Файл: УМК История педагогики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.05.2024

Просмотров: 213

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Учебно-методический комплекс

Содержание курса. Основная и дополнительная литература

Тема 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения.

Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).

Тема 3. Развитие образования и пед. Мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.

Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.

Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.

Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.

Тема 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения.

Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).

Тема 3. Развитие образования и педагогической мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.

Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.

Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.

Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.

Методические рекомендации для преподавателя

Тема 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения.

Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).

Тема 3. Развитие образования и пед. Мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.

Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.

Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.

Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.

Методические указания для студентов

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения внутрисеместровых и промежуточных аттестаций контрольные материалы по внутрисеместровой аттестации

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 1

Вариант 2

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 1

Модуль 2

Примерная тематика рефератов

Вопросы на промежуточную аттестацию (к зачету) Вариант 1

Вариант 2

Дополнительные учебные материалы к учебно-методическому комплексу


Примерная тематика рефератов

  1. История образования и педагогической мысли как наука и академическая дисциплина; ее методология, цели и задачи.

  2. Воспитание детей в первобытном обществе.

  3. Воспитание, школа и философско-педагогическая мысль в странах Древнего Востока (на примере одной из стран).

  4. Основополагающие идеи античной педагогики и их преломление в современной практике образования.

  5. Эволюция идеи всестороннего развития личности в педагогике.

  6. Религиозно-педагогическая мысль и практика образования в средне­вековой Западной Европе.

  7. Зарождение и развитие университетского образования в Западной Европе.

  8. Воспитание средневековых рыцарей.

  9. Развитие гуманистических идеалов образования педагогами и мыслителями эпохи Возрождения.

  10. Основные дидактические принципы, провозглашенные в «Великой дидактике» Я.А. Коменского.

  11. Классно-урочная система в учениях Я.А. Коменского.

  12. Принцип природосообразности в воспитании: история и современ­ность.

  13. Теория «естественного воспитания» Ж.-Ж. Руссо.

  14. Роль трудового обучения в процессе развития личности ребенка по Ж.-Ж.Руссо («Эмиль, или О воспитании»).

  15. Достоинства и недостатки педагогической системы И.Ф. Гербарта.

  16. Идеи воспитывающего и развивающего обучения в истории педаго­гики (на примере нескольких педагогов).

  17. Идея индивидуального и природосообразного подхода к воспитанникам И.Г. Песталоцци..

  18. Учитель в педагогических системах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, А.В. Дистервега.

  19. Основные течения в реформаторской педагогике Западной Европы конца XIX – начала ХХ вв.

  20. Теория «трудовой школы» и «гражданского воспитания» Г. Кершенштейнера («Школа будущего – школа работы»).

  21. Идеи прагматической педагогики Д. Дьюи («Школа и общество»).

  22. Современное образование и школа за рубежом (на примере одной страны).

  23. Воспитательные идеалы в народной педагогике древних славян.

  24. Школьное и домашнее образование в Киевской Руси.

  25. Учебная литература Древней Руси.

  26. «Домострой» о воспитании нравственности.

  27. Просветительские реформы Петра I.

  28. Просветительская деятельность М.В. Ломоносова.

  29. Воспитание русского дворянина.

  30. Создание государственной системы образования в России (Уставы 1786, 1804 и 1864 гг.).

  31. История женского образования в России.

  32. Царскосельский лицей: элитное учебное заведение России.

  33. Гимназическое образование вчера и сегодня.

  34. Университетское образование в России: история вопроса.

  35. Начальная школа в России XIX – начала XX вв.

  36. Деятельность российского земства по организации народного образования.

  37. Авторские школы в России во второй половине XIX в. (Н. Корф, Н. Бунаков, Л. Толстой, С. Рачинский).

  38. Дидактические взгляды К.Д. Ушинского.

  39. Проблема нравственного воспитания в трудах К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого.

  40. Педагогика ненасилия Л.Н. Толстого.

  41. Идея гуманизации образования в истории отечественной и зарубеж­ной педагогики.

  42. Идея «свободного воспитания» в теории и практике российского образования.

  43. Теории трудового воспитания в истории педагогики.

  44. Основы семейного воспитания по П.Ф. Лесгафту.

  45. Развитие идеи свободного воспитания в отечественной педагогике.

  46. Обновление содержания, организационных форм и методов обучения в школах России после революции 1917 года.

  47. Основные принципы единой трудовой школы.

  48. Введение единой системы народного образования в СССР.

  49. Модели новой советской школы 20-х годов: достоинства и недос­татки.

  50. Экспериментальные школьные площадки в 20-30-е годы Советской России.

  51. Педология и ее влияние на отечественное образование.

  52. История детского (молодежного) движения в советский период: возникновение, развитие, проблемы и противоречия, современная оценка.

  53. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире.

  54. Педагогическая система А.С. Макаренко: плюсы и минусы.

  55. Коллектив и личность в педагогической системе А.С. Макаренко.

  56. Проблемы семейного воспитания в трудах А.С. Макаренко. Современные проблемы семьи.

  57. Современный взгляд на педагогическое наследие А.С. Макаренко.

  58. Нравственно-эстетическое воспитание в педагогической системе В.А. Сухомлинского.

  59. В.А. Сухомлинский о педагоге и его роли в развитии и воспитании ребенка.

  60. Педагогика сотрудничества.



Вопросы на промежуточную аттестацию (к зачету) Вариант 1

  1. История образования как наука и учебный курс, ее предмет, задачи, источники и методы исследования.

  2. Воспитание и образование в Древнем мире. Возникновение школ как специальных учебно-воспитательных учреждений организованного обучения и воспитания молодого поколения.

  3. Воспитание и образование в странах Древнего Востока.

  4. Воспитание и школа в античном мире. Зарождение и развитие идеи всестороннего развития личности.

  5. Воспитание и школа в эпоху Средневековья.

  6. Воспитание и образование в эпоху Возрождения в странах Ближнего и Среднего Востока, Западной Европы.

  7. Гуманистический характер педагогических взглядов Я. А. Коменского.

  8. Педагогические взгляды Дж. Локка. Его работа «Мысли о воспитании».

  9. Концепция естественного общечеловеческого воспитания. Ж.-Ж.Руссо и его роман-трактат «Эмиль, или о воспитании».

  10. Зарождение и развитие идей воспитывающего и развивающего обуче­ния (И. Г. Песталоцци, А. Дистервег и др.).

  11. Педагогическая система И. Ф. Гербарта.

  12. Зарубежная реформаторская педагогика (конец XIX – начало XX вв.): основные направления развития.

  13. Современные тенденции развития образования за рубежом.

  14. Педагогическая мысль и образование в Киевской Руси и Московском государстве до ХVIII в.

  15. Развитие образования в России в ХVIII.

  16. Создание и развитие государственной системы образования в Рос­сии в первой половине ХIХ в.

  17. Общественно-педагогическое движение России 60-х годов ХIХ в.

  18. Развитие образования в России во II половине ХIХ вв. Школьные реформы.

  19. К. Д. Ушинский – основоположник российской педагогической науки.

  20. Идея «свободного воспитания» в педагогической системе Л.Н. Толстого и ее реализация в практике работы Яснополянской школы.

  21. Советская школа и педагогика 20-х ‑ начала 30-х гг.

  22. Педагогические идеи А.С. Макаренко, их историческое значение.

  23. Советская школа в годы Великой Отечественной войны.

  24. Советская школа и педагогика 50-70-х гг.

  25. Гуманистическая педагогика и литературное наследие В.А. Сухомлинского

  26. Начало преобразования школы в России в 80-90-е гг. ХХ в.

  27. Педагогика сотрудничества.

  28. Тенденции и перспективы развития современного отечественного образования.


Вариант 2

  1. Предмет, задачи и структура курса истории образования и педагогической мысли. Его связь с другими науками.

  2. Происхождение и генезис воспитания в условиях первобытнообщинного строя.

  3. Спартанская и Афинская системы воспитания и образования.

  4. Становление и сущность христианской педагогической традиции.

  5. Гуманистическая философско-педагогическая мысль в эпоху возрождения.

  6. Я. А. Коменский и становление педагогической науки. Идея природосообразности в воспитании.

  7. Содержание и методы воспитания джентльмена согласно педагогической концепции Дж.Локка.

  8. Французские просветители о проблеме места и роли воспитания в становлении человека (К. А. Гельвеций, Д. Дидро).

  9. Система образования и воспитания, изложенная в романе Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании».

  10. Сущность теории элементарного образования И. Г. Песталоцци.

  11. Педагогические взгляды и деятельность А. Дистервега. Его работа «Руководство к образованию немецких учителей».

  12. Реформаторская педагогика конца XIX ‑ начала XX вв. в Западной Европе и США, ее влияние на развитие современного образования.

  13. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса за рубежом.

  14. Воспитание у восточных славян до X в. Влияние христианства на образование и развитие педагогической мысли в Киевской Руси.

  15. Развитие школы в русском централизованном государстве до XVIII в.

  16. Школа и образование в период правления Петра I. Зарождение и развитие профессионального образования в России.

  17. Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования и ее противоречивость

  18. Идея народности в педагогической системе К. Д. Ушин­ского. Его статья «О народности в общественном воспитании».

  19. Л. Н. Толстой о народной школе, ее задачах и методах обучения. Учебные книги Л. Н. Толстого.

  20. Школа и педагогическая мысль в России в конце ХIХ – начале ХХ вв.

  21. Концепция единой трудовой школы.

  22. Советская школа и педагогика 20-х ‑ начала 30-х гг.

  23. Коллектив и личность в педагогической системе А. С. Ма­каренко.

  24. Советская школа в годы Великой Отечественной войны. Послевоенные реформы в образовании.

  25. Проблема воспитания гармоничной гуманной личности в педагогике В. А. Сухомлинского.

  26. Кризис советской школы 70-х ‑ начала 80-х гг. Движение педагогов-новаторов.

  27. Реформы в общеобразовательной школе России в 1990-х гг. Создание школ нового типа.

  28. Современная российская школа и основные направления ее развития.