести «Судьба человека», особенности композиции.
Ход уроков
I. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Сообщение учащегося «Страницы жизни и творчества М. А. Шолохова».
3. Чтение статьи учебника (с. 167–170, II ч.) и рассказ учителя об истории создания произведения.
В новогодние дни – 31 декабря 1956 г. и 1 января 1957 г. – в «Правде» был опубликован рассказ «Судьба человека», в котором главным героем стал прошедший плен советский солдат. И хотя М. Шолохов не осмелился сказать, что ждало военнопленных на родине в дни войны, сам выбор героя стал актом гражданского мужества писателя.
Появившись в «Правде», рассказ сразу привлек огромное внимание. И это было довольно редким явлением, когда небольшой рассказ становился событием.
Почему? Потому что в рассказе с предельной ясностью, правдивостью описан подвиг народа, а также выражено преклонение перед мужеством простых людей.
– Какие поступки А. Соколова вы могли бы приравнять к подвигу?
– В каких строчках рассказа выражена его основная мысль? (Читаем последний абзац.)
– Что стоит за словами «хотелось бы думать» – пожелание, предположение или уверенность автора рассказа?
– Можно ли считать личность Соколова героической?
– Подтвердите примерами-эпизодами, где проявились стойкость, мужество главного героя, его способность брать на себя ответственность за других.
– Война оставила глубокий след в душе Андрея, и окаменела его душа. (Подтверждаем это строчками текста, обращаем внимание на детали его портрета, манеру говорить.)
– Война закончилась, но что-то все равно тревожит его, не дает спать. Что?
– Почему он решает взять «нового» сынишку? Вероятно, потому, что человек не может и не должен быть в мире один. Жизнь должна иметь смысл, воевать можно с ненавистью, а жить только с любовью. Но к кому? Может ли это быть другая женщина?
– Изменился ли герой после усыновления Ванюшки? Возродился ли он?
4. Анализ особенностей композиции рассказа.
Это произведение принято считать эпопеей, то есть таким повествованием, в котором отражен критический момент в жизни страны, в судьбе народа.
Эпопейный рассказ – таково жанровое определение «Судьбы человека».
– В чем особенность его композиции? (Композиция кольцевая: начинается и заканчивается разговором автора с попутчиками. Центральная часть – повествование от имени главного героя, вместе с которым мы следим за событиями, смотрим на них его же глазами. Это дает возможность осмыслить оценку совершенных им поступков, понять его переживания. Рассказ Андрея Соколова можно условно разделить на 3 части: довоенная жизнь, война, первые послевоенные годы.)
5. Пересказ (сжатый) основных эпизодов.
– Довоенная жизнь, какая она?
– Испытания войны. Какое из них самое главное? Почему?
6. Анализ эпизода в церкви.
– Как ведут себя герои в этой сцене? Разные персонажи воплощают здесь разные жизненные позиции. Солдат-христианин предпочитает погибнуть, нежели, покорившись обстоятельствам, отступиться от своих убеждений. однако при этом он становится виновником гибели четырех человек. Крыжнев пытается купить себе право на жизнь, заплатив за это чужой жизнью. Безропотно ожидает своей участи взводный. Но только позиция доктора, «который и в плену и в потемках свое великое дело делал», вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение.
– А как повел себя сам герой? (В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция и самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет. Нелегко дается Соколову убийство, тем более убийство «своего». тяжко у него на душе, но не может он допустить, чтобы один спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасение.)
– Как складывается жизнь главного героя после бегства из плена?
– Как автор показал душевное состояние героя, у которого война отняла все? (Герой дважды прерывает свой рассказ, каждый раз вспоминая о жене и детях. Выразительные портретные детали и ремарки выражают состояние героя.)
– В чем смысл названия рассказа?
Рассказывая о судьбе одного человека, Шолохов в предельно сжатом виде раскрывает ужасы войны, самые трагические ее стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение дома, потеря сына в День Победы.
Название рассказа, с одной стороны, свидетельствует о внимании автора к отдельной личности, с другой – Шолохов не конкретизирует понятие «человек» и тем самым подчеркивает, что судьба главного героя – это судьба всего народа, прошедшего жесточайшие испытания в годы Великой Отечественной войны.
II. Итог урока.
записи в тетради.
«Символический русский Иван – это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдал последний кусок хлеба и фронтовые 30 граммов сахару осиротевшему в грозные годы войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасал его от неминучей гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины.
Хорошее имя Иван».
Учитель. Шолохов воспитывает в людях гуманизм. Мы не знаем произведения, в котором с такой же эмоциональной силой прозвучала бы эта тема, как в рассказе «Судьба человека». Он напоминает о долге любого из нас – замечать страдания людей, стремиться помочь им.
Домашнее задание:
1) написать мини-сочинение «война в судьбе ребенка» (о Ванюшке);
2) подготовить подборку стихов А. Т. Твардовского о родине.
Уроки 88–89 знакомство с творчеством а. Т. Твардовского
Цели: познакомить с очерком жизни и творчества А. Т. Твардовского, его стихами о родине, о войне.
Ход уроков
I. Работа по теме урока.
1. Слово учителя об А. Т. Твардовском.
А. Т. Твардовский – одна из самых значительных и самых трагических личностей в русской литературе советской эпохи.
Талант Твардовского высоко оценен современниками. Это был «советский» поэт в лучшем смысле этого слова, внутренне противоречивый, но честный перед собой и читателями.
Твардовский – сын крестьянина, выходец из самой трудовой народной гущи, – родился на хуторе Загорье Смоленской области. В годы коллективизации семья была раскулачена и сослана в Сибирь. Поэт избежал ссылки и, живя в Смоленске, продолжал писать стихи, печататься. Через 10 лет Твардовский, в 1939 г. окончивший МИФЛИ, возвращается в родные места, пишет о них проникнутые любовью и грустью стихотворения. Твардовский ввел понятие «малого мира», «мирка», придав ему значение того истока, откуда человек до конца дней черпает нравственную энергию. Трагически переживал поэт многолетние муки раскаяния перед своим отцом, перенесшим разорение и сосланным на уральский лесоповал. Оставаясь верным коммунистической идее, он так и не смог до конца своих дней найти ответы на свои мучительные сомнения.
2. Знакомство с поэмой «Страна Муравия».