ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 1690
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.
III. Обзор курса литературы 9 класса.
IV. Заключительное слово учителя.
Урок 2 «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
I. Повторение изученного в 5–8 классах.
II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».
II. Изучение нового материала.
Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения
II. Реализация домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
Уроки 11–12 подвиг а. Н. Радищева. «путешествие из петербурга в Москву»
Урок 13 понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная лиза»
III. Письменная проверочная работа.
II. Защита литературных газет.
III. Лекция «Романтизм как литературное направление».
III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море».
IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана».
II. Изучение нового материала.
III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.
II. Контрольная работа (тест).
Урок 27 а. С. Пушкин: жизнь и судьба
Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика а. С. Пушкина) (урок развития речи)
I. Вступительное слово учителя.
II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «я вас любил…».
III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».
IV. Заключительное слово учителя.
III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».
Урок 36 итоговый тест по творчеству а. С. Пушкина
Урок 37 м. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: пушкин и лермонтов
Урок 40 философская лирика лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы
III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
I. «Лирический герой в стихотворении м. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…"».
II. «м. Ю. Лермонтов как автор стихотворения "Смерть Поэта"».
III. «Идейная взаимосвязь стихотворений м. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"».
Урок 44 «герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики
II. Реализация домашнего задания.
III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?
II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»
Урок 52 а. Н. Островский. Пьеса «бедность не порок»
Урок 53 работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии
Урок 55 ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «белые ночи»
Урок 56 тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург достоевского
I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).
III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».
Уроки 72–73 литературно-музыкальная композиция, посвященная сергею есенину
Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»
II. Реализация домашнего задания.
III. Продолжение работы над новым материалом.
Уроки 86–87 м. А. Шолохов. «Судьба человека»
Повторение слов естественно сменяется повторением звуков ([а]: Послал к анчару властным взглядом).
Третья часть – это история раба, и она имеет интонационную и ритмическую концовку.
Единство всех элементов и определяет художественную силу и убедительность речи литературного героя – носителя переживания, составляющего непосредственное содержание стихотворения «Анчар».
3. Стихотворение «Арион».
Море – любимый образ Пушкина, символ веры поэта.
В чем тайна пушкинского моря? Почему оно столь контрастно: то «смиренный парус рыбарей хранит» и, стало быть, как он, смиренно; то «взыграет неодолимо»? Как входят в него человеческие судьбы? Вот сколько вопросов. А ответить на них нам поможет «море», заполненное людьми, образы которых становятся зримее, ярче мятежного пейзажа – символа свободы.
Догадались? Мы читаем «Арион» Пушкина.
– Как построил поэт свой «Арион»? Море и челн с пловцами фигурируют в стихотворении… А кто же все-таки его герои?
(Подготовленный ученик может напомнить древнегреческий миф об Арионе, поэте, спасенном и вынесенном на берег дельфином.)
– В чем смысл заглавия? Сравните стихотворение Пушкина с греческим мифом.
– Почему стихотворение, посвященное «пловцам», тем не менее отдано «таинственному певцу», если угодно – себе: «Пловцам я пел…»?
– Как вы встретили развязку стихотворения? Неожиданна ли она? Поняли ли вы поэта: почему он завершил стихотворение спасением певца, только его одного: «Лишь я, таинственный певец, на берег выброшен грозою…»?
II. Итог урока.
Домашнее задание: выучить одно из стихотворений наизусть, подготовить анализ стихотворения.
Уроки 31–32
обучающее сочинение-рассуждение по лирике А. С. пушкина
Цели: познакомить со структурой главной части рассуждения; дать понятие о доказательстве, составных частях доказательства; написать главную часть рассуждения.
Ход уроков
I. Повторение ранее изученного.
1. Из каких моментов слагается работа над рассуждением?
В сочинении-рассуждении автор утверждает какую-то мысль и обосновывает ее истинность; значит, главная часть рассуждения должна представлять собой логическое доказательство. Следовательно, пишущий должен знать, что такое доказательство и из каких частей оно состоит. Составные части доказательства – это и есть те элементы, из которых слагается главная часть рассуждения.
Доказательство состоит из трех частей: тезиса, аргументов, формы доказательства. Тезис – это такое суждение, истинность которого надо доказывать. Аргументы (или основания) – это такие истинные суждения, с помощью которых обосновывается, доказывается тезис. Форма (или способ) доказательства – это система, цепь умозаключений, из которых слагается ход доказательства.
2. Что значит обдумать тему?
Первый этап в процессе обдумывания темы представляет собой процесс собирания материала, углубление знаний о предмете сочинения.
Второй этап – определение содержания темы:
а) выяснить вопрос (проблему), заключенный в теме;
б) дать точный, правильный ответ, сформулировать тезис (идею рассуждения);
в) определить в основном тезисе то слово или словосочетание, в котором заключена мысль, требующая доказательства;
г) опираясь на материал, подобранный для раскрытия темы, найти аргументы для обоснования главной мысли (тезиса рассуждения).
Например, дана тема «Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина».
Объем темы: стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «В Сибирь», «Арион», «Анчар».
Содержание, или основной вопрос темы: «Как характеризуют Пушкина его вольнолюбивые стихи? (или: «Каким представляется мне Пушкин как автор вольнолюбивых стихотворений?», «К чему призывает Пушкин в своих вольнолюбивых стихотворениях?»).
Ответ на вопрос темы: вольнолюбивые стихотворения характеризуют Пушкина как борца за свободу народа.
Основной тезис рассуждения: Пушкин как автор вольнолюбивых стихотворений – борец за свободу народа.
Главное словосочетание: «борец за свободу народа».
Аргументы:
1) Пушкин разоблачал самодержавие и крепостное право:
2) призывал своих современников к борьбе за свободу народа;
3) воспевал борцов за свободу народа.
Если будем обосновывать другой тезис, например «Высокое мастерство Пушкина как автора вольнолюбивых стихотворений», то главным словосочетанием в основном тезисе будет высокое мастерство. Следовательно, и аргументы подберем другие:
1) высокий гражданский пафос вольнолюбивой лирики Пушкина;
2) простота, краткость, выразительность языка;
3) необыкновенная логическая прозрачность синтаксических конструкций.
II. Практическая часть.
1. Прочтем отрывок из пятой статьи В. Г. Белинского о Пушкине (от слов «Общий колорит поэзии Пушкина…» до слов «Кто милой деве даст название супруги…»).
2. Найдем основной тезис данного отрывка: «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность – и в этом огромное воспитательное и образовательное влияние его лирики».
3. Какие аргументы приводит Белинский в доказательство своей мысли?
1) Сочетание «…изящно-гуманного чувства с пластически изящною формою в юношеских стихотворениях Пушкина».
2) «Та же трогающая душу гуманность, та же аристократическая прелесть в стихотворениях поэта возмужалого».
3) «Наконец, это изящно-гуманное чувство отзывается чем-то благоуханно-святым в испытанном, но не побежденном жизнью поэте».
4. Как развертываются аргументы?
I аргумент: сначала Белинский приводит факты из жизни Пушкина, цитирует его стихотворения, затем обобщает: «Это чувства юноши».
II и III аргументы: Белинский начинает раскрывать их с утверждения общей мысли, затем с подтверждения ее, цитирует стихотворения Пушкина.
5. Убивает ли эта строгая логичность эмоциональность рассуждения? (Нет.)
Вывод. Главная часть рассуждения строится как цепь умозаключений, обосновывающих тезис. Строгая логичность в построении рассуждения не убивает его эмоциональности, яркости, выразительности, а, наоборот, повышает.
Таким образом, способ (или форма) доказывания – это цепь умозаключений, с помощью которых обосновывается истинность тезиса.
III. Письменная работа.
Учитель. Обдумайте тему «Каким представляется мне Пушкин как автор стихотворения…» и напишите главную часть рассуждения. Рассуждение начните с утверждения основного тезиса.
Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению: выучить одно из предложенных стихотворений, уметь его прокомментировать, проанализировать.
Урок 33
поэты хх века о пушкине (внеклассное чтение; урок-концерт)
Ход урока
Солнце – одно, но по-разному отражается оно в разных каплях росы и дождя. По-разному титанический образ Пушкина воспринимается каждой душой, каждой личностью. И как из миллиардов преломленных каплями солнечных лучей на небе слагается радуга, так, можно думать, общечеловеческое представление о величайшем из наших гениев образует в веках многоцветный и прекрасный образ его.
Л. Успенский
I. Вступительное слово учителя о русской Пушкиниане.
II. Чтение стихов поэтов ХХ в. об А. С. Пушкине (по выбору учащихся).
Прослушивание стихов сопровождается вопросами учителя, направленными на определение уровня восприятия того или иного произведения, оценкой чтения. В тетрадях фиксируются имена авторов, названия, краткие комментарии.
Программа концерта:
– А. Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллеям…» (1911);
– М. Цветаева «Встреча с Пушкиным» (1913);
– Н. Клюев «Где рай финифтяный и Сирин» (1916–1917);
– Б. Пастернак «Тема» (1918);
– А. Блок «В альбом Пушкинского дома» (1921);
– М. Кузмин «Пушкину» (1924);
– С. Есенин «Пушкину» (1924);
– В. Маяковский «Юбилейное» (1924);
– Э. Багрицкий «А. С. Пушкин» (1929);
– Б. Корнилов «Это осень радости виною…» (1937);
– Н. Рыленков «Бессмертие» (1937);
– А. Твардовский «К портрету Пушкина» (1937);
– С. Гудзенко «После марша и ночной атаки…» (1945).
Литература к уроку: сб. «Венок Пушкину». – М.: Советская Россия, 1987.
III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».
Домашнее задание: знать текст романа «Евгений Онегин».
Урок 34
роман А. с. пушкина «евгений онегин». ИСТОРИЯ создания. замысел и композиция. «Онегинская» строфа
Цели: дать общую характеристику романа, объяснить понятие «онегинская» строфа; познакомить с мнениями критиков о романе.