ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.05.2024
Просмотров: 227
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание курса. Основная и дополнительная литература
Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).
Тема 3. Развитие образования и пед. Мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.
Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.
Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.
Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.
Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).
Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.
Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.
Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.
Методические рекомендации для преподавателя
Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).
Тема 3. Развитие образования и пед. Мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.
Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.
Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.
Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.
Методические указания для студентов
Вопросы на промежуточную аттестацию (к зачету) Вариант 1
Дополнительные учебные материалы к учебно-методическому комплексу
Примерная тематика рефератов
История образования и педагогической мысли как наука и академическая дисциплина; ее методология, цели и задачи.
Воспитание детей в первобытном обществе.
Воспитание, школа и философско-педагогическая мысль в странах Древнего Востока (на примере одной из стран).
Основополагающие идеи античной педагогики и их преломление в современной практике образования.
Эволюция идеи всестороннего развития личности в педагогике.
Религиозно-педагогическая мысль и практика образования в средневековой Западной Европе.
Зарождение и развитие университетского образования в Западной Европе.
Воспитание средневековых рыцарей.
Развитие гуманистических идеалов образования педагогами и мыслителями эпохи Возрождения.
Основные дидактические принципы, провозглашенные в «Великой дидактике» Я.А. Коменского.
Классно-урочная система в учениях Я.А. Коменского.
Принцип природосообразности в воспитании: история и современность.
Теория «естественного воспитания» Ж.-Ж. Руссо.
Роль трудового обучения в процессе развития личности ребенка по Ж.-Ж.Руссо («Эмиль, или О воспитании»).
Достоинства и недостатки педагогической системы И.Ф. Гербарта.
Идеи воспитывающего и развивающего обучения в истории педагогики (на примере нескольких педагогов).
Идея индивидуального и природосообразного подхода к воспитанникам И.Г. Песталоцци..
Учитель в педагогических системах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, А.В. Дистервега.
Основные течения в реформаторской педагогике Западной Европы конца XIX – начала ХХ вв.
Теория «трудовой школы» и «гражданского воспитания» Г. Кершенштейнера («Школа будущего – школа работы»).
Идеи прагматической педагогики Д. Дьюи («Школа и общество»).
Современное образование и школа за рубежом (на примере одной страны).
Воспитательные идеалы в народной педагогике древних славян.
Школьное и домашнее образование в Киевской Руси.
Учебная литература Древней Руси.
«Домострой» о воспитании нравственности.
Просветительские реформы Петра I.
Просветительская деятельность М.В. Ломоносова.
Воспитание русского дворянина.
Создание государственной системы образования в России (Уставы 1786, 1804 и 1864 гг.).
История женского образования в России.
Царскосельский лицей: элитное учебное заведение России.
Гимназическое образование вчера и сегодня.
Университетское образование в России: история вопроса.
Начальная школа в России XIX – начала XX вв.
Деятельность российского земства по организации народного образования.
Авторские школы в России во второй половине XIX в. (Н. Корф, Н. Бунаков, Л. Толстой, С. Рачинский).
Дидактические взгляды К.Д. Ушинского.
Проблема нравственного воспитания в трудах К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого.
Педагогика ненасилия Л.Н. Толстого.
Идея гуманизации образования в истории отечественной и зарубежной педагогики.
Идея «свободного воспитания» в теории и практике российского образования.
Теории трудового воспитания в истории педагогики.
Основы семейного воспитания по П.Ф. Лесгафту.
Развитие идеи свободного воспитания в отечественной педагогике.
Обновление содержания, организационных форм и методов обучения в школах России после революции 1917 года.
Основные принципы единой трудовой школы.
Введение единой системы народного образования в СССР.
Модели новой советской школы 20-х годов: достоинства и недостатки.
Экспериментальные школьные площадки в 20-30-е годы Советской России.
Педология и ее влияние на отечественное образование.
История детского (молодежного) движения в советский период: возникновение, развитие, проблемы и противоречия, современная оценка.
Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире.
Педагогическая система А.С. Макаренко: плюсы и минусы.
Коллектив и личность в педагогической системе А.С. Макаренко.
Проблемы семейного воспитания в трудах А.С. Макаренко. Современные проблемы семьи.
Современный взгляд на педагогическое наследие А.С. Макаренко.
Нравственно-эстетическое воспитание в педагогической системе В.А. Сухомлинского.
В.А. Сухомлинский о педагоге и его роли в развитии и воспитании ребенка.
Педагогика сотрудничества.
Вопросы на промежуточную аттестацию (к зачету) Вариант 1
История образования как наука и учебный курс, ее предмет, задачи, источники и методы исследования.
Воспитание и образование в Древнем мире. Возникновение школ как специальных учебно-воспитательных учреждений организованного обучения и воспитания молодого поколения.
Воспитание и образование в странах Древнего Востока.
Воспитание и школа в античном мире. Зарождение и развитие идеи всестороннего развития личности.
Воспитание и школа в эпоху Средневековья.
Воспитание и образование в эпоху Возрождения в странах Ближнего и Среднего Востока, Западной Европы.
Гуманистический характер педагогических взглядов Я. А. Коменского.
Педагогические взгляды Дж. Локка. Его работа «Мысли о воспитании».
Концепция естественного общечеловеческого воспитания. Ж.-Ж.Руссо и его роман-трактат «Эмиль, или о воспитании».
Зарождение и развитие идей воспитывающего и развивающего обучения (И. Г. Песталоцци, А. Дистервег и др.).
Педагогическая система И. Ф. Гербарта.
Зарубежная реформаторская педагогика (конец XIX – начало XX вв.): основные направления развития.
Современные тенденции развития образования за рубежом.
Педагогическая мысль и образование в Киевской Руси и Московском государстве до ХVIII в.
Развитие образования в России в ХVIII.
Создание и развитие государственной системы образования в России в первой половине ХIХ в.
Общественно-педагогическое движение России 60-х годов ХIХ в.
Развитие образования в России во II половине ХIХ вв. Школьные реформы.
К. Д. Ушинский – основоположник российской педагогической науки.
Идея «свободного воспитания» в педагогической системе Л.Н. Толстого и ее реализация в практике работы Яснополянской школы.
Советская школа и педагогика 20-х ‑ начала 30-х гг.
Педагогические идеи А.С. Макаренко, их историческое значение.
Советская школа в годы Великой Отечественной войны.
Советская школа и педагогика 50-70-х гг.
Гуманистическая педагогика и литературное наследие В.А. Сухомлинского
Начало преобразования школы в России в 80-90-е гг. ХХ в.
Педагогика сотрудничества.
Тенденции и перспективы развития современного отечественного образования.
Вариант 2
Предмет, задачи и структура курса истории образования и педагогической мысли. Его связь с другими науками.
Происхождение и генезис воспитания в условиях первобытнообщинного строя.
Спартанская и Афинская системы воспитания и образования.
Становление и сущность христианской педагогической традиции.
Гуманистическая философско-педагогическая мысль в эпоху возрождения.
Я. А. Коменский и становление педагогической науки. Идея природосообразности в воспитании.
Содержание и методы воспитания джентльмена согласно педагогической концепции Дж.Локка.
Французские просветители о проблеме места и роли воспитания в становлении человека (К. А. Гельвеций, Д. Дидро).
Система образования и воспитания, изложенная в романе Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании».
Сущность теории элементарного образования И. Г. Песталоцци.
Педагогические взгляды и деятельность А. Дистервега. Его работа «Руководство к образованию немецких учителей».
Реформаторская педагогика конца XIX ‑ начала XX вв. в Западной Европе и США, ее влияние на развитие современного образования.
Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса за рубежом.
Воспитание у восточных славян до X в. Влияние христианства на образование и развитие педагогической мысли в Киевской Руси.
Развитие школы в русском централизованном государстве до XVIII в.
Школа и образование в период правления Петра I. Зарождение и развитие профессионального образования в России.
Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования и ее противоречивость
Идея народности в педагогической системе К. Д. Ушинского. Его статья «О народности в общественном воспитании».
Л. Н. Толстой о народной школе, ее задачах и методах обучения. Учебные книги Л. Н. Толстого.
Школа и педагогическая мысль в России в конце ХIХ – начале ХХ вв.
Концепция единой трудовой школы.
Советская школа и педагогика 20-х ‑ начала 30-х гг.
Коллектив и личность в педагогической системе А. С. Макаренко.
Советская школа в годы Великой Отечественной войны. Послевоенные реформы в образовании.
Проблема воспитания гармоничной гуманной личности в педагогике В. А. Сухомлинского.
Кризис советской школы 70-х ‑ начала 80-х гг. Движение педагогов-новаторов.
Реформы в общеобразовательной школе России в 1990-х гг. Создание школ нового типа.
Современная российская школа и основные направления ее развития.