Файл: теория и методика ИЗО.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.05.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

даже подчеркивается почти исключительно это взаимодействие, причем перевес находится на стороне то одних, то других черт соответствующегопереживания, объединенного в один тесный комплекс.

Или, например, фигура, состоящая из квадратной решетки, охотнопередается в виде конгломерата маленьких квадратов или кружков, которыедолжны выражать наличие дырок в фигуре и даже самый момент прониканиячерез эти дырки.

Или при передаче круглых предметов в детском решении обычно участвует

то, что эти предметы могут кататься, и что есть возможность их постижения

кругом со всех сторон.

Короче говоря, всякий раз, тем или иным способом, привлекается дляучастия в графическом изображении то жизненное, деятельное, нередкомногостороннее взаимопротивопоставление, которое имеет место междуребенком и объектом и нередко играет почти исключительную, решающуюроль в этом деле.


3. Детский спонтанный рисунок

Собрав вместе множество детских спонтанных рисунков, сравнив их друг с другом, ученые поразились: развитие изображения людей происходит весьма сходным образом у детей разных стран, разного социального происхождения, разной культуры. Детский спонтанный рисунок развивается по одним и тем же закономерностям, проходит одни и те же этапы. Еще раз повторим: речь только о спонтанных рисунках, а не о тех, что делаются по научению и указанию взрослых. Мы можем долго объяснять ребенку законы перспективы, показывать, как их использовать в рисунке, но ребенок сам не будет применять эти знания до тех пор, пока не "прочувствует" их, пока не "откроет" в личном опыте ощущений - так же, как в свое время он протянул руку за игрушкой только тогда, когда был готов к этому. (Хотя, конечно, важно, чтобы игрушки были рядом, перед его глазами). Кстати, перспектива для чувственного опыта - вещь из самых сложных, многие в спонтанном рисунке так ею никогда и не овладевают.

Сами дети четко различают рисование "по правилам" и "по душе". Когда психологи просят их нарисовать человечка, дерево или картину с домиком, небывалого зверя, они непременно поинтересуются: "Вам как рисовать - как учат или как я сам рисую?"

Было замечено, что характер рисунка прямо соотносится с уровнем общего развития ребенка. Американские психологи даже составили таблицу всех элементов изображения человека, по которой можно определять, насколько развитие данного ребенка в данном возрасте соответствует статистической норме. Тест пользовался тем большей популярностью, что позволял судить о состоянии внутреннего мира маленького ребенка, который сам рассказать о себе словами еще не может. Но объяснить, почему человечек-огуречик всех детских рисунков выглядит именно так, а не иначе, ученые смогли лишь недавно, когда по несчастной случайности психологи встретились с нейрофизиологами.

Драматическая жизненная история - отдельный случай - помогла найти ответы на вопросы, связанные со спонтанным рисованием.

Молодая художница Татьяна Лебель попала в автокатастрофу. Последствия оказались тяжелыми: после нейрохирургической операции несколько месяцев она не приходила в себя. Работа речевого левого полушария ее мозга была существенно нарушена. Выйдя из комы, она не могла говорить, никого не узнавала, кусалась, царапалась, и позже дома ее кровать пришлось обнести решеткой. Последние восемь лет петербургская художница постепенно возвращается к человеческому состоянию, невольно предоставив нейрофизиологам уникальный материал для наблюдений. Еще не произнеся ни слова, она начала рисовать. Выяснилось, что правое полушарие хранило некоторые художественные навыки, и ее рука сама воспроизводила анатомически правильные части тела людей и животных. Однако из этих частей Таня составляла странные образы зверо-людей, чертей и ведьм, духов древнего мифологического сознания. Фигурки людей на ее рисунках были странно деформированы: с огромными глазами и огромным ртом, с резко увеличенными кистями рук и стопами ног, они походили на больших лягушек.


Искусствоведы и этнографы, к которым обратились за консультацией физиологи, увидели в этих рисунках сходство с примитивной живописью первобытных людей.

Детские психологи указали на их сходство с детским спонтанным рисунком. Сами же физиологи вспомнили фигурку Пенфилда, американского нейрофизиолога, составившего карту внутренней коры головного мозга человека, разные участки которого заняты анализом сигналов, поступающих от разных частей тела человека. На этой карте зоны анализа сигналов, идущих от кистей рук, стоп, рта, губ и глаз, половых органов, занимали огромное место по сравнению с зонами, анализирующими сигналы остальных частей тела. Исходя из этого, Пенфилд и набросал фигурку гомункулюса - образа человека, предстающего перед нашим внутренним взором, образ, рождаемый не для красоты, а для жизни: выделенные зоны важнее всех прочих для выживания и коммуникаций. Вот эта самая "лягушка" с человеческим лицом и есть первое внутреннее ощущение себя, которое каждый ребенок пытается воплотить вовне, как только овладевает достаточными для этого средствами. Но вот вопрос: как и почему этот внутренний образ со временем меняется?

Ряд функций работы левого полушария у Тани Лебель постепенно восстановился. Этот процесс отражался в изменениях ее рисунков -появились пропорции в человеческих фигурах, усложнилась композиция, исчезла разобщенность персонажей, люди повернулись лицами, они теперь смотрят друг на друга, общаются, в облике человека "заговорили" глаза. По сути дела, данный случай позволил увидеть, как в рисунках взаимодействуют разные системы головного мозга, как слово расширяет, обогащает и развивает зрительный образ.

Интересно, что в самом раннем детском спонтанном рисунке левшество автора отражается достаточно ясно, необходимо только очень внимательно вглядеться в изображение. У человека, нарисованного маленьким левшой, ведущая рука - левая, именно ею он бросает, воюет, держит что-то. (Человек, нарисованный им, расположен по отношению к зрителю зеркально, в его фигуре напротив нашей правой руки - его левая) По мере развития ребенка речь, слова, понятия становятся главными "инструментами" его социализации, приобщения к культуре и организации собственного поведения. Мир слов дополняет, меняет и расширяет мир образов переживаний, а затем постепенно и вытесняет его. Угасая в подростковом возрасте, детский спонтанный рисунок начинает отступать на второй план, индивидуальность графики переходит в индивидуальность почерка.


Так же, как память, внимание, мышление, спонтанное рисование - важнейшая психическая функция человека. И все-таки почему к трем годам ("плюс" - "минус" вполне возможны, но не слишком велики) все дети берутся за карандаш и так неожиданно, лет через семь-восемь, перестают рисовать.

Три года - возраст, когда ребенок учится говорить, речь становится активным социальным средством общения. Это новая эра его отношений с миром. Прежде общение с близкими взрослыми сводилось в основном к передаче сигналов, обозначающих эмоциональное состояние ребенка в данный момент. Эти сигналы призывали устранить причину дискомфорта или, наоборот, продлить удовольствие, и взрослые в основном их понимали, а большего и не требовалось: сугубо индивидуальный язык эмоций, совсем не обращенный к чужим. Это так называемый довербальный период общения. К трем годам такие отношения ребенка уже категорически не устраивают -он изо всех сил прорывается к общепринятому языку людей. Взрослые с умилением и восторгом повторяют его смешные словечки и обороты - хотя он делает с языком всего лишь то, что с пластилином: лепит как придется, а потом смотрит, что получается и как окружение реагирует на это. Все это работа не из легких, и только кажется, что малыш совершает ее играючи. К чему же еще и браться за карандаш?

Еще долгое время ребенок не будет владеть языком настолько, чтобы передать с его помощью свое эмоциональное состояние. И тем более - чтобы выразить себя самого, что совершенно необходимо, чтобы наладить отношения с миром и занять в нем определенное место. Рисунок помогает ему в этом. Изменения, постоянно вносимые ребенком в образ самого себя, прямо сопряжены с новыми и новыми этапами его развития. Известно, что вектор развития - это движение изнутри вовне, к внешнему миру. Ребенок движется от собственного субъективного пространства к объективности внешнего мира. Это один из главных постулатов теории великого детского психолога Жана Пиаже, подтвержденный множеством исследований. Поначалу ребенок совершеннейший эгоцентрик, соответственно и образ человека лепится им исключительно по собственным внутренним ощущениям.

Постепенно эта точка зрения меняется, вбирая в себя все новые ракурсы, позиции других людей. Этот процесс сложный, многогранный. Рисунок - его составная часть и одновременно показатель пройденного. Первые рисунки ребенка столь же индивидуальны, как и сигналы уже пройденного довербального периода: это индивидуальные символы предметов и явлений, от которых вовсе не требуется похожести на объект изображения. Именно поэтому малыша вовсе не беспокоит, действительно ли похожи его домики, машины, собаки и коровы на реальных. (Мы не сказали еще, что, собрав человека, ребенок принимается изображать все подряд, появляются животные, дома, деревья, сюжетные полотна). Рисунки трансформируются в двух направлениях. С одной стороны, они редуцируются до общепринятых знаков, символов в пределе - к буквам (первые попытки ребенка написать слово сродни процессу рисования). С другой - наоборот, становятся все более подробны и точны в соответствии с принципиально новой задачей: создать макет реального объекта, максимально на него похожий.


Может быть, главное тут - постепенная смена позиции, точки отсчета. Ребенок растет и продолжает переносить на бумагу главные свои ощущения и переживания, и потому у младшего подростка в изображении человека признаки пола перестают, как раньше, быть формально внешними, а становятся откровенно анатомическими.

(Характерные "эротические" подростковые рисунки не являются признаком распущенности, они лишь отражают сложнейший, драматический период развития).

Одновременно он все чаще наделяет своего героя признаками социального статуса, как он это понимает, и все чаще сюжетами его рисунков становятся социальные ситуации. Ребенок рисует свою семью - и эти рисунки точно передают семейную атмосферу и особенности его отношений с близкими. Он уже очень близко подошел к новому взгляду на себя и на других - взгляду со стороны, но еще сохранил взгляд изнутри. В возрасте 7-10 лет ребенок и создает самые интересные свои рисунки. Всегда найдется кто-то, кого они приведут в полный восторг своей нерастраченной свежестью, открытостью, своеобразием, но уже и понятностью. Он уже видит в себе не только лягушку, но и царевича, царевну, со всеми культурой награждаемыми доблестями и красотами.

И вот тут он и... перестанет рисовать. Спонтанный рисунок умирает, сходит на нет или сменяется профессиональным.

Чаще всего поводом становится острая нехватка благожелательных критиков: обязательно найдется кто-то среди близких взрослых, кто бросит пренебрежительно: "Ну и мазня!". Подростку этого вполне достаточно, чтобы навек расстаться с карандашом. Кроме того, он и сам начинает сравнивать свои рисунки с многочисленными образцами и эталонами, а подростку важнее всего на свете соответствовать образцам и стандартам. О ценности оригинального он догадается нескоро, и пока в непохожести на образец видит только собственную неудачу. А может, просто спонтанный рисунок выполнил свою функцию и удаляется из жизни за ненадобностью. Впрочем, нет, не удаляется. Человек - как хранилище, из которого никогда ничего не выбрасывают. Или как иллюстрация к истории человечества, в которой аккуратными слоями сложилось-слежалось все, что с ним когда-то было.

Один из самых психологичных писателей - фантастов XX века С.Лем нашел необыкновенно яркий образ этому накопительному свойству душевной жизни: "...каждый человек - это ходящая геологическая формация, прошедшая через тысячу раскаленных эпох и еще через тысячу -ледниковых, когда слои оседали на слои... Сначала тот, начальный, первый и потому ни с чем не сравнимый мир ребенка до знакомства с языком, - мир, который позже гибнет, поглощенный стихией речи, но все же таится где-то на дне. Это вторжение красок, форм и запахов в мозг, вторжение через органы чувств, открывшихся сразу после рождения... и лишь потом начинается разделение на мир и не-мир, то есть на "не-я" и "я". Ну а потом -