ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.05.2024
Просмотров: 230
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание курса. Основная и дополнительная литература
Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).
Тема 3. Развитие образования и пед. Мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.
Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.
Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.
Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.
Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).
Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.
Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.
Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.
Методические рекомендации для преподавателя
Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).
Тема 3. Развитие образования и пед. Мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.
Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.
Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.
Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.
Методические указания для студентов
Вопросы на промежуточную аттестацию (к зачету) Вариант 1
Дополнительные учебные материалы к учебно-методическому комплексу
Дополнительная литература:
Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX века – М.,1990.
Бескина Р.М., Виноградова М.Д. Идеи А.С. Макаренко сегодня. – М., 1988.
Борисовский А.М. В.А Сухомлинский – педагог. – М., 1985.
Вендровская Р.Б. Школа 20-х годов: поиски и результаты. – М., 1993.
Данильченко М.Г. Блонский П.П. о школе и учителе ‑ М., 1979.
Доктрина образования в России /Е.П. Белозерцев и др. – М., 1996.
Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., 1982.
Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. – М., 1987.
Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: В 7 т. – М., 1958. – Т.5.
Малинин Г.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого / Г.А. Малинин, В.А. Фрадкин. – М.,1993.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917–1941гг. / Под ред. И.П. Кузина и др. – М., 1980.
Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX в. – М., 1963.
Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко и современность. – М.,1980.
Педагогический поиск. – М., 1988.
Проблемы истории советской школы и педагогики: Экспериментальное учеб. пособ. / Под ред. З.И. Равкина. – М., 1991.
Пряникова В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник / В.Г. Пряникова, З.И. Равкин. – М., 1995.
Соловейчик С.Л. Час ученичества. – М., 2001.
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. – М., 1981.
Фрадкин Ф.А. и др. Лекции по истории отечественной педагогики. – М.,1995.
Шиянов Е.Н. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие / Е.Н. Шиянов, Н.Б. Ромаева. – М., 2003.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРВОИСТОЧНИКИ:
Модуль 1. История педагогики и образования за рубежом
Тема 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения.
Аристотель «Политика».
Марк Фабий Квинтилиан «О воспитании оратора».
Платон «Государство».
Т. Кампанелла «Город Солнца».
М. Монтень «Опыты».
Т. Мор «Утопия».
Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Э. Ротердамский «Похвала глупости».
Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).
Я. А. Коменский «Великая дидактика».
Я. А. Коменский «Законы хорошо организованной школы».
Д. Дидро «План университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства».
Дж. Локк «Мысли о воспитании».
Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании».
И. Г Песталоцци «Лебединая песня» (теория элементарного обучения).
И. Г. Песталоцци «Лингард и Гертруда» (идея народной школы).
И. Ф. Гербарт «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания».
А. Дистервег «Руководство к образованию немецких учителей».
Тема 3. Развитие образования и педагогической мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.
Д. Дьюи «Школа и общество».
Г. Кершенштейнер «Трудовая школа».
В.А. Лай «Школа действия».
Модуль 2. История отечественной педагогики и образования
Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.
«Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов».
И.И. Бецкой «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества».
Н. И. Новиков «О воспитании и наставлении детей (для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия)».
Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.
Н. И. Пирогов «Вопросы жизни».
К. Д. Ушинский «Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология» (о роли наследственности, общественной среды и воспитания в развитии человека).
К. Д. Ушинский «Труд в его психическом и воспитательном значении».
Л. Н. Толстой «О народном образовании» (принципы и организация народного образования).
Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.
К. Н. Вентцель «Идеальная школа будущего и способы ее осуществления».
П. Ф. Каптерев «Дидактические очерки» (задачи средней школы, педагогическое изложение).
П. Ф. Лесгафт «Школьные типы».
П. П. Блонский «Из статьи «Задачи и методы новой народной школы».
С. Т. Шацкий «Из статьи «Изучение жизни и участие в ней».
А. С. Макаренко «Некоторые выводы из моего педагогического опыта» (воспитание в коллективе).
В. А. Сухомлинский «Из книги «Павлышская средняя школа».
В. А. Сухомлинский «Что значит хороший учитель».
Методические рекомендации для преподавателя
В процессе изучения истории педагогики и образования студенты должны осознать, что на всех этапах исторического развития школа и педагогическая мысль отражали потребности общественного прогресса, что развитие научного знания влияло на теорию и практику воспитания. Поэтому содержание этого учебного предмета представляется необходимым ориентировать на раскрытие качественных изменений в развитии школьной практики и педагогической мысли. Следовательно, при освещении тех или иных педагогических концепций, взглядов на воспитание отдельных мыслителей внимание студентов должно обращаться на то новое, что способствовало совершенствованию практики воспитания и обучения, с одной стороны, и развитию педагогической науки – с другой.
Модуль 1. История педагогики и образования за рубежом
Тема 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения.
Цели: формирование представлений об истории педагогики как о науке и как учебном предмете; ознакомление студентов с истоками возникновения воспитания и образования, их начальными формами, с историей и особенностями развития воспитания, образования и педагогической мысли в Древнем мире и в период средневековья.
Основные понятия: предмет, задачи, функции истории педагогики, историзм как научный принцип изучения педагогического наследия, воспитание, его формы и методы, инициация, школа, формы обучения, педагог, семь свободных искусств, приходские, монастырские, соборные, цеховые, гильдейские школы, рыцарская система воспитания, ремесленное ученичество, университет, гуманизация образования.
При изучении педагогических традиций античного мира целесообразно рассмотреть и сравнить два классических образца древнегреческого воспитания ‑ афинское и спартанское. В завершении рассмотрения афинской и спартанской систем воспитания нужно показать, какое развитие и в русле каких педагогических направлений получил их опыт в истории образования. В ходе занятия необходимо показать различные точки зрения античных мыслителей и акцентировать внимание на их вкладе в становление и развитие гуманистической педагогической традиции
Для полноты раскрытия просвещения в эпоху эллинизма необходимо познакомить студентов с существовавшими там особенностями организации образовательного процесса и содержанием специфических «чаш муз», соотнося все это с изученными ранее греческими образцами.
Для лучшего понимания теоретических основ христианской педагогики Средневековья желательно ознакомиться со взглядами видных богословов и деятелей образования, к примеру, таких как Августин Аврелий (354-430 гг.), Альбин Алкуин (ок. 735-804 гг.), Фома Аквинский (1225/26-1274 гг.).
При рассмотрении основных типов средневековых учебных заведений необходимо выявить специфику различных церковных и светских школ.
При изучении вопроса о создании первых университетов следует обратить внимание на организационную структуру классического университета, содержание, формы и методы университетского образования и вклад этих учебных заведений в дальнейшее развитие европейской науки и культуры.
Эпохе Возрождения следует уделить особое внимание, учитывая тот вклад, который внесла данная эпоха в становление и развитие педагогической науки и практики.
Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).
Цель: ознакомление с историей и особенностями развития образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII–XIX вв.); формирование знаний о педагогической деятельности и взглядах Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. В. Дистервега, И. Ф. Гербарта.
Основные понятия: просвещение, всестороннее развитие личности, принцип природосообразности, дидактика, дидактические принципы, классно-урочная система, возрастная периодизация, неогуманизм, естественное, общечеловеческое, свободное воспитание, государственная система образования, сословное образование, развивающее и воспитывающее обучение, элементарное образование, классовый характер воспитания.
Если в средневековой философии центральное место отводилось учению о бытие, то со времени Реформации на первый план выходит гносеология. Среди философов того времени, занимавшихся теорией познания, особого внимания заслуживают Ф.Бэкон (1561-1626 гг.) и Р.Декарт (1596-1650 гг.), давшие толчок развитию естественнонаучных знаний и оказавшие существенное влияние на развитие педагогической науки и практики. В ходе изучения темы следует показать, какие общепедагогические и дидактические принципы и методы, обоснованные известными учеными-педагогами, базируются на идеях вышеназванных философов.
Наряду с новым философским осмыслением гносеологических проблем в западноевропейском образовании того периода начинают усиленно разрабатываться теоретические основы процесса обучения. Одним из первых ученых, который внес существенный вклад в становление педагогики как самостоятельной отрасли научного знания, был Вольфганг Ратке (1571-1635 гг.).
При анализе педагогической теории Дж. Локка (1632-1704 гг.) необходимо обратить внимание на цель (главная цель – обеспечение счастья индивида) и принципы (главный – принцип утилитаризма) воспитания, его основные направления (физическое, нравственное, умственное) и способы организации (домашнее воспитание с привлечением квалифицированных и добродетельных педагогов).
Решающий вклад в становление педагогики как науки внес Я.А.Коменский (1592-1670 гг.). При изучении его взглядов следует обратить внимание на биографию (раннее сиротство, многочисленные лишения и скитания по Европе в течение жизни, деятельность в качестве теолога и педагога), особенности религиозного (член протестантской общины чешских братьев) и научно-философского (влияние идей Аристотеля, Платона, Х.-Л.Вивеса, Ф.Рабле, М.Монтеня, Ф.Бэкона, В.Ратке) мировоззрения и их проецирование в теорию и практику образования. При анализе классно-урочной системы Коменского желательно выявить ее положительные и отрицательные черты и актуализировать значение для истории образования и наших дней.