Файл: структура статьи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.05.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рекомендации по написанию научно-методических статей

 

Требования к оформлению

 

  1. Шрифт «Times New Roman», кегль – 12, для заголовков – 14.

  2. Интервал между строками – 1.

  3. Заголовки выравниваются по центру, подзаголовки – по левому краю, эпиграфы выравниваются по правому краю.

  4. Выделяются «Ж» только главные мысли и заголовки, фамилия и инициалы автора статьи, а «К» - отступления от основного содержания, некоторые примеры и примечания.

  5. Выделения должны быть оправданы: нельзя выделять очень много фрагментов текста!

  6. Символы должны быть в едином стиле — их не стоит часто менять!

  7. Текст должен быть выровнен по краям. Красные строки обязательны.

  8. Автор статьи указывается следующим образом: инициалы, затем фамилия, должность, учреждение автора. Они располагаются наверху перед названием справа и выровнены по правому краю.

  9. Кавычки оформляются знаком «……», а не “……..”.

  10. Следите, чтобы в конце предложений были точки (часто встречающаяся небрежность).

  11. Допускаются только черно-белые картинки, фотографии, таблицы. В случае графического сопровождения, следует перевести все цветные изображения в черно-белые.

  12. Если Вы решили сделать список, то обратите внимание на тонкости оформления:

- если пункт списка начинается со строчной буквы, то в конце ставится «;»;

- если же Вы начинаете список с прописной буквы, то в конце ставится «.».

 

Пример:

 

В стратегии выделяется следующая структура:

- цель;

- операции;

- коррекция действий;

- фиксация результата.

 

ИЛИ

 

В стратегии выделяется следующая структура:

- Цель.

- Операции.

- Коррекция действий.

- Фиксация результата.

 

  1. Использованная литература оформляется в соответствии с установленными общими правилами и указывается в конце статьи.

 

 

 

Пример оформления

 


А.А. Плигин, к.п.н., научный руководитель ГЭП

«Исследование познавательных стратегий учащихся»

 

Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях

 

Важно не просто накормить голодного рыбой,

главное — научить его ловить ее.

Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз,

а если научите ловить, то накормите на всю жизнь!

 

Главная цель современной школы заключается в эффективной передаче наиболее ценного и актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями, так, чтобы ученики смогли максимально качественно овладеть им. При этом, продвигаясь по пути приумножения знаний, они на долгие годы сохранили бы любовь к обучению, смогли найти собственное «Я» в этом мире, максимально полно раскрыть свой личностный потенциал и реализовать его с пользой для себя и общества.

 

 

Рекомендуемая структура статьи

Обратите внимание на то, что научно-методическая статья примерно имеет следующую структуру:

  • Введение (раскрывается следующее: проблема в обучении, значимость ее решения, существующие традиционные способы решения данной проблемы, идея нового способа решения проблемы, цели эксперимента, методы и т.д.).

  • Описание хода экспериментальной деятельности.

  • Описание методических приемов, находок, фрагментов урока (кратких конспектов) и т.д.

  • Описание результатов деятельности учеников, учителя, эксперимента в целом.

  • Выводы (относительно полученных результатов раскрывается следующее: более широкое значение обучения, влияние на качество, возможность применения в других областях знаний, влияние на личностное развитие, к чему может привести продолжение исследования в этом направлении).

 

 

Примечание: не все пункты, указанные в скобках, должны быть обязательно раскрыты.

 

 

Минимальные критерии написания хорошей научно-методической статьи

 

По содержанию статьи:

  • Научность (касается исследования и разработки чего-то нового, использования научных методов познания, поэтому часто определяется по ключевым ссылкам в тексте, реализуемым методам исследования и выводами).

  • Новизна и оригинальность (предлагается новая идея, технология, способ, прием или оригинальный вариант расширения, апробации, доказательства эффективности чей-то авторской идеи, метода, технологии, поэтому часто определяется сравнением с имеющимися разработками).

  • Практичность (связана с переносом в практическую деятельность других профессионалов, поэтому часто определяется по наличию в статье путей передачи опыта).

  • Методичность (связана с оптимизацией структуры новшества, последовательности и условий его реализации; чаще всего определяется количеством и полезностью рекомендаций в статье).

  • Убедительность (определяется достоверностью цитат, аргументированностью выводов, наличием статистических результатов и логичностью их интерпретаций).


 

По форме изложения:

        Логичность (определяется очевидностью причинно-следственных связей, логичностью переходов, взаимосвязанностью частей).

        Ясность (часто определяется понятностью использованных терминов и наличием иллюстрирующих примеров).

        Оригинальность (определяется наличием удачных аналогий, цитат, афоризмов, рисунков).

        Полнота (определяется присутствием основных структурных частей, наличием минимального содержания и завершенностью текста).

 

 


Примерная стратегия написания статьи

 

  • Напишите на отдельном листе главные достижения своей экспериментальной деятельности (ЭД) с точки зрения развития личности, организации учения, организации урока, качества обучения, развития личности, вашего профессионального развития и т.д.

  • Определите, на решение какой главной педагогической проблемы направлена ваша ЭД.

  • Определите, как эта проблема решалась вами, коллегами, различными технологиями обучения. Какие традиционно рекомендации ее решения предлагают методические пособия, учебники, руководство для учителя? Выпишите их на листе.

  • Обратитесь к имеющимся у вас методическим пособиям, учебникам, книгам для учителя и т.д. Убедитесь, что вы верно определили традиционные способы решения проблемы.

  • Сформулируйте, что нового вы включите в свою статью (идеи, принципы, технологии, приемы, оригинальное описание личного опыта, доказательство эффективности известного метода, уникальную форму представления сравнительно новой идеи и т.д.).

  • Определите структурные части статьи: введение, основное содержание, выводы.

  • Кратко запишите тезисы каждой части.

  • Начните писать, раскрывая каждую часть. Помните, что содержание, язык статьи должны быть простыми и понятными. Если у вас возникают сложности в написании, то возьмите готовую статью, которая вам понравилась. Затем мысленно определите ее структурные части. Используйте все лучшее из этой статьи с точки зрения языка и структуры ее написания. Можете легко переносить обороты и связки в свой текст.

  • Подумайте, какое графическое сопровождение (рисунки, схемы, таблицы) будут иллюстрировать главные мысли. Включите их в текст.

  • Посмотрите на созданный вами вариант статьи глазами своих коллег, методистов, научного руководителя. Что бы им понравилось, а что — нет? Определите, как ее можно улучшить. Помните, что важно в статье сказать что-то новое и поделиться собственным опытом ЭД.

  • Еще раз прочитайте статью и отдельно проанализируйте логичность смысловых переходов, выводов. Если нужно, то правьте их.

  • Отдельно оцените язык написания статьи. Если необходимо, то замените повторы синонимами, добавьте метафорических фраз, аналогий и цитат.

  • Еще раз прочитайте статью, определите ее главную мысль, придумайте название.

  • Перечитайте еще раз выводы. Убедитесь, что каждый из них следует из смысловых частей статьи. Проверьте логичность аргументов и их доказательность. Ответьте на вопрос, как название статьи связано с выводами. Если необходимо, скорректируйте название или выводы.

  • Проверьте оформление статьи (см. требования к оформлению).

  • Проверьте грамотность ее написания.

  • Передайте статью для публикации и ждите обратной связи.


 

Полезные советы

Если вы никогда не писали научно-методических статей, помните: все когда-то случается в первый раз!

После того как вы определились с целью статьи, структурой и тезисами, начните писать, не перечитывая текста (без возвратов)! Очень часто «внутренний критик» не позволяет быстро справиться с задачей изложения основных мыслей. В научно-методической статье следует разделить процессы смыслового изложения и эмоционального восприятия текста. Перед написанием статьи решите, что вам ясно относительно содержания различных частей статьи, а над чем вам придется поразмыслить. Начните писать с тех фрагментов, которые более просты для изложения. Так вы не только сэкономите время, но и, возможно, по ходу написания проясните те его части, которые казались неопределенными. Понимание вопроса часто углубляется по мере его изложения так же, как и аппетит, который приходит во время еды!

Если у вас есть детские работы или готовые примеры, то сначала структурируйте их в определенной логике и последовательности, а затем напишите необходимые к ним комментарии и выводы.

Если у вас трудности со временем, то «режьте слона по кусочкам»! То есть сначала напишите ту часть, которая вас больше всего вдохновляет или лучше определена по содержанию, а только затем остальные. У великого писателя М. Шолохова был девиз: «Каждый день — по строчке»! В данном случае уместно перефразировать: каждый день — по одному завершенному смысловому фрагменту!

Старайтесь озаглавливать написанные части (независимо от того, понадобятся в дальнейшем названия или нет). После перерыва в написании будет легче сразу следовать общему плану, читая только заглавия, а не перечитывая все написанное содержание фрагментов. Не теряйте время на редактирование отдельных готовых частей. Статью лучше редактировать, когда все ее части соединены воедино.

Начните «разукрашивать», «вычищать» и отшлифовывать текст только после завершения работы над изложением всего содержания текста. Для этого пользуйтесь готовыми и понравившимися вам образцами текстов. Иногда помогает предварительное чтение любых красивых прозаических текстов и даже хайку. Вместе с тем помните, что ваша задача — не создать отдельное произведение (еще одну «Педагогическую поэму»), а поделиться новыми идеями и опытом, поэтому легко заимствуйте готовые выражения, метафоры, примеры, цитаты и т.д.