ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 1696
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.
III. Обзор курса литературы 9 класса.
IV. Заключительное слово учителя.
Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
I. Повторение изученного в 5–8 классах.
II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».
II. Изучение нового материала.
Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения
II. Реализация домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»
Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»
III. Письменная проверочная работа.
II. Защита литературных газет.
III. Лекция «Романтизм как литературное направление».
III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».
IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».
II. Изучение нового материала.
III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.
II. Контрольная работа (тест).
Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба
Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)
I. Вступительное слово учителя.
II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».
III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».
IV. Заключительное слово учителя.
III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».
Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина
Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов
Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы
III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».
II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».
III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».
Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики
II. Реализация домашнего задания.
III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?
II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»
Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»
Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии
Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»
Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского
I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).
III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».
Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину
Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»
II. Реализация домашнего задания.
III. Продолжение работы над новым материалом.
Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»
III. Письменная проверочная работа.
Дать развернутые ответы на следующие вопросы:
1. Автор учебника по истории русской словесности В. Саводин (1812 г.) утверждал: «Слово о полку Игореве» – повесть или песнь о неудачном походе Олеговичей против половцев в 1185 г. Оно дает не только историю похода, но и широкую картину тогдашней русской жизни, освещенную глубоким и скорбным лиризмом».
– Какие сведения о «тогдашней русской жизни» может получить современный читатель «Слова»?
2. В критике сложилось мнение, что ода 1747 г. «На день восшествия…» «превращается в рассказ о судьбе России… Посвящая оду Елизавете Петровне, Ломоносов развертывает перед ней целую программу полезной деятельности» (л. А. Дмитриев).
– Из чего состоит эта «программа»? На кого и на какие возможности рассчитана она? Обоснуйте ответ, используя текст.
3. Кого из героев «Недоросля» вы могли бы назвать «резонерами»? расскажите об одном из них подробнее.
4. Какие особенности комедии «Недоросль» дают основания рассматривать ее как классицистическую?
IV. Итог урока.
Домашнее задание: начать подготовку к уроку по защите литературных газет.
Класс делится на группы, каждая из которых выбирает одного из поэтов (Жуковский, Рылеев, Баратынский, Давыдов), подбирает материал о нем, оформляет газету, готовится защищать ее.
Уроки 16–17
ЗОЛОТОЙ век русской поэзии (урок-семинар)
Цели: изучить понятия «русская классическая литература», «романтизм как литературное направление»; начать знакомство с поэтами «золотого века».
Ход уроков
I. Вступительное слово учителя.
Русская литература начала XIX в. продолжала развиваться в общеевропейском культурном контексте. Уже на исходе предыдущей эпохи были созданы «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева и «Письма русского путешественника» Карамзина – произведения, свидетельствовавшие, что русская мысль находит свои художественные формы для общеевропейских тенденций. Теперь, в первой половине XIX в., русская литература могла бы сказать о себе словами Пушкина: «Я чувствую, что мои духовные силы достигли совершенной зрелости, я могу творить».
В эту эпоху Россия обогатила мировую культуру великими свершениями Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Лермонтова, Тютчева. Это классики нашей литературы. Их надо не только читать, надо научиться их перечитывать, потому что каждая встреча с ними таит в себе радость открытия.
Прежде чем мы ответим на вопрос, какова роль русской классической литературы в духовной жизни человечества, обратимся к «Толковому словарю» Ожегова.
Что значит «классик», «классический»?
Классик – 1) выдающийся, образцовый, общепризнанный деятель науки, искусства, литературы; 2) сторонник классицизма в искусстве; 3) специалист по классической филологии, а также человек с классическим образованием.
Классический – 1) являющийся классиком (в первом значении); 2) типичный, характерный; 3) античный, относящийся к греко-римской культуре; 4) связанный с изучением античных языков и литературы; 5) следующий методам классицизма.
Значит, классическая литература – канонизированная литература, образцовая, наиболее значительная. Русская классическая литература соотносится с XIX в. – это золотой век русской литературы, и прежде всего поэзии.
II. Защита литературных газет.
1. Учащиеся знакомят одноклассников с подобранным материалом: биографией «своего» поэта, высказываниями критиков, викторинами, кроссвордами, иллюстрациями, помещенными в газетах; читают стихи, исполняют музыкальные произведения и т. д.
2. Учитель, оценив работу ребят, дает понятие лирики.
Лирика – это род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором субъективное начало является главным. Лирика выражает сложную духовную жизни человека (его интересы – личные и общественные; его настроения, переживания, чувства и т. д.). Духовная жизнь человека определяется обстоятельствами, явлениями внешнего мира. Но лирика не касается или почти не касается самих этих явлений: она прямо выражает только мысли, чувства, настроения, переживания.
Лирический герой – это образ поэта-художника, чей внутренний мир находит отклик в сердцах читателей. Лирический герой и автор как будто одно лицо, и в то же время образ лирического героя глубже и шире, чем только выражение личности самого поэта. Очень точно сказал об этом В. Г. Белинский: «Великий поэт, говоря о себе самом, о своем Я, говорит об общем – о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество. И поэтому в его грусти всякий узнает свою грусть, в его душе всякий узнает свою и видит в нем не только поэта, но и человека…»
III. Лекция «Романтизм как литературное направление».
Неоднократно в своих сообщениях о поэтах вы употребляли слова «романтизм», «романтический», «поэт-романтик».
Да, начало XIX в. в русской литературе – это борьба классицизма и романтизма; романтическая муза Жуковского дала толчок развитию новой поэзии, подготовила появление на поэтическом небосклоне Пушкина.
Обратимся вновь к словарю. (Учащиеся конспектируют.)
Романтизм – 1) направление в литературе и искусстве первой четверти XIX в., выступавшее против канонов классицизма и характеризовавшееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и их чувств; 2) направление в литературе и искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека; 3) умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью.
Романтик – 1) последователь романтизма (в 1-м и 2-м значениях); 2) человек, склонный к романтизму (в 3-м значении); 3) человек, проникнутый романтикой, высокими идеями.
Романтизм в России.
Это и особый вид мировоззрения, и художественное направление. Романтизм возник как своего рода реакция на немотивированный оптимизм классицизма, в его основе – разочарование в идеях просвещения.
В центре художественной системы романтизма – личность.
Основной конфликт – между личностью и обществом.
Романтическая личность – страстная личность.
Но страсти делятся на высокие (это любовь во всех ее проявлениях) и низкие (зависть, жадность, честолюбие).
Романтический герой – это человек с сильным характером, часто он художник; его мировоззрение несовместимо с обыденным миром. Любимая романтическая среда – история и экзотика.
Романтиков интересует национальная самобытность; отсюда внимание к фольклору, его переработка и создание собственных произведений в фольклорных жанрах («Песня про купца Калашникова» Лермонтова).
В романтизме отсутствует эволюция характеров, так как обстоятельства не влияют на личность.
Романтики широко используют символику.
Представители романтизма: Англия – Байрон, Саути, В. Скотт; Франция – де Сталь, Шатобриан, Гюго, Жорж Санд; Россия – Жуковский, Веневитинов, Баратынский, Дельвиг, Рылеев, Кюхельбекер, Одоевский, Пушкин, Лермонтов, Бестужев-Марлинский, Тютчев.
Домашнее задание: читать, с. 106–113, вопросы на с. 112, знать содержание лекции.
Уроки 18–19
В. А. Жуковский. Баллада «Светлана»*
Цели: углубить представления учащихся о романтизме; способствовать постижению своеобразия художественного мира Жуковского: тончайший психологизм, «мелодия чувств», неудовлетворенность действительностью, элегическая грусть, мечтательность, постижение «невыразимого», устремленность к идеальному, таинственному, созданному воображением поэта, утверждение ценности человеческой жизни; развивать умение учащихся проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за развитием лирического сюжета.
Ход урока
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнет о славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость.
А. С. Пушкин
I. Экспресс-опрос.
Запись в тетради программы русского романтизма:
1. Внимание авторов к «внутренней, задушевной жизни человека… таинственной почве души и сердца» (В. Г. Белинский).
2. Присутствие субъективной авторской оценки, выражающей в большинстве случаев настроения людей, родственных ему своим мировоззрением.
3. Романтический герой – яркая, исключительная личность. Он страдает от несоответствия окружающего мира и идеального представления о нем, но желает жить в этом мире и быть понятым им. Однако будничная повседневность не влечет писателей-романтиков, поэтому действие часто переносится в прошлое или в некие экзотические страны.
4. Интерес к фольклору и национальной истории.
5. Романтический герой идеален: он красив физически и духовно, способен на самопожертвование во благо других.
6. Представление необычных характеров в исключительных обстоятельствах, где проявляются страсти, неукротимая мощь и свобода героя. Интерес к человеческой индивидуальности, бессознательному, интуитивному.
II. Краткие биографические сведения о поэте (сообщения учащихся). Работа со статьей учебника (с. 114–120).
III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».
Вопросы:
1. Выделите основные поэтические образы. Проследите за развитием лирического сюжета.
2. Какие состояния человеческого духа передает образ моря?
3. Почему невозможно кажущееся согласие между морем и небом?