ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.05.2024
Просмотров: 236
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание курса. Основная и дополнительная литература
Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).
Тема 3. Развитие образования и пед. Мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.
Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.
Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.
Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.
Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).
Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.
Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.
Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.
Методические рекомендации для преподавателя
Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).
Тема 3. Развитие образования и пед. Мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.
Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.
Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.
Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.
Методические указания для студентов
Вопросы на промежуточную аттестацию (к зачету) Вариант 1
Дополнительные учебные материалы к учебно-методическому комплексу
При анализе педагогической теории Руссо нужно выяснить, как в условиях свободы меняются позиции воспитанника и наставника и решаются основные учебно-воспитательные задачи. В заключении желательно акцентировать внимание на опытах практической реализации педагогического учения Руссо и его интерпретации в реформаторской педагогике конца XIX – начала ХХ вв.
При изучении вклада И. Ф. Гербарта в развитие системы необходимо акцентировать внимание на идее воспитывающего обучения, в ходе которого должен развиваться многосторонний интерес (эмпирический, умозрительный, эстетический, симпатический, социальный и религиозный). Целесообразно обсудить вопрос: почему многие последователи ученого формально отнеслись к его наследию, используя предложенную им схему ступеней в качестве структуры каждого урока, что недопустимо.
При изучении взглядов И. Г. Песталоцци и Ф. А. В. Дистервега желательно показать их вклад в разработку основ развивающего обучения, развитие педагогических идей Коменского и подчеркнуть значение педагогического наследия этих ученых для теории и практики образования будущего.
Тема 3. Развитие образования и пед. Мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.
Цель: ознакомление студентов с историей и особенностями развития образования и педагогической мысли в Западной Европе и США в конце XIX – начале XX вв.; формирование знаний о педагогической деятельности и взглядах Д. Дьюи, М. Монтессори, реформаторской школе и педагогике, о тенденциях развития мирового образовательного процесса.
Основные понятия: умственное воспитание, эстетическое воспитание, школа труда, педагогика действия, свободное воспитание, экспериментальная педагогика, прагматическая педагогика, индивидуализированное обучение, метод проектов, вальдорфская школа, демократизация школьных систем, диверсификация и дифференциация образования, интеграция школьного воспитания и образования.
Для выявления педагогических предпосылок реформаторской педагогики рассматриваемого периода следует обратиться к анализу ранее изученного материала. Такой экскурс должен показать, что данные предпосылки имеют общую основу и отражают объективно сложившиеся в историческом плане гуманистическую и индивидуалистическую традиции в развитии педагогической теории и практики, в которых человек рассматривается как высшая ценность, признается свобода его личности, ее право на всестороннее развитие сущностных сил и удовлетворение своих запросов и потребностей.
Реформаторская педагогика конца XIX – начала ХХ вв. была представлена различными направлениями. На семинарском занятии нужно постараться выявить их общие и отличительные черты.
Модуль 2. История отечественной педагогики и образования
Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.
Цель: ознакомление с историей развития воспитания, образования и педагогической мысли в России с древнейших времен до XIХ в., выявление особенностей начального периода развития просвещения на Руси; формирование представлений о роли образования в жизни общества рассматриваемого периода, о влиянии этнокультурных особенностей общественной жизни на создание воспитательно-образовательного идеала в России до XVIII в.
Основные понятия: народная педагогика, книжное учение, мастер грамоты, семейное воспитание, изборник, поучение, братская школа, реформа, государственные школы/
Наиболее концентрированное выражение народная педагогическая мысль и воспитательный опыт многих поколений нашли в различных жанрах фольклора, и в первую очередь в произведениях устного народного творчества. На занятии желательно обратиться к воспитательным возможностям старинных колыбельных песен, пестушек, потешек, сказок, загадок, игр, обрядов и т.п. Особое внимание следует уделить педагогическому анализу русских пословиц, поговорок и былин.
Лучшими достижениями педагогической мысли на Руси в XI-XIII вв. традиционно считают «Поучение» князя киевского Владимира Мономаха, «Поучение» епископа Кирилла Туровского, «Слово» и близкое ему по тексту «Моление» Даниила Заточника. При изучении данных произведений следует обратить внимание на их гуманистическую направленность в русле христианской этики и интегрирование внутри себя авторского жизненного опыта с опытом предков и взглядами византийских богословов.
Особую роль в культурной жизни страны, а также в развитии отечественной педагогической теории и практики сыграл «Домострой». Именно этому произведению и следует уделить первостепенное внимание на занятии. Необходимо выявить его отличительные особенности по сравнению с подобными зарубежными произведениями, а также осуществить педагогический анализ соответствующих глав текста (гл. 1, 6, 17-20).
При рассмотрении вопроса о становлении и развитии школьного образования на Руси следует обратить внимание на роль государственных и религиозных деятелей в этом процессе, на использование зарубежного опыта и собственных традиций умственного воспитания, на организационные и методические особенности обучения.
Как и в средневековой Европе, большое влияние на развитие педагогической теории и практики в древнерусском государстве оказывала церковь. При подготовке к занятию желательно познакомиться с опытом монастырского образования на Руси и взглядами видных его представителей (Сергей Радонежский).
Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.
Цель: ознакомление с историей и особенностями развития образования и педагогической мысли в России XIX в., изучение педагогических теорий, систем, концепций; формирование представлений о влиянии экономических, социально-политических особенностей общественной жизни на создание воспитательно-образовательных идеалов педагогических систем XIX в.; вооружение знаниями о педагогических взглядах и деятельности К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого.
Основные понятия: начальная, средняя, высшая школа, технические училища, государственная система образования, сословное образование, система народного образования, типы школ, классическое и реальное образование, земская школа, школьный устав, женское образование, народность в воспитании, антропологический принцип, педагогика ненасилия.
Особое внимание при изучении темы необходимо уделить связи педагогического наследия К. Д. Ушинского с современностью и показать необходимость его нового прочтения с позиций сегодняшнего дня.
Необходимо подчеркнуть значение педагогического наследия Л. Н. Толстого в становлении и развитии педагогики свободного воспитания. При подготовке к семинарскому занятию нужно познакомиться с опытом работы Яснополянской школы и проанализировать эволюцию взглядов Толстого по поводу содержательной сути понятий «воспитание» и «образование», их связи между собой и с идеями свободного воспитания.
Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.
Цель: ознакомление с историей и особенностями развития образования в России в XX – начале XXI вв.; вооружение студентов знаниями о педагогиченской деятельности и взглядах П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова, П.Ф. Лесгафта, К.Н. Вентцеля, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, педагогов-новаторов В.П. Шаталова, Е.Н. Ильина, Ш.А. Амонашвили и др.; формирование у будущих учителей понимания гуманистических и демократических тенденций развития современных систем образования в России.
Основные понятия: эволюционная педагогика, свободное воспитание, педология, детский коллектив, ученическое самоуправление, экспериментальные учебно-воспитательные заведения, единая трудовая школа, комплексные программы, лабораторно-бригадный метод обучения, самоуправление учащихся, профессионально-технические училище, проблемное, программированное обучение, оптимизация обучения, педагогика сотрудничества, авторитарное воспитание, поликультурное воспитание, гуманизация воспитания, интернациональное воспитание.
Рассматривая развитие идей и опыта Л.Н. Толстого российскими педагогами изучаемого периода (К. Н. Вентцель, И. И. Горбунов-Посадов, О. Кайданова, Н. В. Чехов, С. Т. Шацкий в начале педагогической деятельности и др.), особое внимание следует уделить видному теоретику свободного воспитания К. Н. Вентцелю (1857-1947), сделав акцент на разработанных им принципах Дома свободного ребенка и положениях «Декларации прав ребенка».
Бурное развитие наук о человеке в конце XIX - начале ХХ вв., появление экспериментальных педагогики и психологии, активизация социологических исследований послужили объективным толчком к возникновению новой области научных знаний - педологии. В разработку данной проблематики включились И. А. Сикорский, П. Ф. Лесгафт, В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо и др.
В ходе лекции особое внимание следует уделить критическому анализу полярных друг другу взглядов отечественных био- и социогенетиков. В конце XIX-начале ХХ вв. и на Западе и в России были популярны идеи трудовой школы. Прежде чем непосредственно приступить к рассмотрению соответствующего вопроса желательно совершить небольшой экскурс в прошлое и вкратце показать эволюцию данной идеи в истории образования и педагогической мысли.
Наиболее известными были модели трудовой школы, предложенные Шацким и Блонским.
В ходе занятия первостепенное внимание следует уделить взглядам С. Т. Шацкого (1878-1934 гг.), В. Н. Сороки-Росинского (1882-1960 гг.) и А. С. Макаренко (1888-1939 гг.), внесших наиболее заметный вклад в разработку теоретических и практических аспектов проблемы воспитания в детском коллективе. Желательно также познакомиться с деятельностью созданных и руководимых ими воспитательных учреждений (колония «Бодрая жизнь», школа им. Ф. М. Достоевского, колония им. М. Горького и коммуна им. Ф. Э. Дзержинского).
На семинарском занятии можно провести небольшой диспут по поводу того, актуально ли педагогическое наследие А.С. Макаренко сегодня, сориентировав в итоге студентов на необходимость нового прочтения и переосмысления его работ.
На семинарском занятии нужно охарактеризовать основные идеи педагогики сотрудничества с точки зрения исторической гуманистической преемственности и отражения современных тенденций в отечественном образовании.
На лекции желательно подробнее остановиться на анализе принципов государственной политики в области образования (Ст. 2 Закона РФ «Об образовании»), дав им историко-культурную и сравнительную характеристики.