Файл: УМК История педагогики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.05.2024

Просмотров: 233

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Учебно-методический комплекс

Содержание курса. Основная и дополнительная литература

Тема 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения.

Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).

Тема 3. Развитие образования и пед. Мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.

Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.

Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.

Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.

Тема 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения.

Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).

Тема 3. Развитие образования и педагогической мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.

Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.

Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.

Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.

Методические рекомендации для преподавателя

Тема 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения.

Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).

Тема 3. Развитие образования и пед. Мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.

Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.

Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.

Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.

Методические указания для студентов

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения внутрисеместровых и промежуточных аттестаций контрольные материалы по внутрисеместровой аттестации

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 1

Вариант 2

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 1

Модуль 2

Примерная тематика рефератов

Вопросы на промежуточную аттестацию (к зачету) Вариант 1

Вариант 2

Дополнительные учебные материалы к учебно-методическому комплексу

Вариант 3

    1. Для чего необходимо изучать историю педагогики? Сформулируйте и содержательно охарактеризуйте наиболее актуальные и важные задачи изучения истории образования

    2. Что являлось основной целью первобытнообщинного воспитания, в каких формах и кем оно осуществлялось?

    3. Каковы основные факторы возникновения и развития первых учебных заведений в древних цивилизациях Востока?

    4. Разработке каких средств воспитания и обучения уделяли особое внимание в средние века?

    5. Какие идеи античности были «возрождены» в период XIV – XVI вв.?

    6. На каких принципах Я. А. Коменский предлагал строить новую колу? Каковы законы «хорошо организованной школы»?

    7. Где должно осуществляться образование и чему необходимо учить детей по убеждению Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо?

    8. Раскройте содержание теории элементарного образования И. Г. Песталоцци.

    9. В чем заключается цель воспитания по И. Ф. Гербарту?

    10. Каковы важнейшие черты школьных систем в ведущих странах мира?

ТЕСТ-КОНТРОЛЬ К ВНУТРИСЕМЕСТРОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПО ВТОРОМУ МОДУЛЮ (max 18 баллов)


Вариант 1

1. В какой строке все произведения принадлежат К. Д. Ушин­скому?

а) «О народности в общественном воспитании», «Родное слово», «Детский мир»;

б) «Родное слово», «Детский мир», «Исповедь»;

в) «О народности в общественном воспитании», «Лебединая песнь», «Детский мир»;

г) «Родное слово», « Детский мир», «Великая дидактика».

2. Первым из созданных при Петре I учебных заведений были:

а) навигацкая школа;

б) морская академия;

в) школа математических и навигацких наук в Сухаревской башне;

г) хирургическая школа;

д) Петербургская академия наук.

3. Кто является основоположником российской педагогической науки?

а) Л. Н. Толстой;

б) К. Д. Ушинский;

в) Н. Ф. Бунаков;

г) Н. И. Пирогов.

4. Когда в России были открыты первые государственные учебные заведения?

а) в XVII веке;

б) в начале XVIII века;

в) в начале XIX века;

г) в конце XIX в.

5. Автор «Педагогической поэмы»:

а) П. П. Блонский;

б) Н. К. Крупская;

в) А. В. Луначарский;

г) А. С. Макаренко.

6. Первая школа Древней Руси была открыта в:

а) Ярославле;

б) Киеве;

в) Новгороде;

г) Владимире.

7. По мнению К. Д. Ушинского, в основе отечественной педагогики должна лежать идея:

а) взаимосвязи педагогической теории и практики;

б) народности;

в) совместного воспитания;

г) трудового воспитания.

8. В своей статье «Воспитание и образование» Л. Н. Толстой писал, что школа должна:

а) воспитывать и обучать детей;

б) заниматься только воспитанием;

в) заниматься только обучением тому, что интересует детей;

г) не обучать и не воспитывать, а быть местом для игр и общения.

9. «Декларацию прав ребенка» (1918 г.) написал:

а) К. Н. Вентцель;

б) И. И. Горбунов-Посадов;

в) А. У. Зеленко;

г) С. Т. Шацкий.

10. Противоречит идеям педагогики сотрудничества:


а) идея самоанализа своей и коллективной деятельности;

б) идея тесного взаимодействия с родителями;

в) идея усредненного подхода в обучении;

г) идея учения без принуждения.

11. Когда был открыт первый университет в России?

а) в XV веке;

б) в середине XVIII века;

в) в XVII в.;

г) в начале XIX в.

12. Из какого документа это требование к учителю: «Учитель сея школы должен быти благочестив, разумен, смиреномудрый, кроток, воз­держливый, не пьяница, не блудлив, не лихоимец, не сребролюбец, не гнев­лив, не завистник, не смехостроитель, не срамословец, не чародей, не бас­носказатель, но благочестию поспешатель»:

а) Устава народных училищ в Российской империи;

б) Устава Львовской братской школы;

в) Устава учебных заведений, подведомых университетам;

г) Устава гимназий и прогимназий.

13. Кто является организатором первой опытной станции «Бодрая жизнь» в Советском Союзе?

а) П. Ф. Каптерев;

б) С. Т. Шацкий;

в) В. А. Сухомлинский;

г) П. П. Блонский.

14. Чьи это слова?

«Слово – тончайшее прикосновение к сердцу: оно может стать нежным благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, ост­рым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи. Человеческое слово оборачивается самыми неожиданными поступками даже тогда, когда его нет, а есть молчание».

а) А. С. Макаренко;

б) В. А. Сухомлинский;

в) Р. Штейнер;

г) М. Монтессори.

15. Перечислите представителей педагогики свободного воспитания, которые пытались с помощью эксперимента найти новые, более эффективные методы воспитания и обучения детей:

а) Л.Н.Толстой;

б) К.Н.Вентцель;

в) Д.И.Писарев;

г) П.Ф.Лесгафт;

д) Н.И.Лобачевский.

16. В годы великой отечественной войны в нашей стране были приняты решения, касавшиеся школьного образования:

а) об обучении детей с 7-летнего возраста;

б) об учреждении общеобразовательных школ рабочей молодежи;

в) об открытии вечерних школ в сельской местности;

г) о введении пятибалльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся;


д) о награждении золотыми и серебряными медалями отличившихся учащихся средней школы;

е) все выше перечисленное.

17. Методику коллективных творческих дел разработал и внедрил:

а) Ш. А. Амоношвили;

б) И. П. Волков;

в) И. П. Иванов;

г) В. Ф. Шаталов.

18. Согласно закону РФ «Об образовании», общее руководство школой осуществляет:

а) администрация школы;

б) директор школы;

в) совет школы;

г) учредитель.


Вариант 2

1. Древнейшим из дошедших до наших дней является поучение:

а) Владимира Мономаха;

б) Кирилла Туровского;

в) Луки Жидяты;

г) Стефана Пермского.

2. Греко-славянское училище в Новгороде основали:

а) Антоний Римлянин;

б) архиепископ Геннадий;

в) братья И. и С. Лихуды;

г) Ярослав Мудрый.

3. В основании педагогической системы К.Д. Ушинского лежит:

а) идея саморазвития сил ребёнка;

б) идея народности в общественном воспитании;

в) идея природосообразности;

г) идея создания коллектива.

4. Российский последователь взглядов Ж.-Ж. Руссо на свободное воспи­тание:

а) Н. Г. Чернышевский;

б) Н. А. Добролюбов;

в) Л. Н. Толстой;

г) Н. А. Корф.

5. Создателем учения о коллективе в советской педагогике считают:

а) А. В. Луначарского;

б) А. С. Макаренко;

в) П. П. Блонского;

г) Ю К. Бабанского.

6. Кто в российской педагогической науке обосновал роль родного языка в развитии личности ребёнка?

а) И. И. Белинский;

б) Ф. И. Янкович;

в) К. Д. Ушинский;

г) Н. И. Пирогов.

7. Московский университет открыт при непосредственном участии:

а) И. И. Бецкого;

б) А. Н. Радищего;

в) Н. И. Новикова;

г) М. В. Ломоносова.

8. Л. Н. Толстой организовал школу в:

а) Туле;

б) Москве;

в) Подмосковье;

г) Ясной Поляне.

9. Первым русским математиком называют:

а) Даниила Заточника;

б) Л. Ф. Магницкого;

в) Кирика Новгородца;

г) Ярослава Мудрого.

10. Какие учебные заведения в России не были предусмотрены Уста­вом 1804 г.?

а) гимназии;

б) лицеи;

в) приходские училища;

г) уездные училища.

11. В какое время в России получило развитие общественно-педагогическое движение, результатом которого было принятие новых законов о народном образовании?

а) в 60-е годы ХIХ века;