ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.05.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2. Вопросы:

3. Диагностика агрессивности («Несуществующее животное»).

4. Письменно.

5. Решите задачи:

2. Задания (письменно):

3. Статья. Зуйкова е.М. Насилие в семье – социальная проблема // Социальная работа. – 2003. ‑ № 1.

4. Темы проектов (группа делится на 4 подгруппы)

2. Вопросы:

5. Таблица. Раскройте сущность теорий девиантного поведения (биологический, психологический, социологический).

2. Вопросы (устно):

3. Аннотация статьи.

4. Продолжите таблицу. Психологические теории, объясняющие агрессивное поведение.3

5. «Я - социальный педагог».

2. Вопросы:

4. «Работа с периодикой».

2. Устно – вопросы:

6. Решение ситуации.

2. Вопросы:

2. Вопросы:

3. Таблица.

3. 1. Психологические теории, объясняющие гэмблинг аддикции1.

3.2. Развитие фаз и поведение гэмблеров (авторы – в.В. Зайцев и а.Ф. Шайдуллина)

2.Вопросы:

4. Таблицы

Фазы сексуальной аддикции (по ц.П. Короленко)

4. Охарактеризуйте типы агрессии и формы насилия.3

5. Раскройте причины подростковой агрессии.

6. Составьте психолого-педагогическую характеристику агрессивного поведения школьников. 3

3. Аннотация статьи.

1. Маханько А.М. Предупреждение насилия и пренебрежения детьми // Соц. работа 2008, № 4., С. 5

Акценты:

- Раскройте эффективные предупредительные меры защиты детей от насилия.

- Назовите имя основателя Международного сообщества по предупреждению насилия и пренебрежения детьми.

- Какой вклад внесли Кофи Аннан, Э.К. Капитонова, А.К. Воднева по предупреждению насилия над детьми?

- Опишите комплексную поддержку и реабилитационные меры относительно ребенка, испытавшего насилие.


4. Продолжите таблицу. Психологические теории, объясняющие агрессивное поведение.3

Авторы концепции

Сущность концептуального подхода

Психолого-биологические теории

Психолого-биологические теории

1. Антропологическая теория

(Ч. Лоброзо)

Агрессия – врожденное, передающееся по наследству качество.

Особое строение черепа, преступники родители-преступники - дети

2. Теория инстинкта

(К.Лоренц)

3. Теория фрустрации (Д.Долард)

4. Теория развития

(А. Бандура, Д. Уолтерс)

5. Теория влечения

(З. Фрейд)

Социологические теории

Социологические теории

1. Теория аномии

(Э. Дюркгейм, Р. Мертон)

2. Теория субкультур

(С. Ламнек)

3. Теория социального научения

(А. Бандура)

4. Теория стигматизации (Т.Шефф)

5. Теория индивидуализации

(А.Адлер)

6. Теория деятельности

(Р.Додж, С. Крик)

7. Ролевая теория

(Д.Майерс)

5. «Я - социальный педагог».

А) Проведите анкетирование подростков по методике неоконченных предложений

Ситуации по проблеме насилия3

«Твоя реакция, если…»

(рабочий листок для учащихся).

  1. Во время перемены или после уроков группа ребят играет в футбол и отказывается принимать тебя в свой круг.

  2. Ты пришел с новой прической в школу и был осмеян одноклассниками и учителями.

  3. Одноклассник толкает тебя, когда ты стоишь в очереди в столовую.

  4. Твой приятель постоянно пытается вовлечь тебя в шуточный «бойцовский поединок», даже когда ты совсем не в настроении играть.

  5. Кто-то из знакомых оскорбляет членом твоей семьи.

  6. Старшеклассник просит одолжить ему небольшую сумму денег.

  7. Из твоих рук некто выхватывает булочку или шоколад.

  8. Ты желаешь присоединиться к разговору, а тебе дают понять, что не хотят с тобой разговаривать.

  9. Шутки ради некто ставит тебе подножку или убирает стул. На который ты садишься.

  10. На уроке во время твоего ответа кто-то шепчется за спиной.

  11. Вследствие допущенной ошибки при ответе на вопрос ты был осмеян всем классом.

  12. Некто резко закрывает перед тобой дверь.


Составьте подробный анализ проведенного анкетирования.

Б) Вас пригласили на родительское собрание. Разработайте методические рекомендации по профилактике агрессивного поведения детей и подростков.3

В) Составьте кластер – «Барьеры становления и проявления агрессивного поведения личности подростка».3

Литература:

1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М., 1999.

2. Гюттенбюль А. Зловещее очарование насилия. – СПб, 2000.

3.Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе: учебно-методический комплекс / Е.В. Гребенкин. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2006.

4. Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2003.

5. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. – СПб, 1996.

6. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М – Воронеж, 1996.

Семинарское занятие 4

Профилактика и коррекция аддиктивного поведения: алкогольная зависимость.

План:

  1. Алкогольная зависимость как вид девиантного поведения: сущность, содержание.

  2. Причины, факторы алкогольной зависимости.

  3. Психологический портрет подростка.

  4. Диагностика, методы и приемы профилактической и коррекционной работы.

  5. Рекомендации социального педагога родителям по профилактике и коррекции алкогольной зависимости.

1. Словарь: алкогольная зависимость, абстинентный синдром, эйфория, атарактическая мотивация, мотивация с гиперактивацией, сублимиссивная мотивация, прсевдокультурна мотивация2 (Стр.309).


2. Вопросы:

  1. Охарактеризуйте 4 фазы алкогольной зависимости: начальная, предупреждающая, решающая и конечная.

  2. Опишите психологические особенности семей алкоголиков4.

  3. Составьте психологический портрет ребенка, живущего в «алкогольной» семье4 .

  4. Охарактеризуйте деятельность социальных институтов общества по преодолению пьянства и алкоголизма.

  5. Покажите опыт социальных служб (по месту своего жительства, работы, учебы) по борьбе с пьянством и алкоголизмом.

  6. Что Вам известно из зарубежного опыта борьбы с пьянством и алкоголизмом?

3. Заполните таблицу. Психологические исследования, объясняющие алкогольное поведение.

Авторы исследований

Сущность концептуального подхода

М. Бэкон

Хьел Л., Зинглер Д.

Г. Барри

М.М. Буркин, С.В. Горанская

Н.С. Курек

Я. Гилинский

А.Е. Личко и В.С. Битенский

Б.С. Братусь

Ц.П. Короленко и Дмитриева Н.В.

4. «Работа с периодикой».

Рецензия на статью

Битти М. Алкоголик в семье или преодоление созависимости // Физкультура и спорт.1997. Вып.4 С.17-29.

Литература:

1. Пятницкая И.Н. возможности ранней профилактики алкоголизма и токсикомании // Алкоголизм т неалкогольные токсикомании у несовершеннолетних. – М, 1979.

2. Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2003.

3. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: (Деструктивное поведение в современном мире). – Новосибирск, 1990.

4. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Прект; Трикста, 2005., С.128-139.

Семинарское занятие 5

Профилактика и коррекция аддиктивного поведения: наркотическая зависимость.


План:

1. Наркотическая зависимость как вид девиантного поведения: сущность, содержание.

2. Причины, факторы наркотической зависимости

3. Психологический портрет подростка

4. Диагностика, методы и приемы профилактической и коррекционной работы.

5. Рекомендации социального педагога родителям по профилактике и коррекции наркозависимости.

1. Словарь: абстинентный синдром, со-зависимость, наркотическая зависимость, химическая зависимость, деградация, кайф, эйфория, эмансипация, депрессия, психостимуляторы, галлюциногены, трансситуативность (устойчивость), любопытство, резидуальное (остаточное) органическое поражение головного мозга, сикерсы, хэдсы.

2. Устно – вопросы:

  1. В чем Вы видите причины масштабного распространения наркомании и токсикомании в стране?

  2. Раскройте мотивы первичного употребления наркотиков: атрактический, субмиссивный, гедонистический, гиперактивный, превдокультурный, познавательно-исследовательский.

  3. Охарактеризуйте уровни наркотизации: психическая зависимость, физическая зависимость, психическая и физическая деградация (по А.Е. Личко).

  4. Как, по-вашему мнению, повлиял на российских подростков для определенной части молодежи культовый фильм «На игле», который был отражением так называемой «героиновой моды»?

  5. Многие подростки, в том числе жители Санкт – Петербурга, в конце XX века начали употреблять дикорастущие галлюциногенные грибы, но не с целью «поймать кайф», а якобы для того, чтобы расширить сознание, ссылаясь при этом, например, на теории Т. Маккены. Как можно расценить подобное поведение с точки зрения психологии?

  6. Укажите последствия приема употребления психоактивных веществ3 (С. 317).

  7. Продолжите мысль – Человек будет иметь психологический иммунитет против химической зависимости, если он…

  8. Покажите на конкретных примерах деятельность различных социальных институтов по предупреждению и уменьшению масштабов наркомании и токсикомании в стране.

  9. Что Вам известно о зарубежном опыте работы с наркоманами и токсикоманами? Покажите, как осуществляется международное сотрудничество по борьбе с наркоманией и токсикоманией.

3. Таблица. Психологические теории, объясняющие наркозависимое поведение.

Авторы концепции

Сущность концептуального подхода

С.Блатт

К. Меннингер

Т. Виллс

В.Д. Менделевич

К. Штайнер

А.Е. Личко и В.С. Битенский

Ц.П. Короленко и Т.А. Донских