ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 1727
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.
III. Обзор курса литературы 9 класса.
IV. Заключительное слово учителя.
Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
I. Повторение изученного в 5–8 классах.
II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».
II. Изучение нового материала.
Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения
II. Реализация домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»
Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»
III. Письменная проверочная работа.
II. Защита литературных газет.
III. Лекция «Романтизм как литературное направление».
III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».
IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».
II. Изучение нового материала.
III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.
II. Контрольная работа (тест).
Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба
Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)
I. Вступительное слово учителя.
II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».
III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».
IV. Заключительное слово учителя.
III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».
Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина
Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов
Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы
III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».
II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».
III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».
Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики
II. Реализация домашнего задания.
III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?
II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»
Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»
Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии
Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»
Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского
I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).
III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».
Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину
Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»
II. Реализация домашнего задания.
III. Продолжение работы над новым материалом.
Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»
Урок 26
обучающее сочинение-рассуждение по комедии А. С. грибоедова «горе от ума»
Цель: учить определять объем и содержание темы.
Ход урока
I. Работа по теме урока.
Слово учителя об объеме и содержании темы.
любое рассуждение – это всегда мысль, отражающая наиболее существенные признаки того предмета или явления, о котором предстоит рассуждать.
Записать в тетрадь:
Объем темы – это тот круг фактов, явлений, предметов, который ею охватывается.
Содержание темы – это совокупность наиболее существенных признаков (свойств, отношений), характерных для всех фактов, явлений, предметов, составляющих объем данной темы.
II. Практическая часть.
Задание 1. Определить объем следующих тем:
1) «Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»;
2) «Молчалин и Скалозуб»; «Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума».
Объем темы 1: Молчалин.
Объем темы 2: Молчалин и Скалозуб.
Объем темы 3: Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Репетилов, Хлестова, Софья и т. д.
Задание 2. Определить содержание темы № 1.
Формулировка темы не заключает в себе ни утверждения, ни отрицания относительно Молчалина, поэтому надо данную формулировку переделать так, чтобы выявить основную идею, которую она может в себе содержать. Чтобы легче было произвести эту операцию, нужно сначала определить задачу, которую ставит тема перед автором рассуждения, т. е. поставить вопрос, который содержит в себе тема. Прямой ответ на этот вопрос поможет сформулировать основную идею рассуждения. После этого остается только подобрать аргументы для обоснования тезиса.
1) Определим задачу первой темы (каждый определяет ее по-своему, поэтому возможны и другие вопросы):
а) Зачем Грибоедов ввел в комедию Молчалина?
б) Как Грибоедов раскрывает характер Молчалина?
в) Какое значение имеет образ Молчалина в развитии конфликта комедии?
2) Дадим точные ответы на поставленные вопросы:
а) Грибоедов ввел Молчалина в комедию для того, чтобы противопоставить Молчалина Чацкому.
б) Характер Молчалина грибоедов раскрывает главным образом в его отношениях с другими героями.
в) Молчалин – один из главных участников конфликта, изображенного в комедии.
3) Выделим из каждого ответа основной тезис. Формулировка должна быть четкой, ясной, краткой, иметь форму грамматически законченного предложения:
а) «Молчалины блаженствуют на свете».
б) Показ отношений Молчалина с другими героями комедии – главный прием раскрытия его характера.
в) Молчалин – один из главных участников конфликта, изображенного в комедии.
4) Подберем аргументы для обоснования каждого из этих тезисов.
Чтобы легче было подобрать аргументы, надо найти в основном тезисе слово или словосочетание, выражающее мысль, которую и требуется доказать. Как найти такое слово или словосочетание? Если основной тезис сформулирован в виде двусоставного предложения (с подлежащим и сказуемым), то это слово или словосочетание всегда будет находиться в группе сказуемого, так как сказуемое как раз и обозначает то, что мы утверждаем или отрицаем о предмете рассуждения.
К тезису 1:
1) Молчалин видит смысл жизни в том, чтобы «и награжденья брать, и весело пожить».
2) Он убежден, что связь с влиятельными лицами – лучший способ продвижения по служебной лестнице.
3) Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».
К тезису 2:
1) В отношениях с кем из героев особенно ярко раскрывается характер Молчалина? С Фамусовым? С Чацким? С Софьей? С Лизой?
2) Какие черты Молчалина раскрываются в отношениях с этими героями:
а) карьеризм;
б) исполнительность, угодничество, подхалимство как средство делания карьеры;
в) умственная ограниченность, узость интересов;
г) трусость, лицемерие, подлость, цинизм.
К тезису 3:
1) Молчалин играет главную роль в сцене, изображающей обстоятельства, при которых завязался драматический узел;
2) Молчалин – главная фигура в борьбе между Софьей и Чацким;
3) Молчалин – главное лицо в сцене катастрофы.
Вывод. Разобрав три варианта содержания одной темы, мы получили три разных рассуждения, потому что по-разному определили проблему и вследствие этого – содержание темы.
Домашнее задание: написать сочинение по одной из ранее предложенных тем, откорректировав его в соответствии с полученными знаниями; подготовиться к защите литературных газет.
Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба
Цели: продолжить знакомство учащихся с жизнью, истоками поэзии А. С. Пушкина; познакомить с высказываниями современников и потомков о Пушкине.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя «Пушкин в признаниях его современников и потомков».
Обычно лавровый венок осеняет гения спустя многие годы, иногда столетия после ухода его из жизни… Но как вы встретите стихотворение, написанное в 1815 году и посвященное отроком-поэтом своему сверстнику:
«Кто, как лебедь цветущей Авзонии…»* (см. Примечание)
Кто, как лебедь цветущей Авзонии,
Осененный и миртом и лаврами,
Майской ночью при хоре порхающих,
В сладких грезах отбился от матери, –
Тот в советах не мудрствует; на стены
Побежденных знамена не вешает;
Столб кормами судов неприятельских
Он не красит пред храмом Ареевым;
Флот, с несчетным богатством Америки,
С тяжким золотом, купленным кровию,
Не взмущает двукраты экватора
Для него кораблями бегущими.
Но с младенчества он обучается
Воспевать красоты поднебесные,
И ланиты его от приветствия
Удивленной толпы горят пламенем.
И Паллада туманное облако
Рассевает от взоров, – и в юности
Он уж видит священную истину
И порок, исподлобья взирающий!
Не называем пока имени автора, а вот адресат стихотворения:
Пушкин! Он и в лесах не укроется;
Лира выдаст его громким пением,
И от смертных восхитит бессмертного
Аполлон на Олимп торжествующий.
1815
Да, это о Пушкине! Удивило вас стихотворение? Как оно написано? (Певучим, протяжным, торжественным стихом без рифм, напоминающим величавые строки Гомера, поэтов Эллады и Рима.)
Откроем секрет этих строк. Что сказала вам дата: 1815? Ваши предположения относительно автора?
…Да, это гимн Пушкину, пропетый Антоном Дельвигом: лицеист славит лицеиста. Причем без тени сомнения в будущей громкой славе друга!
(Учитель перечитывает последнюю строфу.)
Поясните эти неожиданности стихотворения: Пушкину всего-то 15 лет! И почему гимн вылился в стихотворение «античное», «гомеровское»?
Дельвигу вторит Кюхля – верный друг и поклонник таланта юного Пушкина Вильгельм Кюхельбекер:
Счастлив, о Пушкин, кому высокую душу Природа,
Щедрая Матерь, дала, верного друга – мечту,
Пламенный ум и не сердце холодный толпы! Он всесилен
В мире своем; он творец! Что ему низких рабов,
Мелких, ничтожных судей, один на другого похожих, –
Что ему их приговор? Счастлив, о милый певец,
Даже бессильною завистью Злобы – высокий любимец,
Избранник мощных Судей! Огненной мыслию он
В светлое небо летит, всевидящим взором читает
И на челе и в очах тихую тайну души!
Сам Кронид для него разгадал загадку Созданья, –
Жизнь Вселенной ему Феб-Аполлон рассказал.
Пушкин! питомцу богов хариты рекли:
«Наслаждайся!» –
Светлою, чистой струей дни его в мире текут.
Так, от дыханья толпы все небесное вянет, но Гений
Девствен могущей душой, в чистом мечтанье – дитя!
Сердцем выше земли, быть в радостях ей не причастным
Он себе самому клятву священную дал!
1818
Сравните со стихами Дельвига… Тот же «гомеровский» склад, высокий полет стиха и слова. Откуда эта склонность лицейских поэтов к греко-римскому началу? Но между ними есть и различия. В чем, по-вашему, отличие «пушкинского» стихотворения Кюхельбекера от такового же дельвига?
Открыло ли оно вам судьбу мальчика-поэта?
(Предположения учащихся.)
Но это – сверстники, приятели. А как отозвались на создания Пушкина его прославленные, маститые современники? Вот короткое послание Н. И. Гнедича, переводчика «Илиады», «по прочтении сказки о царе Салтане и проч.»: «…Пушкин, Протей! / Гибким твоим языком и волшебством твоих песнопений...»
Наконец, В. А. Жуковский в письме 25-летнему Пушкину: «Ты имеешь не дарование, а гений… Ты рожден быть великим поэтом: будь же этого достоин… Плыви, силач!.. По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе». Имел ли подобное «полномочие» Жуковский и как вы встретили его слова о Пушкине? (Рассуждения учащихся.)
А теперь – потомки. Марина Цветаева, ее «Мой Пушкин».