Файл: УМК История педагогики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.05.2024

Просмотров: 229

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Учебно-методический комплекс

Содержание курса. Основная и дополнительная литература

Тема 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения.

Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).

Тема 3. Развитие образования и пед. Мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.

Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.

Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.

Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.

Тема 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения.

Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).

Тема 3. Развитие образования и педагогической мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.

Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.

Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.

Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.

Методические рекомендации для преподавателя

Тема 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения.

Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).

Тема 3. Развитие образования и пед. Мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.

Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.

Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.

Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.

Методические указания для студентов

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения внутрисеместровых и промежуточных аттестаций контрольные материалы по внутрисеместровой аттестации

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 1

Вариант 2

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 1

Модуль 2

Примерная тематика рефератов

Вопросы на промежуточную аттестацию (к зачету) Вариант 1

Вариант 2

Дополнительные учебные материалы к учебно-методическому комплексу

Кершенштейнер Г. Избранные сочинения. /Пер. с нем. ‑ М., 1915.

Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с пол. – М., 1990.

Лай В. Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям при­роды и культуры /Пер. с нем. Е. Пашуканиса. ‑ Пг., 1920.

Лай В. Экспериментальная педагогика. ‑ М.; Л., 1927.

Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1983. – Гл. III, IV.

Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к дет­скому воспитанию в домах ребенка / Пер. с итал. – 4-е изд. ‑ М., 1920.

Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М.,1989. – Ч.II.

Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. /Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. ‑ М., 1981.

Модуль 2. История отечественной педагогики и образования

Цель модуля: обеспечить овладение студентов знаниями об истории возникновения и развития отечественного воспитания, образования и педагогической мысли.


Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.

Воспитание у восточных славян. Просвещение и воспитание в Киевской Руси. Влияние христианства на развитие образования в педагогической мысли. Возникновение первых школ.

Система семейно-сословного воспитания и развитие образования в Русском государстве. Развитие образования в XVII в. Возникновение греко-латинских и разноязычных школ. Славяно-греко-латинская академия и ее роль в развитии отечественного образования и педагогической мысли.

Просветительные реформы начала ХVШ в. Организация государственных светских школ (школа математических и навигацких наук, цифирные школы, горнозаводские школы и т.д.). Зарождение и развитие профессионального образования в России. Создание Академии наук и учебных заведений. Частное обучение. Возникновение сословных учебных заведений. Создание Московского университета.

Политика просвещенного абсолютизма в области воспитания и образования. Устав народных училищ 1786г. Деятельность Ф.И.Янковича. «Руководство для учителей на­родных училищ». Учительская семинария.

Основная литература:

  1. Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.

  2. Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2004.

  3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.

  4. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студентов гумани­тарных факультетов высших учебных заведений / Сост. С.Ф.Егоров. ‑ М., 2002.

  5. История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2005.

  6. Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.

  7. Терентьева А.В. История отечественного образования. ‑ СПб., 1996.

  8. Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

  9. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.

Дополнительная литература:

  1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства (XIV–XVII вв.). – М., 1985.

  2. Гусева Н.В. Культура. Цивилизация. Образование: Социально-философский анализ оснований развития человека в контексте цивилизации и культуры. – М., 1992.

  3. Древнерусская педагогика X-XII вв. ‑ СПб.: РГПУ, 1997.

  4. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. ‑ Пг., 1915.

  5. Кинелев В.Г. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций / В.Г. Кинелев, В.Б. Миронов. – М., 1998.

  6. Смирнов С. История Московской славяно-греко-латинской ака­демии. – М., 1955.

  7. Фрадкин Ф.А. и др. Лекции по истории отечественной пе­дагогики. – М.,1995.

  8. Шиянов Е.Н. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие / Е.Н. Шиянов, Н.Б. Ромаева. – М., 2003.

  9. Школа и педагогика в культуре Древней Руси: Историческая хре­стоматия. – М.,1993.


Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.

Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования, ее противоречивость. Устав учебных заведений, подведомственных университетам (1804 г.).

Устав гимназий и училищ (1828 г.). Наступление периода реакции в области народного образования.

Назревание кризиса системы школьногo образования в России. Общественно-пeдагогическое движение 60-х годов XIXв., его содержание, основные формы и течения.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский, его жизнь и педагогическая деятельность. Идея народности воспитания. Разработка Ушинским вопросов дидактики. Труд в жизни человека, его воспитательное и образовательное значение. Учебные книги Ушинского. Проблема подготовки учителя. Вклад Ушинского в развитие педагогичeской мысли народов России.

Педагогические идеи Л.Н. Толстого. Идея «свободного воспитания» и ее реализация в практике работы Яснополянской школы. Толстой о народной школе, се задачах и методах обучения. Учебные книги Толстого для народной школы.

Школьные реформы 60-70гг. Развитие начальной школы. Классические и реальные гимназии. Новый университетский устав (1863г.).

Ведущие тенденции в образовательном процессе к концу XIX в. Земские начальные школы. Женское образование. Подготовка учителей.

Демократическая педагогика и ее главные представители (В.П.Вах­теров, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптеров).

Семинар 3. Педагогическая мысль в России во второй половине XIX века.

Основная литература:

  1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П.А.Лебедев. – М., 1987.

  2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. / Сост. П.А.Лебедев. – М., 1990.

  3. Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.

  4. Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2000.

  5. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.

  6. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студентов гумани­тарных факультетов высших учебных заведений / Сост. С.Ф.Егоров. ‑ М., 2002.

  7. История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2001.

  8. Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.

  9. Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

  10. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.


Дополнительная литература:

    1. Бондаренко Л.И. Жизнь, педагогическая деятельность и педагоги­ческая система К.Д. Ушинского. – Л., 1973.

    2. Гончаров H. Педагогические идеи и практика Л.Н. Толстого // Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. – М., 1963.

    3. Дудина М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. – Екатеринбург, 1998.

    4. Егоров С.Ф. К.Д. Ушинский. ‑ М., 1977.

    5. Кларин В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов ХIХ – ХХ вв. / В.М. Кларин, В.М. Петров. – М., 1996.

    6. Кочетова А.А. Гуманистическая педагогика: истоки и тенденции развития. – СПб., 1997.

    7. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. – М., 1954.

    8. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 2-я половина XIXв. / Под. ред. А.И. Пискунова. – М., 1976.

    9. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX в. – М., 1963.

    10. Соловейчик С.Л. Час ученичества. – М., 2001.

    11. Струминский В.Я. Основы и система дидактики К. Д.Ушинского. – М.,1957.

    12. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1989.

    13. Шиянов Е.Н. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие / Е.Н. Шиянов, Н.Б. Ромаева. – М., 2003.


Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.

Школьная политика в России в начале XX в. «Дом свободного ребенка» К.Н. Вентцеля. Педагогическая деятельность С.Т. Шац­кого, П.П. Блонского.

Октябрьская революция 1917г. и преобразования в области образования. Концепция единой трудовой школы. Изменения в содержании, организации и методах учебно-воспитательной работы школ.

Советская педагогика 20-х – начала 30-х годов. С.Т. Шацкий и организация опытной работы в области педагогики. «Трудовая школа» П.П. Блонского. Комплексные программы и лабораторно-бригадный метод обучения.

Практическая и теоретическая педагогическая деятельность А.С. Макаренко. Детский коллектив как инструмент воспитания и развития личности. А.С.Макаренко о воспитании в труде. Влияние А.С.Макаренко на развитие отечественной и зарубежной педагогической теории и практики.

Введение всеобщего обязательного начального обучения. Советская школа 20-30-х годов и в годы Великой Отечественной войны. Послевоенные реформы в области образования. Введение всеобщего среднего образования.

Педагогическая деятельность и литературно-педагогическое наследие В.А. Сухомлинского, его влияние на развитие отечественной школы и педагогики.

Зарождение и развитие педагогики сотрудничества. Педагоги-новаторы (В.Ф.Шаталов, Е.Н.Ильин, С.Н.Лысенкова, Ш.А.Амо­нашвили и др.).

Реформы в общеобразовательной школе России в 1990-х гг. Закон РФ «Об образовании». Создание школ нового типа. Создание негосудар­ственного образования.

Современная российская школа и основные направления ее развития: гуманизация, гуманитаризация, демократизация, информатизация. Интеграция российского и западного опыта. Основные задачи, проблемы и перспективы развития образования в Российской Федерации.

Семинар 4. Отечественная педагогика XX в.

Основная литература:

  1. Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2004.

  2. История образования и педагогической мысли за рубежом и в Рос­сии – М., 2002.

  3. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студентов гумани­тарных факультетов высших учебных заведений / Сост. С.Ф. Егоров. ‑ М., 2002.

  4. История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. ‑ М., 2001.

  5. Карпова Г.Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века. – Ростов н/Д, 1994.

  6. Корнетов Г.Б. История педагогики. – М., 2002

  7. Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2002.

  8. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1973.

  9. Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

  10. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики. – М.,1995.