ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Диагностика агрессивности («Несуществующее животное»).
3. Статья. Зуйкова е.М. Насилие в семье – социальная проблема // Социальная работа. – 2003. ‑ № 1.
4. Темы проектов (группа делится на 4 подгруппы)
4. Продолжите таблицу. Психологические теории, объясняющие агрессивное поведение.3
3. 1. Психологические теории, объясняющие гэмблинг аддикции1.
3.2. Развитие фаз и поведение гэмблеров (авторы – в.В. Зайцев и а.Ф. Шайдуллина)
Семинар 1-2. Тема: «Формы консультирования (индивидуальное и групповое, телефонное, интернет - консультирование)» (4 часа)
Группа делится на 2 подгруппы, проводится тренинг «Формирование уверенного поведения»
Задание: подберите упражнения, игры (не менее 5) для проведения тренинга по теме, будьте готовы провести данное упражнение на семинаре.
Семинар 3-4. Тема: «Специальные проблемы в психологическом консультировании» (4 часа)
План:
1. Консультирование плачущих клиентов.
2. Консультирование враждебно настроенных, агрессивных клиентов.
3. Консультирование немотивированных клиентов.
1. Диктант: агрессия, акцентуация, истерика, мотивация, эмоциональное напряжение, фрустрация, психопатии, злость.
2. Вопросы:
Раскройте причины плача клиентов. Каким образом должен вести себя консультант, если клиент плачет?
Согласны ли вы с тезисом, что на «хороших» консультантов клиенты не злятся?
Раскройте стратегию работы консультанта с агрессивными клиентами.
Опишите поведение безразличных клиентов, т.е. с отсутствующей мотивацией.
3. Диагностика агрессивности («Несуществующее животное»).
4. Письменно.
За время существования понятия «акцентуация» было разработано несколько таких типологий. Первая из них (1968 год) принадлежит автору концепции, Карлу Леонгарду. Следующая, получившая более широкую известность классификация от 1977 года, была разработана Андреем Евгеньевичем Личко и основывалась на классификации психопатий П. Б. Ганнушкина, выполненной в 1933 году.
1. Изучите классифика́ции акцентуа́ций — характера (личности), разработанные К. Леонгардом , А.Е. Личко, Айзенка.
2. Будьте готовы дать характеристику тому или иному типу личности.
3. Раскройте стратегию работы консультанта с учетом характерологических особенностей клиентов (гипертимных, лабильного типа….)
5. Решите задачи:
А) К консультанту обратилась мама ребенка 9 лет. «Сын в последнее время ведет себя агрессивно, враждебно. Что делать, когда ребенок приходит в ярость? Каким образом вернуть ребенка «на круги своя», когда он ведет себя агрессивно?»
Б) Вопрос консультанту - если дети в раннем возрасте недополучили любовь родителей, ребенок вырос, стал старшеклассником. Можно ли в этом возрасте что-то подкорректировать? Какие методы родители могут использовать по отношению к ним, если дети уже стали агрессивными?
Семинарское занятие 5 - 6: «Учет психоэмоциональных состояний клиента в консультировании.
Консультирование клиентов с зависимостями (гемблинг, Интернет)» (4 часа)
План:
1. Консультирование тревожных клиентов.
2. Консультирование при страхах и фобиях.
3. Консультирование при переживании вины.
4. Консультирование клиентов с депрессией.
5. Консультирование клиентов с суицидальными намерениями.
6. Консультирование клиентов с зависимостями (гемблинг).
7. Консультирование клиентов с зависимостями (Интернет).
Группа делится на 7 подгрупп. Готовится проект по предложенной теме.
Схема (слайд-шоу. Презентация, время – 20 мин):
1. История вопроса.
2. Сущность (тревоги, страхов…).
3. Стратегия консультирования.
Семинарское занятие 7-8:
«Специальные проблемы в психологическом консультировании: жертв насилия» (4 часа)
План:
1. Консультирование жертв сексуального насилия.
2. Консультирование жертв домашнего семейного насилия.
1. Диктант: насилие, домашнее насилие, физическое насилие, психологическое насилие, сексуальное насилие, экономическое насилие.
2. Задания (письменно):
1. Ознакомьтесь с различными статистическими данными последних лет в вашем регионе, по которым можно прямо или косвенно судить о распространенности семейного насилия. Подготовьте презентацию.
2. Составьте план проведения консультации по предотвращению семейного насилия.
3. Представьте социальную рекламу, направленную против распространения семейного насилия. Против какой формы насилия направлена данная реклама? Кто является целевой группой?
4. Составьте список рекомендаций для ближайшего окружения жертвы семейного насилия: как необходимо себя вести, чтобы помочь жертве справиться с последствиями перенесенного насилия. Обоснуйте необходимость такого поведения.
3. Статья. Зуйкова е.М. Насилие в семье – социальная проблема // Социальная работа. – 2003. ‑ № 1.
Алгоритм анализа статьи:
Прочитать всю статью.
Определить цель статьи, ее актуальность.
Найти и определить ключевые моменты, смысловые «узлы».
Определить, по возможности, методологические основания исследования.
Обнаружить авторские идеи относительно предмета исследования.
Обозначить логику исследования, этапы, последовательность.
Выявить причинно-следственные связи между ключевыми блоками информации.
Изучить выводы, предлагаемые автором, исследовать их соответствие заявленной теме исследования.
Установить, приводит ли автор возможные варианты дальнейшего изучения темы, перспективные направления работы.
Методические рекомендации:
Статья предложена преподавателем, также возможно осуществление самостоятельного поиска и анализа статьи по предлагаемой проблеме. Работа сдается в письменной форме.
4. Темы проектов (группа делится на 4 подгруппы)
Женщины против насилия.
Женщина-секретарь – объект насилия.
Мифы и стереотипы о домашнем насилии.
Мужчина – объект жестокого обращения в семье.
Литература:
1. Ерусланова Р.И. Насилие в семье: учеб.пос.- М.: «Дашков и К», 2011.
2. Насилие в семье. Особенности психологической реабилитации. Под ред. Н.М.Платоновой. – СПб, 2004.
3. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. – 5-е изд. – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005. – 464 с.
4. Обыкновенное зло: исследование насилия в семье : Сборник статей / Ред.-сост. О.М. Здравомыслова. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 198 с.
5. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.: Владос, 2005.
6. Семья: между насилием и толерантностью: Кол.монограф. - Екатеринбург, 2005.
7. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. - Спб.: речь, 2007.
Семинарское занятие 1.
Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема.
План:
Отклоняющееся поведение: критерии определение понятия.
Классификация видов отклоняющегося поведения. Краткая психологическая характеристика основных видов отклоняющегося поведения.
Единство социального и природного в детерминации отклоняющегося поведения.
Социально- психологическое воздействие на личность отклоняющегося поведения: профилактика, коррекция, сопровождение.
1. Словарь: аномалия, аттитюд, девиантное, делинквентное, дидактогении, диагностика, импритинг, интериоризация, коррекция, запущенность, мировоззрение, норма, неформальные молодежные объединения, отклонение, правило поведения, патология, пектация, профилактика, перевоспитание, педагогическая «трудные дети», рэкет, реабилитация, социальная дезорганизация, стереотип, установка, ценности.
2. Вопросы:
Проанализируйте и раскройте подходы к оценке поведенческой нормы, девиаций и патологии: социально-правовой, педагогический, психологический, психиатрический, организационно-профессиональный.
Как вы думаете, почему, Т. Парсонс считал подростковый возраст «социальным импритингом»?
Поясняете, что из перечисленного не относится к отклоняющемуся поведению: курение табака, супружеская измена, употребление наркотиков, суицидальная попытка, ложь, наказание ребенка, гомосексуальные отношения, увлечение компьютерными играми, татуаж, чрезмерное увлечение телевизионными передачами, игра в карты, прогул уроков, грабеж, хакерство, уход в секту, изнуряющее голодание с целью коррекции фигуры, частая смена половых партнеров.
Охарактеризуйте неформальные объединения («хиппи», «панки», «скинхеды» и др.) и их влияние на девиантное поведение подростков.
Ряд авторов (К. Манн Кэгни, Д. Миллер и др.) различают «первичную» и «вторичную» девиацию. Раскройте их сущность.
3.Подборите статью из периодической печати по проблемам социальных отклонений. Составьте не менее 7 вопросов к выбранной статье.
4. Подберите диагностические методики (опросники, анкеты, тесты и др.) для изучения девиантной личности.
5. Таблица. Раскройте сущность теорий девиантного поведения (биологический, психологический, социологический).
6. Прочитайте романы Ф. М. Достоевского «Подросток» и Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Сравните проблемы подростков в XIX и XX вв. Прочитайте главу 3 повести Л. Н. Толстого «Юность» и сравните с характеристикой кризиса юношеского возраста концепции Э. Эриксона. Литература:
Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: [Учеб. пособие] / В.Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2008. - 443 с.
Руденко Л.Д. Девиантология: Учебное пособие / Л. Д. Руденко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2007. - 104 с.
Семинарское занятие 2-3
Профилактика агрессивного поведения подростков
Вопросы для изучения:
1. Агрессивное поведение и насилие.
2. Условия и причины формирования агрессивного поведения личности.
3. Агрессия и делинквентное поведение.
4. Социально – психологическое воздействие: профилактика, коррекция.
1. Составьте словарь терминов по изучаемой проблеме: агрессия, агрессивные влечения, аффект, бешенство, враждебная агрессия, враждебность, драйв, деструктивность, делинквентность, зависть, злость, инструментальная агрессия, насилие, ненависть, раздражение, садизм, спонтанная агрессия, экстремизм, фрустрация, ярость,
2. Вопросы (устно):
1. Среди мальчиков подросткового возраста распространены жестокие, сопряженные с физическим насилием командные игры, в которых, согласно одной из теорий, накопленная агрессия канализируется социально одобряемым способом или сублимируется. Объясните проявление агрессия, опираясь на научную теорию.4
2. Существует достаточно много исследований, в которых установлена зависимость между агрессивностью подростков и просмотром ими теле- и кинофильмов со сценами насилия. Подумайте, подростки научаются агрессивному поведению, глядя на экранных героев, или закономерность обратна: более агрессивные зрители выбирают соответствующие их характеру фильмы?
3. Известно, что демонстративные личности склонны к суицидальным действиям. Как это соотносится с тем фактом, что по данным исследований наблюдается отрицательная корреляция между уровнем аутоагрессии и демонстративностью?4