ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.05.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2. Вопросы:

3. Диагностика агрессивности («Несуществующее животное»).

4. Письменно.

5. Решите задачи:

2. Задания (письменно):

3. Статья. Зуйкова е.М. Насилие в семье – социальная проблема // Социальная работа. – 2003. ‑ № 1.

4. Темы проектов (группа делится на 4 подгруппы)

2. Вопросы:

5. Таблица. Раскройте сущность теорий девиантного поведения (биологический, психологический, социологический).

2. Вопросы (устно):

3. Аннотация статьи.

4. Продолжите таблицу. Психологические теории, объясняющие агрессивное поведение.3

5. «Я - социальный педагог».

2. Вопросы:

4. «Работа с периодикой».

2. Устно – вопросы:

6. Решение ситуации.

2. Вопросы:

2. Вопросы:

3. Таблица.

3. 1. Психологические теории, объясняющие гэмблинг аддикции1.

3.2. Развитие фаз и поведение гэмблеров (авторы – в.В. Зайцев и а.Ф. Шайдуллина)

2.Вопросы:

4. Таблицы

Фазы сексуальной аддикции (по ц.П. Короленко)

4. Составьте диаграмму – факторы наркозависимого поведения

5. Работа в группах: видеорепортаж – «Психолого-педагогическое сопровождение подростка с наркозависимым поведением».


6. Решение ситуации.

Два наркомана, Дима и Петя, пятнадцати лет. Дима - из благополучной высокообеспеченной семьи. Отец - генерал. Мать - дочь генерала, всю жизнь посвятила сыну, семье. Никогда не работала, занималась домом, воспитанием Димы. Ребенка держала в строгости и очень заботилась о его развитии: английский, музыка, математика - этим мальчик занимался дополнительно с учителями, остальные уроки мать контролировала сама. И, конечно, организация свободного времени Димы: чем заняться, с кем дружить, куда пойти, какие передачи по телевизору смотреть - все решала мама. И

все было хорошо - до 13 лет. А потом Дима «как с цепи сорвался». Петя отца своего не знал. Мать работает проводницей, часто в отъезде. Петя до пятого класса был в интернате, а потом мать забрала его домой и отдала в обычную школу. Уж очень обижали его в интернате мальчишки: дразнили, отнимали еду, били. Петя безответный был, не умел постоять за себя. Дома ему сначала было страшно одному оставаться, он чувствовал себя заброшенным и никому не нужным. Но потом понравилось. Когда мама уезжала, к Пете приходили старшие ребята со двора. Они приносили еду, выпивку; курили, играли в карты, смеялись. Весело было, хорошо! Потом и Дима стал приходить к Пете. Даже ночевать оставался, когда в очередной раз с родителями поругается и из дома сбежит. А однажды кто-то из старших ребят принес «начинку» для сигарет. Всем было интересно узнать, что такое кайф. Пустили по кругу «косячок»…

Чем объяснить, что мальчики из таких разных семей оказались в одной компании, где стали употреблять наркотики? Какой тип воспитания был в семье Димы и какой у Пети? Какие сходные черты характера, свидетельствующие о личностной предрасположенности к аддиктивному поведению, сформировались у Димы и Пети в силу особенностей их воспитания? Предложить программу работы с данным случаем.

Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

7. Реферирование параграфа – пути предупреждения психоактивных веществ среди подростков3 (С.317 - 318).

Литература:

1. Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости. – СПб., 2003.

2. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.: Московский психолого- социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 240 с.

3. Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2003.


4. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: (Деструктивное поведение в современном мире). – Новосибирск, 1990.

Семинарское занятие 6

Профилактика и коррекция пищевой зависимости.

План:

  1. Пищевая зависимость как вид аддиктивного поведения: сущность, содержание

  2. Причины, факторы пищевой зависимости

  3. Психологический портрет подростка

  4. Диагностика, методы и приемы профилактической и коррекционной работы.

  5. Рекомендации социального педагога родителям по профилактике и коррекции пищевой зависимости.

1.Словарь: агрессия, невротическая анорексия, невротическая булимия, депрессия, фрустрация, гиперфагия, когнитивно-поведенческая терапия, суггестия, гипносуггестивные методы (директивный и эриксоновский гипноз), аддиктология.


2. Вопросы:

  • Обозначьте факторы, способствующие формированию пищевой зависимости

  • Перечислите сознательные и бессознательные модели аддиктивного поведения

  • Каковы ведущие характеристики пищевой зависимости?

  • Как вы думаете, почему пищевые аддикции встречаются чаще у женщин, чем у мужчин?

  • Как вы думаете, почему пищевые аддикции очень часто сопровождаются расстройством настроения, главным образом депрессией?

  • Охарактеризуйте 4 вида гиперфагии (переедания): приступообразный, постоянный, ненасытный, «обжорство»1.

  • Составьте психолого-педагогический портрет людей, страдающих пищевыми аддикциями1.

3. Таблица. Психологические теории, объясняющие пищевые аддикции1.

Авторы концепции

Сущность концептуального подхода

С. Бояджиева и М. Ачкова

М. Пельчат

А. Морабиа

Дж. Рассел

К.Дэвис и Дж. Кларидж

М.В. Коркина

В.Д. Менделевич

М.Г. Чухрова и В.П. Леутин

А.Е. Личко

Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева

4. «Сенсационные факты – слайд – шоу – «Люди, страдающие невротической булимией».

5. Подготовьте мини-сообщение на одну из тем:

А) «Шоколадная аддикция или Шокоголики»

(можно обратиться к статье В. Ди. Марцо - журнал «Nature», опираться на теорию П. Роджерса и Х. Смита)

Б) «Кофеманы»

В) «Идеал женской красоты в исторической ретроспективе»

6. Постройте кластер «Методы профилактики и коррекции пищевой аддикции».

Каждому методу дайте краткую характеристику.

Литература:

1. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Клиника и психология девиантного поведения. Научное издание. – СПб.: Речь, 2010.


2. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков: учеб.- метод. Пособие.- М., 1998.

3. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. – М., 2000.

Семинарское занятие 7

Профилактика и коррекция игровой (гэмблинг) зависимости.

План:

  1. Гэмблинг зависимость как вид аддиктивного поведения: сущность, содержание

  2. Причины, факторы гэмблинг зависимости

  3. Психологический портрет подростка

  4. Диагностика, методы и приемы профилактической и коррекционной работы.

  5. Рекомендации социального педагога родителям по профилактике и коррекции гэмблинг зависимости.

1.Словарь: гэмблинг, гэмблер, лудомания, азарт, импульсивность, дисфория, тоска, невроз, психотравма, драйв, аффект, тревожные расстройства, нейротизм, импульсивность, игровой экстаз, азартные игры (рулетка, карты, бинго…)

2. Вопросы:

  • Как вы думаете, можно ли зависимость от азартных игр назвать актуальной проблемой XXI века?

  • Докажите актуальность проблемы патологической зависимости от азартных игр.

  • Можем ли мы для названия гэмблинг зависимости использовать термины – «Игровое опьянение» или «игровой абстинентный синдром»?

  • Перечислите признаки, характерные для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения (по Ц.П. Короленко).

  • Охарактеризуйте факторы (симптомы), предрасполагающие к гэмблингу.

  • Раскройте признаки трех стадии развития гэмблинга: стадия выигрышей, стадия проигрышей, стадия разочарований (по Р.Л. Кастеру)1.

  • Составьте психологический портрет гэмблера.

  • Охарактеризуйте «ошибки мышления» гэмблеров. (по В.В. Зайцеву и А.Ф. Шайдуллиной).