Файл: УМК Управление в образ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.05.2024

Просмотров: 286

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Учебно-методический комплекс

По учебному курсу «управление образовательными системами»

Рабочая учебная программа

Пояснительная записка

Объем курса и виды учебной работы

Содержание курса.

Примерный тематический план по курсу «Управление образовательными системами»

Содержание тем.

Тема 5. Система планирования работы общеобразовательного учреждения.

Основная литература.

Дополнительная литература.

Тема 6. Деятельность школы по обеспечению прав граждан на образование.

Основная литература.

Тема 7. Организация учебно-воспитательной работы школы. Переход на профильное обучение.

Основная литература.

Дополнительная литература.

Тема 8. Организация инновационной работы в образовательном учреждении.

Тема 10. Взаимодействие административных и общественных органов управления образовательного учреждения.

Основная литература.

Дополнительная литература.

Тема 11. Совершенствование системы внутришкольного контроля.

Основная литература.

Дополнительная литература.

Тема 12. Педагогический анализ образовательной деятельности.

Основная литература.

Дополнительная литература.

Тема 13. Показатели результатов образовательной деятельности.

Рекомендованная литература.

Практическое занятие 2

Рекомендованная литература.

Семинар 1.

Семинар 2

Рекомендованная литература.

Семинар 3

Рекомендованная литература.

Семинар 4

Рекомендованная литература.

Методические рекомендации для преподавателей

Методические указания для студентов.

Написание реферата.

Курсовые работы.

Выпускная квалификационная работа

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения внутрисеместровых и промежуточных аттестаций

Определение значимости модулей и количества баллов

Критерии освоения курса

Критерии оценивания результатов учебной деятельности студентов (в баллах)

Контроль освоения курса

Контрольные материалы по внутрисеместровой аттестации Вопросы и задания по самоконтролю и аттестации Вариант I.

Вариант 4.

Вариант 5.

По второму и третьему модулям

Вариант 2.

Вариант 3.

Вариант 4.

Вариант 5.

Вопросы на промежуточную аттестацию (к зачету) по курсу «Управление образовательными системами»

Варианты билетов для проведения зачета

Билет № 1

Билет № 2.

Билет № 4.

Материально-техническое обеспечение курса

Дополнительные учебные материалы к учебно-методическому комплексу

Дополнительная литература.

1. Е.В. Воронина. Профильное обучение: модели организации. – М.: Знание, 2006. – 256 с.

2. В.И. Зверева. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. – М.: Новая школа, 1997. – 320 с.

3. И.П. Раченко. НОТ учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 205 с.

4. Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. – М.: Пед. поиск, 2002. – 160 с.

5. Т.И. Шамова и др. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода. – М.: Пед. поиск, 2006. – 160 с.

Тема 8. Организация инновационной работы в образовательном учреждении.

Задачи, содержание, виды инновационной деятельности в общеобразовательной школе. Определение объекта и темы инновационной деятельности. Составление программы опытно-экспериментальной работы и подготовка к ней педагогического коллектива. Определение критериев оценки и показателей результата экспериментальной работы.

Основная литература.

1. А.М. Саранов. Инновационный процесс как фактор развития современной школы. – Волгоград: Перемена, 2000. – 259 с.

2. О.Г. Хомерики и др. Развитие школы как инновационный процесс: Метод пособие. – М.: Новая школа, 1994. 64 с.

3. В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: Магистр, 1997. – 308 с.

4. Управление профильным обучением на основе личностно-ориентированного подхода. – М.: Пед. поиск, 2006. – 160 с.

Дополнительная литература.

1. И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. Педагогическое проектирование. – М.: Академия, 2005. – 288 с.

2. Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. – М.: Новая школа, 1995. – 464 с.

3. А.М. Моисеев и др. Нововведения во внутришкольном управлении. – М.: Пед. общество, 1998. – 232 с.

Тема 9. Работа с педагогическими кадрами в школе.

Психологический климат в педагогическом коллективе, условия его оптимизации. Система морального и материального стимулирования педагогов. Организация методической работы в школе, повышение квалификации педагогических работников. Аттестация учительских кадров.

Основная литература.

1. Р.Х. Шакуров. Социально-педагогические проблемы руководства педколлективом. – М.: Педагогика, 1982. – 230 с.

2. А.Б. Вифлемский. Организация и оплата труда в школе / М.: Сентябрь, 2003. – 208 с.


3. Л.П. Ильенко. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях. – М.:. АРКТИ, 2003. – 168 с.

4. Т.Н. Макарова, В.А. Макаров. Аттестация педагогических работников в образовательных учреждениях / М.: Пед. поиск, 2006. – 160 с.

Дополнительная литература.

1. Л.М. Митина. Психология труда и профессионального развития учителя. – М.: Академия, 2004. – 320 с.

2. А.Б. Вифлемский, О.В. Чиркина. Экономика школы в локальных актах / М.: Сентябрь, 2004. – 224 с.

3. Аттестация педагогических и руководящих работников. Справочник. – М.: «Обр. в док.», 2003. – 192 с.

4. Т.Н. Макарова. Планирование и организация методической работы в школе. Ч.2. – М.: Пед. поиск, 2002. – 160 с.

5. Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса / М.: Пед. поиск, 2002. – 160 с.

6. Аттестация образовательных учреждений, педагогических и руководящих работников. – М.: Сфера, 2004. – 96 с.


Тема 10. Взаимодействие административных и общественных органов управления образовательного учреждения.

Функции работников администрации школы. Взаимодействие администрации школы с управляющим (школьным) и попечительским советами. Организация работы педагогического и методического советов школы. Деятельность совета микрорайона и совета профориентации школы. Координация работы родительского и ученического комитетов.

Основная литература.

1. Н.Ф. Дик. Государственно-общественное управление общеобр. учреждениями. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 320 с.

2. Г.Г. Габдуллин. Перестройка школы: проблемы управления. – Казань: Тат. кн. изд-во, 1990. – 206 с.

3. Т.Н. Беркалиев и др. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. – СПб.: КАРО, 2007. – 144 с.

Дополнительная литература.

1. Эффективное управление школой в современных условиях. Учебно-метод. пособие. – СПб.: КАРО, 2005. – 272 с.

2. Управление школой: Словарь-справочник / Под ред. А.М. Моисеева, А.А. Хвана. – М.: Пед. общество, 2005. – 320 с.

3. Ю.А. Конаржевский. Менеджмент и внутришкольное управление / М.: Пед. поиск, 2000. – 224 с.

4. Д.А. Ягофаров. Нормативно-правовое обеспечение образования: Учебное пособие для студентов педвузов. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 399 с.

Модуль 3. Оценка качества образования в школе.

Цель модуля: Обеспечить овладение студентами знаниями педагогического контроля и анализа процесса и результатов образовательной деятельности.

Тема 11. Совершенствование системы внутришкольного контроля.

Задачи и содержание педагогического контроля. Мониторинговая деятельность в образовании. Формы и методы контроля за учебно-воспитательным процессом. Пути преодоления формализма и повышения действенности контрольной деятельности.

Основная литература.

1. П.И. Третьяков. Управление школой по результатам. – М.: Новая школа, 1997. – 288 с.

2. Г.Г. Габдуллин. Школоведение. Курс лекций по педагогике. – Казань: Газ.-журн. изд-во, 1997. – 230 с.

3. Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. Ч.1. / Сост. Е.М. Муравьева, А.Е. Богоявленская. – М.: Пед. поиск, 2002. – 144 с.

4. Н.А. Шубин. Внутришкольный контроль. – М.: просвещение, 1997. – 160 с.

Дополнительная литература.

1. Д.А. Давыдов, Р.Г. Шарафиев. Организация и проведение компьютерного контроля знаний. – Уфа: Демиург, 2005. – 96 с.


2. В.П. Симонов. Педагогический менеджмент. – М.: Высшее образование, 2006. – 357 с.

3. Диагностика успешности учителя. Сб. метод. матер. / Сост. Т.В. Морозова. – М.: Пед. поиск, 2001. – 160 с.

4. В.Г. Максимов. Педагогическая диагностика в школе. – М.: Академия, 2002. – 272 с.

5. П.И. Третьяков. Оперативное управление качеством образования в школе. – М.: Скрипторий, 2004. – 568 с.

Тема 12. Педагогический анализ образовательной деятельности.

Педагогический анализ как функция управления школой. Исследовательский подход в управлении учебно-воспитательной работой в школе. Анализ урока и воспитательного мероприятия. Анализ деятельности учителя и классного руководителя.

Основная литература.

1. Ю.А. Конаржевский. Пед. анализ и управление школой. – М.: Педагогика, 1986. – 203 с.

2. Анализ урока: типология, методики, диагностика / Авторы-сост. Л.В. Голубева, Т.А. Чегодаева. – Волгоград, 2007.-121 с.

3. Ю.А. Конаржевский. Системный подход к анализу воспитательного мероприятия. – Челябинск, ЧГПИ, 1980. – 86 с.


Дополнительная литература.

1. Диагностика успешности учителя. Сб.метод. матер. / Сост. Т.В. Морозова. – М.: Пед. поиск, 2001. – 160 с.

2. Е.В. Татьянченко. Подготовка к наблюдению урока как вид управленческой деятельности руководителя школы. – Челябинск, Пед. общество, 1989. – 50 с.

3. Е.В. Советова. Административная работа в школе. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 476 с.

4. О.В. Тараненко. Диагностика воспитательной работы в классе. – Тверь: ЧуДо, 2000. – 32 с.

5. Г.Б. Скок. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. Учебное пособие / Отв. ред. Ю.А. Кудрявцев. – М.: Пед. общество, 2000. – 102 с.

Тема 13. Показатели результатов образовательной деятельности.

Подведение итогов работы школы. Критерии оценки качества образования. Индикативные показатели результатов учебно-воспитательной деятельности. Показатели ресурсного обеспечения образовательной деятельности.

Основная литература.

1. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. – М.: Пед. общество, 2004. – 448 с.

2. Г.Г. Габдуллин. Перестройка школы: проблемы управления. – Казань: Тат. кн. изд-во, 1990. – 206 с.

3. Ю.А. Конаржевский. Анализ итогов учебного года. – Челябинск: ЧГПИ, 1985. – 164 с.

Дополнительная литература.

1. П.И. Третьяков. Оперативное управление качеством образования в школе. – М.: Скрипторий, 2004. – 568 с.

2. Эффективное управление школой в современных условиях. – СПб: КАРО, 2005. – 272 с.

3. Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. Ч.3. Составитель Е.М. Муравьев, Л.Е. Богоявленская. – М.: Пед. поиск, 2002. – 160 с.

4. Оценка качества образовательной деятельности школ и создание программ их развития. – М.: Сентябрь, 2004. – 160 с.

Планы практических и семинарских занятий.

Практическое занятие 1

по теме «Общеобразовательное учреждение как социально-педагогическая система и объект управления».

Тема для обсуждения: Современные проблемы модернизации учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе:

1. Проблемы обновления содержания образования в школе на основе его профилизации и компетентностного подхода.

2. Проблемы повышения качества общего образования посредством введения единого государственного экзамена (ЕГЭ) для выпускников средних школ.