ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.05.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выделяют такие виды проверки: текущая, тематическая, периодическая, заключительная, или итоговая.

Текущая проверка осуществляется путем постоянного наблюдения учителем за работой учащихся на каждом уроке, проверок домашнего задания, устного опроса, контрольных письменных заданий, с помощью различных перфокарт, выполнения проверочных заданий, сделанных на компьютере, и др.

Тематическая проверка — ее суть раскрывается самим названием. Она проводится теми же методами и приемами, что и текущая, но носит эпизодический характер, например, по окончании изучения определенной темы или раздела или как межпредметная проверка по одной теме на разных учебных предметах. Может реализовываться в виде коллоквиума.

Периодическая проверка осуществляется в конце четверти или какого-то другого установленного в классе или школе периода.

Заключительная (итоговая) проверка — это различные формы аттестации за большой промежуток времени: семестр (полугодие), год, по окончании образовательного учреждения, чаще всего в виде зачетов и экзаменов.

Требования к данной группе методов:

-всесторонность;

-систематичность;

-объективность;

-гласность (сообщение отметки и оценочного суждения);

-учет специфики учебного предмета;

-индивидуализация;

-дифференциация;

-разнообразие форм и методов.

Методы контроля и самоконтроля

1. устные — индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос

Индивидуальный опрос, когда ученик вызывается к доске и спрашивается домашнее задание, — один из самых распространенных методов в этой группе. Этот вид опроса самый трудный как для учителя, так и для уче­ников: для учителя потому, что, опрашивая одного ученика, надо каждый раз организовать работу так, чтобы класс не был предоставлен самому се­бе. Ученика надо спросить основательно; дав ему возможность высказать­ся полностью, ответить на дополнительные вопросы. На все это уходит очень много времени, поэтому многие учителя проводят такой опрос не­часто, в результате нередки ситуации, когда ученик в течение года ни ра­зу по данному предмету не отвечал устно полным, исчерпывающим отве­том: Это приводит к тому, что на экзамене он не может вразумительно сформулировать свой ответ даже при определенном его знании.


Для учителей, особенно молодых, трудно дать оценку знаний учени­ка и сформулировать объективное и убедительное оценочное суждение, которое очень важно как в обучающем, так и воспитывающем плане. Учителю необходимо отметить, насколько полно и содержательно отве­чал ученик, какой была его речь, как он справился с дополнительными вопросами и заданиями, что у него получилось хорошо, на что нужно об­ратить внимание при последующей подготовке заданий и ответах. От­метка обязательно должна обобщаться сразу после того, как высказано оценочное суждение. Можно предложить самому ученику по оценочно­му суждению определить, какой будет оценка, можно предложить вы­сказать оценочное суждение самому отвечающему или другим учени­кам. Все это способствует формированию умений оценки и самооценки.

Фронтальный опрос. Для получения экспресс-информации о сте­пени готовности класса к усвоению нового материала и актуализа­ции имеющихся знаний учитель проводит фронтальный опрос, при котором вопросы обращены ко всему классу. Его проведение ускоря­ют разнообразные сигнальные карточки, которые ученики показыва­ют в ответ на вопрос учителя: сразу же видно, кто отвечает правиль­но, а кто не знает ответа. Фронтальный опрос должен проходить в быстром темпе и не занимать много времени на уроке.

Уплотненный опрос должен устранить многие недостатки индивиду­ального опроса Вызываются два-три ученика, и им даются задания, которые они могут выполнить за 10—15 минут, сделав краткие записи на доске. Четыре—шесть человек приглашаются сесть за первые столы и получают заранее подготовленные карточки с тестами, вопросами, заданиями, на которые они отвечают письменно. Задания также должны быть рассчитаны на этот же временной отрезок. К доске вызываются еще два ученика, один из которых будет выполнять функции опрашивающего учителя, второй — ученика. Учитель класса координирует, контролирует и направляет всю эту работу. Оставшаяся часть класса должна подготовить дополнительные вопросы для всех отвечающих у доски, быть готова к комментированию любого ответа. В результате за 15—20 минут будет опрошена половина класса, на следующем уроке — другая половина При этом надо следить, чтобы дававшие письменные ответы при проведении уплотненного опроса по другой теме или индивидуальна опроса отвечали устно.

Устная форма проведения проверки знаний способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся, устной речи, осознанию своего знания или незнания, так как, пока ученик не попытается перевести то, что он учил, в речь, он не может быть уверенным, что выучил домашнее задание.



Методы контроля и самоконтроля

2. письменные — письменные работы, диктанты, изложения, сочинения, рефераты и т.п.

Письменные методы контроля разнообразны и определяются спецификой учебного предмета, но существуют и общие методы. Например, для реализации требования систематичности контроля можно достаточно часто в начале урока давать небольшую письменную самостоятельную работу не более чем на 10 минут. Она может содержать основные вопросы домашнего задания, данного по вариантам или по карточкам, или аналогичного домашнему.

Требования: подготовка вопросов, заданий, карточек заранее; быстрый темп организации и ее четкость, строгое соблюдение времени.

Технологии других письменных работ раскрываются в методиках соответствующих предметов.

К итоговым письменным работам, которые следует проводить лишь тогда, когда учитель уверен, что большинство учащихся усвоили соответствующий учебный материал, предъявляются особые требования. Такие работы должны быть посильными для учащихся способствующими формированию уверенности в их силах, в противном случае интерес к процессу обучения снижается.

Письменная проверка эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах. Успех проверочной работы тесно связан с обязательным применением суммы полученных новых знаний, умений и навыков, глубина и прочность которых проверяются учителем. Полученная обратная информация используется им в целях коррекции как своей педагогической деятельности, так и познавательной деятельно­сти учащихся. В контрольно-проверочных целях применяются задания по решению нового типа задач, проверке знаний, фактов, событий, хроноло­гии. Широко используются диктанты, изложения, сочинения, изготовле­ние поделок, рисунков, схем, чертежей, подготовка докладов, рефератов.

Обучающее значение этого метода заключается в углублении и упро­чении знаний школьников, в богатстве обратной диагностической ин­формации, дающей учителю основания для уточнения методов работы и коррекции знаний, умений, навыков учащихся. Развивающий эффект является следствием предельной мобилизации ребенком своих духов­ных сил и способностей в сложной, ответственной, в известном смысле экстремальной учебной ситуации. Воспитательное влияние контроль­но-проверочных работ выражается в формировании у школьников чув­ства ответственности, умения сосредоточить духовные силы в нужный момент на самом главном. Контрольно-проверочные работы примени­мы в диагностике обученности учащихся всех возрастов. В начальных классах дети не всегда глубоко осознают личностное и педагогическое значение контрольного задания. В средних же и старших осознание школьниками этого стимулирует качество выполнения ими работы.


практические — практические работы, опыты;

Практические работах в основном направлены на выявление степени усвоения знаний детьми и выработки у них необходимых умений и навыков.

Методы контроля и самоконтроля

4. Графические — графики, схемы, таблицы;

Суть графических методов проверки заключается в том, что учитель, исходя из специфики учебного предмета, использует в процессе изло­жения материала различные таблицы, схемы и графики. Их контро­лирующая функция выполняется следующим образом: предлагается составить какой-нибудь графический материал по изученному или дается использованная при объяснении таблица (график или схема), в которой допущены ошибки или сделаны пропуски. Ученикам пред­лагается найти и исправить ошибки или заполнить пропуски.