ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.05.2024
Просмотров: 212
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание курса. Основная и дополнительная литература
Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).
Тема 3. Развитие образования и пед. Мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.
Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.
Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.
Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.
Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).
Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.
Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.
Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.
Методические рекомендации для преподавателя
Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).
Тема 3. Развитие образования и пед. Мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.
Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.
Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.
Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.
Методические указания для студентов
Вопросы на промежуточную аттестацию (к зачету) Вариант 1
Дополнительные учебные материалы к учебно-методическому комплексу
б) после Октябрьской революции;
в) в 30-е годы ХХ века;
г) 80-е гг. XX в.
12. Самым лучшим средством нравственного воспитания К. Д. Ушинский считал:
а) литературу нравственного содержания;
б) личный пример педагога;
в) нравственные наставления;
г) поощрение и наказание.
13. Педологический институт в России (1907 г.) был создан:
а) В. М. Бехтеревым;
б) П. П. Блонским;
в) Л. С. Выготским;
г) П. Ф. Лесгафтом.
14.Закон РФ «Об образовании» был принят в:
а) 1984 г.;
б) 1988 г.;
в) 1991 г.;
г) 1992 г.
15. Когда в России была организована первая система народного образования?
а) в начале XVIII века;
б) в начале XIX века;
в) в середине XIX века;
г) в конце XIX в.
16. С. Т. Шацкий разработал модель:
а) сельской трудовой школы;
б) школы-фабрики;
в) политехнической школы;
г) профессионального технического училища.
17. Кто впервые поставил вопрос о том, что учителю необходимо овладение педагогической техникой, утверждая: «я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15–20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса…»?
а) К. Д. Ушинский;
б) А. С. Макаренко;
в) В. А. Сухомлинский;
г) Л. Н. Толстой.
18.Кто, утверждая, что главное качество учителя – это любовь, писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель»?
а) Л. Н. Толстой;
б) Ф. А. Дистервег;
в) К. Д. Ушинский;
г) В.А.Сухомлинский.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Модуль 1
Что изучает история педагогики? Какие современные проблемы исторической науки могут быть признаны актуальными и для истории образования?
Какие предпосылки обусловили возникновение воспитания?
Каковы основные факторы возникновения и развития первых учебных заведений в древних цивилизациях Востока?
В чем выражается преемственность педагогических традиций в школах античности?
Что интересного и полезного можно заимствовать в системе спартанского и афинского воспитания для современной практики образования?
Какие педагогические проблемы, значимые для современной теории и практики образования, были поставлены в античную эпоху?
Справедливо ли утверждение, что «Средневековье ‑ это время застоя в развитии педагогической теории и практики»?
Назовите известных вам представителей педагогической мысли эпохи Возрождения.
Что целесообразно было бы сегодня восстановить из утраченных средневековых походов к формированию личности?
Дайте общую характеристику особенностей и результатов развития школы и педагогики на Западе в эпоху Нового времени.
Почему Я.А. Коменского считают основоположником научной педагогики?
На каких принципах Дж. Локк предлагал строить взаимоотношения между воспитателем и воспитанником?
В чем новаторский смысл такого высказывания Ж.-Ж. Руссо: «Пусть ваш воспитанник делает все, что он хочет, но пусть он хочет того, что желаете вы»?
Какими общими чертами со второй половины XIX в. характеризовались системы образования в развитых странах мира (США, Англия, Германия, Япония) и в чем проявляется их специфика в отдельных государствах (например, в Англии)?
В чем сущность развивающего обучения по И.Г. Песталоцци?
Как вы понимаете идеи И.Ф. Гербарта о ступенях обучения?
В чем состоят преемственность и специфика его теорий об управлении, обучении и нравственном развитии?
Какие из дидактических правил, сформулированных А. Дистервегом, наиболее актуальны в современной школьной практике?
Какие важные особенности были присущи зарубежной школе и педагогике в первой половине 1900-х гг.?
Охарактеризуйте основные направления модернизации учебно-воспитательного процесса в зарубежной школе, покажите роль экспериментальных школ, новых технических средств массовой информации
Модуль 2
В чем состоит особенность начального периода развития просвещения на Руси? Какими были идеалы воспитания?
Что являлось характерным для школьного обучения в Русском государстве в XIV-XVI вв.? Охарактеризуйте принципы организации школ, содержание обучения в них.
Каковы были главные изменения, произошедшие в воспитании и обучении в 1700-х гг. в России?
Расскажите о петровских школьных реформах. Какая судьба их постигла во второй четверти XVIII в.?
Расскажите о наиболее важнейших событиях в российском образовании, происшедших к середине 1770-х гг.
Назовите основные, на ваш взгляд, противоречия в развитии школы и педагогической науки России первой половины ХIХ в.
Почему можно говорить о реакционности школьной политики 1866-1890 гг.? Какие тенденции обнаруживаются в развитии теории и практики образования в России в конце ХIХ – начале ХХ вв.?
Какие педагогические идеи К. Д. Ушинского наиболее актуальны для современности?
В чем характерные особенности педагогики Л. Толстого?
Что представляет собой педагогический процесс с точки зрения П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова, П.Ф. Лесгафта, К.Н. Вентцеля?
В 20-е годы советская школа получила название Единая трудовая школа. Объясните, в чем суть этого названия?
Почему педагогику С.Т. Шацкого называют социальной педагогикой?
Каковы были проблемы и приоритеты школьной политики в СССР в 1940-1980 гг.?
Какова сущность реформ в общеобразовательной школе России в 90-х гг.
Какие идеи гуманистического воспитания предлагают современные отечественные педагоги?
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Модуль 1
1. История педагогики и образования – это наука, изучающая ...
а) различные системы образования
б) историческое развитие педагогического знания и практики образования
в) современные проблемы образования
г) развитие педагогической мысли
2. Историко-педагогическое исследование базируется на изучении …
а) педагогических источников
б) педагогических явлений
в) педагогической практики
г) взглядов мыслителей
3. Наиболее важной и многочисленной группой историко-педагогических источников составляют …
а) вещественные
б) законодательные
в) письменные
г) рукописные
4. Основным понятием, отражающим сущность предмета истории педагогики и образования как науки, является понятие …
а) историко-педагогический процесс
б) историко-педагогический факт
в) историко-педагогическое явление
г) историко-педагогическая закономерность
5. Современным научным подходом к истории педагогики и образования является ___ подход
а) цивилизационный
б) исторический
в) гуманистический
г) культурологический
6. Всемирный историко-педагогический процесс является частью …
а) практического освоения мира
б) процесса глобализации
в) социализации личности
г) историко-культурного процесса
7. Традиционные концепции (эволюционно-биологическая, психологическая) происхождение воспитания объясняют …, …, …
а) бессознательным стремлением детей к подражанию взрослым
б) объективным характером приспособления детей к жизни
в) инстинктивной заботой родителей о своем потомстве
г) появлением человеческого общества
д) эволюцией человеческого разума
8. Школа в условиях древнейших цивилизаций Востока стала главным центром обучения и воспитания в связи с …, …, …
а) необходимостью управления процессом образования со стороны государства
б) возникновением письменности
в) появлением человека современного физического типа
г) востребованностью практической подготовки детей к жизни
д) неспособностью семьи дать детям необходимый объем образовательной подготовки
9. Первые школы в странах Древнего Востока возникли …, …, …
а) в среде философов
б) в семье ремесленников
в) в семье писцов
г) при дворцах
д) при храмах
10. Характерными чертами афинской системы воспитания, являются …
а) преобладание военно-физической подготовки
б) всестороннее развитие личности
в) совместное обучение мальчиков и девочек
г) наличие частных и общественных учебных заведений
д) домашнее воспитание девочек
11. Сократ предложил метод обучения, основанный на ..., …, …
а) возбуждении у собеседника интереса к обсуждаемой проблеме
б) сообщении ученику готовых знаний
в) использовании наглядных примеров
г) беседе учителя с учеником
д) упорядочении достигнутого знания
12. К представителям педагогической мысли Древнего Рима относятся….
а) Тит Ливий
б) Квинтилиан
в) Гай Транквилл
г) Катон старший
д) Цицерон
13. Установите соответствие между датами и событиями возникновения западноевропейских средневековых школ:
1. IV-X вв. а) открытие университетов
2. X-XI вв. б) возникновение церковных школ
3. XI-XII вв. в) возникновение городских школ
14. Установите соответствие между религиозно-философскими подходами к образовательным системам и странами их распространения в эпоху средневековья:
1. Схоластика а) Западная Европа
2. Исихиазм б) Византия
3. Шариат в) исламский Восток
15. Установите соответствие между типами средневековых школ и их принадлежностью странам:
1. Мактаб а) Киевская Русь
2. Кафедральные школы б) Исламский Восток
3. Школы грамоты в) Западная Европа
16. Установите соответствие между представителями философско–педагогической мысли и их пед трактами
1. Винсент и Бове а) «Город солнца»