ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.05.2024
Просмотров: 237
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание курса. Основная и дополнительная литература
Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).
Тема 3. Развитие образования и пед. Мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.
Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.
Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.
Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.
Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).
Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.
Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.
Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.
Методические рекомендации для преподавателя
Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).
Тема 3. Развитие образования и пед. Мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.
Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.
Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.
Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.
Методические указания для студентов
Вопросы на промежуточную аттестацию (к зачету) Вариант 1
Дополнительные учебные материалы к учебно-методическому комплексу
Модуль 1. История педагогики и образования за рубежом
Цель модуля: обеспечить овладение студентов знаниями об истории возникновения и начального развития воспитания, образования, педагогической мысли, становлении гуманистической педагогики.
Тема 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения.
История педагогики и образования как наука и как учебный курс. Предмет, задачи и структура курса истории педагогики и образования, его связь с другими науками. Основные функции, источники историко-педагогической науки. Методы исторического анализа педагогических событий и явлений. Значение истории педагогики и образования в формировании профессиональной культуры будущего учителя.
Основные факторы, обусловившие происхождение воспитания. Становление системы общественных отношений и генезис воспитания. Основные формы воспитания в условиях первобытнообщинного строя. Отделение умственного образования от трудового и физического и возникновение организованных форм воспитания и обучения.
Воспитание и обучение в странах Древнего Востока. Возникновение первых школ и педагогической мысли.
Становление педагогических традиций в античном мире. Системы воспитания и образования в Древней Греции (Спарта, Афины). Проблемы воспитания в философских учениях Древней Греции (Сократ, Платон, Аристотель).
Своеобразие римской системы образования. Римские философы и педагоги о воспитании и образовании (Сенека, Цицерон, Плутарх, Квинтилиан).
Становление и сущность христианской педагогической традиции в средневековой Европе. Традиции религиозного и светского образования. Схоластика. Рыцарское воспитание. Возникновение первых университетов.
Гуманистическая философско-педагогическая мысль и образовательные модели эпохи Возрождения (XIV-XV вв.).
Основная литература:
Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.
Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2004.
Историографические и методологические проблемы изучения истории отечественной школы и педагогики / Под ред. Э.Д.Днепрова. – М., 1989.
История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.
История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2001.
Константинов Н.А. История педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. ‑ М., 1982.
Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. – М., 1994.
Кочетова А.А. Гуманистическая педагогика: истоки и тенденции развития. – СПб., 1997.
Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.
Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.
Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Пискунов ‑ М.: Просвещение, 1981.
Дополнительная литература:
Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2т. – М., 1994. – Т.1.
Гусева Н.В. Культура. Цивилизация. Образование: Социально-философский анализ оснований развития человека в контексте цивилизации и культуры. – М., 1992.
Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – M., 1963.
История Древнего Рима. – М., 1981.
История Древней Греции. – М., 1986.
Кинелев В.Г. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций / В.Г. Кинелев, В.Б. Миронов. – М., 1998.
Корнетов Г.Б. Становление воспитания как общественного явления. – М., 1992.
Очерки истории школы и педагогической мысли Древнего и средневекового Востока. – М., 1988.
Равкин З.И. Актуальные проблемы историко-педагогических исследований. – М., 1993.
Равкин З.И. Есть ли будущее у прошлого?// Воспитание школьников. –1993. – № 5.
Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).
Выделение педагогики в самостоятельную отрасль знаний. Педагогическая концепция Я.А. Коменского. «Великая дидактика» как итог предыдущего развития теории и практики обучения и воспитания. Возрастная периодизация развития детей и система школ по Коменскому. Содержание образования и методы обучения. Организация процесса обучения. Требования к учителю. Значение педагогики Коменского для последующего развития педагогики и школы.
Педагогические концепции Д.Локка. Цель и задачи воспитания. Содержание и методы воспитания и образования джентльмена. Проект организации школ для детей трудящихся. Д.Локк и дальнейшее развитие педагогической теории и практики.
Возникновение и развитие педагогики Просвещения. Педагогические идеи К.А.Гельвеция и Д.Дидро о роли среды и воспитания в формировании личности, их историческое значение.
Концепция естественного общечеловеческого воспитания Ж.-Ж. Руссо. Педагогический роман «Эмиль, или о воспитании». Периодизация жизни ребенка и особенности воспитания и обучения в каждом из возрастных периодов. Роль труда в воспитании и жизни человека. Проблема семейного и общественного воспитания. Внутренние противоречия педагогических взглядов Руссо. Историческое значение его идей, их влияние на развитие мировой педагогики. Последователи Руссо.
Становление массовой школы в странах Запада в конце ХVШ – начале XIX вв. Педагогические идеи и деятельность И.Г.Песталоцци. Идея развивающего обучения. Теория элементарного образования. Вклад Песталоцци в разработку дидактики и методики начального обучения детей. Влияние демократических идей Песталоцци на развитие педагогической теории и школьной практики.
Педагогическая теория И.Ф. Гербарта. Влияние Гербарта на дальнейшее развитие педагогической теории и практики.
Педагогическая деятельность и взгляды А. Дистервега. Разработка им проблем развивающего и воспитывающего обучения. Требования к учителю и его подготовке. Влияние идей Дистервега на дальнейшее развитие педагогики.
Семинар 1. Развитие теоретических основ образования зарубежными педагогами XVII – XIX вв.1
Основная литература:
Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.
Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2000.
История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.
История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2001.
Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. – М., 1994.
Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.
Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.
Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Пискунов ‑ М., 1981.
Дополнительная литература:
Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо. – М., 1980.
Зайченко Т.А. Джон Локк. – М., 1973.
Коменский Я.А. Великая дидактика // Я.А.Коменский. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. – М., 1982. – Т. 1.
Коменский Я.А. Избр. пед. соч. в 2-х т. Т. 1, 2. ‑ М., 1982.
Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. – М., 1993.
Кочетова А.А. Гуманистическая педагогика: истоки и тенденции развития. – СПб., 1997.
Локк Д. Соч.: В 3 т. - Т. 1-2 ‑ М., 1985.
Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский. – М., 1953.
Пискунов А.И. Жизнь, деятельность и педагогическое наследие Яна Коменского // Я.А.Коменский. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. – М.,1982. – Т.1. – С.7–24.
Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения в 2-х т. ‑ М., 1981.
Соловейчик С.Л. Час ученичества. – М., 2001.
Тема 3. Развитие образования и пед. Мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.
Исторические, социокультурные и научные предпосылки реформаторской педагогики.
Реформаторская педагогика конца XIX начала XX вв. в Западной Европе и США и ее основные течения. Трудовая школа и гражданское воспитание (Г. Кершенштейнер). Экспериментальная педагогика (В.А. Лай, Э. Мейман). Прагматическая педагогика в США (Д. Дьюи) и его последоваватели. Теория «свободного воспитания» (М. Монтессори).
Влияние реформаторской педагогики на практику массовой школы (Дальтон-план, метод проектов, комплексное обучениe и др.).
Основные тенденции развития образования и педагогической мысли в странах Западной Европы и США в XX – начале XXI вв.: демократизация, гуманизация, дифференциация, интеграция, модернизация. Поиски новых подходов к обучению: программированное обучение, технологизация процесса обучения, использование новейших технических средств, личностно-ориентированный подход к обучению и т.д.
Семинар 2. Реформаторская педагогика в Западной Европе конца XIX ‑ начала XX вв.
Основная литература:
Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.
Джуринский А.Н. Зарубежная школа: Современное состояние и тенденции развития: Учеб. пособие для студ. – М., 1993.
Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2000.
История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.
История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2001.
Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. – М.,1994.
Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.
Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.
Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Пискунов ‑ М., 1981.
Дополнительная литература:
Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание: опыт реформаторских школ Европы первой половины XX века. – Казань, 1996.
Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / Сост. В.А. Ротенберг. ‑ М., 1956.
Дьюи Дж. Школа и общество /Пер. с анг. ‑ М., 1925.