ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
5. Программированные методы проверки
Программированные методы контроля знаний можно использовать в виде перфокарт или закладывать в компьютеры, если школа ими хорошо оснащена. Существует несколько видов таких карт.
Карта содержит один непроблемный вопрос, на который есть один конкретный точный ответ (даты, факты, законы, правила и т.п.) и не менее четырех-пяти вариантов ответов: правильный, неправильный, неполный, неточный и один — нет ответа. Все ответы должны выглядеть убедительными и не подсказывающими. Карточка имеет прорези для фамилии ученика и напротив каждого ответа. В нее вложен чистый листок, ученик подписывает ее и отмечает крестиком ответ, который он считает правильным. Учитель собирает карточки, вынимает вкладыши, подравнивает пачку и протыкает ее металлической спицей напротив правильного ответа. Разложив проткнутые карточки, учитель получает полную картину ответов учеников. При хорошей организации такая проверка занимает 5—7 минут.
В карточке две колонки с перечислениями, надо быстро написать в прорезях напротив каждой строчки, какой номер правого столбика соответствует номеру левого (например, даты и названия войн).
Текст в карточке написан с прорезями-пропусками в отдельных словах или предложениях. Надо заполнить пропуски.
На заданный вопрос ответ складывается из суммы выбранных из перечисления ответов. Например: что из перечисленного относится к методам проверки знаний? В ответах названы все методы проверки знаний вперемешку со словесными, наглядными и практическими методами.
Возможны и другие варианты, но надо соблюдать главное требование: на тестовых карточках при любом их предложении не должно быть заданий, требующих долгого раздумывания или допускающих вариативные ответы.
Варианты проверочных заданий, которые можно разработать и предложить с помощью персонального компьютера, многообразны и рассматриваются на занятиях по техническим средствам обучения (ТСО) и методике их использования.
Формы контроля: коллоквиум, зачет, экзамен.
Коллоквиум. Цель этой промежуточной формы контроля — выяснение степени усвоения материала по какой-либо большой теме всем классом, снятие возникших проблемных вопросов, стимулирование учащихся к систематическим занятиям. Проводится в виде фронтального опроса, но более длительное время и с большей глубиной получаемых от учащихся ответов. Могут использоваться моменты группового и индивидуального опроса и коррекции хода усвоения материала, а также выработки необходимых умений и навыков Зачетная система, как и коллоквиумы, дает возможность более объективно вести тематический учет знаний учащихся.
Экзамен считается специфической формой проверки и оценки знаний и одновременно средством государственного контроля за работой образовательных учреждений. В отечественной школе- экзамены были введены в 1932 г. (до этого проводились «испытания»).
С помощью зачетов и экзаменов через, монологические ответы, собеседования, ответы по заранее заготовленным вопросам, заданиям, обеспечивается взаимодействие учителя с учениками в целях подведения итогов изучения крупных тем, частей или целого курса. Функции этих форм контроля заключаются в том, чтобы установить степень глубины и прочности усвоения изученного материала, в организации интенсивной самостоятельной работы школьников по закреплению и систематизации знаний, умений и навыков.
Зачет фиксирует завершение учащимися каких-либо практических заданий, работ: сбора дополнительной учебной информации по заданной теме, выращивания растений на учебно-опытном участке, выполнения поделок в мастерских, написания реферата по пройденному курсу, выявляя общую ориентацию в изученном материале, чет идет работа, сделанная на хорошем, качественном уровне.
Экзамен организуется в виде индивидуальных ответов учащихся на оставшиеся по случайному выбору вопросы изученного курса. В экзаменационный билет обычно включают теоретический вопрос и практическое задание, беседу по реферату или конспекту, по пройденной дополнительной литературе.
Обстановка на коллоквиумах, зачетах и экзаменах должна быть иная и доброжелательная, ответы оцениваться объективно, поставленная отметка должна быть понятной и сознательно принятой участником.
Диагностико-обучающее значение экзамена и зачета в том, что они дают возможность глубоко проанализировать знания, умения, навыки, степень развития каждого школьника в условиях мобилизации всех своих возможностей. Развивающий эффект метода проявляется активизации памяти, таких способов мышления, как систематизация, обобщение знаний, а также в совершенствовании устной и письменной речи.
Воспитательное значение зачетно-экзаменационной системы диагностики проявляется в стимулировании самоконтроля учащихся, в развитии у них добросовестности, умения владеть в сложных ситуациях, своевременно мобилизовать свои силы, в пробуждении здорового самолюбия. Экзамены и зачеты используются в работе с подростками и старшеклассниками. Подобныеформы контроля недопустимы с младшими школьниками.
Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.). О них уже шла речь, когда объяснялась технология устного опроса. Стоит лишь добавить общие критерии оценки знаний учащихся.
За глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученик получает пять баллов. За твердое знание материала в пределах программных требований- четыре. Неуверенное знание с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается тремя баллами. Наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, невладение навыком оценивается отрицательно, отметкой два. Отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу. Однако последняя отметка используется очень редко. Практически эта, четырехбалльная система не позволяет достаточно объективно и дифференцированно оценить учащихся. В настоящее время и в школах, и в вузах стали использовать десятибалльную систему, которая позволяет более точно оценить уровень знаний, умений и навыков, имеющихся у ученика, уровень его развитости и обученности.
За активную учебно-познавательную деятельность на уроке, других формах занятий, а также за работу в течение длительного время на уроках ученик получает поурочный балл — положительную высокую оценку, символизирующую прочность его знаний, прилежание, активность, познавательный интерес. Но этот балл может иметь и отрицательный эффект, если используется учителем непродуманно, наблюдения за их работой и активизации учебной деятельности учеников выделяют еще до урока. Нельзя выставлять поурочный только за серию ответов с места — они нередко делаются по учебнику. Намеченных учащихся надо специально спрашивать в течение урока, учитывать разные виды их деятельности. Выражение оценки в отметках в работе с шестилетками нецелесообразно.