ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.05.2024
Просмотров: 221
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание курса. Основная и дополнительная литература
Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).
Тема 3. Развитие образования и пед. Мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.
Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.
Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.
Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.
Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).
Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.
Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.
Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.
Методические рекомендации для преподавателя
Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).
Тема 3. Развитие образования и пед. Мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.
Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.
Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.
Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.
Методические указания для студентов
Вопросы на промежуточную аттестацию (к зачету) Вариант 1
Дополнительные учебные материалы к учебно-методическому комплексу
Кершенштейнер Г. Избранные сочинения. /Пер. с нем. ‑ М., 1915.
Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с пол. – М., 1990.
Лай В. Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры /Пер. с нем. Е. Пашуканиса. ‑ Пг., 1920.
Лай В. Экспериментальная педагогика. ‑ М.; Л., 1927.
Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1983. – Гл. III, IV.
Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка / Пер. с итал. – 4-е изд. ‑ М., 1920.
Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М.,1989. – Ч.II.
Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. /Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. ‑ М., 1981.
Модуль 2. История отечественной педагогики и образования
Цель модуля: обеспечить овладение студентов знаниями об истории возникновения и развития отечественного воспитания, образования и педагогической мысли.
Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.
Воспитание у восточных славян. Просвещение и воспитание в Киевской Руси. Влияние христианства на развитие образования в педагогической мысли. Возникновение первых школ.
Система семейно-сословного воспитания и развитие образования в Русском государстве. Развитие образования в XVII в. Возникновение греко-латинских и разноязычных школ. Славяно-греко-латинская академия и ее роль в развитии отечественного образования и педагогической мысли.
Просветительные реформы начала ХVШ в. Организация государственных светских школ (школа математических и навигацких наук, цифирные школы, горнозаводские школы и т.д.). Зарождение и развитие профессионального образования в России. Создание Академии наук и учебных заведений. Частное обучение. Возникновение сословных учебных заведений. Создание Московского университета.
Политика просвещенного абсолютизма в области воспитания и образования. Устав народных училищ 1786г. Деятельность Ф.И.Янковича. «Руководство для учителей народных училищ». Учительская семинария.
Основная литература:
Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.
Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2004.
История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.
История педагогики в России: Хрестоматия: Для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений / Сост. С.Ф.Егоров. ‑ М., 2002.
История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2005.
Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.
Терентьева А.В. История отечественного образования. ‑ СПб., 1996.
Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.
Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.
Дополнительная литература:
Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства (XIV–XVII вв.). – М., 1985.
Гусева Н.В. Культура. Цивилизация. Образование: Социально-философский анализ оснований развития человека в контексте цивилизации и культуры. – М., 1992.
Древнерусская педагогика X-XII вв. ‑ СПб.: РГПУ, 1997.
Каптерев П.Ф. История русской педагогии. ‑ Пг., 1915.
Кинелев В.Г. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций / В.Г. Кинелев, В.Б. Миронов. – М., 1998.
Смирнов С. История Московской славяно-греко-латинской академии. – М., 1955.
Фрадкин Ф.А. и др. Лекции по истории отечественной педагогики. – М.,1995.
Шиянов Е.Н. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие / Е.Н. Шиянов, Н.Б. Ромаева. – М., 2003.
Школа и педагогика в культуре Древней Руси: Историческая хрестоматия. – М.,1993.
Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.
Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования, ее противоречивость. Устав учебных заведений, подведомственных университетам (1804 г.).
Устав гимназий и училищ (1828 г.). Наступление периода реакции в области народного образования.
Назревание кризиса системы школьногo образования в России. Общественно-пeдагогическое движение 60-х годов XIXв., его содержание, основные формы и течения.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский, его жизнь и педагогическая деятельность. Идея народности воспитания. Разработка Ушинским вопросов дидактики. Труд в жизни человека, его воспитательное и образовательное значение. Учебные книги Ушинского. Проблема подготовки учителя. Вклад Ушинского в развитие педагогичeской мысли народов России.
Педагогические идеи Л.Н. Толстого. Идея «свободного воспитания» и ее реализация в практике работы Яснополянской школы. Толстой о народной школе, се задачах и методах обучения. Учебные книги Толстого для народной школы.
Школьные реформы 60-70гг. Развитие начальной школы. Классические и реальные гимназии. Новый университетский устав (1863г.).
Ведущие тенденции в образовательном процессе к концу XIX в. Земские начальные школы. Женское образование. Подготовка учителей.
Демократическая педагогика и ее главные представители (В.П.Вахтеров, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптеров).
Семинар 3. Педагогическая мысль в России во второй половине XIX века.
Основная литература:
Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П.А.Лебедев. – М., 1987.
Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. / Сост. П.А.Лебедев. – М., 1990.
Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.
Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2000.
История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.
История педагогики в России: Хрестоматия: Для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений / Сост. С.Ф.Егоров. ‑ М., 2002.
История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2001.
Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.
Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.
Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.
Дополнительная литература:
Бондаренко Л.И. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогическая система К.Д. Ушинского. – Л., 1973.
Гончаров H. Педагогические идеи и практика Л.Н. Толстого // Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. – М., 1963.
Дудина М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. – Екатеринбург, 1998.
Егоров С.Ф. К.Д. Ушинский. ‑ М., 1977.
Кларин В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов ХIХ – ХХ вв. / В.М. Кларин, В.М. Петров. – М., 1996.
Кочетова А.А. Гуманистическая педагогика: истоки и тенденции развития. – СПб., 1997.
Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. – М., 1954.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 2-я половина XIXв. / Под. ред. А.И. Пискунова. – М., 1976.
Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX в. – М., 1963.
Соловейчик С.Л. Час ученичества. – М., 2001.
Струминский В.Я. Основы и система дидактики К. Д.Ушинского. – М.,1957.
Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1989.
Шиянов Е.Н. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие / Е.Н. Шиянов, Н.Б. Ромаева. – М., 2003.
Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.
Школьная политика в России в начале XX в. «Дом свободного ребенка» К.Н. Вентцеля. Педагогическая деятельность С.Т. Шацкого, П.П. Блонского.
Октябрьская революция 1917г. и преобразования в области образования. Концепция единой трудовой школы. Изменения в содержании, организации и методах учебно-воспитательной работы школ.
Советская педагогика 20-х – начала 30-х годов. С.Т. Шацкий и организация опытной работы в области педагогики. «Трудовая школа» П.П. Блонского. Комплексные программы и лабораторно-бригадный метод обучения.
Практическая и теоретическая педагогическая деятельность А.С. Макаренко. Детский коллектив как инструмент воспитания и развития личности. А.С.Макаренко о воспитании в труде. Влияние А.С.Макаренко на развитие отечественной и зарубежной педагогической теории и практики.
Введение всеобщего обязательного начального обучения. Советская школа 20-30-х годов и в годы Великой Отечественной войны. Послевоенные реформы в области образования. Введение всеобщего среднего образования.
Педагогическая деятельность и литературно-педагогическое наследие В.А. Сухомлинского, его влияние на развитие отечественной школы и педагогики.
Зарождение и развитие педагогики сотрудничества. Педагоги-новаторы (В.Ф.Шаталов, Е.Н.Ильин, С.Н.Лысенкова, Ш.А.Амонашвили и др.).
Реформы в общеобразовательной школе России в 1990-х гг. Закон РФ «Об образовании». Создание школ нового типа. Создание негосударственного образования.
Современная российская школа и основные направления ее развития: гуманизация, гуманитаризация, демократизация, информатизация. Интеграция российского и западного опыта. Основные задачи, проблемы и перспективы развития образования в Российской Федерации.
Семинар 4. Отечественная педагогика XX в.
Основная литература:
Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2004.
История образования и педагогической мысли за рубежом и в России – М., 2002.
История педагогики в России: Хрестоматия: Для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений / Сост. С.Ф. Егоров. ‑ М., 2002.
История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. ‑ М., 2001.
Карпова Г.Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века. – Ростов н/Д, 1994.
Корнетов Г.Б. История педагогики. – М., 2002
Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2002.
Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1973.
Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.
Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики. – М.,1995.