ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.05.2024
Просмотров: 208
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание курса. Основная и дополнительная литература
Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).
Тема 3. Развитие образования и пед. Мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.
Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.
Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.
Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.
Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).
Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.
Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.
Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.
Методические рекомендации для преподавателя
Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).
Тема 3. Развитие образования и пед. Мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.
Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.
Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.
Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.
Методические указания для студентов
Вопросы на промежуточную аттестацию (к зачету) Вариант 1
Дополнительные учебные материалы к учебно-методическому комплексу
Учебно-методический комплекс
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИКА»
УЧЕБНЫЙ КУРС «ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс по курсу «История педагогики и образования» учебной дисциплины «Педагогика» ОПД.Ф.02 блока общепрофессиональных дисциплин предназначен для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям.
Учебно-методический комплекс создан на основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Требования ГОС ВПО к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы курса «История педагогики и образования» дисциплины «Педагогика»:
История педагогики и образования как область научного знания. Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
Курс «История педагогики и образования» занимает важное место в системе подготовки учителя. Освоение наследия прошлого расширяет научный кругозор, повышает педагогическую культуру учителя, содействует развитию его педагогических способностей и помогает творчески использовать накопленные знания.
Одна из важнейших задач педагогического образования – обеспечить будущих специалистов знанием путей развития практики воспитания и обучения, постепенного осмысления людьми целей, содержания, методов и организации образования. Изучение истории педагогики и образования должно помочь будущим учителям научиться мыслить педагогическими категориями, ясно представляя себе их генезис. Поэтому при освещении тех или иных педагогических концепций, взгляда отдельных мыслителей внимание студентов должно обращаться на то новое, что способствовало совершению практики воспитания и обучения с одной стороны, и развитие педагогической науки – с другой. Поиск новых подходов к построению курса истории педагогики и образования как учебной дисциплины, вызвал необходимость целостного рассмотрения истории теории и практики воспитания в рамках глобального процесса развития общечеловеческой цивилизации.
Предметом изучения истории педагогики и образования является характер и особенности целей, принципов, содержания, методов и средств обучения и воспитания в конкретную историческую эпоху, их эволюцию, возникновение новых педагогических теорий, а также анализ причин, вызывающих отмирание и модернизацию одних и возникновение других педагогических теорий, методик, способов организации учебно-воспитательного процесса.
Целью курса является: формирование историко-педагогического мировоззрения и развитие творческого педагогического мышления студентов на основе их ознакомления с ведущими педагогическими идеями и концепциями прошлого, с исторической картиной развития мирового и отечественного образования, изучения закономерностей данного процесса.
Задачи курса:
ознакомить студентов с историей возникновения и развития основных научно-педагогических направлений и концепций, вооружить их знаниями о лучших (мировых и отечественных) достижениях выдающихся мыслителей различных эпох и народов в области теории и практики обучения и воспитания;
углубить представления студентов об основных педагогических понятиях и категориях (воспитание, обучение, образование, их цели, задачи, содержание, методы, формы, принципы и т.д.) на основе усвоения их историко-генетического содержания;
обеспечить формирование у студентов устойчивых представлений о роли образования в жизни общества, в процессе конкретно-исторического развития личности, о влиянии экономических, социально-политических и этнокультурных особенностей общественной жизни на создание конкретно-исторических воспитательно-образовательных идеалов педагогических систем;
способствовать воспитанию у студентов историзма педагогического мышления – формированию устойчивых и целостных представлений о постоянном и закономерном развитии педагогических явлений и процессов, о смене педагогических парадигм; формированию исторического подхода к конкретным педагогическим явлениям; подготовке студентов к диалектическому, с позиции историзма, освоению педагогической теории;
способствовать развитию у студентов умений анализировать, сравнивать, сопоставлять различные историко-педагогические факты, концепции с точки зрения их прогрессивности, оригинальности;
способствовать осознанию студентами ценности мирового историко-педагогического опыта с точки зрения его прогностической значимости, формированию и укреплению на этой основе устойчивого интереса к педагогическим теориям и практике образования и воспитания прошлых лет, пробуждение потребности в изучении историко-педагогического наследия;
способствовать воспитанию у студентов интереса и творческого отношения к педагогической профессии на основе изучения деятельности и трудов выдающихся историко-педагогических деятелей рассматриваемой эпохи, бережного отношения к традициям;
способствовать формированию у студентов целостного и обобщенного образа педагога, наполненного профессиональным и нравственно-эстетическим содержанием, воспитанию интереса, оптимистического и творческого отношения к педагогической профессии на основе изучения жизни и деятельности выдающихся историко-педагогических деятелей.
Исходя из вышеназванных характерных особенностей и профессионально-педагогических задач, содержание курса истории педагогики и образования должно:
быть исторически последовательным (с древнейших времен до наших дней), прослеживать педагогические явления и процессы в развитии, отражать основные историко-педагогические закономерности;
быть целостным, рассматривать (обобщенно или конкретно в зависимости от степени актуальности того или иного раздела) историю возникновения и последовательного развития воспитания, образования, школы и педагогической мысли в контексте экономического, социально-политического и этнокультурного развития общества;
включать материал, отражающий возникновение и развитие основных педагогических направлений и концепций, лучшие мировые и отечественные исторические достижения в области теории и методики обучения и воспитания, с учетом методики преподавания конкретных учебных предметов;
включать в качестве сквозных линий курса основные педагогические понятия и категории в их историческом развитии;
отражать жизнь, педагогическую деятельность и взгляды лучших зарубежных и отечественных педагогов прошлого.
Все указанные требования были положены в основу разработки настоящей программы. Она предусматривает изложение истории педагогики и образования в тесной связи с историей развития человеческого общества. Курс разделен на две основные части: «История педагогики и образования за рубежом, «История отечественной педагогики и образования».
Программа курса истории педагогики и образования, как и любого другого учебного курса в вузе, определяет лишь обязательный минимум знаний, которыми должен овладеть студент. В связи с тем, что количество часов, отводимых учебным планом на изучение истории педагогики и образования, недостаточно для глубокого и систематического ее изложения, часть программного материала, по усмотрению преподавателя и под его методическим руководством, может изучаться студентами самостоятельно.
Требования к знаниям и умениям студентов. В результате изучения курса «История педагогики и образования» студент должен
знать:
основные понятия «история педагогики и образования», «всемирный историко-педагогический процесс»;
предмет, функции, источники истории педагогики, взаимосвязь истории педагогики с другими областями научных знаний; учёных – историков педагогики и образования;
генезис и историческую сущность воспитания, концепции происхождения воспитания; ключевые закономерности исторического развития воспитания и образования;
основные историко-педагогические факты, типы школ, представителей педагогической мысли и их педагогические идеи в государствах Древнего Востока, Древней Греции и Рима;
основные историко-педагогические факты, даты из истории педагогики и образования, особенности воспитания и образования в странах Западной Европы, США, России в различные периоды истории культуры Средневековья, Возрождения, Нового, Новейшего времени;
основные педагогические системы в контексте различных моделей историко-культурного развития стран; типы школ в их историческом развитии; реформы образования;
этапы становления педагогики как науки;
авторские педагогические идеи и концепции различных представителей педагогической мысли прошлого;
основные тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
уметь:
анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать и систематизировать простейшие историко-педагогические факты, делать обоснованные выводы об их причинах, взаимосвязях, последствиях, выявлять главное в педагогических явлениях и процессах прошлого;
выявлять общее и специфическое в оценке педагогических явлений и процессов прошлого;
соотносить педагогические идеи, концепции с именами их авторов;
устанавливать связи между основными авторскими педагогическими идеями и их отражением в первоисточниках;
устанавливать связи между основными представителями педагогической мысли и их трудами;
устанавливать хронологическое соответствие историко-педагогических событий и явлений
выделять связи прошлого и настоящего, возможности использования наиболее ценного опыта в современной практике обучения и воспитания.
Особенность курса «История педагогики и образования» состоит в наличии тесных содержательных связей со многими дисциплинами блока ГСЭ: отечественной историей, культурологией, политологией, социологией, философией.
Таблица 1. ОБЪЁМ КУРСА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Виды учебной работы |
Всего часов |
Семестры |
Общая трудоёмкость курса |
48 |
2 |
Аудиторные занятия |
24 |
2 |
Лекции |
16 |
2 |
Семинары |
8 |
2 |
Самостоятельная работа |
24 |
2 |
Форма итогового контроля |
зачет |
2 |
Содержание курса. Основная и дополнительная литература
Таблица 2. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»
Название модулей и тем |
Всего часов |
Аудиторные занятия (часы), в том числе |
Кол-во часов на сам. работу |
|
Лек ции |
Семинары |
|||
Модуль 1. История педагогики и образования за рубежом |
28 |
10 |
4 |
14 |
Тема 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения |
8 |
4 |
|
4 |
Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.) |
12 |
4 |
2 |
6 |
Тема 3. Развитие образования и пед. мысли в Западной Европе и США в конце XIX – нач. XXI вв. |
8 |
2 |
2 |
4 |
Модуль 2. История отечественной педагогики и образования |
20 |
6 |
4 |
10 |
Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в. |
4 |
2 |
|
2 |
Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в. |
8 |
2 |
2 |
4 |
Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв. |
8 |
2 |
2 |
4 |
Итого |
48 |
16 |
8 |
24 |